Научная статья на тему 'Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок'

Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КУРСАНТЫ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшин Иван Владимирович, Стафеев Алексей Викторович, Лапин Валерий Викторови

В статье обоснована педагогическая модель физической подготовки для курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок. Авторы отмечают, что необходимость обоснования педагогической модели физической подготовка курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок определяется высокой значимостью хорошего физического состояния и работоспособности выпускников вузов для выполнения боевых задач. Кроме того, это вызвано необходимостью расширения ограниченных возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с офицерами Воздушно-космических сил во время выполнения боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшин Иван Владимирович, Стафеев Алексей Викторович, Лапин Валерий Викторови

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of aerospace forces with the accented use of the technique for formation of the skills of the organization and carrying out the independent physical training

In article presents the results of the authors’ researches on justification of the pedagogical model of physical preparation for the cadets of higher education institutions of Aerospace forces with the accented use of the technique for formation of the skills of the organization and carrying out the independent physical training. Authors note that need in justification of the pedagogical model for the physical training of the cadets of higher education institutions of Aerospace forces with the accented use of the technique of formation of skills to the organization and carrying out the independent physical training is determined with the high importance of the good physical shape and efficiency of the university graduates in performance of the fighting tasks. Besides, it is caused by need in expansion of the limited opportunities for carrying out the planned classes in physical preparation with the officers of Aerospace forces during performance of the fighting tasks.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок»

Проведенным исследованием установлено, что одним из основных факторов способствующих получению травм, в первую очередь, является недостаточный уровень технической подготовленности некоторых членов команд, участников соревнований, и их низкая квалификация, и обычно это обнаруживается на фоне существенной физической и эмоциональной нагрузки.

Хотелось бы добавить, что на соревнованиях высокого уровня случаев травматизма отмечается значительно меньше, таким примером может служить прошедший в апреле 2014 года чемпионат коллективов физической культуры Хабаровской краевой организации «Динамо» по самбо, на котором участвовали 92 спортсмена, из них 2 МСМК, 20 МС, 18 КМС и 52 спортсмена массовых разрядов. На данных соревнованиях было зафиксировано всего 2 травмы.

В результате проведенного исследования, можно сделать заключение, что назрела необходимость, включения в учебные программы дисциплины «Физическая подготовка» образовательных организаций системы МВД России учебно-тренировочные занятия групп спортивного совершенствования по избранному виду спорта (служебно-прикладному). Это, несомненно, качественно повысит двигательные умения и навыки в выбранном виде спорта, а также степень координационных способностей занимающихся в целом, что повлияет на снижение уровня травматизма.

Вместе с тем, постоянное неформальное отношение преподавателя к вопросу профилактики травматизма, организация занятий на высоком профессиональном уровне, своевременно корректируемая методика проведения занятий, способствующая постоянному повышению технико-тактической оснащенности занимающихся, все эти меры, бесспорно, приведут к росту показателей координационных способностей и специальных двигательных навыков занимающихся, что позволит снизить до минимума получение травматических повреждений.

Контактная информация:7аЬгоу.ап^е]@уаМех.ги

Статья поступила в редакцию 17.11.2015

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ С АКЦЕНТИРОВАННЫМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК

Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, Валерий Викторович Лапин, кандидат педагогических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснована педагогическая модель физической подготовки для курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок. Авторы отмечают, что необходимость обоснования педагогической модели физической подготовка курсантов вузов Воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок определяется высокой значимостью хорошего физического состояния и работоспособности выпускников вузов для выполнения боевых задач. Кроме того, это вызвано необходимостью расширения ограниченных возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с офицерами Воздушно-космических сил во время выполнения боевых задач.

Ключевые слова: педагогическая модель физической подготовки; курсанты; методика формирования навыков по организации самостоятельных тренировок.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p261-265

PEDAGOGICAL MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AEROSPACE FORCES WITH THE ACCENTED

USE OF THE TECHNIQUE FOR FORMATION OF THE SKILLS OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE INDEPENDENT PHYSICAL

TRAINING

Ivan Vladimirovich Shukshin, the candidate of pedagogical sciences, Alexey Vktorovich Stafeev, the candidate of pedagogical sciences, Valery Viktorovich Lapin, the candidate of pedagogical sciences, The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

In article presents the results of the authors' researches on justification of the pedagogical model of physical preparation for the cadets of higher education institutions of Aerospace forces with the accented use of the technique for formation of the skills of the organization and carrying out the independent physical training. Authors note that need in justification of the pedagogical model for the physical training of the cadets of higher education institutions of Aerospace forces with the accented use of the technique of formation of skills to the organization and carrying out the independent physical training is determined with the high importance of the good physical shape and efficiency of the university graduates in performance of the fighting tasks. Besides, it is caused by need in expansion of the limited opportunities for carrying out the planned classes in physical preparation with the officers of Aerospace forces during performance of the fighting tasks.

Keywords: pedagogical model of physical preparation, cadets of higher education institutions of Aerospace forces, readiness for fighting activity, independent physical training.

Значительное обострение военно-политической обстановки в мире и возникновение террористических угроз безопасности России со стороны ИГИЛ и других экстремистских организаций потребовали новых подходов к поддержанию высокого уровня боеготовности выпускников вузов Воздушно-космических сил. [9]. Практика ведения боевых действий в Анголе, Сирии показала, что физическая готовность выпускников вузов Воздушно-космических сил к решению боевых задач является важнейшим фактором, обеспечивающим успешность боевой деятельности в борьбе с международным терроризмом. [1, 2]. Успех в ходе проведения боевых операций по уничтожению боевиков определяется высоким уровнем работоспособности офицеров Воздушно-космических сил, поскольку интенсивность боевой работы значительно возросла. Поэтому повышение уровня работоспособности у выпускников вузов Воздушно-космических сил является одной из важнейших задач их подготовки к эффективной военно-профессиональной деятельности в ходе обучения в высшем военно-учебном заведении. [3, 6-9]. Вместе с тем практика боевой деятельности офицеров Воздушно-космических сил в Сирии свидетельствует, что возможности для проведения плановых занятий по физической подготовке весьма ограничены. На первый план выходят умения офицеров Воздушно-космических сил самостоятельно организовывать свою физическую тренировку.

В настоящее время основная цель физической подготовки в вузах Воздушно-космических сил, заключается в обеспечении физической готовности выпускников к выполнению боевых задач. Модель квалифицированного выпускника вуза Воздушно-космических сил складывается из слагаемых профессиональной подготовленности и физической готовности. К слагаемым физической готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил относят: физическую подготовленность (уровень развития выносливости, силы, быстроты, ловкости); прикладную подготовленность (способность выполнять необходимые военно-прикладные действия); знания, умения, навыки по организации и проведению самостоятельных физических тренировок; устойчивые и развивающиеся физические качества; хорошее функциональное, психическое и физическое состояние

организма. [3-5, 9, 10].

Для решения вышеперечисленных задач в физической подготовке будущих офицеров Воздушно-космических сил необходима коренная перестройка системы их обучения в вузах. Основным направлением повышения эффективности физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил должна стать организация самостоятельных тренировок. Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о высокой эффективности применения самостоятельных тренировок. [3-5, 9, 10].

Цель - обеспечение физической готовности к выполнению боевых задач

3 Г

Содержание деятельности преподавателей кафедры физической подготовки вузов Воздушно-космических сил

2 этап становления навыков самостоятельных

1 этап проведения общей физической подготовки (1 курс)

гот(

проведения тренировок (2-3 курсы)

с

Физическая готовность курсантов

3 £

3 этап проведения самостоятельных физических тренировок (4-5 курсы)

4 этап физического становления и совершенствования (1 год службы в войсках)

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Целевые установки процесса физической подготовки

Цель - повышение уровня общей физической подготовленности курсантов, развитие ловкости, выносливости и др. Цель-формирование навыков организации и проведения самостоятельных тренировок Цель - организация и проведение самостоятельных физических тренировок, улучшение работоспособности Цель-поддержание на требуемом уровне работоспособности у выпускников вузов ВКС на этапе профессионального становления

\_1_1_1

Направленность тренировки курсантов и выпускников

На развитие общей выносливости, силы, а также «отстающих» физических качеств и военно-прикладных навыков На развитие методических навыков организации и проведения самостоятельных физических тренировок На развитие физиологических систем организма, наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов службы На самостоятельное поддержание на высоком уровне физической готовности у выпускников вузов ВКС к решению боевых задач

Соде] ржание процесса с шзической подготовки

Упражнения на силу, бег на длинные дистанции, плавание, передвижение на лыжах в равномерном темпе Тренировки в выполнении гимнастических упражнений, преодолении препятствий, метод. практика Самостоятельные тренировки по развитию основных физических качеств, спортивные игры, упражнения на внимание и быстроту Подбор и рациональное использование физических упражнений, исходя из индивидуальной физической готовности

Рис. 1. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Воздушно-

космических сил

Однако, проведенный анализ литературы свидетельствует об отсутствии научно обоснованной педагогической модели физической подготовки курсантов в вузах Воз-

душно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок. Проведенные исследования и анализ научной литературы показал, что до сих пор не нашли своего полного отражения вопросы, связанные с формированием навыков по организации самостоятельных тренировок. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных способов физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил с целью формирования навыков по организации самостоятельных тренировок. Для оптимизации процесса физической подготовки курсантов в вузе, нами была разработана педагогическая модель их обучения, с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок (рисунок 1).

Эффективность данной модели была проверена в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели. Акцентированное использование методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок приводит к росту показателей физической готовности выпускников к боевой деятельности. Выпускники, прошедшие обучение в рамках разработанной модели лучше владели навыками по организации самостоятельных тренировок. Они точнее планировали физическую нагрузку, использовали более разнообразный комплекс физических упражнений для повышения уровня собственной физической готовности по сравнению с испытуемыми контрольной группы (КГ).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели физической подготовки курсантов вуза Воздушно-космических сил, с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок.

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику физической подготовки курсантов, разработанной модели их обучения, с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.

2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

4. Болотин, А. Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки/ А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

5. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 1114.

7. Болотин, А. Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 1721.

8. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 39-42.

9. Савченко, О.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с использованием упражнений с гирями / О.А. Савченко, Д.А. Дубровин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 131-137.

10. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.

2. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

3. Bolotin, A.E. and Zaytsev, О^. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) for fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

4. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

5. Bolotin, A.E. and Bukhanov A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.

6. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

7. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.

8. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "The psychology and pedagogical conditions necessary for effective rationing of a training load in the course of physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 39-42.

9. Savchenko, O. A. and Dubrovin, D. A. (2015), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with use of exercises with weights", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 131-137.

10. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: staffeev2000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.