Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость овладения англоязычной грамотностью выпускниками морских вузов'

Факторы, определяющие необходимость овладения англоязычной грамотностью выпускниками морских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОРЕПЛАВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОРСКИЕ ВУЗЫ / FACTORS / ENGLISH / NAVIGATION / FOREIGN-LANGUAGE TRAINING / SEA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Аркадьевна

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость изучения английского языка в морских вузах России. В качестве основных факторов, автор отмечает: необходимость научного обоснования содержания иноязычного обучения инженеров в системе управления безопасностью мореплаванием; создание целостной системы иноязычной подготовки кадров в области международной морской деятельности с целью обеспечения и управления безопасностью мореплавания; необходимость создания современной системы иноязычного профессионального обучения инженеров. Сюда же автор относит: необходимость привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления безопасностью мореплавания; сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности; недостаточный уровень владения общим и специальным английским языком выпускниками морских вузов; выработку объективных критериев оценки развития иноязычной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in mastering of English-speaking literacy by graduates of sea higher education institutions

Results of researches of the author on identification of the factors defining the need in studying of English in sea higher education institutions of Russia have been presented in the article. The author notes as major factors: need of scientific justification of the content of foreign-language training of engineers in system of control of safety of navigation; creation of complete system of foreign-language training in the field of the international sea activity for the purpose of providing and management of safety of navigation; need in creation of modern system of foreign-language vocational training of engineers. The author carries here: need in attraction of qualified personnel in crew personnel and sphere of management of safety of navigation; preservation and development of structure of education with specialization in all types of sea activity; insufficient level of proficiency in the common and special English among the graduates of sea higher education institutions; development of objective criteria for assessment of development of foreign-language literacy.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость овладения англоязычной грамотностью выпускниками морских вузов»

№ 3 (85). - С. 94-103.

9. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 48-57.

REFERENCES

1. Zelenin, L.A. (2004), Device for the balance function of rowers development: author’s certificate for the useful model № 40199 10.09.2004. Federal service of the intellectual property, patents and trademarks, available at: http://arena-sever.ru/40199.htm.

2. Zelenin, L.A. (2012), Canoe-trainer: RF invention patent № 2461404 September, 20 2012, available at: http://ru-patent.info/24/61/2461404.html

3. Zelenin, L.A. (2010), “Device, usage, consideration of the dynamic rowing «Canoe-trainer»”, Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and sport, No. 3 (16), pp. 1-10, available at: http://www.twirpx.com/file/921920/.

4. Zelenin, L.A. (2011), “Biomechanical basis of the most important parameters of the new rowing trainer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 5461.

5. Zelenin, L.A. (2011), “New simulator for improving safety, equilibrium and technical readiness of rowers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 76-80.

6. Zelenin, L.A. (2011), “Applied-scientific features of a new system of sliding on snow «Simulator-canoe»”, Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and: Russian scientific electronic journal, No. № 3 (20), pp. 59-63, available at: http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011 .pdf.

7. Zelenin, L.A. (2011), “Canoe-trainer features and effects of its usage”, Pedagogical-

psychological and medical-biological problems of the physical culture: Russian scientific electronic journal, No. № 3 (20), pp. 59-63, available at:

http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011 .pdf.

8. Zelenin, L.A. (2012), “Scientific-applied results of the readiness increasing of the novice canoe-rowers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 94103.

9. Zelenin, L.A. (2012), “Stalling conditions of the snow-glider «Canoe-trainer» from the position of biomechanical rowing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 48-57.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2013.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ВЫПУСКНИКАМИ МОРСКИХ ВУЗОВ

Марина Аркадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость изучения английского языка в морских вузах России. В качестве основных факторов, автор отмечает: необходимость научного обоснования содержания иноязычного обучения инженеров в системе управления безопасностью мореплаванием; создание целостной системы иноязычной подготовки кадров в области международной морской деятельности с целью обеспечения и управления безопасностью мореплавания; необходимость создания современной системы

иноязычного профессионального обучения инженеров. Сюда же автор относит: необходимость привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления безопасностью мореплавания; сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности; недостаточный уровень владения общим и специальным английским языком выпускниками морских вузов; выработку объективных критериев оценки развития иноязычной грамотности.

Ключевые слова: факторы, английский язык, мореплавание, иноязычное обучение, морские вузы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p51-55 FACTORS DEFINING THE NEED IN MASTERING OF ENGLISH-SPEAKING LITERACY BY GRADUATES OF SEA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Marina Arkadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg

Annotation

Results of researches of the author on identification of the factors defining the need in studying of English in sea higher education institutions of Russia have been presented in the article. The author notes as major factors: need of scientific justification of the content of foreign-language training of engineers in system of control of safety of navigation; creation of complete system of foreign-language training in the field of the international sea activity for the purpose of providing and management of safety of navigation; need in creation of modern system of foreign-language vocational training of engineers. The author carries here: need in attraction of qualified personnel in crew personnel and sphere of management of safety of navigation; preservation and development of structure of education with specialization in all types of sea activity; insufficient level of proficiency in the common and special English among the graduates of sea higher education institutions; development of objective criteria for assessment of development of foreign-language literacy.

Keywords: factors, English, navigation, foreign-language training, sea higher education institutions.

Национальные интересы РФ в Мировом океане заключаются сегодня: в сохранении незыблемости суверенитета Российской Федерации; в обеспечении суверенных прав и юрисдикции России, осуществляемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов; в обеспечении свободы открытого моря; в охране человеческой жизни на море, предотвращении загрязнения морской среды, обеспечении контроля за функционированием жизненно-важных морских коммуникаций. Охрана человеческой жизни на море также является приоритетным деятельности государства. Для обеспечения безопасности существуют системы принуждения (международные конвенции и нормы национального законодательства) и контроля (государства, классификационные общества и др.), позволяющие эффективно внедрять требования по соблюдению безопасности.

Решение поставленной проблемы предполагает создание условий подготовки и привлечение кадров в компании и в сферу управления деятельностью на море, а также государственную поддержку учебных заведений и организаций, деятельность которых связана с выполнением международных обязательств Российской Федерации в области подготовки кадров и обеспечения безопасности на море.

В условиях глобализации современного мира доля многонациональный компаний составляет более 60%, в которых английский язык является в качестве рабочего языка, не являясь его носителем. Иноязычная коммуникативная компетенция инженера является неотъемлемой системой управления безопасностью мореплавания.

Повышение безопасности работы инженеров на морских шельфах международных нефтедобывающих компаний и инженеров-механиков, охрана труда, защита окружающей среды от воздействия последствий морской деятельности определены в качестве

приоритетных задач, направленных на успешную реализацию национальной политики России.

По данным международной организации, от 75 до 80% всех аварийных случаев связано с человеческим фактором, т.е. с ошибками и нарушениями норм и правил со стороны инженеров. Из-за языковых проблем происходит от 10-20% аварий. В связи с этим компании требуют уверенного владения общим и специальным языком для всех членов работников и руководителей подразделений, в особенности в вопросах обеспечения практики безопасности. С целью выявления факторов, определяющих необходимость изучения английского языка в морских вузах России, был проведен опрос профессорско-преподавательского Морской академии имени Макарова. Всего в опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица1

Факторы, определяющие необходимость изучения английского языка в морских

вузах России (п=78)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Необходимость научного обоснования содержания иноязычного обучения инженеров в системе управления безопасностью мореплаванием 19,7

2 Создание целостной системы иноязычной подготовки кадров в области международной морской деятельности с целью обеспечения и управления безопасностью мореплавания 17,2

3 Необходимость создания современной системы иноязычного профессионального обучения инженеров 15,3

4 Необходимость привлечения квалифицирован-ных кадров в плавсостав и сферу управления безопасностью мореплавания 14,3

5 Сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности 11,7

6 Недостаточный уровень владения общим и специальным английским языком выпускниками морских вузов 9,7

7 Выработка объективных критериев оценки развития иноязычной грамотности 7,8

8 Необходимость разработка педагогических мер для сокращения сроков адаптации выпускников морских вузов к профессиональной деятельности 5,3

Все эти факторы отражаются на содержании языковой подготовки будущих инженеров и структуре их иноязычной коммуникативной компетенции. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования выпускники - инженеры морских вузов должны владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностях. Кроме того владение профессионально-ориентированным английским языком предусмотрено в конвенционных документах, регламентирующих подготовку кадров морских специальностей.

ВЫВОД. Таким образом, иноязычная коммуникативная компетенция, от уровня которой зависят успешность адаптации инженеров, их карьерный рост, обеспечение безопасности и выполнение международного законодательства является одной из приоритетных составляющих в структуре профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность организации и проведения спортивной работы в Вооруженных силах Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-

А.Фернандеш // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 2 (6). - С. 18-21.

2. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

3. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71) - С. 35-41.

4. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Дави-денко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.

5. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

6. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

7. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.

8. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. (2010), “The factors defining high efficiency of the organization and carrying out sports work in Armed forces of Angola”, Scientific reviewed "Actual Problems of Physical and Special Preparation of Power Structures" journal, No. 2(6), pp. 18-21.

2. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

3. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "The state educational standard - the stabilization instrument of development of physical culture in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4 pp. 39-45.

5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.

6. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.

5, pp. 127-130.

7. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military

schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.

8. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No.

8, pp. 86-89.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2013.

УДК 796:339.13

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Алексеевич Лобанов, аспирант,

Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета

Аннотация

Развитие конкурентных отношений в сфере физической культуры и спорта определяет необходимость поиска эффективных методов управления персоналом, так как именно компетентные кадры, в особенности руководители могут оказывать положительное влияние на психологический климат в коллективе. Это, в свою очередь, способствует мотивации тренеров-преподавателей и других работников, находящихся в подчинении у административного состава, к продуктивной трудовой деятельности, к высоким результатам на спортивной международной арене.

В настоящей статье подчеркивается роль управления на уровне самоуправления и отдельных физкультурно-спортивных организаций, значение человеческого ресурса для развития национальной экономики и общества в целом. В основе публикации обозначается проблема, касающаяся управления персоналом в муниципальной физкультурно-спортивной организации, раскрываются факторы, отрицательно влияющие на эффективность менеджмента, создание благоприятного климата в коллективе, также на размер заработной платы тренера-преподавателя. На основании факторного анализа предлагаются концептуальные соображения, способствующие эффективному менеджменту.

Ключевые слова: муниципальная физкультурно-спортивная организация, управление персоналом, менеджмент, стили и методы управления персоналом, психологический климат в коллективе, нормативно-правовые документы, материальное стимулирование, тренер-преподаватель, руководитель, заработная плата.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p55-61 FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT OF THE SPORTS SCHOOL

Natalia Vasilevna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Alekseevich Lobanov, the post-graduate student,

Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports of Moscow Urban Pedagogical University

Annotation

Development of the competitive relations in the sphere of physical culture and sport determines need in search of effective methods for management of the personnel as particularly the competent staff, especially heads can have positive impact on psychological climate in collective. It, in turn, promotes motivation of trainers-teachers and other employees being in submission at administrative structure, to productive labor activity, to good results on the sports international scene.

This article emphasizes the role of management at the level of self-control and separate sports organizations, the importance of human resources for development of national economy and society as a whole. The basis of the publication is a problem relating to personnel management in municipal physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.