REFERENCES
1. Polat, E.S. (2000), "Method of projects at lessons of a foreign language", Foreign languages at school, No. 2, pp. 4-10.
2. Goldin, V.E. (1996), Etiquette and speech, publishing house SSU, Saratov, Russian Federation.
3. Tenilov, E.A. (2010), "Formation of competitiveness of future specialist teacher in higher education institution", Modern problems of science and education, No. 1, pp. 63-66
4. Goodpaster, K.E. (2001), Business ethics and stakeholder analysis, in T.L.Bowie, N.E., Ethical Theory and business, 6th ed., Prentice-hall, Upper Saddle River, N.J. ,pp. 66-85.
5. Jeffrey Moriarty, Business, Ethics: An Overview, Bowling Green State University, Appears in Philosophy Compass 3:5 (2008).
6. Mizyurova E.Y. (2010), "Project methodology in formation of students' foreign language competence in non - language institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 51-56.
7. The foreign languages standard program for not linguistics specialized profession (2004), available at: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/sin/prog.pdf.
Контактная информация: e.v.androsova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.02.2012.
УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Александра Игоревна Колоколова, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр. Данная модель прошла экспериментальную проверку в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр. Так в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента преобладали лица с высоким (71,4%) и средним (13,7%) уровнем профессионально-коммуникативной подготовленности и лишь 15,4% респондентов находились на низком уровне. А в контрольной группе число респондентов с высоким уровнем компетентности составило 25,7%, средним - 33,2% и низким - 41,1%. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать разработанную педагогическую модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр в практику иноязычной подготовки курсантов других военно-учебных заведений.
Ключевые слова: модель, иностранный язык, курсанты военно-физкультурного вуза, обучающие игры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p125-130
MODEL OF FORMATION OF ABILITIES OF THE FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION AT CADETS OF MILITARY AND SPORTS
HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH USE OF TRAINING GAMES
Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexandera Igorevna Kolokolova, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of authors' researches on justification of pedagogical model of formation of abilities of professional communication in a foreign language at cadets of military and sports higher education institution with use of training games. This model has passed the experimental check during pedagogical experiment. Results of pedagogical experiment testify to high efficiency of the developed pedagogical model of formation of abilities of professional communication in a foreign language at cadets of military and sports higher education institution with use of training games. Thus, in experimental group by the end of the pedagogical experiment the persons with high (71.4%) and average (13.7%) level of professional and communicative readiness prevailed and only 15.4% of respondents were at a low level. Moreover, in control group the number of respondents with high level of competence made 25.7%, an average - 33.2% and low - 41.1%. Results of the conducted researches allow recommending the developed pedagogical model of formation of abilities of professional communication in a foreign language at cadets of military and sports higher education institution with use of training games in practice of foreign-language preparation of cadets of other military schools.
Keywords: model, foreign language, cadets of military and sports higher education institution, training games.
Международное сотрудничество в современном обществе, участие в миротворческих операциях при ликвидации военных конфликтов, расширение международных спортивных связей ставят перед выпускниками военно-физкультурного вуза задачу достаточно прочного освоения иностранного языка.
Анализ процесса профессиональной подготовки в военно-физкультурном вузе свидетельствует о низкой эффективности формирования навыков профессионального общения у выпускников на иностранном языке. Это объясняется тем, что методика преподавания ориентирована на простое запоминание иностранных слов и не учитывает возможности формирования навыков у курсантов профессионального общения на иностранном языке в практической сфере деятельности.
Изучение педагогической литературы, обобщение опыта подготовки курсантов военно-физкультурного вуза, по иностранному языку выявили слабую их подготовленность в иноязычной сфере профессиональной деятельности.
В современных условиях выдвигаются новые требования к системе иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. В связи с этим в настоящее время интенсивно проводится поиск создания комфортной среды для иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза, выбора адекватных методов обучения, а также научной организации педагогической деятельности преподавателей [1-11].
В настоящее время разрабатываются новые технологии иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. Наиболее важным является признание того факта, что развитие коммуникативных навыков профессионального общения на иностранном языке у выпускников военно-физкультурного вуза позволяет обеспечить их эффективную профессиональную деятельность. С помощью иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности выпускниками военно-физкультурного вуза решаются профессиональные задачи при проведении миротвор-
ческих операций, общении в составе спортивных делегаций за рубежом и т.д.
Рис. 1. Педагогическая модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием
обучающих игр
В этой связи перед выпускниками военно-физкультурного вуза ставится принципиально новая задача целенаправленного совершенствования их иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки. Поэтому необходим поиск новых эффективных педагогических технологий, направленных на оптимизацию системы иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки специалистов данного профиля. Анализ литературы свидетельствует, что одним из путей совершенствования иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки выпускников военно-физкультурного вуза является использование обучающих игр [1-2]. Однако, как свидетельствует анализ процесса иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки курсантов военно-
физкультурного вуза применение обучающих игр не нашло широкого применения. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем подготовленности преподавательского состава военно-физкультурного вуза для их использования и отсутствием научно обоснованной модели их применения. До сих пор не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением видов обучающих игр с целью разрешения проблем в сфере иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки для курсантов военно-физкультурного вуза. С целью улучшения качества образовательного процесса нами была разработана педагогическая модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр (рис. 1).
Данная модель прошла экспериментальную проверку в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр. Так в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента преобладали лица с высоким (71,4%) и средним (13,7%) уровнем профессионально-коммуникативной подготовленности и лишь 15,4% респондентов находились на низком уровне. А в контрольной группе число респондентов с высоким уровнем компетентности составило 25,7%, средним - 33,2% и низким - 41,1%.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели, формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр явились результаты, раскрывающие коммуникативный потенциал испытуемых. Так, по окончании педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ показатели, характеризующие коммуникативные знания, умения и навыки общения на иностранном языке были развиты в среднем лучше на 19-21%, по сравнению с испытуемыми КГ.
ВЫВОД. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать разработанную педагогическую модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр в практику иноязычной подготовки курсантов других военно-учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А. А. Технология управления спортивной работой в вооруженных силах Анголы с учетом военно-прикладной направленности системы физической подготовки / А. А. Болотин, А. Фернандес // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 3 (73). - С. 10-14.
2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.
4. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Дави-денко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
5. Григорьев, В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -
№ 1 (71). - С. 35-41.
6. Иванова, М.А. Факторы, определяющие необходимость овладения англоязычной грамотностью выпускниками морских вузов / М.А. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (95). - С. 51-55.
7. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориен-таций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.
8. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
9. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.
10. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
11. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application of game methods of training of experts in physical preparation and sports: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12 pp. 27-31.
3. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. (2010), "Technology of the management of sports work in armed forces of Angola taking into account the military-applied orientation of system of physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 10-14.
4. Burnyashev A. A. (2011), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.
5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 38-42.
6. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "The state educational standard - the stabilization instrument of development of physical culture in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4 pp. 39-45.
7. Ivanova, M.A. (2013), "Factors defining the need in mastering of English-speaking literacy by graduates of sea higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1 pp. 51-55.
8. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
9. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.
10. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.
11. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 86-89.
12. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.02.2012.
УДК 378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ДПС МВД РОССИИ
Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Виктор Викторович Коломиец, психолог, Отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел (ДПС ГИБДД ГУ МВД) России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Аннотация
Рассмотрено влияние индивидуального опыта занятий физической культурой сотрудников ДПС МВД России до поступления на службу, на совершенствование их профессионально важных физических качеств в процессе применения специализированной программы. Определено влияние предшествующего опыта занятиями физической культурой, на отношение к здоровому образу жизни, усвоения программы по специализированной физической подготовке сотрудников ДПС МВД России. Предложен мониторинг профессиональной физической подготовки, направленный на качественно новый уровень, выражающийся в переходе на самоподготовку и самосовершенствование, применение индивидуального подхода в физической подготовке, помощи в освоении физическими качествами и умениями для сотрудников имеющих недостаточный уровень физической подготовки.
Ключевые слова: индивидуальный опыт, профессионально важные физические качества, индивидуализация профессиональной физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p130-134
PERFECTION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TRAFFIC POLICE
Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Victor Viktorovich Kolomiyets, the psychologist, Separate battalion of Traffic police of State Inspection for Road Traffic Safety of Head Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across St. Petersburg and the Leningrad region
Annotation
Influence of individual experience of occupations by physical culture of staff of traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia before entry on duty, on improvement of their professionally important physical qualities in the course of application of the specialized program has been considered.