Научная статья на тему 'Биомеханические параметры нового тренажёра для гребли'

Биомеханические параметры нового тренажёра для гребли Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЁР-КАНОЭ / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ (ВОДНОЕ) РАВНОВЕСИЕ / ТЕХНИКА ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРАМЕТРОВ ГРЕБЛИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зеленин Л.А.

В статье рассматриваются биомеханические основы важнейших параметров скользящего в зимних условиях среды «Тренажёра-каноэ», в котором заложено всё необходимое для обучения начинающих гребцов технике гребли в сопряжённом формировании специфического (водного) равновесия на неустойчивом тренажёре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биомеханические параметры нового тренажёра для гребли»

УДК 797.122:796.022+531

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НОВОГО ТРЕНАЖЁРА ДЛЯ

ГРЕБЛИ

Л.А. Зеленин - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ) Пермь

BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF A NEW ROWING TRAINER

L.A. Zelenin - associate professor, candidate of Pedagogics, associate professor of

Physical Culture department, Perm State Technical University (PSTU) Perm

e-mail: z.elenindoz.48@mail. ru

Ключевые слова: тренажёр-каноэ, специфическое (водное) равновесие, техника гребковых движений, биомеханические основы параметров гребли.

Аннотация. В статье рассматриваются биомеханические основы важнейших параметров скользящего в зимних условиях среды «Тренажёра-каноэ», в котором заложено всё необходимое для обучения начинающих гребцов технике гребли в сопряжённом формировании специфического (водного) равновесия на неустойчивом тренажёре.

Key terms: canoe-trainer, special (water) balance, rowing-type movement techniques, bio-mechanical bases of rowing characteristics.

Annotation. The article is about biomechanical bases of major characteristics of a sliding (in winter) "Canoe-Trainer", which is provided with everything required for teaching beginners rowing techniques involving forming of special (water) balance on an unsteady trainer.

Введение. В гребном спорте для начинающих спортсменов этап начального обучения является наиболее важным и значительным. Он длится более полугода. Отсутствие в зимний период открытой воды и специальных гребных бассейнов не позволяет зимой эффективно формировать равновесие каноистов на воде и закладывать оптимальную технику гребли. Данный период достаточен для формирования у каноистов-новичков с помощью нового тренажёра специфического (водного) равновесия в лодке ещё на суше в подготовительном периоде, т.е. до перехода к тренировкам на воде. Выработке гребцовских умений и навыков активно помогает сконструированное и созданное нами тренажёрное устройство (см. рис.1.), позволяющее в зимний (подготовительный) период моделировать основные биомеханические параметры техники гребли в сопряжённом формировании водного равновесия [1, 2,3,4, 5, 6, 7, 8].

Тренажёр относится к области технических устройств, применяемых в спортивной подготовке гребцов для повышения эффективности тренировки функции равновесия в искусственных условиях [1, 2, 3,4, 5, 6,7, 9] путём максимального приближения к реальным условиям моделирования естественной гребли [3, 5, 6, 7, 9, 14].

Рис. 1. Скользящий «Тренажёр-каноэ» по снегу

У «Тренажёра-каноэ» хорошая внедряемость в учебно-тренировочный процесс. Он имеет небольшие габариты, малый вес, легко переносится ребёнком, обладает высокой надёжностью и простотой в обращении. В тренажёре для гребцов предусмотрено наличие обратной связи, позволяющей добиться их обучения без переучивания [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13].

«Тренажёр-каноэ» скользит на полозьях (рис. 1.), повторяет все колебательные движения лодки-каноэ на воде. Он весьма эффективен для тренировки функции специфического равновесия (бокового качания) гребцов в движении с выполнением в полной координации техники гребли. Тренажёр имеет четыре вогнутые внутрь на равном расстоянии полуопоры, которые приварены к основным скользящим полозьям, а к верхним частям полуопоры снаружи прикреплены с левой и правой сторон дюралюминевые трубы, являющиеся бортами, участвующие в подруливании и удерживающие тренажёр в прямолинейном положении. Тренажёр имеет каркас, повторяющий контуры каноэ. Расстояние между скользящими полозьями тренажёра составляет 80 мм. На них установлен полик. Он является площадкой, на которой расположена подушка под колено находящегося в соревновательной стойке канои-ста. Тренажер также имеет имитатор весла каноиста для зимних условий и моделирования гребли.

Каноист выполняет гребковые движения зубьями весла, вонзающимися в уплотнённые слои снега асфальтовой дороги, по которой скользит тренажёр. Он эффективно моделирует технику гребли в лодке-каноэ на воде. Зимняя модель скользящего «Тренажёр-каноэ» максимально приближена к современной гоночной лодке - каноэ на воде, к корме которой прикреплены «лыжи-трубки», не мешающие скольжению, являющиеся обратной связью и не позволяющие допускать опрокидывание тренажёра. Физические нагрузки на этом тренажёре в снежных условиях, т.е. в экологически чистой среде, обеспечивают выведение ксенобиотиков из организма юных гребцов, улучшение состава крови и других показателей их физического здоровья [10, 11, 12].

При обучении технике гребли тренажёр соответствует лодке-каноэ по биомеханическим параметрам (амплитуде, темпу, ритму, приложению усилий на весло, слитности движений, выразительности, лёгкости выполнения отдельных гребковых элементов и их связке), физиологическим показателям (ЧД - частоте дыхания, ЧСС - частоте сердечных сокращений, САД - систолическому артериальному давлению, ДАД - диастолическому артериальному давлению), а также психологическому настрою на предстоящую деятельность.

Скользящий по снегу «Тренажер-каноэ» вместе с находящимся на нём спортсменом является биомеханической системой, в которой одна часть (корпус спортсмена с веслом) перемещается относительно другой (самого тренажера). Кроме того, вся единая система движется по трассе, то есть относительно неподвижной системы отсчета.

Во время подготовки к гребку корпус спортсмена совместно с веслом-имитатором движется вперед по ходу движения «Тренажера-каноэ». При этом движущая сила, толкаю-

щая «Тренажер-каноэ» вперед, отсутствует и на систему действуют только силы сопротивления воздуха и сила трения полозьев тренажера о снег или лед (рис. 3а).

Во время гребка корпус спортсмена вместе с веслом движется назад. При этом взаимодействие весла с неподвижной поверхностью создает движущую силу, толкающую тренажер вперед (рис. 36). Силы сопротивления воздуха и трения действуют на систему постоянно при условии, что тренажер со спортсменом находятся в движении.

Для описания поведения тренажера вместе с находящимся в нем гребцом следует применить дифференциальное уравнение движения центра масс системы [1], которое в векторной форме можно записать в виде

¿/у — —■ — —■

т-С- = р + Рс+Ы + Р, (1)

&

где т - масса системы, равная сумме массы тренажера тл и массы спортсмена тС1и Р - движущая сила, толкающая тренажер вперед; Рс - главный вектор сил сопротивления и трения;

N - нормальная реакция поверхности, по которой движется тренажер, Р - сила тяжести. Уравнение (1) справедливо для любого момента времени, но следует учитывать, что в фазе

подготовки к гребку движущая сила Р равна нулю и возникает лишь в фазе гребка.

Обозначим через V абсолютную скорость тренажера (его скорость относительно неподвижной поверхности, по которой он движется), а через и - относительную скорость корпуса гребца с веслом (скорость относительно корпуса тренажера). Тогда

ту(, = тлV + тсп (У + //). (2)

Подставив выражение (2) в уравнение (1), получим дифференциальное уравнение движения корпуса тренажера

/ ч (IV - - - - сШ

(т +т )— = Р + Р +Ы + Р-т —. (3)

^ л Ж с ™ Ж

Будем считать, что движение тренажера прямолинейно и происходит в горизонтальной плоскости. Выберем систему координат Oxy так, что ось x направлена в сторону движения тренажера, ось у - вертикально вверх, а начало отсчета О выберем в месте старта. Также предположим, что в относительном движении корпус гребца движется практически горизонтально, и пренебрежем вертикальной составляющей и его относительной скорости. Так как

предполагается, что движение тренажера происходит в горизонтальной плоскости, то и V = 0. Обозначив через V и и прое в проекциях на оси x и у. Будем иметь:

V = О . Обозначив через V и и проекции векторов V и и на ось х, запишем уравнение (3)

_1 "- _~ / .

а б

Рис. 3. Движение тренажера и гребца

dV F F m du

m = m + m

dt mm m dt

0 = N - P.

c сп

— - -1 rff _ rff —i— rff

сп

(4)

В силу сделанных предположений относительно скорости и из второго уравнения (4) сразу следует: N = P. Учитывая, что скорость движения тренажера и площадь миделевого сечения гребца с тренажером невелики, силой сопротивления воздуха можно пренебречь и учесть только силу трения полозьев тренажера о поверхность. Обозначая через f коэффициент трения скольжения и учитывая второе равенство (4), можем записать:

Fc = fN = fP = fmg. (5)

Обозначим через Т длительность фазы гребка, т.е. время от соприкосновения весла с поверхностью до выхода из соприкосновения, а через Тх - длительность фазы подготовки гребка, т.е. время от выхода весла из соприкосновения с поверхностью до следующего соприкосновения после переноса вперед. Далее, пусть i - номер гребка (i = 1,2,3,...), t0i -момент времени начала /-того гребка, tlt - момент времени окончания /-того гребка. В силу введенных обозначений получим

toi=(i - 1)(т + Т ), th= iT + (i - 1)Т (6)

Легко проверить, что tXi — t0i =Т, а ^ — = Тх. Таким образом, интервал времени

(toi, tXi) - это длительность /-того гребка, а (th, t0( .+1 ^) - длительность фазы подготовки к (/ +1)-му гребку.

Что касается движущей силы F, то в фазе гребка её можно считать постоянной (рис. 4а). В действительности, конечно, эта сила быстро возрастает от нуля в момент начала контакта весла с поверхностью, затем остается приблизительно постоянной и быстро убывает до нуля в момент выхода весла из контакта с поверхностью (рис. 46). Но эти изменения величины движущей силы происходят в течении очень малых промежутков времени, следовательно, мало влияют на характер движения тренажера.

>

Предположим далее, что относительная скорость и корпуса гребца изменяется по синусоидальному закону, обращаясь в нуль в начале и в конце фазы движения и достигая максимума в середине фазы (рис. 5). Учитывая, что в фазе гребка корпус спортсмена вместе с веслом движется против направления движения тренажера, можем записать

u ■

а Б1П

~{t - t0l)

при t0. < t < th,

(7)

где а - некоторая постоянная величина, равная (по модулю) максимальной относительной скорости корпуса гребца.

Аналогично, учитывая, что в фазе подготовки к гребку корпус спортсмена движется в сторону движения тренажера, запишем

u = b sin

-(t - 'ii)

vri

, при tu < t < t

0(i+1)-

(8)

где Ь - также некоторая константа, равная максимальной относительной скорости корпуса спортсмена, причем она может быть не равна величине а в формуле (7), ибо корпус спортсмена может двигаться с разными относительными скоростями в фазах гребка и подготовки к гребку.

Таким образом, в силу сделанных предположений, первое уравнение (4) можно записать в следующем виде:

а

б

F

' , ! ti 1 т 1 к--—«, -f—1-—И / \J г \ ■ 1 \ 1 I ч и-ы- !f |Г V \ \ 1 1 ; t

Рис. 4 .Движущая сила

- в фазах гребка, при < t < ^.

с1У ^

dt m

u

u

— - fg+

m —a

соб

mr

\r

-(t -t)i )

т т / N Л t

V/V/__w___

Рис. 5. Относительная скорость гребца

(9)

t

u

тах

- в фазах подготовки к гребку, при < t < I

0(1+1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dV „ m -b

— = - fg---— cos

dt mr

—t - 'ii)

vri

(10)

При сделанных относительно силы Г и относительной скорости и предположениях уравнения (9) и (10) легко интегрируются. Для уравнения (9) начальное значение скорости

будет V, = V(?0.), при этом будем считать, что У01 = V(0) = 0, т.е. тренажер начинает движение из состояния покоя. Уравнение (10) следует интегрировать при начальном условии V = V ), которое находится следующим образом: интегрируем уравнение (9) на интервале (¿0;., ^ ), затем вычисляем значение V() - это и будет начальным значением для уравнения (10). Интегрируя уравнение (10) на интервале (tu, 10(.+1) ), затем вычисляем значение V (, которое будет начальным значением скорости для уравнения (9) на следующей фазе гребка. Далее эта процедура повторяется.

Итак, в силу вышеизложенного, обозначая через V скорость тренажера в фазе гребка и через V2 - в фазе подготовки к гребку, можем записать: - на интервалах времени t0i

< t < tx i

V

0i

VI ()

- на интервалах времени < t < t,

F i + - (t

т

ч r ( ч m a .

- toi)-fg (t - toi) + — sin

m

я /

,7(t'

V T

oi

)

0(7 +1)

v2 (t) = V, - fg (t -1, )- ^ sin

m

- tb )

(11)

(12)

При проведении расчетов примем следующие исходные данные. Масса корпуса тренажера приблизительно равна массе каноэ - одиночки, т.е. тл = 16 кг. Массу спортсмена возьмём равной 80 кг. Однако следует учесть, что в движении относительно корпуса тренажера участвует не всё тело спортсмена: движением ног относительно тренажера можно пренебречь. В движении с достаточно большой относительной скоростью, следовательно, находится верхняя часть туловища и руки гребца с веслом. На основании этих соображений примем тсп = 60 кг, а оставшиеся 20 кг отнесём к массе тренажера, таким образом, тл = 36 кг.

Что касается коэффициента трения скольжения /, то, как известно, он зависит от многих факторов и, строго говоря, требует экспериментального определения в каждом конкретном случае. Для приближенных расчетов, учитывая, что полозья тренажера стальные, а движение будет происходить по снегу или по льду, примем, согласно [5], / = 0,015.

Поскольку тренажер предназначен в первую очередь для обучения начинающих спортсменов, то темп гребли не должен быть очень большим, следовательно, возьмем т = 2 с, а т] = 1,5 с. Величины же а и Ь в выражениях (7) и (8) примем равными а = 0,7 м/с, Ь = 0,8 м/с.

При назначении величины движущей силы Г учтем, что сначала нужно разогнать тренажер, следовательно, следует приложить большие усилия, а после разгона можно только поддерживать достигнутую скорость - для этого достаточно прикладывать меньшие усилия. Поэтому возьмем для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го гребков следующую последовательность величин: Г = 200; 150; 100; 80 Н. Далее величину Г считаем постоянной и равной 80 Н.

Для выбранных выше исходных данных результаты расчетов по формулам (11), (12) приведены на рисунке 6. Видно, что в фазе гребка скорость тренажера возрастает, причем тем сильнее, чем больше модуль силы Е. В фазе же подготовки к гребку за счет действия только силы трения, а также за счет относительного движения корпуса гребца в направлении движения тренажера скорость его несколько уменьшается. Степень уменьшения скорости зависит от длительности т1 фазы подготовки, коэффициента трения/и величины Ь в выражении (8).

Характер движения тренажера, показанный на рисунке 6, соответствует графику движения лодки по воде, приводимому в работе [9]. Следует только учесть, что в работе [9] приведены графики движения академической лодки, а в этом случае направления относительного движения корпусов гребцов прямо противоположны направлениям движения каноистов. Поэтому на рисунках, приводимых в [9], графики в фазе гребка имеют выпуклость вниз, а в

Г-'

X

О 1 2 3 4 5 6 7 S 9 10

t Время, с

Рис. 6. Поведение скорости V тренажера при гребле

фазе подготовки - вверх.

Изменение поведения в движении тренажера в зависимости от изменения рассмотренных выше исходных данных легко проследить с помощью выражений (11), (12), поэтому здесь не приводятся графики скорости при измененных исходных данных.

Выводы:

Приведенные расчеты показывают, что характер движения тренажера по поверхности снега или льда полностью соответствует движениям спортивной лодки-каноэ на воде. Поэтому рекомендуем созданный тренажер использовать на этапах начальной, учебно-тренировочной и в группах спортивного совершенствования гребцов для тренировки техники гребковых движений. Сконструированный тренажёр позволяет активно формировать и поддерживать равновесие в сопряжённом воздействии, совершенствовать технику гребли во время движения на «Тренажёре-каноэ». Разработанный «Тренажёр-каноэ» позволяет положительно переносить устойчивость положения тела (специфическое (водное) равновесие) непосредственно на открытую воду для занятий на каноэ на воде, а также сохранять это равновесие в зимнем периоде в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования.

Наиболее существенным признаком созданного тренажёра является искусственность управляемой среды, заключающаяся в освоении с самого начала обучения упрощённого аналога мастерского варианта техники гребковых движений [3,4,6,7,8], направленной на формирование необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих по биомеханической структуре технике гребли, и необходимых качеств юных гребцов [2, 3, 4, 7]; - «Тренажёр-каноэ» является неотъемлемой частью предлагаемой методики, способствует стимулированному формированию, развитию специфического координационного качества равновесия у начинающих гребцов;

- позволяет получать знания о правильной посадке на тренажёр, а в последующем - в лодку и выходе из неё [4];

- позволяет добиться стабильности и автоматизма в технике гребли на каноэ;

- активизирует до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники греб-ковых движений на тренажёре, такие же, как на каноэ;

- эффективно повышает техническую, физическую и функциональную подготовку, а также улучшает физиологические основы работоспособности вестибулярного анализатора;

- сокращает процесс обучения и позволяет выполнять технику гребли на соревнованиях более стабильно, надёжно, уверенно и с лучшим результатом;

- даёт возможность получить объективную информацию о действиях занимающихся и значительно сократить вероятность образования ошибок;

- повышает уверенность занимающихся в своих силах в преодолении стеснительности, в освоении новых заданий и отработке новых элементов техники гребли;

- активизирует повышение интереса занимающихся в освоении техники гребли на каноэ у начинающих гребцов и значительно сокращает их отсев при занятиях греблей.

Литература

1. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : Электронный журнал Камской ГАФКСиТ. - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10.

2. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.

3. Зеленин, Л.А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : монография. / Л.А Зеленин. - Пермь, 2007. - 223 с.

4. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20011. - № 7 (77).

- С. 76-80.

5. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : [Российский научный электронный журнал].- 2011. - № 3 (20). - С. 59-63.

6. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : [Российский научный электронный журнал]. - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.

7. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3(85). - С. 94-103.

8. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2012. - № 4 (86). - С. 48-57.

9. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: дис...канд. пед. наук /Л.А.Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.

10. Кухлинг, Х. Справочник по физике: пер. с нем. / Х. Кухлинг. - М. : Мир, 1982. - 520 с.

11. Медведков, В.Д. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры / В.Д. Медведков, Н.И. Медведкова., С.В. Аширова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С : Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С. 70-74.

12. Медведков, В.Д. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками /В.Д. Медведков, Н.И. Медведкова, С.В Аширова // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 29-31.

13. Медведков, В.Д., Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок / В.Д. Медведков, Н.И. Медведкова, С.В. Аширова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.

14. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И.П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : Сб. трудов / Под ред. В.В. Кузнецова.

- М., 1984. - С. 127-145.

15. Caplan N. Modeling the Influence of Crew Movement on Boat Velocity Fluctuations during the Rowing Strore / Nicholas Caplan, Trevor Cardner // International Journal of Sports Science and Engineering. - V. 01 (2007). - № 03. -P. 165-176.

Literature

1. Zelenin, L.A. Device, use, calculationsofdynamicrowing "Canoe-Trainer" /L.A. Zelenin,0S.P. Kataev, V.D. Medvedkov / L.A. Zelenin, V.D., Medvedkov // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physi-calcultures and sport : Electronicmagazine by Камской GAFK. - 2010. - № 3 (16). - P. 1-10.

2. Zelenin, L.A. Biomechanical bases the most important parameters of the new trainer for rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev, V.D. Medvedkov // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2011. - № 6 (76). - P. 54-61.

3. Zelenin, L.A. Increse of level balance canoeists with use of special physical exercises and trainer : monograrh. / L.A. Zelenin. - Perm, 2007. - 223 p.

4. Zelenin, L.A. The new trainer for safety improvement, balance and technical readiness oarmen / L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 20011. - № 7 (77). - P. 76-80.

5.Zelenin, L.A. Scientific and applied features of the new system sliding on snow «Canoe-Trainer» / L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov. // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physicalcultures and spor t: [Russian scientific electronic magazine]- 2011. - № 3 (20). - P. 59-63.

6. Zelenin, L.A. Featuresof the devicetrainer for canoe and effects for his application / L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Pedagogics and psychology and physician-biological problems physicalcultures and sport : [Russian scientific electronic magazine] - 2011. - № 3 (20). - P. 64-69.

7. Zelenin, L.A. Scientific and applied results of increase readiness of canoeists beginners / L.A. Zelenin // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2012. - № 3 (85). - P. 94-103.

8. Zelenin, L.A. Conditions of capsizing sliding on snow "Canoe-Trainer" from positions biomechanics of rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev // Scientific records of university the name P.F. Lesgafta. - 2012. - № 4 (86).- P. 48-57.

9. Zelenin, L.A. Increase of balance by canoeists beginners with use of special physical exercises and the exercise machine: дис^канд-ped. sciences / L.A.Zelenin. -Tchaikovsky, 2004. - 198 p.

10. Kyhling, H. Directoryaboutphysics : trans. withgermany / H.Kyhling. - М. : world, 1982. - 520 p.

11. Medvedkov, V.D. Improvement the respiratory function of blood through means physical culture / V.D. Medvedkov, N.I. Medvedkova, S.V. Ashirova, // Pedagogics and psychology and physician-biological prob-lemsFCandS : Electronic magazine. - 2010. - № 1 (14). - P.70-74.

12. Medvedkov, V.D. Ксенобиотическая(КзепоЫойсЬе8ку) unloading, improvement composition of blood and functional condition by children the directed physical activities / V.D. Medvedkov, N.I. Medvedkova, S.V. Ashirova, // Adaptive physical culture. - 2010. - № 3 (43). - P. 29-31.

13.MedvedkovV.D., MedvedkovaN.I., AshirovaS.V. Interrelation between eliminatsionny effect on lead and volume of muscular loadings // Messengerofthesportsscience.- 2010. - № 5. - P. 31-34.

14. Ratov, I.P. Methodology of concept "anartificial managing environment" and prospects her practical realization in process preparation of sportsmen / I.P. Ratov // Methodological problems improvement of systemsports preparation of the qualified sportsmen. Collection of work / Under editionV.V. Kyznecova. - М., 1984. - P. 127-145.

15. Caplan, N. Modeling the Influence of Crew Movement on Boat Velocity Fluctuations during the Rowing Strore / Nicholas Caplan, Trevor Cardner // International Journal of Sports Science and Engineering. - V. 01(2007). - № 03. -P. 165-176.

Статья поступила в редакцию 23.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.