Контактная информация: [email protected] УДК 796.011:797.122.3.081
НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАНОИСТОВ-НОВИЧКОВ
Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, профессор,
чемпион Мира по гребле,
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы ускоренного освоения техники гребковых двигательных действий с одновременным формированием специфического равновесия на суше с помощью созданных нами тренажёрных устройств. Использование наших тренажёров эффективно моделирует тренировочную и соревновательную деятельность гребцов, обеспечивая совпадающие эффекты от тренировок на тренажёрах и в лодке каноэ на воде: 1) по кинематике внешней картины движений и топографии, активно работающих мышц, например, при гребле на тренажёре активны те же группы мышц, что при гребле в лодке; 2) по интенсивности работы мышц, например, интенсивность гребли на «Тренажёр-каноэ» соответствует таковой в лодке; 3) по развиваемой силе и скорости гребков, например, для тренировки гребцов на суше резиновый бинт не годится, так как по мере его растягивания сила сопротивления пропорционально растёт и не зависит от скорости его растягивания. При выполнении гребка веслом в воде и на гребном тренажёре сила сопротивления преодолевается всеми мышечными системами туловища при помощи весла и зависит от скорости движения всей мышечной системы туловища.
Ключевые слова: блочный тренажёр, простейший тренажёр - тренировочное приспособление, «Каноэ-тренажёр для развития равновесия», «Тренажёр-каноэ», скользящий по снегу, специально-подготовительные упражнения, стойка каноиста, изометрический режим, статическая выносливость равновесия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p94-103 SCIENTIFICALLY APPLIED FINDINGS FOR THE CANOE-BEGINNERS TRAINING READINESS IMPROVEMENT
Leonid Aleksandrovich Zelenin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
World champion in rowing,
Perm State National Research University
Annotation
The following article considers the problems of accelerated mastering of hoe-type motion actions with simultaneous forming of specific balance on land by the use of simulators created by us. Use of our simulators effectively models the training and competitive activity of oarsmen, providing coinciding effects from training on simulators and on the canoe boat on water: 1) according to kinematics of an external picture of movements and topography, actively working muscles, for example, when rowing on the exercise simulator the same groups of muscles are active as in case of rowing in the boat; 2) by intensity of work of muscles, for example, intensity of rowing on "Exercise machine canoe" corresponds with observed in the boat; 3) on developed force and speed of fungi, for example, for training of oarsmen on the land the rubber bandage does not fit, as in process of its stretching the force of resistance proportionally grows and doesn't depend on speed of its extension. At performance of oar fungus in water and on the rowing exercise machine force of resistance is overcome by all muscular systems of body by means of an oar and depends on speed of movement of all muscular system of trunk.
Keywords: block simulator, elemental simulator -training device, "balance training canoe-simulator", snow-gliding "canoe-simulator", special preparatory exercises, canoeist attitude, isometric mode, static tolerance of balance.
Для минимизации числа опрокидываний юных каноистов в холодную воду требу-
ется антропомаксимологической подход (В. Д. Медведков, 2011), позволяющий в нужный момент включить максимальные возможности вестибулярного аппарата и мозжечка и этим предотвратить их падение в воду [13]. По мнению специалиста по дошкольному физическому воспитанию (Н.И. Медведковой, 2011), для более качественной подготовки дошкольников к качественным занятиям видами спорта с высокими требованиями к равновесию (гребля на байдарках и каноэ, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, все виды борьбы и др.) им необходимы специальные физические упражнения, направленные на улучшение функционального состояния мозжечка и вестибулярного аппарата [18].
Разработанная нами система направленных физических упражнений активно стимулирует повышение устойчивости тела в пространстве для эффективного развития равновесия каноистов [3,4,5,11,13,17,18]. На этапе первоначального обучения используются специально-подготовительные упражнения с выполнением техники гребковых двигательных действий в полной координации, выполняемые на полу без развития равновесия. Данная техника гребли с поддержанием равновесия формируется в правильной стойке каноиста, с оптимальным наклоном туловища вперёд, с вытянутыми вперёд обеими руками с веслом-имитатором в них. При этом стимулируется работа мышц подъёма спины (рис. 1) при выполнении гребковых движений. При этом необходима правильная работа тянущей нижней руки с одновременным проявлением выполнения активного упора верхней рукой вперёд на нос лодки; спортсмен выполняет опорную фазу гребка веслом-имитатором о пол, при выполнении гребковых движений он ощущает опору при помощи весла-имитатора. После выполнения опорной фазы гребка спортсмен поднимает весло-имитатор вверх до уровня груди, переходя в безопорную фазу гребка с последующим осуществлением начальной фазы гребка (рис. 2).
Рис. 1. Специально-подготовительное Рис. 2. Выполнение техники гребли на по-
упражнение с наклоном туловища вперёд и лу в полной координации
подъём его спиной
На этом этапе первоначального обучения мы использовали также специальноподготовительные упражнения на полу с помощью первого блочного тренажёра, которое показано на рис. 3. На рис 4 в стойке каноиста выполняется наклон туловища с вытянутым в руках вперёд веслом-имитатором, которое прикреплено к блочному тренажёру при помощи троса. Действие сил тяжести блоков передаётся на трос и способствует максимальному растягиванию туловища с вытянутыми руками вперёд. При этом туловище грудными мышцами касается бедра передней (направляющей) ноги, а затем туловище поднимается мышцами спины, преодолевая силу тяжести туловища и вытянутых рук с веслом-имитатором дополнительную силу от прикреплённых к тросу блоков блочного тренажёра (рис.4).
Первый тренажер на (рис. 3) - является блочным, гребковым устройством, на котором спортсмен обеспечивает себе правильное исходное положение (стойку каноиста). Рациональная стойка помогает правильно выполнять специальные технические двига-
тельные действия каноиста, преодолевающего вес груза, подвешенного через систему блоков. Эти действия являются сходными по своим биомеханическим, энергетическим и функциональным характеристикам. Данный тренажёр позволяет создать искусственные условия среды, направленные на эффективное формирование оптимальной стойки каноиста [6,7,8,9,10,14,15].
Рис. 3. Модуляция техники гребли в пол- Рис. 4. Выполнение специально-
ной координации на блочном тренажёре подготовительного упражнения наклоном
туловища вперёд с активным подъёмом мышцами спины на блочном тренажёре
В дальнейшем на этом же этапе обучения мы использовали разработанный и созданный нами второй простейший тренажёр (рис. 5) - тренировочное приспособление в виде У круглого бревна с небольшими качениями в стороны. Верхняя сторона этого тренажёра имеет плоскость, на которой располагается спортсмен в стойке каноиста, а другая, нижняя сторона, вогнутая наружу, проявляет боковые (бортовые) колебания в перпендикулярной плоскости.
Рис. 5. Простейший тренажёр - тренировочное приспособление в виде У круглого бревна с небольшими качениями в стороны
Рис.6. Выполнение специальноподготовительного упражнения наклоном туловища вперёд на У круглого бревна с небольшими качениями для удержания равновесия и активным подъёмом его мышцами спины с использованием блочного тренажёра
Простейший тренажёр (рис. 5) содержит в себе ряд конструктивных элементов, позволяющий воспроизводить заданные небольшие отклонения (качения) в стороны. Это устройство позволяет развивать равновесие с одновременным освоением гребковых дви-
жений в специально созданных для этого искусственных условиях, а также контролировать выполнение отрабатываемых движений за счёт особенности конструкции. Данное устройство не обладает какой-то множественностью свойств, но каждое выполненное гребковое движение способствует умению удерживать формируемое специфическое равновесие содействует качественной отработке совершенно определённого действия. Это устройство активно и ускоренно содействует качественной отработке совершенно определённого действия под руководством тренера - формированию специфического равновесия и элементов техники гребли.
На этапе углублённого разучивания техники гребли и развития равновесия, мы использовали сконструированный, разработанный, созданный и внедрённый нами в тренировочный процесс третий «Каноэ-тренажёр для развития функции равновесия» (рис. 7) [6,7,8,9,10,14,15,16]. На этот тренажёр получено положительное решение Роспатента на выдачу патента Российского агентства по патентам и товарным знакам, то есть он признан изобретением с мировой новизной. Данный тренажёр мы также использовали для направленного стимулирования ускоренного формирования и развития специфического (водного) равновесия на суше у начинающих каноистов с одновременным освоением техники гребковых движений. Как только спортсмен встает на плоскость тренажера в позе каноиста, то он мгновенно становится неустойчивым, проявляет колебательные движения в (боковой) бортовой плоскости, соответствующие колебаниям в каноэ-одиночке на воде.
Рис. 8. Специально-подготовительное упражнение наклоном туловища вперёд и с подъёмом его мышцами спины для последующего удержания специфического равновесия на «Каноэ-тренажёре для развития равновесия»
Четвёртый «Тренажёр-каноэ» (рис. 9) скользит на полозьях по уплотнённому снегу [6,7,8,9,10,14,15,16]. Он используется на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники гребли и развития равновесия. Это «Тренажёр-каноэ» не имеет аналогов в мировом тренажёростроении. Он моделирует гоночную каноэ-одиночку на воде и имеет возможность в условиях зимы скользить по снегу на лыжероллерной гоночной трассе, а также по пешеходной снеговой дороге, которая имеет неровности. При движении на скользящем по снегу гребном тренажёре каноист находится в стойке каноиста, как в каноэ-одиночке на воде. Это позволяет эффективно моделировать греблю на воде в искусственных условиях скольжения по снегу. При движении на тренажёрном устройстве в позе каноиста на асфальтовой пешеходной дороге постоянно встречаются неровности, которые неожиданно понижают устойчивость положения тела гребца на всём протяжении пути, стимулируя удержание специфического (водного) равновесия в статическом режиме работы нижней частью тела при одновременном выполнении гребковых двигательных действий верхней частью тела - туловищем и руками.
Рис.7. «Каноэ-тренажёр для развития равновесия»
Этот «Тренажёр-каноэ» признан Роспатентом изобретением. Он позволяет максимально быстро, точно и активно формировать и развивать технику гребковых движений и равновесие без нецелесообразных для гребли ошибок и переучиваний. Сформированные на нём двигательные связи для поддержания специфического равновесия эффективно переносятся при переходе каноистов с сконструированного тренажёра на открытую воду. На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники гребли и развития равновесия используется не только «Тренажёр-каноэ», но и гоночная лодка каноэ-одиночка (С1) показанная на рис. 10.
Рис.9. Скользящий по снегу «Тренажёр- Рис. 10. Техника гребли на каноэ одиночке
каноэ» (С1) на воде в полной координации
40-летний опыт тренера по гребле и педагогическое наблюдение за экспериментальными и контрольными группами позволили нам выявить, что 1-я экспериментальная группа, выйдя на воду, технические действия выполняла правильно, грамотно, от тренировки к тренировке прогрессируя очень быстро. Это даёт положительный психологический настрой и толчок для дальнейшего повышения спортивно-технического мастерства и дальнейшей серьёзной подготовки к первым официальным соревнованиям по гребле на байдарках и каноэ. Дальнейшие исследования тренировочного процесса и выступлений в соревнованиях по гребле каноистов 1-й экспериментальной группы показали высокое качество выполнения удержания специфического (водного) равновесия при сопряжённом освоении основ техники гребковых движений с уверенным балансом в умении сохранять равновесие в движущейся лодке и выполнять координационно-сложные движения (гребок) стимулирующие способность выполнять гребковые движения в высоком темпе.
По-видимому, это связано с использованием нами в тренировочном процессе гребцов специальных физических упражнений, направленных на развитие равновесия и устойчивости гребца в лодке [1,2,3,4,5,11,17,18]. При многократном выполнении различных сложных движений значительная роль отводится сенсорным коррекциям, т. е. информации, поступающей из мышц и внутренних органов при ключевой роли центральной нервной системы, способствующей коррекции синхронности и согласованности гребковых и других движений. Проприорецепторы наружных мышц и внутренних органов более эффективно сигнализируют о расположении отдельных звеньев всего тела и участвуют в совершенствовании двигательных действий при использовании сконструированных тренажёрных устройств. Тренажёры стимулируют согласованность включения всех систем организма гребца в развитие равновесия и повышение его тренированности.
В гребле на каноэ на воде в стойке каноиста для повышения аэробной выносливости удерживать равновесия в статической позе приходится длительное время: от 2 до 4-х часов. Для воспитания у новичков терпения удерживать равновесие в статической позе длительное время мы рекомендовали каноистам выполнять специальные упражнения в изометрическом режиме на суше от 30 до 300 с. [4,5,11,13,17,18].
Анализируя технику выдающихся гребцов современности, можно заключить, что
наиболее важными критериями, характеризующие функцию статического равновесия спортсменов, является временной показатель удержания статического равновесия на левой или правой ноге, а другая нога согнута в колене развёрнута в строну, и подошвой стопы упирается в другое колено. Руки при этом на поясе, зрение выключено (тест Е. Бондаревского, 1967) [4,12]. В своём виде спорта гребле на байдарках и каноэ, мы использовали метод для тестирования уровня специфического (водного) равновесия юных гребцов трёхминутное удержание простой стойки каноиста на «Каноэ-тренажёре для развития равновесия» [4,5,11,17,18]. Количество случаев потерь равновесия (кол-во ошибок) за 3 минуты характеризовало его уровень. Такой специальный для гребцов тест в исследовательской деятельности применялся впервые. Известно, что общий центр тяжести в стойке каноиста по отношению к площади опоры лодки каноэ расположен довольно высоко (И=550-650 мм). В «стойке каноиста» мышцы опорной ноги могут довольно долго и длительное время находиться в напряжённом состоянии то теряя, то находя равновесие. При этом все мышцы нижней части тела фиксированы, неподвижны, находятся в статике, проявляют изометрический режим напряжения и постоянно находятся в активном состоянии. При этом длина мышц не меняется. Верхняя часть тела, верхний плечевой пояс, туловище, руки, спина, тазобедренный сустав тела выполняют гребковые двигательные действия в сопряжённом длительном удержании специфического равновесия в неподвижной позе на ногах. Здесь проявляется статическое равновесие мышц, способность к дифференцированию мышечных ощущений. Изометрический режим в «позе каноиста» связан с активным напряжением мышечного тонуса ног и рациональным расположением всех звеньев и частей тела. Поэтому от состояния мышечной системы существенно зависит степень сохранения устойчивости тела. При целенаправленном формировании длительного по времени специфического равновесия, которое постоянно нарушается большими мышечными напряжениями при гребках и требуется воспитание специальной выносливости поддержания равновесия. Низкий уровень выносливости специфического равновесия гребца быстро вызывает усталость, боли в мышцах, их сведение или проявление судорог. В связи с необходимостью развития этого важного для гребцов физической способности мы ввели в теорию и методику гребли новый термин «Статическая выносливость равновесия» под которым понимаем координационную способность гребца длительно удерживать устойчивое вертикальное положение тела при статическом напряжении мышц и балансировать всеми частями тела с одновременным выполнением специальных физических упражнений [4,5,11,12,17]. Методика развития статической выносливости равновесия в теории и методике гребли абсолютно не разработана. Удержание равновесия в «стойке каноиста» при движении в лодке имеет свои особенности. Верхняя часть тела - верхний плечевой пояс, туловище, руки, шея, спина выполняют гребковые движения и при необходимости любой частью тела выполняют едва заметные движения для удержания равновесия. Поддержание равновесия предъявляет значительно высокие требования к сенсорным системам, а непривычные условия выполнения координационных заданий вызывают существенный тремор всех мышечных групп ног, что затрудняет управление движениями.
Стимулировать формирование статической выносливости равновесия необходимо с самых первых тренировочных занятий, так как подростки имеют богатый и разнообразный двигательный опыт легче усваивают движения в усложнённых условиях. Это объясняется более высокой лабильностью их нервной системы, стремлением к рискованным двигательным действиям, связанным с проявлением морально-волевых качеств: смелости, решительности, в способности преодоления себя [1,2,3, 4,5,11,17,18].
Целенаправленное воспитание статической выносливости равновесия - управляемый процесс, в ходе которого необходимо учитывать специфику данного тренируемого качества. Это требует нового научного подхода, разработки методики развития и совершенствования этой важной для гребцов физической способности. В связи с этим наша
система развития равновесия направлена также на активное формирование статической выносливости равновесия при одновременном выполнении основных элементов техники гребковых движений верхней частью тела и поддержании изометрического напряжения нижней части тела - ногами, которые постоянно и длительно находятся в работе для удержания равновесия в лодке на воде.
Задания длительного удержания специфического равновесия на тренажёрных устройствах сопряжены с большим мышечным напряжением, связанным с распределением и перераспределением мышечных усилий. Это способствует передаче на опорнодвигательный аппарат спортсмена гребца сигналов для рационализации взаиморасположения звеньев тела. При этом важное значение имеют сенсорные системы организма, стимулирующие уровень пространственной ориентировки, минимизирующие тем самым степени свободы движущейся системы. Всё это требует воспитания специфической статической выносливости равновесия для ног, так как верхняя часть тела - верхний плечевой пояс, руки, туловище (грудная клетка), спина (нижняя часть позвоночного столба) выполняют гребковые двигательные действия. Удержание равновесия в стойке каноиста на сконструированных нами тренажёрных устройствах имеет такие же особенности, какие проявляются при движении каноиста в лодке на воде. Удержание равновесия на левой, а затем на правой ноге и в позе каноиста стимулируют выявление рациональной стороны гребли.
Многолетние исследования и 40-летний опыт тренера по гребле позволили нам сделать следующие выводы:
1. Разработанные нами гребные тренажёрные устройства обеспечивают ускоренное развитие и совершенствование специфического равновесия при сопряжённом освоении техники гребли каноистов и минимизируют количество ошибок и переучиваний.
2. Оригинальные тренажёры, моделирующие каноэ-одиночку в современной модификации, эффективно улучшают равновесие гребцов и способствуют эффективному переносу повышенной устойчивости тела при переходе с тренажёра в лодку каноэ на открытую воду. Об этом свидетельствуют результаты 1-й экспериментальной группы, показывающие уменьшение количества ошибок «простой» стойке каноиста на 91% (Р<0,05), в «сложной» - на 83,33% (Р<0,05). Во 2-й экспериментальной группе количество ошибок в «простой» стойке каноиста уменьшилось на 69,40% (Р< ,05), в «сложной»
- на 69,03% (Р < 0,05). В контрольной группе количество ошибок в «простой» стойке ка-ноиста снизилось лишь на 42,86% (Р<0,05), в «сложной» на 58,27% (Р<0,05).
3. Использование «Каноэ-тренажёра для развития равновесия» сокращает сроки формирования равновесия в каноэ на воде на 41 тренировку, а «Тренажёра-каноэ» для условий зимы на 50 тренировок за учебный год.
4. Система специальных физических упражнений с применением тренажеров, направлена на развитие ускоренного равновесия, позволяет без форсированной подготовки участвовать каноистам в соревнованиях на 31 учебно-тренировочное занятие раньше. Она обеспечивает достижение более высоких результатов на соревнованиях. Все участники соревнований первой экспериментальной группы на дистанции 200 по Единой Всероссийской спортивной классификации показали среднегрупповое время 56,59±0,50 с., и все выполнили разрядные нормы. Из них 50% (10 чел) выполнили Ш взрослый разряд; 35% (7 чел) - ! юношеский разряд; 15% (3 чел) - П юношеский разряд. На дистанции 3000 м среднее время 1-й экспериментальной группы составило 960,80±9,38 с (16 мин 01 с). Из них 50% (10 чел) юношей гребцов выполнили Ш взрослый разряд; ! юношеский разряд 30% (6 чел); П юношеский разряд 20% (4 чел). Эта система сокращает процесс формирования равновесия юного каноиста и освоения основ техники гребли на каноэ на 72 учебно-тренировочных занятия.
5. Выявлена корреляционная связь между количеством ошибок, совершенных в "простой" и "сложной" стойках каноиста, и результатами соревнований на дистанции 200
м (г=0,84, Р<0,01 и г=0,66, Р<0,01); между равновесием и результатами соревнований на дистанции 3000 м (г=0,74, Р<0,01 и г=0,91, Р<0,01 соответственно). Обнаружена также корреляционная зависимость между временем прохождения каноистами дистанций на 200 и 3000 м (г=0,75, Р<0,01).
6. Скользящий по снегу «Тренажёр-каноэ» позволяет осуществлять биомеханическую оптимизацию подготовки гребцов.
7. Наши специализированные тренажёрные устройства создают искусственную среду, представляющую собой между гребцом и комплексом тренажёров две взаимосвязанные части единого управляющего контура, который настраивает всю систему естественных движений и искусственных влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей каноистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бетелева, Т.Г. Сенсорные механизмы развития мозга / Т.Г. Бетелева, Н.В. Дуб-ровинская, Д. А. Фарбер. - М. : Наука, 1987. - 176 с.
2. Бехтерева, Н.П. Физиология движений в серии «Руководство по физиологии» /
Н.П. Бехтерева. - Л. : Наука, 1976. - 376 с.
3. Зеленин, Л. А. Интенсивное обучение технике гребли на каноэ / Л. А Зеленин, И. Л. Зеленин // Современные проблемы физического воспитания и спорта учащейся молодёжи. - Пермь : Изд-во Пермского гос. ун-та, 1994. - С. 32-34.
4. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. .. .канд. пед. наук / Зеленин Л. А.
- Чайковский, 2004. - 198 с.
5. Зеленин, Л.А. Научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия / Л.А. Зеленин. - Нижний Новгород : [б.и.], 2006. - 42 с.
6. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» [Электронный ресурс] / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В. Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10. - http://kamgifk.ru/magazin/3_10/3_2010_06.pdf. - Дата обращения 27.03.2012.
7. Зеленин, Л. А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.
8. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин, В. Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 76-80.
9. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу
системы «Тренажёр-каноэ» [Электронный ресурс] / Л.А. Зеленин, В. Д. Медведков // Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 3 (20). - С. 59-63. -
http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011_08.pdf . - Дата обращения 27.03.2012.
10. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении [Электронный ресурс] / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2011. - № 3 (20). - С. 64-69. - http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011_09.pdf. -Дата обращения 27.03.2012.
11. Зеленин, Л. А. О развитии статической выносливости позных мышц для поддержания равновесия гребцов // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск : Изд.-во Новосибирского гос. техн. ун-та, 2011. - С. 255-257.
12. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : Изд-во АСТ, 1998. - 272 с.
13. Медведков, В. Д. Антропомаксимологический индивидуальный подход в подготовке ведущих борцов - основа России на всемирной универсиаде 2013 // Инновационные подходы и современные технологии в профессиональной области в вузовской физической культуре и по подготовке студентов к соревнованиям в России и международных соревнованиях : материалы Всерос. научн.-практ. конф. - Казань, 2011. - С. 239.
14. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств / И.П. Ратов. - М.
: Наука, 1972. - 909 с.
15. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. трудов / под ред. В.В. Кузнецова. - М., 1984. - С. 127-145.
16. Ратов, И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.
17. Руденко, С.А. Оценка способности к статическому равновесию у детей 6-7 лет, занимающихся спортивной аэробикой / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 80-83.
18. Сильдушкин, И.В. Причины заболеваемости и особенности физической подготовленности дошкольников / И.В. Сильдушкин, Н.И. Медведкова, С.В. Аширова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 170-173.
REFERENCES
1. Beteleva, T.G., Dubrovinski, N.V. and Farber, D.A. (1987), Sensory mechanisms of brain development, Science, Moscow, Russian Federation.
2. Bekhtereva, N.P. (1976), Physiology of movements in a series of "Physiology", Science, Leningrad, USSR.
3. Zelenin, L.A. and Zelenin, I.L. (1994), "Intensive training technique of canoeing", Modern problems of physical education and sport school youth, publishing house PSU, Perm, Russian Federation, pp. 32-34.
4. Zelenin, L.A. (2004), Improving balance canoeists newbies using special exercises and training simulator : dissertation, Chaikovski, Russian Federation.
5. Zelenin, L.A. (2006), Scientific-theoretical concept - static stamina balance, Nizgni Novgorod, Russian Federation.
6. Zelenin, L.A., Kataev, S.P. and Medvedkov, V.D. (2010), "Device, use, calculations
of dynamic propeller "Simulator-canoeing", available at:
http://kamgiik.ru/magazin/3_10/3_2010_06.pgf (accessed 28 Mart 2012).
7. Zelenin, L.A., Kataev, S.P., Medvedkov, V.D. (2011), "Biomechanical bases of major characteristics of new rowing simulator", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76 No. 6, pp. 54-61.
8. Zelenin L.A. and Medvedkov V.D. (2011), "New training apparatus for improvement of safety, balance and technical readiness of oarsmen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77 No. 7, pp. 76-80.
9. Zelenin L.A. and Medvedkov V.D. (2011), "Science and applied features of the new
snow sliding "trainer-canoe" system", available at:
http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011_08.pdf (accessed 28 Mart 2012).
10. Zelenin L.A. and Medvedkov V.D. (2011), "Features of the device simulator for canoe and effects in its us", available at:
http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011_09.pdf (accessed 28 Mart 2012).
11. Zelenin, L.A. (2011), "On the development of the static endurance posture muscles
to maintain equilibrium rowers", Problems and perspectives of development of education in Russia: proceedings of the 10th International scientific-practical Conference, Novosibirsk, Russian Federation, pp. 255-257.
12. Liakh, V.I. (1998), Tests in physical education school students: teacher’s Guide, publishing house AST, Moscow, Russian Federation.
13. Medbedkov, V.D. (2011), "Anthropological and maksimological individual approach in the preparation of the leading wrestlers are the basis of Russia at the World Universidad 2013", Innovative approaches and modern technologies in the professional field in high school physical education and to prepare students for competitions in Russia and international competitions: conference, Kazan, Russian Federation, p.239.
14. Ratov, I.P. (1972), Study of sports movements and change management capabilities of their characteristics using technical means, Science, Moscow, Russian Federation.
15. Ratov, I.P. (1984), "Methodology of concept of "artificial environment management and the prospects for its implementation in the preparation of athletes", Methodological problems of improving the system of sports training of qualified athletes, publishing house VNIIFK, Moscow, USSR, pp. 127-145.
16. Ratov, I.P. (1990), "Concept of the development prospects of physical culture and sports simulators", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 10-13.
17. Rudenko S.A. and Rudenko L.K. (2008), "Estimation of ability to static balance at children of 6-7 years, engaged sports aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45 No. 11, pp. 80-83.
18. Sildushkin, I.V., Medvedkova, N.I. and Ashirova, S.V. (2011), "Causes of morbidity and peculiarities of physical training of preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74 No. 4, pp. С. 170-173.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПРОФЕССИОГРАММА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук,
Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье разработана профессиограмма специалистов декоративно-прикладного искусства. Профессии, которые приобретают в колледже Высшей школы народных искусств, относятся к профессиям тонких и точных ручных работ. Особенности функциональных обязанностей в этих профессиях предусматривают овладение специфическим набором ценностей физической культуры, которые должны быть профилированными и эффективно способствовать формированию тех или иных двигательных способностей и личностных потребностей, которые в наилучшей мере обеспечивают профессиональную деятельность. Профессиональные знания, умения и навыки приобретаются путем общего и специального образования и практического опыта. Каждый вид профессии и специальности предъявляет общие и особенные требования к субъекту труда и в том числе к его общеобразовательной и специальной подготовленности, к уровню развития физических и психических качеств, к овладению определенными навыками и умениями, которые проявляются на фоне соответствующих мотивационно-потребностных установок и отношений к данной специальности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, средства основной гимнастики, профессионально-прикладная физическая культура.