Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами – будущими преподавателями военно-учебных заведений'

Факторы, определяющие необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами – будущими преподавателями военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕРЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами – будущими преподавателями военно-учебных заведений. По мнению автора исследования, этими факторами являются: отсутствие базового педагогического образования; недостаточный уровень развития навыков педагогической деятельности; низкая мотивация к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. Кроме того, к числу важных факторов соискатель относит недостаточный уровень знаний в области военной педагогики и психологии; отсутствие позитивных установок у офицеров на педагогическую деятельность; недостаточный уровень развития личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе. Также сюда относятся: не понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами; недостаточный уровень активности офицеров при овладении навыками педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in mastering the pedagogical activity by officers – future teachers of military schools

Results of researches of the author on identification of the factors defining the need in mastering the pedagogical activity by officers are presented in the article – future teachers of military schools. According to the author of research, these factors are: lack of basic pedagogical education; insufficient level of development of skills of pedagogical activity; low motivation to pedagogical activity in military schools. Besides, the competitor carries insufficient level of knowledge to a number of important factors in the field of military pedagogics and psychology; lack of positive sets at officers to the pedagogical activity; insufficient level of development of personal qualities at the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution. Also the following is included here: misunderstanding of sense of values of pedagogical activity by officers; insufficient level of activity of officers mastering the skills of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами – будущими преподавателями военно-учебных заведений»

“SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation

9. Schegolev V.A.and Grachev K.A. (2013), “Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2013.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОФИЦЕРАМИ - БУДУЩИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений. По мнению автора исследования, этими факторами являются: отсутствие базового педагогического образования; недостаточный уровень развития навыков педагогической деятельности; низкая мотивация к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. Кроме того, к числу важных факторов соискатель относит недостаточный уровень знаний в области военной педагогики и психологии; отсутствие позитивных установок у офицеров на педагогическую деятельность; недостаточный уровень развития личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе. Также сюда относятся: не понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами; недостаточный уровень активности офицеров при овладении навыками педагогической деятельности.

Ключевые слова: факторы; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; преподаватели военно-учебных заведений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p143-146 FACTORS DEFINING THE NEED IN MASTERING THE PEDAGOGICAL ACTIVITY BY OFFICERS - FUTURE TEACHERS OF MILITARY SCHOOLS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg

Annotation

Results of researches of the author on identification of the factors defining the need in mastering the pedagogical activity by officers are presented in the article - future teachers of military schools. According to the author of research, these factors are: lack of basic pedagogical education; insufficient level of development of skills of pedagogical activity; low motivation to pedagogical activity in military schools. Besides, the competitor carries insufficient level of knowledge to a number of important factors in the field of military pedagogics and psychology; lack of positive sets at officers to the pedagogical activity; insufficient level of development of personal qualities at the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution. Also the following is included here: misunderstanding of sense of values of pedagogical activity by officers; insufficient level of activity of officers mastering the skills of pedagogical activity.

Keywords: factors, motivation, pedagogical activity, officers, teachers of military schools.

В настоящее время остается слабоизученной проблема формирования навыков педагогической деятельности у офицеров - будущих преподавателей военно-учебных заведений. Выявление факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений поз-

волит наметить пути решения данной проблемы [1-11].

Офицерская служба проходит в разных условиях. Она в значительной степени влияет на воинскую карьеру офицера. В этот период происходит самоопределение офицера в построении собственной воинской карьеры. В интересах собственной воинской карьеры офицер переходит на новую, не знакомую по своей специфике должность. Должность преподавателя военно-учебного заведения по своей сути является таковой. Особенно для тех офицеров, которые закончили технические, медицинские и другие вузы, не дающие педагогического образования. Отсутствие педагогического образования негативно сказывается на их профессиональной деятельности в военно-учебных заведениях. При этом большинство, вновь назначенных офицеров, сталкиваются с большими трудностями при освоении преподавательской деятельности [6-10].

С целью выявления факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений, проводился опрос преподавательского состава вузов, Министерства Обороны России. Всего в опросе приняло участие 178 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, определяющие необходимость овладения педагогической деятельностью

офицерами - будущими преподавателями вузов МО РФ (п=178)

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (в %)

1 Отсутствие базового педагогического образования 19,3

2 Недостаточный уровень развития навыков педагогической деятельности 17,2

3 Недостаточный уровень знаний в области военной педагогики и психологии 15,3

4 Низкая мотивация к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях 12,8

5 Отсутствие позитивных установок у офицеров на педагогическую деятельность 12,2

6 Недостаточный уровень развития личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе 9,7

7 Не понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами 7,8

8 Недостаточный уровень активности офицеров при овладении навыками педагогической деятельности 5,7

В качестве основных факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений большинство респондентов отметили отсутствие базового педагогического образования, а также недостаточный уровень знаний в области военной педагогики и психологии. При этом большое значение респонденты придают таким факторам как недостаточный уровень развития навыков педагогической деятельности, низкая мотивация к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. Важными факторами являются: отсутствие позитивных установок у офицеров на педагогическую деятельность, недостаточный уровень развития личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе, не понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами, а также недостаточный уровень активности офицеров при овладении навыками педагогической деятельности.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о необходимости обоснования новых подходов к совершенствованию системы профессиональной подготовки будущих преподавателей военно-учебных заведений. Особое внимание должно уделяться повышению уровня знаний и навыков у офицеров в области военной педагогики и психоло-

гии, а также формированию у них позитивных установок на педагогическую деятельность.

ВЫВОД. Выявленные факторы свидетельствуют о необходимости разработки новой модели профессиональной подготовки офицеров - будущих преподавателей военноучебных заведений. Эта модель должна быть направлена на развитие личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе, на понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами, а также на развитие активности у офицеров при овладении навыками педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин,

A.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин,

B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).

- С. 35-41.

5. Кушнец, Ц. Предпочтения учащихся относительно целей физического воспитания / Ц. Кушнец, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2013. - № 3 (97). - С. 109-115.

6. Пашута, В.Л. Модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов вузов танковых войск / В.Л. Пашута, А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 126 -130.

7. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.

8. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

9. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.

10. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

11. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического воспитания высшей школы / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 71-75.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12,

pp. 27-31.

2. Bolotin, A.E. and Zaitcev, (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.

3. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Kusnierz C. and Chistyakov, V.A. (2013), “Preferences of students on the purpose of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 109-115.

6. Pashuta, V.L. and Kaysin, A.S. (2011), “Model of formation of professional and personal qualities at cadets of higher education institutions of tank armies”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 126-130.

7. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.

8. Soshkin, P.A. (2012), “The factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.

9. Soshkin, P.A. (2012), “Pedagogical technology of formation of valuable orientations at officers in the course of their preparation for pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.

10. Soshkin, P.A. (2012), “Psikhologo-pedagogichesky conditions necessary for formation at officers of basic values of pedagogical activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 86-89.

11. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I., Chistjakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), “Structure and main features of teacher’s work in physical education department of the higher school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 71-75.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2013.

УДК 796.894:796.111

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА В СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

Анатолий Иванович Стеценко, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту,

доцент,

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, г. Черкассы, Украина,

Юлия Валерьевна Гордиенко, старший преподаватель,

Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка,

г. Полтава, Украина

Аннотация

Статья посвящена изучению возрастных характеристик ведущих спортсменок мира и Украины, которые специализируются в пауэрлифтинге. Выявлены женщины, участвующие в чемпиона-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.