(2010), “Design and development of interactive cycle machines for training of athletes of high qualification in cycling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 47-52.
8. Rowing Biomechanics Newsletter, available at: http://www.biorow.com/RBN_ru.htm.
9. Kleshnev, V. (2010), “Boat acceleration, temporal structure of the stroke cycle, and effectiveness in rowing”, Journal of Sports Engineering and Technology, No. 224 (1), pp. 63-74.
10. Kleshnev, V.V. (2011), “Biomechanics of Rowing”, Rowing Faster. 2nd ed, (Serious training for serious rowers. Nolte V. ed.), United States: by Human Kinetics Inc., pp. 105-121.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.02.2014.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Наталья Львовна Стрельникова, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогической технологии управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. Данная технология состоит из четырех этапов, имеющих свои целевые установки, задачи, средства, методы и формы развития коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. На первом этапе осуществляется оценка уровня развития коммуникативных способностей, а также проводится выявление уровня развития способностей связно высказывать свои мысли. На втором этапе осуществляется формирование и развитие необходимых навыков свободного общения в профессиональной сфере. На третьем этапе осуществляется определение наиболее слабо развитых коммуникативных способностей у студентов и их корригирование. На четвертом этапе проводится оценка эффективности развития коммуникативных способностей у студентов. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической технологии управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры.
Ключевые слова: педагогическая технология; управление развитием; коммуникативные способности; студенты; вузы физической культуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p21-25
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF
COMMUNICATIVE ABILITIES AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Natalya Lvovna Strelnikova, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches on justification of pedagogical technology of management of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical
culture. This technology consists of four stages with the corresponding purposes, tasks, means, methods and ways of development of communicative abilities at students of higher education institutions of physical culture. At the first stage the assessment of the level of development of communicative abilities is carried out, and also the identification of the level of development of abilities to introduce the ideas coherently is carried out. At the second stage the formation and development of necessary skills of free communication in the professional sphere is carried out. At the third stage the determination of most poorly developed communicative abilities at students and their correlation is carried out. At the fourth stage the assessment of efficiency of development of communicative abilities at students is carried out. In the course of pedagogical experiment high efficiency of the developed pedagogical technology of management of development of the communicative abilities at the students of higher education institutions of physical culture has been proved.
Keywords: pedagogical technology, management of development, communicative abilities, students, higher education institutions of physical culture.
Глобальные изменения в современном обществе, расширение международных и спортивных связей ставят задачи перед выпускниками физкультурных вузов эффективного развития коммуникативных способностей. Конструктивное спортивное сотрудничество невозможно без хорошо развитых коммуникативных способностей у выпускников вузов физической культуры. В этой связи перед вузами физической культуры ставится принципиально новая задача целенаправленного развития коммуникативных способностей у студентов [3-5, 7-10].
В этих условиях необходим поиск путей совершенствования подготовки выпускников физкультурных вузов, к профессионально-коммуникативной деятельности. Анализ образовательного процесса в вузах физической культуры показывает, что реализуемые технологии обучения не позволяют в полной мере формировать коммуникативные способности у выпускников [3-5, 7-10].
Практика показывает, что развитие коммуникативных способностей у студентов должно осуществляться через постановку и решение укрупненных проблем [1, 2, 6, 7]. Введение проблемной ситуации с практической направленностью повышает эффективность развития коммуникативных способностей. Это способствует формированию прочных действенных коммуникативных знаний, умений и навыков, необходимых выпускникам вузов физической культуры в профессиональной деятельности.
Анализ коммуникативной подготовленности выпускников вузов физической культуры свидетельствует, что уровень развития их коммуникативных способностей не соответствует современным требованиям [3-5]. В настоящий момент отсутствует научно обоснованная педагогическая технология управления развитием у них коммуникативных способности. Всё это в значительной степени снижает эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры. Сложившаяся ситуация создает объективные препятствия для решения задач формирования коммуникативных знаний, умений и навыков у студентов вузов физической культуры. Для решения этих задач нами была разработана педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры (рис.).
Данная технология состоит из четырех этапов, имеющих свои целевые установки, задачи, средства, методы и формы развития коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры. На первом этапе осуществляется оценка уровня развития коммуникативных способностей, а также проводится выявление уровня развития способностей связно высказывать свои мысли. На втором этапе осуществляется формирование и развитие необходимых навыков свободного общения в профессиональной сфере. На третьем этапе осуществляется определение наиболее слабо развитых коммуникативных способностей у студентов и их корригирование. На четвертом этапе проводится оценка эффективности развития коммуникативных способностей у студентов.
Рис. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры
В основу разработанной технологии управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры входят все принципы, на которых базируется идея проблемного обучения. Основными положениями данной идеи являются:
- развитие индивидуальности у выпускников вузов физической культуры через коммуникативную сферу деятельности;
- развитие коммуникативной сферы в единстве с потребностями, волевыми качествами, рефлексивными способностями, самостоятельной регуляцией и др.;
- развитие коммуникативных способностей у студентов проходит через свободный выбор способов коммуникативной деятельности, самоконтроль и самооценку, активный речевой обмен в сфере физической культуры и спорта.
С целью проверки эффективности разработанной технологии управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры, проводился педагогический эксперимент. Использование данной технологии позволило улучшить показатели эффективности решения профессиональных вопросов в сфере физической
культуры и спорта. ВЫВОД. Проведённое исследование способствовало более эффективному усвоению студентами основ олимпийского движения, разных вопросов из теории и практики физического воспитания молодежи. ЛИТЕРАТУРА
1. Брагин, В.В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 23-27.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности
специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению /
A.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни
студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
5. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования
многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у
руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
9. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
10. Чистяков, В.А. Информационное взаимодействие человека с окружающей средой /
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bragin, V.V. (2011), “Technology of legal preparation of heads of GPN of Emercom of Russia with use of training games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 2327.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2013), “Indicators of readiness of students to health saving behavior”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12 pp. 36-39.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2014), “Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1 pp. 2428.
5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,
Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N., Chistyakov V.A. (2011), “State educational standard - the stabilization tool of development of physical training in higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.
9. Chistyakov, V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
10. Chistyakov V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2014.
УДК 316.6
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Александр Феодосьевич Бондарук, старший преподаватель,
Валерий Михайлович Голянич, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный институт управления - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена динамика показателей системы личностных ценностей у курсантов с различным уровнем психической активности в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения. Показано, что в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения у курсантов с высоким уровнем психической активности изменения на уровне индивидуальных приоритетов проявлялись возрастанием интенций к лидерству (для достижения социально одобряемого успеха) и новизне (для поддержания оптимального уровня активности), а также ростом ориентированности на конформные, доброжелательные вне- и внутригрупповые взаимоотношения. У курсантов с низким уровнем психической активности адаптивные ценностно-интенциональные сдвиги характеризовались снижением мировоззренческих установок на доброжелательные внутригрупповые взаимоотношения и возрастанием поведенческой направленности на личностную автономию, что свойственно психологическому механизму интенционального дистанцирования от группы.
Ключевые слова: ценностные ориентации, социально-психологическая адаптация, военнопрофессиональная среда, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, психическая активность, психологический механизм интенционального дистанцирования от группы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p25-30 DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF CADETS WITH VARYING DEGREES OF PROMINENCE OF THE PSYCHIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO TRAINING
Аlexander Feodosievich Bondaruk, the senior lecturer,
Valery Michailovich Golyanich, the doctor of medical science, professor, North-West institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Annotation
The article describes the dynamics of the system of personal values of cadets with low and high level of mental activity in the process of socio-psychological adaptation to training. It is shown that in the process of socio-psychological adaptation to the training of the cadets with a high level of mental activity demonstrated changes at the level of individual priorities which manifested intentions to increase leader-