REFERENCES
1. Kovshura T.E. (2012), “Efficiency of the program on sports aerobics for higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 78-81.
2. Krjuchek, E.S., Kovshura, E.S. (2011), “Features of educational-training process in sports aerobics of students of not profile higher school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 90-93.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.09.2012.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПВО (ВКО) К БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Эдуардович Болотин, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор
педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Олег Сергеевич Зайцев, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию и разработке модели обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности.
Модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности состоит их четырех этапов, имеющих свои цели и задачи. На первом этапе основной целью физической подготовки является повышение общего уровня физической подготовки курсантов; на втором - корректирование слабо развитых физических качеств и прикладных навыков у курсантов; на третьем - подготовка к воздействию неблагоприятных факторов военнопрофессиональной деятельности и на четвертом - поддержание на требуемом уровне работоспособности.
Ключевые слова: курсанты; выпускники вузов ПВО (ВКО); боевая деятельность; физическая готовность; педагогическая модель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p38-42
PEDAGOGICAL MODEL OF ENSURING THE PHYSICAL READINESS OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE (AIR AND SPACE DEFENSE) TO FIGHTING ACTIVITY
Alexander Eduardovich Bolotin, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnic University,
Oleg Sergeyevich Zaytsev, the competitor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of the author on justification and development of model of ensuring the physical readiness of cadets and graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity.
The model of ensuring the physical readiness of cadets and graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity consists from four stages with specific pur-
poses and tasks for each one. At the first stage a main objective of physical preparation is increase of the general level of physical preparation of cadets; at the second - correction of poorly developed physical qualities and applied skills among the cadets; at the third - preparation for influence of adverse factors of military professional activity and at the fourth - maintenance of working capacity on the demanded level.
Keywords: cadets, graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense), fighting activity, physical readiness, pedagogical model.
Войска ПВО (ВКО) предназначены для охраны и обороны воздушного пространства России. В настоящее время реформирование сил ПВО выдвигает более жёсткие требования к уровню профессиональной и физической готовности выпускников вузов.
Анализируя состояние научной разработанности проблемы, а также практики формирования готовности боевых расчётов ПВО к военно-профессиональной деятельности, необходимо отметить, что в них недостаточно учтены особенности поведения индивидов в напряжённых ситуациях и их взаимного влияния друг на друга [6,7]. Формирование готовности выпускника вуза ПВО к деятельности направлено главным образом на совершенствование его профессиональной подготовленности [8], при этом не в полной мере учитывается взаимосвязь и влияние всех компонентов в структуре индивидуальной готовности к деятельности; профессионально-психологический отбор ориентирован на оценку наиболее ярко выраженных характеристик, которые не всегда отражают способность к военно-профессиональной деятельности; существующие методики оценки позволяют судить о достигнутом уровне подготовленности, как специалиста, так и расчёта, но не позволяют оценить способности специалиста, расчёта к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях, их готовность к военно-профессиональной деятельности в таких условиях.
В связи с тем, что комплексное воздействие неблагоприятных факторов может привести к восприятию индивидом ситуации как экстремальной, остро возникает проблема развития не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и способностей эффективно противостоять воздействию этих стресс-факторов. Установлено, что недостаточная профессиональная, психологическая и физическая готовность выпускников вузов ПВО приводит к срыву выполнения ими боевой задачи. Успех деятельности выпускника вуза ПВО в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении боевых задач во многом зависит от его физической готовности к такой деятельности.
Повышение физической подготовленности офицеров войск ПВО (ВКО) является в настоящее время одной из важнейших задач в деле поддержания высокой обороноспособности страны. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что наиболее актуальным является вопрос, раскрывающий значение физической подготовки для повышения работоспособности, предупреждения болезней, укрепления состояния здоровья офицеров, повышения уровня их физической подготовленности, поскольку специфика организации боевой подготовки и несения боевого дежурства значительно затрудняют проведение всех форм физической подготовки [1-5]. Кроме того, на состоянии офицеров войск ПВО (ВКО), отражается большая ответственность за результат выполнения ими боевой задачи, гиподинамия и другие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм. Поэтому проблема обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности является чрезвычайно актуальной. Между тем, проведённый анализ литературы, свидетельствует об отсутствии научного обоснования структуры и содержания педагогической модели для обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности. Это значительно снижает эффективность деятельности профессорско-преподавательского состава вузов войск ПВО (ВКО).
В процессе исследования была разработана модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности. Данная модель представлена на рисунке 1.
Цель - обеспечение физической готовности к выполнению боевых задач
_1Х_
Направленность деятельности преподавателей кафедры физической подготовки вузов ПВО (ВКО)
2 этап начальной профессиональной подготовкиД2-3 курсы)______________
1 этап предварительной подготовки (1 курс)
Физическая
готовность
курсантов
£
3 этап профессионального совершенствования (4-5 курсы)
4 этап профессионального становления (1, 2 год службы в войсках)
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Методическое обеспечение процесса физической подготовки
Цель -повышение общего уровня физической подготовки курсантов
т
Цель-корригирование слабо развитых физических качеств и
прикладных навыков
Т
Цель -подготовка воздействию неблагоприятных факторов воєнно-профессиональной деятельности
Т
Цель -поддержание на требуемом уровне работоспособности у выпускников вузов ПВО на этапе профессионального становления
Т
Направленность деятельности курсантов и выпускников
На развитие общей выносливости и силы
На развитие «отстающих» физических качеств и военноприкладных навыков
На развитие
психофизиологическ их систем
организма, наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов____________
На поддержание на высоком уровне физической готовности выпускников
Средства и методы физической подготовки
Упражнения на
силу, бег на
длинные дистанции, плавание,
передвижение на лыжах в
равномерном темпе
Гимнастические
упражнения,
преодоления
препятствий,
спортивные игры,
бег на средние
дистанции
Коллективные
упражнения,
спортивные
упражнения
внимание
быстроту
игры,
на
и
Рациональное
использование
физических
упражнений, исходя
из индивидуальной
физической
готовности
Рис. 1. Модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО
(ВКО) к боевой деятельности
Эффективность данной модели проверялась в ходе педагогического эксперимента. Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности. Показатели функционального состояния и физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели, для
обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности, явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемыми контрольной и экспериментальной групп во время тактических учений.
По окончании эксперимента в опытной группе (ЭГ) 37,2% выпускников достигли «высокого» уровня готовности к служебной деятельности; 33,2% «выше среднего»; 20,3% - «среднего» и 9,3% - «низкого».
В контрольной группе (КГ) эти показатели выражены следующими цифрами -12,7 %, 20,3 %, 38,5 % и 28,5%.
ВЫВОД: проведённое исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической модели, для обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО), к боевой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода / А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 14-18.
2. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
3. Зайцев, О.С. Технология формирования готовности к служебной деятельности у курсантов вузов ПВО / О.С. Зайцев, А. А. Голубев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 78-84.
4. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 46-48.
5. Сошкин, П. А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
6. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
7. Строгас, М.В. Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Строгас М.В. - СПб., 1998. - 24 с.
8. Шайхуллин, Т.Д. Методика комплексного применения средств физической подготовки для повышения уровня работоспособности летчиков-инструкторов армейской авиации / Т. Д. Шайхуллин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2009. - № 6 (52). - С. 93-98.
REFERENCES
1. Borisov, A.V. (2007), “Pedagogical technology of the organization physical preparations of officers of radio engineering parts air defense Air Force with use functional differentiated approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.33, No. 11, pp. 14-18.
2. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
3. Zaytsev, O.S. and Golubev, A.A. (2011), “Technology of the readiness formation
for service activity among the cadets of antiaircraft defense higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 78-84.
4. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 60-63.
5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
6. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
7. Strogas, M.V. (1998), Formation combat crew readiness command post area air defense to the profession: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Shajhullin, T.D. (2009), “The technique of complex application of physical training to improve health of pilots-instructors of Army aviation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.6, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2012.
УДК 796.412.2
ПОДГОТОВКА СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ К ИГРАМ ХХХ ОЛИМПИАДЫ Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, профессор, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, Заслуженный тренер России,
Москва,
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гимнастики, судья международной категории, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Андрей Андреевич Гурьев, Президент федерации художественной гимнастики г. Москвы
Аннотация
Художественная гимнастика входит в олимпийскую семью и должна развиваться по всем законам олимпизма. Олимпийский спорт - это рекорды, это высочайшие достижения. И в каждом виде спорта они разные. В художественной гимнастике рекорды это - максимальное проявление гибкости, координации, прыгучести, равновесия, вращательной подготовки, виртуозное владение предметом. Исполнение под выбранное музыкальное сопровождение должно полностью соответствовать характеру, темну и ритму данной музыки. Все это представлено в образную художественную форму для восприятия движений гимнастки публикой. В связи с этим, подготовка спортсменок в художественной гимнастике строится в целом с учетом требований спорта высших достижений, однако, необходимо учитывать специфику конкретного вида. В данной статье раскрыты технологические компоненты интегральной подготовки в художественной гимнастике, реализуемые в этом четырехлетии при подготовке к главному старту - Играм ХХХ Олимпиады в Лондоне (2012).
Ключевые слова: художественная гимнастика, Игры ХХХ Олимпиады, перспективные модели соревновательной деятельности, техническое мастерство, организационно-управленческий аспект, научно-методическое обеспечение, интегральная система подготовки гимнасток.