Научная статья на тему 'Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов'

Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Бакаев Владислав Владимирович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Бакаев Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of management of the healthy way of life of students

The results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of the student’s healthy lifestyle management have been presented in article. The developed pedagogical technology of student’s healthy lifestyle management underwent the testing for efficiency during the experiment. During the pedagogical experiment the indicators characterizing the level of development of the skills of control over own state of health, carrying out independent training with the health-improving orientation, and also planning of the health-improving actions have been authentically improved. All previously mentioned testifies to high efficiency of the developed pedagogical technology of management of the healthy lifestyle of students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов»

Л.А. Егоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. б-10.

3. Гиссен, Л. Д. Психологические основы спортивной подготовки / Л. Д. Гиссен // Гребной спорт ; учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.Ф. Емчука. - М. ; Физкультура и спорт, 197б.

- С. 219-225.

4. Коваленко, М.В. Определение критериев комплектования командных лодок в гребном спорте дедуктивным методом / М.В. Коваленко // Материалы региональной межвузовской научной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта» ; вестник аспирантуры и докторантуры / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - Вып. 1б. - С. 23-27. - ISвN 5-91021-007-б.

5. Котырев, В. Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ / В.Д. Котырев // Гребной спорт ; ежегодник. - М. ; Физкультура и спорт, 1972. - С. 49-52.

6. Николаев, А.Н. Социальная и спортивная психология ; конспект лекций / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. ; [б. и.], 2002. - 33 с.

REFERENCES

1. Baranova, M.V. and Egorenko, L.A. (2010), “The Bases of command formation in rowing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.59, No. 1, pp. б-9.

2. Baranova, M.B. (2009), “Formation of steady interest to occupations by rowing at a stage of initial preparation by means of completing of command boats”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 2, pp. б-10.

3. Hessen, L.D. (197б), “Psychological bases of sports preparation”, in book Rowing: studies, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, pp. 219-225.

4. Kovalenko, M.B. (2007), “Definition of criteria of completing of command boats in rowing by a deductive method”, Materials of regional interuniversity scientific conference of young scientists "The person in the sports world": The messenger of postgraduate study and doctoral studies, Issue 1б, pp. 23-27, IBSN 5-91021-007-б

5. Kotyrev, V.D. (1972), “Completing of teams in rowing on kayaks and canoe”, Rowing: yearbook, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, pp. 49-52.

6. Nikolaev, A.N. (2002), Social and sports psychology: abstract of lectures, Lesgaft University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.01.2014.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,

Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента.

В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

Ключевые слова: педагогической технология управления; студенты; здоровый образ жизни; спорт; средства физической культуры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p24-28

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF THE HEALTHY WAY OF

LIFE OF STUDENTS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg State Polytechnical University

Annotation

The results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of the student’s healthy lifestyle management have been presented in article. The developed pedagogical technology of student’s healthy lifestyle management underwent the testing for efficiency during the experiment.

During the pedagogical experiment the indicators characterizing the level of development of the skills of control over own state of health, carrying out independent training with the health-improving orientation, and also planning of the health-improving actions have been authentically improved. All previously mentioned testifies to high efficiency of the developed pedagogical technology of management of the healthy lifestyle of students.

Keywords: pedagogical technology of management, students, healthy lifestyle, sports, means of physical culture.

В настоящее время здоровый образ жизни студентов вузов определяет их профессиональное долголетие, а также высокий уровень их здоровья в целом. Высокий уровень здоровья студентов вузов характеризуется низкой заболеваемостью, а также хорошим состоянием функциональных систем организма. Уровень здоровья студентов вузов зависит от их взаимодействия с окружающей средой, а также от их поведения в социуме и обществе. В последние годы забота о состоянии здоровья студентов приобрела особое значение. Это связано с политикой государства, в которой центральное место в укреплении здоровья нации отводится студенческой молодежи. При этом ведущая роль отводится физическим упражнениям, с помощью которых можно положительно воздействовать на организм студентов.

Современные условия учебной деятельности в вузах предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья студентов. Студенты, вступая в самостоятельную жизнь, испытывают большие учебные и психологические нагрузки. Все это негативно сказывается на их физическом и функциональном состоянии организма.

В связи с этим, перед специалистами по физической культуре и спорту возникла необходимость эффективного управления здоровым образом жизни студентов. В современных условиях назрела необходимость создания действенной системы управления здоровым образом жизни студентов с целью укрепления их физического и психического состояния. Известно, что укреплению здоровья студентов способствует организации физической культуры с формированием у них навыков здорового образа жизни. Особое значение приобретают мероприятия, направленные на обеспечение здорового образа жизни и оптимального физического состояния студентов. Управление здоровым образом жизни студентов предполагает также мероприятия по увеличению двигательной активности студентов для поддержания их функциональных систем в оптимальном состоянии.

Опираясь на вышеперечисленные подходы, нами была разработана педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов, которая представлена на рисунке 1.

Данная технология включает три этапа, раскрывающие цель и задачи обучения студентов, а также средства и методические приемы по формированию у них здорового образа жизни.

На первом этапе студентам ставилась цель приобретения знаний и расширения кругозора о здоровом образе жизни. При этом решались задачи повышения уровня знаний:

- по определению объема, структуры, содержания самостоятельной физической тренировки;

- по контролю над собственным физическим состоянием;

- по определению оптимальной нагрузки.

На втором этапе студентам ставилась цель формирования навыков здорового образа жизни в процессе учебы. При этом решались задачи совершенствование навыков:

- выбора оптимальных средств тренировки, необходимых для реализации здорового жизни;

- обеспечения пропорционального развития отдельных мышечных групп и функциональных систем;

- координации самостоятельных действий и поведения в социуме.

Формирования навыков здорового образа жизни у студентов в оцессе учебы

2

Формирование интеллектуальных способностей у студентов, а также способностей к усвоению навыков и умений для ведения здорового образа жизни на основе выработки привычки оптимального поведения в социуме и эффективного взаимодействия с внешней средой.

Совершенствование

навыков:

- выбора оптимальных средств тренировки, необходимых для реализации здорового

жизни; - обеспечения

пропорционального развития отдельных

мышечных групп и функциональных систем; - координации

самостоятельных действий и поведения.

Отработка вопросов:

- планирования самостоятельной тренировки на месяц; -

оценки результатов физического самосовершенствования; -

разработки мероприятий по контролю над собственным физическим развитием, функциональным состоянием.

Коррекционные мероприятия управления здоровым образом ~ | ши студентов

Формирование способностей у студентов определять характер и содержание деятельности по управлению собствен-

ным поведением в социуме, в зависимости от ситуации и неблагоприятного воздействия

внешней среды

Совершенствование

навыков:

- принятия комплекса долгосрочных решений по здоровому образу жизни; - оценки ситуации; - определения

направлений спортивной и физкультурной деятельности, исходя из потенциальных возможностей организма.

Отработка вопросов:

- анализа деятельности по организации здорового образа жизни; -корректировки в подборе упражнений, имеющих недостаточную эффективность; -этапной оценки эффективности деятельности по улучшению функционального состояния

Рис. 1. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов

На третьем этапе проводились коррекционные мероприятия по управлению здоровым образом жизни студентов. При этом решались задачи совершенствования навыков у

студентов:

- принятия комплекса долгосрочных решений по здоровому образу жизни;

- оценки ситуации;

- определения направлений спортивной и физкультурной деятельности, исходя из потенциальных возможностей организма.

Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента (п=28)_____________________

Основные разделы программы Результаты успешности обучения (в баллах) (х+ш) р

до эксперимента после эксперимента

Уровень развития навыков здорового образа жизни у студентов 2,31+0,14 4,18+0,19 <0,05

Уровень развития навыков планирования оздоровительных мероприятий 3,02+0,17 4,57+0,18 <0,05

Уровень развития навыков проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью 2,81+0,21 4,29+0,23 <0,05

Уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья 2,83+0,11 4,58+0,14 <0,05

Экспертная оценка 3,22+0,21 4,67+0,27 <0,05

В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий.

ВЫВОД. Таким образом, проведенные исследования показали высокую эффективность разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.

6. Калакуцкий, Р.Н. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 71-74.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2013), “Indicators of readiness of students to health-saving to behavior”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kalakutsky, R. N. (2011), “Pedagogical technology of formation of skills of health saving behavior at students of higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 71-74.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2014.

УДК 796(091)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТАССР В 1920-30-Е ГОДЫ

Чулпан Ринатовна Бухараева, аспирант,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

Статья посвящена вопросу становления и развития системы физического воспитания школьников в Татарской Автономной Советской Социалистической Республике (ТАССР) в 192030-е годы. Автор показывает, что процесс формирования системы физического воспитания после Октября 1917 года был неотъемлемой частью крупных перемен, происходивших в то время в общественной жизни страны. Суть этого явления состояла в воспитании человека в духе коммунистической идеологии, в том числе и через средства физической культуры. В работе использованы материалы Национального государственного архива РТ, Центрального государственного архива историко-политической документации РТ.

Ключевые слова: система физического воспитания, ценностный потенциал физической культуры, содержание занятий по физической культуре.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p28-31

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM FOR SCHOOLCHILDREN IN TATAR SOVIET SOCIALISTIC REPUBLIC

IN 1920-30

Chulpan Rinatovna Bucharaeva, the post-graduate student,

Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

The article is dedicated to establishment and development of the physical education system for schoolchildren in the Tatar Soviet Socialistic Republic in 1920-30. The author reveals that the process of physical education system establishment following the events of October 1917 was an integral part of the great changes happening at that time in the social life of the country. The core of this phenomenon was to educate a personality in a spirit of communistic ideology, among other things by means of physical training. For this work, the data from National State Archives of Tatarstan Republic, Central State Archive of Historic and Politic Information of Tatarstan Republic have been used.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.