Научная статья на тему 'Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки'

Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МЧС РОССИИ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аганов Сергей Самуилович, Довженко Максим Сергеевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки. В качестве основных психолого-педагогические условий, необходимых для формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, респонденты обратили внимание на акцентированное использование в процессе проведения спортивных мероприятий в вузе пожарно-прикладных видов спорта и упражнений. Респонденты обратили внимание также на такие условия как преимущественное развитие у курсантов скоростной выносливости и ловкости, необходимых в профессиональной деятельности, а также на создание обстановки на занятиях физическими упражнениями для проявления смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств. Большое значение имеют моделирование на занятиях содержания различных элементов профессиональной деятельности по ликвидации пожаров и спасению людей, а также выявление степени влияния физической подготовленности на уровень профессиональной готовности курсантов в вузах ГПС МЧС России. Важными условиями являются использование комплексных физических упражнений для отработки приемов по локализации и ликвидации пожаров, проведение мероприятий по учету индивидуальных физических и психологических возможностей курсантов к освоению программы вуза, а также разработка объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к преодолению трудностей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аганов Сергей Самуилович, Довженко Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of readiness of cadets of higher education institutions of GPS of Emercom of Russia for professional activity, with use of means of physical preparation

The article presents the results of the authors researches on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of readiness of the cadets of higher education institutions of GPS of Emercom of Russia for the professional activity, with application of means of the physical preparation. As the main psychology and pedagogical the conditions necessary for formation of readiness of the cadets for the professional activity, respondents paid attention to the accented use in the course of carrying out the sporting events in higher education institution of fire applied sports and exercises. Respondents also paid attention to such conditions as primary development among the cadets of high-speed endurance and dexterity necessary in the professional activity, and also on creation of the situation on occupations by physical exercises for manifestation of courage, determination, persistence and other moral and strong-willed qualities. Great importance is given to the modeling in classes of the content of various elements of the professional activity in elimination of the fires and rescue of people, and also identification of the extent of influence of the physical fitness on the level of the professional readiness of cadets in higher education institutions of GPS of Emercom of Russia. Important conditions cover the application of complex physical exercises for working off of skills in localization and elimination of the fires, carrying out the actions on the accounting of the individual physical and psychological capacities of the cadets to master the program of higher education institution, and also development of the objective criteria for assessment of level of readiness of the cadets to overcoming of the difficulties in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки»

Психологические науки

УДК 796.011:159.9

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ГПС МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Максим Сергеевич Довженко, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки.

В качестве основных психолого-педагогические условий, необходимых для формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, респонденты обратили внимание на акцентированное использование в процессе проведения спортивных мероприятий в вузе пожарно-прикладных видов спорта и упражнений. Респонденты обратили внимание также на такие условия как преимущественное развитие у курсантов скоростной выносливости и ловкости, необходимых в профессиональной деятельности, а также на создание обстановки на занятиях физическими упражнениями для проявления смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств. Большое значение имеют моделирование на занятиях содержания различных элементов профессиональной деятельности по ликвидации пожаров и спасению людей, а также выявление степени влияния физической подготовленности на уровень профессиональной готовности курсантов в вузах ГПС МЧС России. Важными условиями являются использование комплексных физических упражнений для отработки приемов по локализации и ликвидации пожаров, проведение мероприятий по учету индивидуальных физических и психологических возможностей курсантов к освоению программы вуза, а также разработка объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к преодолению трудностей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; курсанты вузов МЧС России; готовность к профессиональной деятельности; средства физической подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p190-194

STRUCTURE OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF READINESS OF CADETS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS OF GPS OF EMERCOM OF RUSSIA FOR PROFESSIONAL ACTIVITY, WITH USE OF MEANS OF PHYSICAL

PREPARATION

Sergey Samuilovich Aganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Sergeevich Dovzhenko, the competitor, St. Petersburg University of Emercom of Russia, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the authors researches on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of readiness of the cadets of higher education institutions of GPS of Emercom of Russia for the professional activity, with application of means of the physical preparation.

As the main psychology and pedagogical the conditions necessary for formation of readiness of the cadets for the professional activity, respondents paid attention to the accented use in the course of carrying out the sporting events in higher education institution of fire applied sports and exercises. Respondents also paid attention to such conditions as primary development among the cadets of high-speed endur-

ance and dexterity necessary in the professional activity, and also on creation of the situation on occupations by physical exercises for manifestation of courage, determination, persistence and other moral and strong-willed qualities. Great importance is given to the modeling in classes of the content of various elements of the professional activity in elimination of the fires and rescue of people, and also identification of the extent of influence of the physical fitness on the level of the professional readiness of cadets in higher education institutions of GPS of Emercom of Russia. Important conditions cover the application of complex physical exercises for working off of skills in localization and elimination of the fires, carrying out the actions on the accounting of the individual physical and psychological capacities of the cadets to master the program of higher education institution, and also development of the objective criteria for assessment of level of readiness of the cadets to overcoming of the difficulties in the professional activity.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets of higher education institutions of Emercom of Russia, readiness for professional activity, means of physical preparation.

В современных условиях неизмеримо возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах ГПС МЧС России. Поэтому формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов в вузах ГПС МЧС России приобретает особую значимость [1, 2, 3, 5, 8-11].

Сложившаяся к настоящему времени система профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России не в полной мере обеспечивает эффективное решение этой задачи. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточном уровне профессиональной готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к эффективной профессиональной деятельности [1, 2, 3, 5, 8-16].Все вышесказанное требует поиска новых путей оптимизации профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России.

Анализ практической деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России также свидетельствует о недостаточном уровне их готовности к решению профессиональных задач. Это является следствием недостаточного научного обоснования средств и методов организации процесса профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России с целью повышения уровня готовности курсантов к деятельности по ликвидации пожаров и спасению людей.

Специфика профессиональной подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России заключается в целевом характере обучения специалистов для осуществления особой профессиональной деятельности, связанной с ликвидацией пожаров, риском для жизни и спасением людей [12]. При этом большое значение отводится целенаправленному применению средств физической подготовки при формировании готовности к профессиональной деятельности [4, 6, 7, 10, 11, 13-16].

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс вузов ГПС МЧС России создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ликвидации пожаров, спасения людей и умеющих самостоятельно использовать средства физической подготовки для развития физических и профессионально важных качеств. Большое значение эти знания и навыки имеют для поддержания высокого уровня собственной работоспособности необходимой для решения сложных задач профессиональной деятельности. Выпускникам вузов ГПС МЧС России приходится постоянно обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями по локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности. Это требует высокого уровня профессиональной и физической готовности.

Вместе с тем в процессе обучения курсантов в вузах ГПС МЧС России возникает ряд психолого-педагогических проблем. Недостаточный уровень физической подготовленности и успеваемости курсантов, нарушения дисциплины, низкий уровень самоорганизации в целом негативно сказываются на формировании у них готовности к профессиональной деятельности. Поэтому проблема повышения готовности курсантов к профессиональной деятельности в высших учебных заведениях ГПС МЧС России, с использованием средств физической подготовки, весьма актуальна. Следует также отметить, что

вопросы формирования готовности у курсантов к профессиональной деятельности недостаточно изучены. До настоящего времени не обоснованы психолого-педагогические условия необходимые для эффективного формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки. Для решения этой задачи был проведен опрос 88 тренеров и преподавателей вузов ГПС МЧС России, имеющих опыт работы на кафедрах физической подготовки и спорта более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной дея-

тельности, с использованием средств физической подготовки (п=88)

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Преимущественное развитие у курсантов скоростной выносливости и ловкости, необходимых в профессиональной деятельности 19,1

2 Акцентированное использование на спортивных мероприятиях в вузе пожарно-прикладных видов спорта и упражнений 18,3

3 Создание обстановки на занятиях физическими упражнениями для проявления смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств 15,7

4 Моделирование на занятиях содержания различных элементов профессиональной деятельности по ликвидации пожаров и спасению людей 13,1

5 Выявление степени влияния физической подготовленности на уровень профессиональной готовности курсантов в вузах ГПС МЧС России 11,9

6 Использование комплексных физических упражнений для отработки приемов по локализации и ликвидации пожаров 9,3

7 Проведение мероприятий по учету индивидуальных физических и психологических возможностей курсантов к освоению программы вуза 6,7

8 Разработка объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к преодолению трудностей профессиональной деятельности 5,9

В качестве основных психолого-педагогические условий, необходимых для формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, респонденты обратили внимание на акцентированное использование в процессе проведения спортивных мероприятиях в вузе пожарно-прикладных видов спорта и упражнений. Респонденты обратили внимание также на такие условия как преимущественное развитие у курсантов скоростной выносливости и ловкости, необходимых в профессиональной деятельности, а также на создание обстановки на занятиях физическими упражнениями для проявления смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств. Большое значение имеют моделирование на занятиях содержания различных элементов профессиональной деятельности по ликвидации пожаров и спасению людей, а также выявление степени влияния физической подготовленности на уровень профессиональной готовности курсантов в вузах ГПС МЧС России. Важными условиями являются использование комплексных физических упражнений для отработки приемов по локализации и ликвидации пожаров, проведение мероприятий по учету индивидуальных физических и психологических возможностей курсантов к освоению программы вуза, а также разработка объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к преодолению трудностей профессиональной деятельности.

Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия определяют необходимость формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных психолого-педагогических условий для повышения качества образовательного процесса курсантов в вузах ГПС МЧС России.

ВЫВОД. Учет структуры выявленных психолого-педагогических условий позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава кафедр по физической

подготовке и спорту вузов ГПС МЧС России для повышения уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А. Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 35-38.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.

7. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-35.

8. Болотин, А.Э. Педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России / А.Э. Болотин, Т.В. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 46-49.

9. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России / А. Э. Болотин, Т.В. Данилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 7579.

10. Болотин, А. Э. Структура готовности выпускника вуза МЧС России к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, С.С. Аганов, М.С. Довженко // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2015. - № 1. - С. 159-163.

11. Болотин, А.Э. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки / А.Э. Болотин, С.С. Аганов, М. С. Довженко // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях». - 2015. - № 3. - С. 59-69.

12. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

13. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.

14. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Рафал Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 6 (76). - С. 159-164.

15. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

16. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistya-kov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), "The organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of specialists in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E., Panchenko I.A. and Volkov A.V. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.

6. Bolotin, A.E. and Shchegolev V.A., Bakayev V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.

7. Bolotin, A.E., Panchenko I.A., and Volkov, A.V. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.

8. Bolotin, A.E. and Danilova T.V. (2014), "Pedagogical technology of formation of organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 46-49.

9. Bolotin, A.E. and Danilova T.V. (2014), "The psychology and pedagogical conditions necessary for formation of organizational and administrative competence at cadets of higher education institutions of Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 7579.

10. Bolotin, A.E., Aganov, S.S. and Dovzhenko, M.S. (2015), "Structure of readiness of the university graduate of Emercom of Russia for professional activity", Bulletin of the GPS St. Petersburg University of Emercom of Russia, No. 1, pp.159-163.

11. Bolotin, A.E., Aganov, S.S. and Dovzhenko, M.S. (2015), "The maintenance of pedagogical model of formation of readiness of cadets, higher education institutions of the Public fire service of Emercom of Russia to professional activity with use of means of physical preparation", Medical-biological and Social and Psychological Problems of Safety in Emergency Situations of a Note, No. 3, pp. 59-69.

12. Bolotin, A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of the state fire supervision of Emercom of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-35.

13. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Chistyakov V.A. (2011), "State educational standard -the stabilization tool of development of physical training in higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.

14. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

15. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

16. Chistyakov, V.A. (2006), Information interaction of the person with an environment, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 19, pp. 90-99.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.