Научная статья на тему 'Гребные Тренажёры для каноэ и эффекты при их использовании'

Гребные Тренажёры для каноэ и эффекты при их использовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
911
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБНОЙ СПОРТ / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / КАНОИСТ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ / НАПРАВЛЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТАТИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ РАВНОВЕСИЯ / ROWING / SPECIFIC BALANCE / CANOEIST / BALANCE DEVELOPMENT SYSTEM / STATIC PERSISTENCE OF BALANCE / STABLE POSITION OF THE BODY / AIMED EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович

Огромная конкуренция на международной арене в гребном спорте требует неустанного и постоянного поиска новых, действенных средств, приёмов, подходов и методов работы с начинающими молодыми гребцами. При этом следует отметить, что научному обоснованию тренировочного процесса как у взрослых «мастеров весла» гребли, так и у юных спортсменов уделяется недостаточное внимание. В научно-методической и специальной литературе исследования в основном проводятся на гребцах уже уверенно владеющих равновесием и техникой гребковых движений. Работ посвящённых формированию и ускоренному развитию равновесия с одновременным освоением техники гребли с управлением лодкой и выполнением спортивных разрядных норм на этапе начального обучения – нет. Многие известные учёные по гребному спорту говорят, что овладением техники гребли и формирование равновесия необходимо осуществлять на суше. Но как, где, чему, какими средствами и каким образом обучать? На эти вопросы учёные не дают ответа. Статья рассматривает комплекс сконструированных нами специализированных тренажёрных устройств для гребли на байдарках и каноэ, которые активно стимулируют формирование водного равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений в искусственных условиях среды, показывает организацию, проводится список используемой литературы. В связи с этим в статье мы ввели научно-теоретическое понятие статическая выносливость равновесия (Л.А. Зеленин, 2006, 2007, 2008-2012), которая на этапе начального обучения начинающих гребцов особенно необходима и актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canoe simulators and effects of its application

The huge competition on international scene in rowing demands indefatigable and constant search of new, effective agents, receptions, approaches and methods of work with beginning young oarsmen. Thus, it is necessary to notice, that to a scientific substantiation of training process as at adults «masters of an oar» rowing, and at juvenile sportsmen, the insufficient attention is paid. In the scientifically methodical literature of research are spent on oarsmen the small number is already confident owning balance and a technics hoe-type movements, and works devoted to formation, development and the accelerated development of balance, technics of rowing and mastering by control by a boat very much. Many known scientists on rowing say, that with technics mastering rowed also development by balance it is necessary to reduce on a land. But how to train, where to train and what methods to use? On these questions scientists do not give the answer. In this connection in article questions of the accelerated formation of specific balance in rowing on kayaks and a canoe where we have introduced scientific-theoretical concept static persistence of balance (L.A. Zelenin, 2006, 2007, 2008-2012) which at a stage of elementary education of beginning oarsmen is especially necessary and actual are surveyed.

Текст научной работы на тему «Гребные Тренажёры для каноэ и эффекты при их использовании»

чивающей высокую мотивационную составляющую для команд-участниц турниров;

- увеличение престижности национального первенства, обеспечение равных конкурентных условий проведения соревнований,

- формирование трансфертной политики, обеспечение прав в участия в официальных международных клубных турнирах;

- модернизация системы олимпийской подготовки как завершающего звена системы совершенствования современного украинского хоккея.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

УДК 797.122.3:796.02

ГРЕБНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ ДЛЯ КАНОЭ И ЭФФЕКТЫ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент, чемпион мира

по гребле,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

Аннотация

Огромная конкуренция на международной арене в гребном спорте требует неустанного и постоянного поиска новых, действенных средств, приёмов, подходов и методов работы с начинающими молодыми гребцами. При этом следует отметить, что научному обоснованию тренировочного процесса как у взрослых «мастеров весла» гребли, так и у юных спортсменов уделяется недостаточное внимание.

В научно-методической и специальной литературе исследования в основном проводятся на гребцах уже уверенно владеющих равновесием и техникой гребковых движений. Работ посвящённых формированию и ускоренному развитию равновесия с одновременным освоением техники гребли с управлением лодкой и выполнением спортивных разрядных норм на этапе начального обучения - нет. Многие известные учёные по гребному спорту говорят, что овладением техники гребли и формирование равновесия необходимо осуществлять на суше. Но как, где, чему, какими средствами и каким образом обучать? На эти вопросы учёные не дают ответа.

Статья рассматривает комплекс сконструированных нами специализированных тренажёрных устройств для гребли на байдарках и каноэ, которые активно стимулируют формирование водного равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений в искусственных условиях среды, показывает организацию, проводится список используемой литературы. В связи с этим в статье мы ввели научно-теоретическое понятие статическая выносливость равновесия (Л.А. Зеленин, 2006, 2007, 2008-2012), которая на этапе начального обучения начинающих гребцов особенно необходима и актуальна.

Ключевые слова: гребной спорт, специфическое равновесие, каноист, устойчивость положения тела в пространстве, направленные упражнения, статическая выносливость равновесия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p60-68

CANOE SIMULATORS AND EFFECTS OF ITS APPLICATION

Leonid Alexandrovich Zelenin, the candidate of pedagogic science, senior lecturer,

world rowing champion,

Perm State Technical University

Annotation

The huge competition on international scene in rowing demands indefatigable and constant search of new, effective agents, receptions, approaches and methods of work with beginning young oarsmen. Thus, it is necessary to notice, that to a scientific substantiation of training process as at adults «masters of an oar» rowing, and at juvenile sportsmen, the insufficient attention is paid.

In the scientifically methodical literature of research are spent on oarsmen the small number is already confident owning balance and a technics hoe-type movements, and works devoted to formation, development and the accelerated development of balance, technics of rowing and mastering by control by a boat very much. Many known scientists on rowing say, that with technics mastering rowed also development by balance it is necessary to reduce on a land. But how to train, where to train and what methods to use? On these questions scientists do not give the answer.

In this connection in article questions of the accelerated formation of specific balance in rowing on kayaks and a canoe where we have introduced scientific-theoretical concept static persistence of balance (L.A. Zelenin, 2006, 2007, 2008-2012) which at a stage of elementary education of beginning oarsmen is especially necessary and actual are surveyed.

Keywords: rowing, specific balance, canoeist, balance development system, static persistence of balance, stable position of the body, aimed exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные лодки каноэ (как, впрочем, байдарки и академические суда) представляют собой крайне неустойчивый объект. Вытягивание прямых рук с веслом и выполнение небольшого наклона туловища гребца вперёд в стремлении растянуться, принятие положения наклона параллельно к оси лодки неминуемо ведёт к мгновенному её опрокидыванию [1,2,3,4,5,6,7,8,12,13]. Наша 40-летняя педагогическая практика убедительно свидетельствует о том, что особенно важно научить начинающих гребцов удерживать специфическое (водное) равновесие (связанное с водными видами спортивной деятельности, в которых необходимо активно проявлять способность удержания устойчивого положения тела гребца в лодке, движущейся с минимальным уровнем качания в бортовой плоскости, с сопряжённым выполнением координационно-сложных движений для гребли в удержании равновесия) в лодке ещё на суше до перехода к тренировкам на воде

[8.12.13]. В гребном спорте на начальном этапе специализации подготовительный период является основополагающим и длится с октября по апрель месяц и считается ведущим в заложении фундамента общей физической подготовки, которая стимулирует формирование специфического равновесия в сопряженном овладении техники гребковых движений

[8.12.13]. В этот; сложный (зимний) период нет зимнего гребного бассейна, открытой воды и возможности полноценно учить молодое поколение будущих гребцов. Решение задачи технической подготовки гребцов в сопряженном формировании специфического (водного) равновесия можно осуществить на современном уровне требований только на методологической основе научных данных в области управления движениями (Н.А. Бернштейн, 1947); с учетом использовании теории и методологии концепции «искусственная управляющая среда» или изменение условий взаимодействия человека с предметами внешней среды, как фактор совершенствования (И.П. Ратов, 1984); теории функциональных систем (П.К. Анохин, 1966); теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом (С.П. Евсеев, 1987, 1991, 1992); теории моторновисцеральной регуляции (М.Р. Могендович, 1957, 1967, 1971, 1975);

На этой основе мы разработали комплекс гребковых тренажёров, которые рассматриваются нами как биомеханическая система, активно решающая задачу освоения развития направленной физической подготовки с ускоренным усвоением техники гребли на каноэ с одновременным формированием специфического (водного) равновесия (рис. 1,

2, 3, 4, 5, 6, 7).

Рис. 1. Модуляция техники гребли в пол- Рис. 2. Простейший тренажёр - тренировоч-

ной координации на блочном тренажёре

ное приспособление в виде У круглого бревна с небольшими качаниями в стороны

і

І

ч

Рис. 3 «Каноэ-тренажёр для развития рав- 1 -передняя полуопора; 2 - задняя полупора; 3 -

ноВесия» качающаяся площадка; 4 - подушка под колено; 5

- брусок определенной длины; 6 - зеркало.

А также представляем новую конструкцию «Тренажёра-каноэ» динамического, скользящего по снегу (зимний вариант, не имеющий аналогов в мировом тренажёростро-ении) [12,13]. Он обладает следующими составляющими параметрами (рис. 4,5,6):

а

ІЗ ЛІЗ ДІ5

И

Рис.5. Тренажёр для каноэ, в перевернутом виде, вид снизу Обозначения:

1) длина тренажёра - 2090 мм; 2) ширина тренажёра - 450 мм; 3) высота тренажёра - 180 мм; 4) полик (слань) тренажёра - 1775 мм; 5) толщина полика (слани) - 0,1 мм; 6) подушка под колено; 7) весло-каноэ; 8) ручка-каноэ; 9) цевьё; 10) четыре вилообразных зуба, заострённых на концах и вонзающихся в плотные слои снега или льда; 11) к верхней части полуопор прикреплены дюралевые трубы 0 28 мм, являющиеся при гребле правым и левым бортом; 12) основные скользящие опорные полозья, состоящие из стальных труб 0 32 мм и имеющие расстояние между ними 80 - 100 мм; 13) передняя и задняя части тренажёра, состоящие из двух скользящих труб, 0 32 мм и расположенные на 30 мм выше основной скользящей поверхности опоры тренажёра. При наклоне на правый или левый бок они принимают участие в удержании равновесия; 14) четыре вогнутые во внутрь полуопоры шириной 25-30 мм, толщиной 2,5 мм в виде пластин, на которые приварены основные скользящие полозья; 15) к верхней части полозьев кормы тренажёра приварена железная пластина длиной 320 мм, в которой с правой и левой сторон просверлены по 8 отверстий 0 6 мм и к ним на болтах на равном расстоянии прикручены мини-лыжи, состоящие из трубок длиной 140 мм, 0 28 мм, и вогнутые спереди вверх и создающие опорное скольжение; 16) вес «тренажера-каноэ» 16 кг.

Рис. 6. Тренажёр-каноэ, скользящий по Рис. 7. Техника гребли на каноэ-одиночке

снегу (с1) в полной координации

В научно-методической литературе и в практике мирового тренажёростроения нет подобных тренажеров. Скользящий (зимний) динамический тренажер для каноэ работает на основе обратных связей и принципах самоуправления. Функционирование тренажера подчинено общим законам управления движениями и функциональных систем. Проблема развития кондиционных качеств гребцов, особенно начинающих, одна из актуальных, так как на сегодняшний день значительно увеличились тренировочные и соревновательные нагрузки. Процесс воспитания кондиционных качеств гребцов - сложный процесс, так как при этом не только происходят явления взаимодействия, но и наблюдается конкуренция в развитии физических качеств. «Тренажер-каноэ» динамический, скользящий по снегу, активно стимулирует тренировочный процесс в подготовительном периоде, способствует повышению уровня кондиционных качеств гребцов, позволяет максимально приблизить техническую подготовку гребли с формированием водного равновесия на суше к реалиям координационной деятельности лодке на воде. Он максимально соответ-

ствует требованиям повышения степени взаимодействия каноистов с водой. Применение системного подхода в тренировочном процессе с использованием «Тренажера-каноэ» способствует более целенаправленному накоплению опыта гребли для более эффективного выполнения тактических и стратегических задач, а также более эффективному контролю за процессом их тренировки.

На этапе начального обучения юных каноистов тренажерные устройства активно и эффективно в сопряжённом воздействии закладывают основы формирования системы специфического (водного) равновесия с одновременным овладением техники двигательных действий, гребковых движений [8,12,13];

Поставленная задача решается путем применения тренажерных устройств в искусственных условиях спортивного зала, а также в зимних условиях на снегу для тренировок функции равновесия начинающих каноистов с одновременным освоением техники гребли. Сконструированный новый тренажер характеризуется тем, что в условиях зимы он скользит по асфальтовой пешеходной снеговой дорожке или лыжероллерной трассе, имеющей неровности в виде небольших впадин и возвышенностей, бугорков и ямок, которые активно и постоянно во время тренировки стимулируют формирование специфического равновесия гребли на каноэ. При этом все сконструированные нами тренажеры развивают координационные и двигательные качества каноистов и эффективно совершенствуют сенсорные системы организма [12,13];

Ежедневные тренировки в подготовительном периоде (условиях зимы) с использованием всех созданных нами тренажерных устройств на начальном этапе подготовки психологически формируют у каноистов морально-волевой настрой победителя. Это и создает уверенность в своих силах при освоении выполнения техники гребли в сопряжённом ускоренном формировании специфического (водного) равновесия

[1,2,3,4,5,6,7,8];

Тренажёры для каноэ активно стимулируют способность развития двигательных способностей и не препятствуют всестороннему развитию физических качеств детей, подростков и юношей. Все это позволяет эффективно построить необходимый фундамент, на базе которого в дальнейшем можно достигнуть высоких спортивных достижений. Кроме того, тренажеры дают возможность развития и совершенствования конкретной стороны подготовленности занимающихся, а также создания возможных сопряжённых воздействий [5,6,7,8,12,13];

Разработанные нами гребковые тренажерные устройства, а также новой скользящий по снегу «Тренажер-каноэ» не позволяют формировать отрицательные структуры движения (ошибки). При реализации двигательного действия тренажерные средства формируют нужные навыки, соответствующие требованиям реальной специализации. При этом тренер по гребле находит правильные решения, которые создают наилучший эффект усвоения изучаемого упражнения. Чрезвычайно важным положением сконструированных нами тренажерных устройств является то, что они создают искусственные условия среды, выдвигающие тезис о возможности обучения без переучивания, способствуют устранению ошибок движений новичков-каноистов и решают дидактические задачи с самого начала обучения упрощенного аналога мастерского варианта упражнения [1,2,4,5,6,7,8,12,13,14];

На этапе многолетней подготовки созданные нами новые технические спортивные средства для гребли по своей направленности способствуют решению задач каждого конкретного этапа подготовки. На этапе начальной спортивной специализации необходимо отдавать предпочтение всем сконструированным нами тренажерам: «Грузоблочному гребковому тренажеру», тренировочному приспособлению «Доска горбыль», «Каноэ-тренажёру для развития равновесия» и «Тренажёру-каноэ» динамическому, скользящему по снегу, которые способствуют целенаправленному обучению рациональной спортивной технике двигательных действий. На этапе углублённой спортивной тренировки сле-

дует использовать технические средства сопряжённого воздействия. «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» и «Тренажёр-каноэ», скользящий по снегу, обеспечивают развитие физической подготовленности спортсмена с сопряжённым воздействием совершенствования спортивной техники двигательных действий и способности к координации движений. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо отдавать предпочтение двум последним тренажёрам для каноэ, которые стимулируют дальнейшее развитие специальных двигательных способностей, а также наиболее важные в координационном отношении мышечных групп для гребли на каноэ. Средства срочной информации должны присутствовать и находить широкое применение на всех этапах спортивной тренировки [1,2, 3,4, 5,6, 7,8,12,13];

Разработанные нами тренажерные устройства с первой тренировки формируют, развивают умения и совершенствуют соответствующие навыки и двигательные качества каноистов. При целенаправленном формировании длительного по времени удержания равновесия на ногах в стойке каноиста соответствует статическому равновесию, которое связано с многочисленными и разнообразными заданиями по характеру двигательной координации, а также сопряжено с большими мышечными напряжениями, вязанными с перераспределением мышечных усилий, что требует воспитания специфической выносливости равновесия, а верхняя часть тела - туловище, руки, голова выполняют координационные движения. В связи с этим мы ввели научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия [9,10,11,12,13];

Удержание равновесия в «стойке каноиста» при движении в лодке имеет свои особенности. Данный вид деятельности, гребля на каноэ, предъявляет значительно высокие требования к сенсорным системам, а непривычные условия выполнения координационного задания вызывают существенный тремор всех мышечных групп ног, что затрудняет управление движениями. Разработанная нами система упражнений развития равновесия в сопряжённом воздействии нового сконструированного скользящего на полозьях тренажёра по снегу проявляет колебательные движения в горизонтальной плоскости с сохранением длительно по времени равновесия в статическом положении (в позе каноиста) и одновременным выполнением модуляции техники гребли в полной координации. Все это позволяет активно и эффективно улучшать равновесие гребца. С самых первых занятий обучения специализированные тренажеры активно стимулируют развитие специфического статического равновесия и совершенствуют технику гребковых движений в полной координации [9,10,11,12,13].

Созданные нами тренажерные средства не развивают вредные для спортивной деятельности умения и навыки, а формируют движения без ошибок, позволяя находить решения, которые создают наилучший эффект при реализации тренировки. Тренеру необходимо контролировать технику гребковых движений, чтобы техническое спортивное средство способствовало формированию у новичков двигательно-координационных навыков в режиме будущей соревновательной деятельности, которое характерно для спортсменов высокого класса [4, 5, 6, 7,12,13];

Тренажёры для каноэ в большей степени ограничивают естественную деятельность юного каноиста. Соблюдение этого принципа в спорте востребовано для активного обучения и тренировки начинающих гребцов. Тренажерные устройства, сконструированные нами, доступны по стоимости, объёму и весу, малогабаритны. Все они портативны и отвечают всем требованиям установления их в необходимое место спортивного зала, для быстрого свёртывания после тренировки. Они просты и надёжны в обращении; безотказны в работе; имеют возможность дозировать нагрузку, по антропометрическим и функциональным возможностям, соответствуют особенностям занимающихся; тренируемые каноистами двигательно-координационные связи соответствуют биомеханической структуре соревновательного упражнения; имеют тренировочные программы занятий

[1,6,7,12,13];

На начальном этапе специализации и на этапе углублённой тренировки на тренажерах целесообразно использовать физические упражнения общего и регионального воздействия. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо больше уделять внимание упражнениям локального характера, которые избирательно воздействуют на соответствующие группы мышц [1, 2, 3, 6].

Тренажёры для каноэ имеет обратную связь, которая позволяет получать количественную информацию о структуре движений юного спортсмена, а также информацию другого вида о качестве выполнения спортивного действия, о параметрах внешнего воздействия сразу же после его окончания. Тренажерная подготовка стимулирует повышение качества учебно-тренировочного процесса и способствует активности в получении знаний начинающим спортсменам модельных и эталонных характеристик, к которым следует им стремиться [3, 5, 6, 7,12,13];

Тренажёры для каноэ лёгкие в освоении и несложные в управлении. Они на практике используются многократное количество раз и позволяют получать необходимую информацию, а также знать о том, в каком звене появилась неисправность и срочно принять меры по их устранению [1, 3, 6, 7].

В ходе учебно-тренировочной, соревновательной, а также в исследовательской деятельности специализированные тренажеры для каноэ позволяют моделировать различные по сложности ситуации выполнения технических элементов гребли на байдарках и каноэ. Тренировочная и соревновательная деятельность на тренажёрах всегда проводится на фоне высоких физических и психологических воздействий на организм занимающихся.

На начальном этапе спортивной специализации количественное выполнение специфических двигательных действий на тренажерных устройствах обусловливает ориентировочную основу осваиваемого гребкового двигательного действия до того момента, пока не появится автоматизация движения [1, 3, 6, 7,12,13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов, В.Н. Гребля на байдарках и каноэ / Н.В. Жмарёв. - Харьков : Изд-во Харьковского гос. ун-та, 1964. - 173 с.

2. Гаврилов, В.Н. Гребля на байдарках и каноэ / В.Н. Гаврилов. - Харьков : Виша школа : Изд-во при Харьковском университете, 1980. - 192 с.

3. Емчук, И.Ф. Школа гребли / И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 176 с.

4. Емчук, И.Ф. Управление специальной подготовкой гребца / Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 93 с.

5. Емчук, И.Ф. Гребной спорт / И.Ф. Емчук. - М. : Физкультура и спорт, 1976. -

245 с.

6. Жмарёв, Н.В. Секция гребного спорта / Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 150 с.

7. Жмарёв, Н.В. Тренировка гребцов / Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.

8. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов - новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Зеленин Л.А.

- Чайковский, 2004. - 198 с.

9. Зеленин, Л.А. Научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия / Л.А. Зеленин. - Нижний Новгород : [б.и.], 2006. - 42 с.

10. Зеленин, Л. А. Система координационных упражнений, направленная на стати-

ческую выносливость равновесия, является связующим звеном между лыжной, силовой, беговой, игровой и скоростно-силовыми видами подготовки / Л.А. Зеленин, М.Н. Лобанов. Нижний Новгород, 2007 [электронный ресурс] // иКЬ:

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 1067&Itemid= 1. - Дата

обращения 10.01.2013.

11. Зеленин, Л.А. Система стимулируемого развития специфического равновесия в исходных положениях / Л.А. Зеленин // Вестник Пермского университета. - 2007. - Выпуск 6 (11). - С. 204-210.

12. Зеленин, Л.А. Технические средства обучения (ТСО) в воспитании техники гребли с одновременным формированием специфического равновесия начинающих каноистов / Л.А. Зеленин // Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях: проблемы и пути их решения. - Чайковский, 2007. - С. 162-164.

1. 13. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребно-

го «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской ГАФК. - 2010. - № 3 (16). - С. 1-10. // URL: http://kamgifk.ru/magazin/3_10/3_2010_06.pdf - Дата обращения 10.01.2013.

14. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. трудов / под ред. В.В. Кузнецова. - М., 1984. - С. 127-145.

REFERENCES

1. Gavrilov, V.N. (1980), Rowing on kayaks and a canoe, Higher school: Publishing house at the Kharkov University.

2. Gavrilov, V.N. and Zhmaryov, V.N. (1964), Rowing on kayaks and a canoe, Kharkov, publishing house HGU.

3. Emchuk, I.F. and Zhmaryov, V.N. (1976), School rowing, physical culture and sports, Moscow.

4. Emchuk, I.F. and Zhmaryov, N.V. (1970), Control special preparation of the oarsman, physical culture and sports, Moscow.

5. Emchuk, I.F. and Zhmaryov, N.V. (1969), School of rowing, physical culture and sports, Moscow.

6. Zhmaryov, N.V. (1971), Section of rowing, physical culture and sports, Moscow.

7. Zhmaryov, N.V. (1981), Rowers training, physical culture and sports, Moscow.

8. Zelenin, L.A. (2004), Rising of balance canoeists - beginners with use of special physical exercises and a training apparatus: dissertation, Tchaikovsky.

9. Zelenin, L.A. (2006), Scientific-theoretical concept- Static endurance of balance, Nizhni Novgorod.

10. Zelenin L.A. and Lobanov, M.N. (2007), “The system of coordination exercises di-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

rected on static endurance of balance is a link between ski, power, running, game kinds of exercises”, Nizhni Novgorod, available at:

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1067&Itemid=

11. Zelenin, L.A. (2007), “System of simulated development of specific balance in starting positions”, Scientific magazine. The bulletin of the Perm university, Release 6 (11), pp. 204-210.

12. Zelenin, L.A. (2007), “Training means in technics education rowed with simultaneous formation of specific balance of the beginning canoeists”, Physical training and sports in education institutions: problems and ways of their decision, Tchaikovsky, pp 162-164.

13. Zelenin, L.A., Kataev, S.P. and Medvedkov V.D. (2010), “The device and use of sliding system “trainer-canoe-rover-oar-simulator”, Pedagogical, psychological, medical and biologic problems of physical training and sports: Electronic magazine of Kamski GAFK, Vol. 16, No. 3, pp. 1-10.

14. Ratov, I.P. (1984), “Methodology of concept “an artificial managing environment”

and prospects its practical realization in process preparation of sportsmen”, Methodological problems improvement of system sports preparation of the qualified sportsmen: collection of work / under edition V.V. Kyznecova, Moscow, pp. 127-145.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

УДК 796.012.268:612

УЛУЧШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ

Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент, чемпион мира

по гребле,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

Аннотация

После провального выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время Л. Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям». К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными потребностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т. д. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. В статье анализируются проведенные экспериментальные данные с использованием адаптивной физической культуры и спорта в группе детей-инвалидов детским церебральным параличом (ДЦП) для их социализации и развития двигательных качеств.

Ключевые слова: дети-инвалиды, адаптивная физическая культура, спорт, социализация личности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p68-73

INCREASE OF STABILITY OF THE KIDS WITH CEREBRAL PALSY USING THE EQUILIBRIUM DEVELOPMENT SYSTEM

Leonid Alexandrovich Zelenin, the candidate of pedagogic science, senior lecturer,

world rowing champion,

Perm State Technical University

Annotation

After failure demonstration of the Russian athletes on the Olympic Games in Vancouver, the system negative phenomena in development of all society, especially concerning the children with physical defects have been brightly highlighted. In due time L.D.Landau noted "the method is more important than opening, because the correct method of research will lead to new even more valuable opening". Unfortunately, during the individual work with disabled children we came to a conclusion that the universal method of training doesn't exist. Method application in each separate case has to be proved by real opportunities, personality type, informative requirements, psychological features, interests, existence of children etc. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. The article analyzes the experimental data with application of the adaptive physical culture and sport in group of disabled children with DCP for their socialization and development of motor qualities.

Keywords: disabled children, adaptive physical culture, sport, socialization of personality.

МЕТОДИКА

У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимают-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.