УДК 378 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ НОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Сергей Александрович Скрипачев, соискатель,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Ярославский филиал)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО. В качестве основных факторов, определяющих необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО, респонденты отметили наличие различий в весоростовых показателях курсантов, а также разную реакция организма курсантов на физическую нагрузку. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие курсантов с разным соматотипом, а также на необходимость применения индивидуального подхода к планированию нагрузки во время занятий физической подготовкой. Большое значение в обеспечении нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО имеют дифференциация курсантов по уровню физической подготовленности, а также необходимость учета их физкультурных интересов и предпочтений. Важными факторами являются разная степень восстанавливаемости организма курсантов после занятий физической подготовкой и генетически обусловленные различия в быстроте развития физических качеств.
Ключевые слова: факторы; курсанты; нормирование тренировочной нагрузки; занятия по физической подготовке.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p24-28 FACTORS DEFINING THE NEED IN RATIONING OF THE TRAINING LOADS IN PROCESS OF THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Sergey Aleksandrovich Skripachev, the competitor,
The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
The article has presented the results of the author’s researches on identification of the factors defining the need in rationing of the training loads in process of the physical training of the cadets of the higher education institutions of air defense. As the major factors, defining the need in rationing of the training loads in process of the physical training of the cadets of the higher education institutions of air defense respondents noted the existence of distinctions in weight and height indicators of cadets, and also different reaction of the organism of the cadets to physical activity. Respondents also paid attention to such factors as presence of the cadets with miscellaneous somatotype, and need in application of the individual approach to loads planning during the physical preparation. In ensuring, the rationing of the training loads in process of the physical training of the cadets of the higher education institutions of air defense the need in considering their sports interests and preferences is of great importance both with differentiation of the cadets by level of physical readiness. Important factors include the different degree of restorability of the organism of the cadets after physical preparation and genetically caused distinctions in speed of development of the physical qualities.
Keywords: factors, cadets, rationing of training loads, physical training classes.
В современных условиях на выпускников вузов ПВО возлагается большая ответственность по поддержанию высокой боевой готовности личного состава и сохранению в
безопасности воздушного пространства страны. Поэтому повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов ПВО является в настоящее время одной из важнейших задач боевой подготовки. [1-16].
В условиях реформирования войск ПВО большое значение уделяется оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах, связанной с точным нормированием тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами. Точное нормирование тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами вузов ПВО играет важную роль в эффективном развитии физических качеств и повышении уровня их готовности к служебно-боевой деятельности. [116]. В настоящее время в Наставлении по физической подготовке для проверки и оценки уровня подготовленности курсантов введена бальная оценка. Она в какой-то степени учитывает индивидуальные антропометрические показатели курсантов. Вместе с тем, в современном Наставлении по физической подготовке ничего не сказано о нормировании тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами, имеющими разные антропометрические показатели и соматотипы. Это негативно сказывается на организации процесса физической подготовки в вузах Министерства обороны России.
Практика показывает, что точное нормирование тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами обеспечивает высокое качество образовательного процесса в вузах ПВО. Исследования показали, что нормированное использование физических упражнений способствует повышению уровня всех функциональных систем организма курсантов, облегчает освоение важнейших военно-прикладных навыков. Под влиянием нормирования тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке происходит повышение резервных и адаптационных возможностей организма курсантов. Это благотворно сказывается на их работоспособности и способствует более быстрому освоению воинской специальностью.
Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 87 тренеров и преподавателей вузов ПВО страны, имеющих опыт работы на кафедрах физической подготовки и спорта более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой ________________________курсантов вузов ПВО (п=47)________________________
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Наличие различий в весоростовых показателях курсантов 18,7
2 Разная реакция организма курсантов на физическую нагрузку 17,3
3 Наличие курсантов с разным соматотипом, занимающихся физической подготовкой 15,5
4 Необходимость применения индивидуального подхода к планированию нагрузки во время занятий физической подготовкой 14,1
5 Необходимость дифференциации курсантов по уровню физической подготовленности 10,9
6 Необходимость учета физкультурных интересов и предпочтений курсантов 9,5
7 Генетически обусловленные различия в быстроте развития физических качеств 7,7
8 Разная степень восстанавливаемости организма курсантов после занятий физической подготовкой 6,3
В качестве основных факторов, определяющих необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО,
респонденты отметили наличие различий в весоростовых показателях курсантов, а также разную реакция организма курсантов на физическую нагрузку. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие курсантов с разным соматотипом, а также на необходимость применения индивидуального подхода к планированию нагрузки во время занятий физической подготовкой. Большое значение в обеспечении нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО имеют дифференциация курсантов по уровню физической подготовленности, а также необходимость учета их физкультурных интересов и предпочтений. Важными факторами являются разная степень восстанавливаемости организма курсантов после занятий физической подготовкой и генетически обусловленные различия в быстроте развития физических качеств. Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава кафедр по физической подготовке и спорту вузов ПВО для разработки оптимальной модели проведения занятий с курсантами.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели проведения занятий с курсантами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе /
A.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.
6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
7. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
8. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
9. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). -
C. 68-76.
10. Таймазов, В. А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
11. Титушина, Н. В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н. В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
12. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. -
С. 83-86.
13. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
15. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185
16. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), “Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R. A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Rudenko G. V. (2013), “The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.
6. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
7. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
8. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
9. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
10. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
11. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
12. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
13. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
14. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
15. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
16. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagog-
ical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2014.
УДК 373.1;37.026
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Павел Сергеевич Вадюхин, аспирант,
Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния типов нервной системы на проявление физических качеств и познавательных процессов у детей 6-7 лет. Приводятся данные характеризующие различие в уровне развития скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, восприятии, памяти, внимании, мышлении у детей с различными типами нервной системы.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, тип нервной системы, физические и психические качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p28-30 INFLUENCE OF THE NERVOUS SYSTEM TYPES ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL FITNESS AND COGNITIVE PROCESSES OF THE CHILDREN AGED 6-7 YEARS
Pavel VSergeevich Vadiukhin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the influence of the types of nervous system on manifestation of the physical characteristics and cognitive processes among the children aged 6-7 years old with various properties of the nervous system. The data characterizing the difference in the level of speed and power, coordination abilities, flexibility, perception, memory, attention, thinking among the children with different types of the nervous system have been presented.
Keywords: senior preschool age, nervous system type, physical and mental qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема влияния типов нервной системы на уровень развития и проявления физических качеств и познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста изучена пока не достаточно. В связи с этим ее разработка представляет научный и практический интерес. Цель данного исследования - выявить различия в уровне развития физических качеств и познавательных процессов у детей 6-7 лет с различными типами нервной системы. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждения № 1 г. Мончегорске в нем приняло участие 74 испытуемых из них 46 мальчиков и 28 девочек. Для оценки развития физических качеств детей 6-7 лет применялись следующие тесты: Скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места (см). Координационные способности - подбрасывание и ловля мяча (кол-во). Гибкость - наклон вперед из положения, сидя на полу (см).
Изучение показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние детей 67 лет до и после занятий физическими упражнениями, осуществлялось с помощью проективного теста тревожности Басса-Дарки, а также рисуночного теста Бака «Дом. Дерево.