Научная статья на тему 'Нетрадиционное развитие равновесия и техники гребли юных каноистов на суше'

Нетрадиционное развитие равновесия и техники гребли юных каноистов на суше Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
634
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБНОЙ СПОРТ / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / КАНОИСТ / СТАТИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ РАВНОВЕСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленин Л. А.

Огромная конкуренция на международной арене в гребном спорте требует неустанного и постоянного поиска новых, действенных средств, приёмов, подходов и методов работы с начинающими молодыми гребцами. При этом следует отметить, что научному обоснованию тренировочного процесса как у взрослых «мастеров весла» гребли, так и у юных спортсменов уделяется недостаточное внимание. В научно-методической литературе описываемые исследования проводятся чаще на гребцах, уже уверенно владеющих равновесием и техникой гребковых движений, а работ, посвящённых формированию, освоению и ускоренному развитию равновесия, техники гребли и овладению искусством управления лодкой начинающими каноистами, крайне мало. По этому вопросу многие известные специалисты по гребному спорту говорят, что овладением техники гребли и освоением специфического равновесия гребцов-новичков необходимо заниматься сначала на суше. Но как, где, чему и каким образом обучать? На эти вопросы учёные не дают ответа. В связи с этим в статье рассматриваются вопросы ускоренного формирования (без форсирования) специфического (водного) равновесия с одновременным освоением техники гребли на байдарках и каноэ. Разработка этих вопросов показала целесообразность введения нами научно-теоретического понятия статическая выносливость равновесия (Л.А. Зеленин, 2006, 2007, 2012), которая на этапе начального обучения начинающих гребцов особенно необходима и актуальна. В статье рассматривается разработанный, созданный и апробированный «Каноэ-тренажёр для развития равновесия», а также организация и результаты исследования, даются соответствующие выводы по ускоренному формированию специфического (водного) равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционное развитие равновесия и техники гребли юных каноистов на суше»

УДК 797.122.3:796.022.266

НЕТРАДИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ И ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ

ЮНЫХ КАНОИСТОВ НА СУШЕ

Л. А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Пермь, Россия

UNCONVENTIONAL DEVELOPMENT OF EQUILIBRIUM AND TECHNOLOGY OF ROWING OF NOVICE CANOEISTS OVERLAND

L. A. Zelenin - associate professor, candidate of Pedagogics, associate professor of

Physical Culture department, Perm National Research Polytechnic University (PNIPU), Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: гребной спорт, специфическое равновесие, каноист, статическая выносливость равновесия.

Аннотация. Огромная конкуренция на международной арене в гребном спорте требует неустанного и постоянного поиска новых, действенных средств, приёмов, подходов и методов работы с начинающими молодыми гребцами. При этом следует отметить, что научному обоснованию тренировочного процесса как у взрослых «мастеров весла» гребли, так и у юных спортсменов уделяется недостаточное внимание.

В научно-методической литературе описываемые исследования проводятся чаще на гребцах, уже уверенно владеющих равновесием и техникой гребковых движений, а работ, посвящённых формированию, освоению и ускоренному развитию равновесия, техники гребли и овладению искусством управления лодкой начинающими каноистами, крайне мало. По этому вопросу многие известные специалисты по гребному спорту говорят, что овладением техники гребли и освоением специфического равновесия гребцов-новичков необходимо заниматься сначала на суше. Но как, где, чему и каким образом обучать? На эти вопросы учёные не дают ответа.

В связи с этим в статье рассматриваются вопросы ускоренного формирования (без форсирования) специфического (водного) равновесия с одновременным освоением техники гребли на байдарках и каноэ. Разработка этих вопросов показала целесообразность введения нами научно-теоретического понятия статическая выносливость равновесия (Л.А. Зеленин, 2006, 2007, 2012), которая на этапе начального обучения начинающих гребцов особенно необходима и актуальна.

В статье рассматривается разработанный, созданный и апробированный ««Каноэ-тренажёр для развития равновесия», а также организация и результаты исследования, даются соответствующие выводы по ускоренному формированию специфического (водного) равновесия.

Key words: rowing, specific balance, canoeist, static persistence of balance.

Annotation. The huge competition in the international scene in rowing demands indefatigable and constant search of new, effective agents, receptions, approaches and methods of work with beginning young oarsmen. Thus it is necessary to notice, that to a scientific substantiation of training process as at adults «masters of an oar» rowing, and at juvenile sportsmen the insufficient attention is paid.

In the scientifically-methodical literature of research on oarsmen the small number is already confident owning balance and a technics hoe-type movements, and works devoted to formation, development and the accelerated development of balance, technics of rowing and mastering by control by a boat very much. Many known scientists on rowing say, that with technics mastering rowed also development by balance it is necessary to train on a land. But how and where to train? То these questions scientists do not give answers.

In this connection in the article questions of the accelerated formation of specific balance in rowing on kayaks and a canoe where we have introduced scientific-theoretical concept static persistence of balance (L.A.Zelenin, 2006, 2007) which at a stage of elementary education of beginning oarsmen is especially necessary and actual are surveyed.

In the article the training device developed, framed and approved is surveyed. The Canoe-training apparatus for balance development, the research organization, findings of investigation are also given accordingly conclusions on the acceleratedformation of specific balance.

Ведение. Специальная литература и наш 40-летний стаж работы тренера по гребному спорту свидетельствуют о том, что свои результаты исследователи получали на гребцах, которые уже уверенно сидели и работали в байдарках и каноэ, отлично управляли лодкой. Техника их двигательных действий была уже на качественном уровне (начало гребка, вгребание, проводка, конец гребка, амплитуда гребка, разворот туловища, наблюдалась хорошая опорная и безопорная фаза гребка и, соответственно, надёжное удержание равновесия в лодке). Начинающие гребцы, особенно в гребле на каноэ, всем этим искусством управления лодкой не обладают. Как воспитывать технику гребли начинающих гребцов, формировать специфическое (водное) равновесие, какие методы, подходы, приёмы применять и с помощью каких средств обучения формировать техническое мастерство особенно гребцов на каноэ, - на эти вопросы учёные не дают ответа, отмечая, что их следует сначала осваивать на суше и только потом тренировать в лодке на воде. В научно-методической и специальной литературе по гребному спорту мы не нашли научно обоснованных работ по освоению равновесия и овладению техники гребли на каноэ на воде. В связи с этим мы разработали новую систему развития равновесия, направленную на ускоренное повышение специальной устойчивости тела каноистов-новичков в пространстве, и сконструировали «Каноэ-тренажёр для развития равновесия», который является неотъемлемой частью системы развития равновесия усовершенствованного тренировочного процесса. В её основу заложена практическая реализация методики обучения юных гребцов технике гребли при одновременном формировании на суше двигательно-координационного специфического (водного) равновесия на неустойчивом тренажёре [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14] (рис 1).

Рис. 1. Каноэ-тренажер для развития равновесия Оригинальность

сконструированного нами

тренажёрного устройства заключается в том, что он по назначению, принципу действия, направленности, форме обучения, виду, структуре, обводам и логике работы формирует такое же балансирование, как каноэ-одиночка, находящаяся на воде. Созданный и разработанный нами тренажёр имеет обратную связь, которую обеспечивает брусок длиной 640 мм (5), прикреплённый к задней полуопоре, способный ограничить боковой крен тренажёра (ограничитель), который является страховкой от его переворачивания в сторону, от падений и травм юного гребца, и одновременно, коснувшись пола, показывает ошибку. Применение зеркала (6) в тренировочном процессе является дополнительным эффективным средством обратной связи со срочной информацией. В незадействованном виде тренажёрное устройство находится в горизонтальном положении. Как только спортсмен принимает стойку каноиста, тренажёр немедленно выходит из устойчивого положения. Удержание специфического равновесия на тренажёре можно разделить на два тесно связанных между собой элемента. Это удержание равновесия в безопорной и опорной фазе. Начинающий спортсмен, стоя в позе каноиста на тренажёре, поднимает весло (или его имитатор) перед собой на уровне груди и старается удерживать равновесие в безопорной фазе как можно дольше (простая стойка каноиста). Сложная стойка каноиста - это выполнение техники гребли на данном тренажёре в полной координации.

Организация исследования. В своих исследованиях мы применяли формирование удержания длительно по времени специфического (водного) равновесия на тренажёре в безопорной фазе (простая стойка каноиста) и осваивали технику гребли в полной координации (сложная стойка каноиста). В исследовании участвовали три группы начинающих гребцов-каноистов: контрольная (КГ) и две экспериментальные (ЭГ) по 20 человек в каждой, в возрасте 12-14 лет, которые тренировались 3 раза в неделю по 90 мин. с 1сентября по 15 апреля т.е. зимой и в холодное осенне-весеннее время. Контрольная группа занималась по общепринятой государственной программе детско-юношеских спортивных школ по гребле на байдарках и каноэ, в которой отводится отводилось на ловкость и гибкость 6 мин. 34 сек. в 1 занятие. 1-я экспериментальная группа выполняла специальные физические упражнения, развивающие общее равновесие (отводилось 26 мин. на 1 занятие ) и одновременно тренировалась на тренажёрном устройстве (26 мин. на 1 занятие). 2-я экспериментальная группа тренировалась только на тренажёре 35 мин. за 1 занятие. Все три группы имели одинаковый объём и длительность времени физических нагрузок. Однако две экспериментальные тренировались по разработанной нами методике с использованием тренажёрного устройства и системы ускоренного развития (без форсажа) равновесия.

С первых тренировочных занятий с начала сентября мы использовали все физические упражнения, направленные на развитие общего равновесия от простого к сложному на полу и возвышенности, а также выполняли специально подготовительные упражнения на тренажёрном устройстве. На тренировочных занятиях был проведён эксперимент, заключающийся в том, что каждый начинающий гребец всех трёх групп удерживал на тренажёрном устройстве в «простой» стойке каноиста специфическое (водное) равновесие в течение 3 мин. и при этом совершали некоторое количество ошибок. 1-я экспериментальная группа сделала в среднем - 33,52±1,55 ошибки; 2-я экспериментальная 33,11±1,60; контрольная группа 31,51±1,37. Это говорит о том, что все юные гребцы по координационным способностям в удержании равновесия на тренажёре примерно равны и допустили приблизительно одинаковое количество ошибок. В середине эксперимента 1-я экспериментальная группа при удержании «простой» стойки каноиста на тренажёре сделала 14,31±1,86 ошибки; 2-я экспериментальная - 20,10±1,17; контрольная группа, соответственно, 24,12±1,04 ошибки. В конце тренировочного этапа 1-я экспериментальная группа при удержании равновесия в «простой» стойке каноиста сделала 3,01±0,60 ошибки; 2-я экспериментальная группа - 10,09; контрольная - 18,02±0,98. Данный тренировочный этап для формирования «простой» стойки каноиста длился два месяца. Каждый каноист на

каждом тренировочном занятии занимался на тренажёре от 4 до 10 раз с наблюдаемым нами постепенным уменьшением количества ошибок. Отдых между подходами 2-3 мин. Темпы прироста показателей устойчивости положения тела у гребцов 1-й экспериментальной группы намного лучше, чем у 2-й экспериментальной группы, а показатели равновесия в контрольной группе намного ниже, чем у первых двух (рис 2.).

Рис. 2. Количество ошибок каноистов-новичков при выполнении ««простой» стойки каноиста до, в середине и после эксперимента Сформировав специфическое (водное) равновесие в «простой» стойке каноиста, мы провели исследования для выявления эффективности выполнения ими «сложной» стойки (выполнение техники гребли на тренажёре в полной координации в течение 3 мин.) с одновременным удержанием специфического (водного) равновесия на тренажёрном устройстве во всех трёх группах начинающих заниматься греблей (рис. 3.).

39,01

Экспериментальная группа Nel ш до эксперимента

Контрольная группа I середина эксперимента

Экспериментальная группа Ng2

I после его окончания

Рис. 3. Количество ошибок каноистов-новичков при выполнении ««сложной» стойки интервал каноиста до, в середине и после эксперимента 1-я экспериментальная группа при выполнении «сложной» стойки каноиста при удержании специфического (водного) равновесия с одновременным выполнением техники гребли работала на сконструированном нами тренажёре в течение 3-х мин. и сделала 39,01±2,28 ошибки до эксперимента; 2-я экспериментальная - 38,52±2,21; контрольная группа, соответственно, - 38,10±2,15 ошибки. После месяца тренировочных занятий мы снова провели аналогичные исследования и выявили следующее. 1-я экспериментальная группа в середине эксперимента сделала 16,01±1,29 ошибки; 2-я экспериментальная -23,02±1,04; контрольная группа - 28,01±0,98 ошибки. В конце исследования 1-я экспериментальная группа сделала наименьшее количество ошибок 6,02±0,73; 2-я экспериментальная - 11,41±0,61; контрольная группа - 15,90±1,29 ошибки. Данный тренировочный этап в эксперименте длился 2 месяца.

Сразу научить начинающего гребца в быстром темпе в сопряжённом воздействии выполнять технику гребли на каноэ и удерживать долго по времени специфическое (водное)

равновесие невозможно. Это целесообразно осваивать по теории поэтапного формирования двигательных действий (П.Я. Гальперин, 1965; Н.Ф. Талызина, 1975) сначала в безопорной фазе с постепенным её удлинением, а после того как спортсмен устал, использовать опору на весло, являющуюся отдыхом. В дальнейшем технику гребли и водное равновесие необходимо совершенствовать в совместной деятельности.

Результаты исследования. Проведённые исследования тренировочных занятий начинающих каноистов (экспериментальных групп) через 4 месяца выявили, что перед выходом на воду количество ошибок у каждого гребца на тренажёре значительно сократилось. Очевидно, это связано со спецификой использования разных по степени сложности упражнений на устойчивость положения тела. За время проведения учебно-тренировочных занятий для экспериментальных и контрольной групп было отведено одинаковое время для тренировок на развитие равновесия и освоение техники гребли. Результаты исследования показали, что уровень удержания равновесия существенно выше у гребцов 1-й экспериментальной по сравнению со 2-й экспериментальной группой, а показатели второй лучше, чем у контрольной. Тренированность проявилась в накоплении двигательного опыта, памяти и запоминании арсенала разнообразных двигательно-координационных упражнений. Чем выше тренированность, тем легче гребцу выбрать нужное движение. У более тренированных защитные рефлексы нервной системы существенно снижены, ЦНС более лабильна и подвижна и движения более свободны и уверенны. Лучшему качеству выполнения равновесия способствует приобретение знаний (правильно встать в основную стойку каноиста по килю на тренажёре и в лодке, с выполнением техники «удержания веслом за воду», правильное распределение всех звеньев и частей тела на тренажёре и в каноэ). Всё это улучшает сохранение равновесия. Система развития равновесия в единстве с тренажёром целенаправленно и эффективно воздействуют на развитие и совершенствование удержания устойчивости юного гребца в пространстве. Это способствует увеличению темпов прироста устойчивости каноиста и, следовательно, улучшает баланс спортсмена в движущейся лодке с выполнением координационно-сложных движений (гребков). В свою очередь, эффективный баланс гребца в лодке связан с балансированием частей его тела, которое проявляется спортсменом в движущейся лодке для удержания равновесия путём незначительного отведения таза, работа стопоы передней ноги, весла с руками и движениями туловища. С первым тренировочным выходом на воду в экспериментальной группе опрокидываний из лодок не наблюдалось, технические действия каноиста выполняли правильно и грамотно, прогрессируя очень быстро от тренировки к тренировке. Они показали высокое качество удержания специфического равновесия и уверенный баланс при выполнении гребковых движений в хорошем темпе и активном проявлении основ техники гребковых двигательных действий в лодке-каноэ. Это даёт психологический настрой и толчок для дальнейшего ускоренного (без форсажа) повышения спортивно-технического мастерства и эффективной подготовки к первым официальным соревнованиям по гребле.

Безопорная фаза для гребца-новичка на первых порах является очень трудной фазой активного удержания специфического равновесия на ногах. В этой статической позе начинающий каноист удерживает специфическое равновесие с помощью передней ноги, выполняющей боковые крены тренажёра в перпендикулярной плоскости, отведения таза и поднятия рук с веслом, помогающих активному сохранению равновесия. Качество удержания равновесия во многом зависит от умения расслаблять участвующие в сохранении равновесия мышцы нижних конечностей. Гребец, находящийся в стойке каноиста на тренажёре в безопорной фазе и удерживающий вертикальное положение тела, чутко реагирует на любое неточное выполнение двигательного действия в сохранении равновесия. Тренажёр активно воздействует на начинающего гребца и способствует удержанию тела в специфическом равновесии в неподвижной (изометрической) позе в течение длительного времени, что стимулирует развитие статической выносливости равновесия. В зависимости от напряжения позы изменяется степень напряжения мышц. Напряжения мышц в позе

«основная стойка» по отношению к позе сидя составляет 158%, в сидячей позе в наклонном положении - 404%, в позе стоя в наклонно-согнутом положении - 975% (Н.А. Бернштейн, 1950).

Наш 40-летний тренерский опыт, многолетние педагогические исследования в области ускоренного формирования специфического равновесия начинающих каноистов привёл нас к заключению о необходимости введения понятия «статическая выносливость равновесия». Под ней мы понимаем способность длительного выполнения упражнений двигательно-координационного характера в статической напряжённой позе и длительного сохранения устойчивого положения тела (Зеленин Л.А., 2006, 2007). Например, в позе «простая стойка каноиста» в лодке и на «Тренажёре-каноэ» для длительного по времени удержания специфического равновесия в безопорной фазе у гребца происходит сильное напряжение мышечной системы ног как опорной, так и направляющей (передней), но только без изменения длины мышц. При таком статическом режиме работы мышц возбужденные нервные центры испытывают очень высокую нагрузку, в результате которой быстро наступает тормозной охранительный процесс. При этом напряжённые мышцы сдавливают сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, в результате чего работоспособность быстро падает и повышается утомление. Потеряв равновесие, начинающий гребец опускает весло-имитатор на пол, тем самым находит опорную фазу, оставаясь в правильной позе -«простой стойке каноиста», получая некоторый отдых. На начальном этапе подготовки данные фазы немного смещены, т.е. изометрическая, безопорная (простая стойка каноиста) фаза является фазой работы, а фаза опоры - отдыхом. Многократное повторение безопорной и опорной фаз являются эффективным методом борьбы против утомления. Оно стимулирует работоспособность и активно повышает статическую выносливость равновесия. Затем эти фазы в процессе тренировочных занятий сменятся: для начинающих гребцов, долго удерживающих специфическое равновесие в безопорном положении, это будет фаза отдыха, а опорная - рабочей фазой. По-видимому, это связано со спецификой системы развития равновесия физическими упражнениями, направленными на повышение устойчивости тела в пространстве, со встроенным в неё тренажёром. При многократном выполнении разных сложных движений на тренажёрах, со снарядами и в свободном стиле значительная роль отводится сенсорным коррекциям. Последние через информацию, поступающую из мышц и внутренних органов при ключевой роли центральной нервной системы способствуют улучшению синхронности и согласованности движений. Проприорецепторы наружных мышц и внутренних органов сигнализируют о расположении отдельных звеньев всего тела, участвуют в программе выполнения и совершенствования двигательных действий. Чем согласованнее включаются обеспечивающие системы организма гребца, тем выше уровень развития равновесия и его тренированность. Важнейшим результатом явилось выявленное снижение заболеваемости и отсева гребцов-новичков. Обусловлено это не только снижением падений каноистов из лодки в холодную воду, но и эффетивным их оздоровлением за счёт выведения ксенобиотиков из организма и улучшения состава их крови за счёт физических нагрузок в экологически чистой среде [10, 11, 12].

Выводы. «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» (патент « 1499 от 2004 г.) является неотъемлемой частью многогранного тренировочного процесса и одновременно средством улучшения техники гребли ;

Тренажёрное устройство рассматривается как целенаправленный и эффективный аппарат характерного воздействия на нервно-мышечный аппарат начинающих гребцов и обеспечивает применение методики развития специфического чувства равновесия длительно по времени, в ускоренном направлении формирует статическую выносливость равновесия;

Это тренажёрное устройство обеспечивает не только ускоренное (без форсирования) развитие специфического равновесия, но и в ускоренно формирует статическую выносливость равновесия - важнейшую физическую способность гребца.

Разработанный тренажёр активно стимулирует функцию специфического равновесия каноистов в условиях, максимально приближённых к условиям тренировок на воде, и сокращает сроки формирования их статической выносливости равновесия на суше и на воде.

Созданный тренажёр программирует амплитуду, темп, ритм и ограничивает нерациональные траектории гребковых движений, а также положения звеньев тела через зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы.

Оригинальный гребной тренажёр идентичен современной модификации каноэ-одиночки. Он эффективно переносит улучшенную устойчивость гребцов при переходе с тренажёра на открытую воду. Он уменьшает количество ошибок в «простой» и «сложной» стойке каноиста. Об этом свидетельствуют результаты 1-й экспериментальной группы, показывающие достоверное уменьшение количества ошибок в «простой» стойке каноиста,

- на 91,0%, в "сложной" - на 83,3%; во 2-й экспериментальной группе, соответственно на 69,4% и 69,0%; в контрольной группе без тренажёра, соответственно, на 42,9% и 58,3%.

Тренажёрное устройство обеспечивает более ранние выход на воду и участие в соревнованиях.

Тренажёр способствует уменьшению заболеваемости и отсева учащихся из групп начальной подготовки.

Литература

1. Зеленин Л. А., Катаев С.П., Медведков В. Д. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» / С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Электронный журнал Камской ГАФК. - 2010. - № 3(16). - С. 1-10.

2. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В. Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). -С. 54-61.

3. Зеленин, Л. А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: Монография. - Пермь, 2007. - 223 с.

4. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л. А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 20011. - № 7 (77). - С. 76-80.

5. Зеленин, Л.А., Медведков В.Д. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал]- 2011. -№ 3 (20). - С. 59-63.

6. Зеленин, Л.А., Медведков В.Д. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л. А. Зеленин, В. Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал] - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.

7. Зеленин, Л. А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 3(85).- С. 94-103.

8. Зеленин, Л. А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев //Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.-№ 4(86).- С. 48-57.

9. Зеленин Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: дис...канд. пед. наук /Л.А.Зеленин.- Чайковский, 2004.- 198 с.

10. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С: Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С.70-74.

11. Медведков В. Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками // Адаптивная физическая культура. - 2010. -№ 3 (43).- С. 29-31.

12. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.

13. Ратов И. П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / Г. И. Попов, А. А. Логинов, Б. В. Шмонин. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 120 с.

14. Ратов И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. трудов / Под ред. В.В. Кузнецова. - М., 1984.- С.127-145.

Bibliography

1. Zelenin Ь.А., Kataev S.P., Medvedkov V.D. Structure, usage, calculation of dynamic canoe-training / S.P. Kataev, V.D. Medvedkov // Pedagogical-psychological and mediobiological problems of physical culture and sport: Electronic magazine Kamskaya GAFK. - 2010. - № 3(16). - P. 1-10.

2. Zelenin, Ь.А. Biomechanical basis of the most important parameters of the new rowing trainer // Scientific notes of the P.F. Lesgaft's University. 2011. № 6 (76). P. 54-61.

3. Zelenin, LA Increasing of a level of equilibrium of canoeists with the usage of special physical exercises and a simulator: monograph. Perm, 2007. 223 P.

4. Zelenin, Ь.А. New simulator for improving safety, equilibrium and technical readiness of rowers // Scientific notes of the P.F. Lesgaft's University. 20011. № 7 (77). P. 76-80.

5. Zelenin, Ь.А. Applied-scientific features of a new system of sliding on snow «Simulator-canoe» // Pedagogico-psychological and medicobiological problems of the physical culture and sport : Russian scientific electronic journal. 2011. № 3 (20). P. 59-63.

6. Zelenin, Ь.А., Medvedkov V.D. Canoe-trainer features and effects of its usage // Pedagogical and psychological and medico-biological problems physical culture and sport: Russian scientific electronic journal: Russian scientific electronic journal. 2011. № 3 (20). P. 64-69.

7. Zelenin, Ь.А. Scientific-applied results of the readiness increasing of the novice canoe-rowers // Scientific notes of the P.F. Lesgaft's University. 2012. № 3(85). P. 94-103.

8. Zelenin, Ь.А. Stalling conditions of the snow-glider «Canoe-trainer» from the position of biomechanical rowing // Scientific notes of the P.F. Lesgaft's University. 2012. № 4(86). P. 48-57.

9. Zelenin, L.A. Increase of balance by canoeists beginners using special physical exercises and a simulator: thesis of a Candidate of pedagogical sciences / L.A.Zelenin - Tchaikovsky, 2004.- 198 p.

10. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Improvement of the respiratory function of blood through means of physical culture // Pedagogics and psychology and physician-biological problems FC and S: Electronic magazine. - 2010. - № 1 (14). - PP.70-74.

11. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Ksenobiotic unloading, improvement of composition of blood and functional condition of children using the directed physical activities // Adaptive physical culture. - 2010. -№ 3 (43).- PP. 29-31.

12. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova, S.V. Interrelation between eliminatie effect on lead and volume of muscular loadings // Messenger of the sports science. - 2010. - №5. - PP. 31-34.

13. Ratov, I.P. Biomechanical technology of preparation by sportsmen / G.I. Popov, A.A. Loginov, B.V. Shmonin. - М.: Physical culture and Sport, 2007. - 120 p.

14. Ratov, I.P. Methodology of concept "an artificial managing environment" and prospects of its practical realization in training the process of sportsmen / I.P. Ratov // Methodological problems of the qualified sportsmen of sports training system of improvement. Collection of work / Under edition V.V. Kyznecova. - М., 1984.- PP.127-145.

Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.