Научная статья на тему 'Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза'

Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / СТУДЕНТКИ / ОСНОВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна, Мелешкова Нина Александровна, Унжаков Геннадий Анатольевич, Мусохранов Андрей Юрьевич

Статья посвящена исследованию двигательных умений и навыков студенток основной и специальной медицинской группы, поступивших на 1 курс экономического вуза. Исследование проводилось с целью определения первоочередных задач и разработки методики совершенствования двигательных умений и навыков студенток основной и специальной медицинской группы на практических занятиях дисциплины «физическая культура». Анализ научной литературы, мониторинговые исследования и наш опыт работы, показывают, что не каждая студентка, поступившая на 1 курс вуза, обладает двигательными умениями и навыками, позволяющими в полной мере использовать средства и методы физической культуры согласно учебной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна, Мелешкова Нина Александровна, Унжаков Геннадий Анатольевич, Мусохранов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor skills of the first-year students of the economic higher education institution

The analysis of the scientific literature, monitoring researches and our experience show that each girl student of the first year at university doesn't possess the motor skills and abilities allowing to use to the full the means and methods of the physical culture according to the training program. The article is dedicated to the research of the motor skills of the students of the main and special medical group of the first year at University of Economics. The research has been conducted for definition of the priorities and development of the methodology for improvement of the motor skills among the students of the main and special medical group during practical training to the discipline “physical culture”.

Текст научной работы на тему «Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза»

culture", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 37-41.

5. Liakh V.I. (2001), Coordination abilities: diagnostics and development, publishing house "TVT Division", Moscow.

6. Nazarenko L.D. (2001), Development of motor and coordination qualities as a factor for rehabilitation of children and teenagers, Theory and practice of physical culture, Moscow.

7. Approximate program of "Physical Education" discipline in the government educational standard of higher education institution of the second generation: official publ. (2000), publishing house "MSPU", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2014.

УДК 796.011

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Светлана Аркадьевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Александровна Мелешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий Анатольевич Унжаков, доцент, Андрей Юрьевич Мусохранов, старший преподаватель, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

Аннотация

Статья посвящена исследованию двигательных умений и навыков студенток основной и специальной медицинской группы, поступивших на 1 курс экономического вуза. Исследование проводилось с целью определения первоочередных задач и разработки методики совершенствования двигательных умений и навыков студенток основной и специальной медицинской группы на практических занятиях дисциплины «физическая культура». Анализ научной литературы, мониторинговые исследования и наш опыт работы, показывают, что не каждая студентка, поступившая на 1 курс вуза, обладает двигательными умениями и навыками, позволяющими в полной мере использовать средства и методы физической культуры согласно учебной программе.

Ключевые слова: двигательные умения и навыки, студентки, основная медицинская группа, специальная медицинская группа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p55-59

MOTOR SKILLS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE ECONOMIC HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Svetlana Arkadyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Aleksandrovna Meleshkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Anatolyevich Unzhakov, the senior lecturer, Andrey Yuryevich Musokhranov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo branch

Annotation

The analysis of the scientific literature, monitoring researches and our experience show that each girl student of the first year at university doesn't possess the motor skills and abilities allowing to use to the full the means and methods of the physical culture according to the training program. The article is dedicated to the research of the motor skills of the students of the main and special medical group of the first year at University of Economics. The research has been conducted for definition of the priorities and development of the methodology for improvement of the motor skills among the students of the main and special medical group during practical training to the discipline "physical culture".

Keywords: motor skills and abilities, girl students, main medical group, special medical group.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе призвана способствовать улучшению здоровья, повышению уровня физической подготовленности и работоспо-

собности, развитию двигательных умений и навыков; психофизических качеств и двигательных способностей; приобщить студенческую молодёжь к занятиям различными видами спорта в спортивных секциях вуза и во время досуга [2-7, 10]. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре, согласно государственным образовательным стандартам являются отдельные дисциплины лёгкой атлетики (бег 100 м, кросс), плавание, лыжные гонки, спортивные игры, профессионально-прикладная физическая подготовка [7]. Следует отметить, что все разделы Примерной программы одинаковы для всех студентов независимо от уровня здоровья. Анализ научной литературы, мониторинговые исследования и наш опыт работы, показывают, что не каждая студентка, поступившая на 1 курс вуза, обладает двигательными умениями, позволяющими в полной мере использовать средства и методы физической культуры согласно учебной программе [7], а также в целях досуга и активного отдыха [1]. Преподаватели физической культуры в вузе чаще всего сталкиваются с недостаточным арсеналом двигательных умений студентов, особенно на занятиях в СМГ, отсутствием техники выполнения самых простых физических упражнений [4, 6, 8, 9]. Возникает противоречие между необходимостью освоения практических разделов учебной программы и недостаточно развитыми двигательными умениями студентов, поступивших на первый курс вуза. Проблема исследования состоит в необходимости получения новых знаний о двигательных умениях студентов 1 курса для определения конкретных задач и разработки методики практических занятий по основным разделам учебной программы. Задачи исследования:

1. Выявить и сравнить количество и качество двигательных умений и навыков, технику выполнения физических упражнений студенток первого курса основной и специальной медицинской группы.

2. Определить первоочередные задачи практических разделов учебной программы по физической культуре на первом курсе обучения для студентов основной и специальной медицинской группы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Исследование проводилось в 2012-2014 гг. В анкетировании участвовали 389 студенток 1 курса, из них 289 студенток основной медицинской группы (ОМГ) и 100 студенток СМГ. Педагогические наблюдения согласно протоколам были проведены на первых практических занятиях по лёгкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, плаванию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи исследования мы провели педагогические наблюдения на первых занятиях по физической культуре в ОМГ и СМГ и анкетирование. Педагогические наблюдения показали что:

- на занятиях по легкой атлетике студентки ОМГ демонстрируют в достаточной степени умения и навыки ходьбы, бега, прыжков в длину с места; студентки СМГ не умеют прыгать в длину с места, выполнять различные виды ходьбы и бега; имеют недостатки в технике бега; испытывают трудности при выполнении упражнений координационного характера;

- на занятиях по гимнастике студентки ОМГ показали достаточно развитые двигательные умения и навыки, умеют перестраиваться, хорошо ориентируются в пространстве спортивного зала, правильно выполняют упражнения координационной направленности; студентки СМГ не умеют выполнять простейшие перестроения и повороты; большинство студенток не умеют прыгать через скакалку, крутить обруч; выполнять махи, выпады, кувырки, имеют множество недостатков в культуре и технике выполнения

самых простых гимнастических и координационных упражнений;

- на занятиях по спортивным играм (баскетбол) студентки ОМГ показали умение и навыки владения баскетбольным мячом, однако техника выполнения технических приёмов (ведение мяча, передачи, штрафной бросок) имеет массу недоработок, студентки плохо владеют технико-тактическими действиями, плохо переносят нагрузку даже в течение 5-ти минутной игры. Студентки СМГ показали отсутствие умений и навыков владения мячом, отказались играть в двустороннюю игру;

- на занятиях по спортивным играм (волейбол) студентки ОМГ показали умение владения волейбольным мячом, однако техника выполнения технических приёмов (верхняя передача, нижний приём, подачи) имеет массу недостатков, студентки плохо владеют технико-тактическими действиями, плохо знают правила игры, плохо переносят нагрузку даже в течение 5-ти минутной игры. Студентки СМГ показали отсутствие умений и навыков владения волейбольным мячом, отказались играть в двустороннюю игру;

- на практических занятиях по плаванию студентки и ОМГ и СМГ показали лишь умение держаться на воде, никто не смог проплыть определённым стилем плавания даже 10 метров, выполнить стартовый прыжок с тумбы.

В целях самооценки двигательных умений мы провели анкету закрытого типа. Выявлено, что из множества двигательных умений студентки выбрали для оценивания 19 из 40 предложенных видов двигательной активности (таблица 1).

Таблица 1

Самооценка двигательных умений и навыков студенток основной и специальной

медицинской группы экономического вуза (%%)

СМГ (п=100) ОМГ (п=289)

Двигательные умения Умею Умею, Не Умею Умею, Не

хорошо но плохо умею хорошо но плохо умею

Бегать 95,0 5,0 0 98,0 2,0 0

Бегать на лыжах 5,4 55,8 38,8 15,4 73,1 13,5

Играть в бадминтон 10,4 44,5 45,1 79,5 20,5 0

Играть в баскетбол 3,5 15,3 82,2 4,5 78,7 16,8

Играть в волейбол 2,3 14,3 83,4 4,5 77,5 18,0

Играть в настольный теннис 9,0 32,8 58,2 13,9 71,5 14,6

Играть в пионербол 10,5 25,5 64,0 85,6 14,4 0

Кататься на велосипеде 32,2 29,8 38,0 55,3 34,5 10,2

Кататься на коньках 4,5 25,5 70,0 10,4 28,1 61,5

Кататься на скейтборде 8,6 10,4 81,0 25,5 26,7 52,2

Кататься верхом на лошади 2,0 2,5 95,5 2,5 2,0 95,5

Крутить обруч 2,5 15,5 82,0 5,9 48,3 45,8

Отжиматься 3,0 54,6 42,4 46,7 35,9 17,4

Прыгать через скакалку 56,8 24,2 19,0 98,2 1,8 0

Прыгать в длину 5,8 10,6 83,6 25,5 57,8 16,7

Прыгать в воду (стартовый прыжок) 2,0 2,5 95,5 5,8 10,5 83,7

Плавать 26,8 23,8 49,4 34,5 50,9 14,6

Стрелять 2,5 2,0 95,5 6,5 20,5 73,0

Метать гранату 0 10,2 89,8 15,5 65,2 19,3

Большинство студенток и ОМГ и СМГ ответили, что умеют хорошо бегать, однако 7,0% ответили, что «умеют, но плохо». Передвигаться на лыжах не умеют 38,8% студенток СМГ и 13,5% девушек ОМГ. Применять программные виды спортивных игр (баскетбол, волейбол) на практических занятиях действительно проблематично, так как большинство студенток СМГ не владеют данными умениями, при этом 54,9% студенток считают, что умеют играть в бадминтон (наилучший показатель из игровых видов спорта). Большинство студенток СМГ не умеют кататься на коньках, отжиматься, прыгать в длину с места, плавать, стрелять из винтовки, метать гранату. Большинство студенток ОМГ ответили, что хорошо умеют бегать, прыгать через скакалку, играть в пионербол, бадминтон, кататься на велосипеде. Однако в таких видах как «умение выполнить стартовый

прыжок с тумбы», «катание на коньках», «катание верхом на лошади», «катание на скейтборде» двигательные умения студенток, даже ОМГ минимальны. Особенно беспокоит тот факт, что 49,4% студенток СМГ и 14,6% ОМГ не умеют плавать. Кроме того, раздел «профессионально-прикладной подготовки» учебных программ специальности «экономическая безопасность» требует стрелковой подготовки, а 95,5% студенток СМГ и 73,0% ОМГ никогда не пробовали стрелять из винтовки. Таким образом, самооценка двигательных умений студенток совпадает с результатами педагогических наблюдений и данными специалистов [6, 5, 8, 9]. Выявлено, что студентки ОМГ обладают большим количеством двигательных умений, чем студентки СМГ, однако качество двигательных умений у большинства студенток не высокое, особенно в видах спорта, включённых в практический раздел учебной программы.

ВЫВОДЫ

1. Выполнение задач практического раздела примерной программы дисциплины «Физическая культура» в экономическом вузе может остаться нереализованными в силу недостаточности двигательных умений у студенток-первокурсниц в видах спорта, обязательных для освоения учебной программы.

2. Двигательные умения у студенток 1 курса специальной медицинской группы развиты хуже по сравнению со студентками основной медицинской группы, особенно в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол). Это факт требует поиска другого вида спорта для применения в практическом разделе учебной программы в специальной медицинской группе.

Заключение. Первоочередная задача на практических занятиях по физической культуре на 1 курсе в основной и специальной медицинской группе вуза должна быть направлена на повышение уровня развития двигательных умений и навыков студенток за счёт применения разнообразных средств физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва, Г.В. Физическая культура в досуговой деятельности студенческой молодёжи / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, М.Р. Валетов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 3 (109). - С. 26-28.

2. Горелов, А.А. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека / А.А. Горелов, О.Г. Румба // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 41-47.

3. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,

B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.

4. Григорьева, С.А. Методика совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы / С.А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 59-62.

5. Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации / А.А. Скороходов, О.В. Костромин, Г.В. Руденко, Е.Ф. Орехов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 13-15.

6. Оценка эффективности учебных занятий со студентами групп ОФП с различной спортивной направленностью / С.А. Баранцев, Е.Н. Колесников, С.В. Пехтерев, М.А. Скородумов // Новые исследования / Институт возрастной физиологии РАО. - 2010. - № 3 (24). - С. 97-107.

7. Примерная программа дисциплины "Физическая культура" федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / М-во образования Рос. Федерации ; Московский психол.-соц. ин-т. - М. : Изд-во МПСИ, 2000. - 34 с.

8. Раевский, Д.А. Воздействие параметров функциональной подготовленности на показатели двигательной активности студентов-первокурсников / Д.А. Раевский, В.П. Румянцев,

C.Г. Растопчина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 160-163.

9. Солодков, А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов в России / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 163-171.

10. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Bobrova, G.V., Glazina, T.A. and Valetov, M.R. (2014), "Physical culture in leisure activities students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 26-28.

2. Gorelov, A.A. and Rumba, O.G. (2013), "Mobile and sports games as a kind of activity and means of socialization of the growing person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 41-47.

3. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Chistyakov, V.A. (2011), "State educational standard -the stabilization tool of development of physical training in higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.

4. Grigorieva, S.A. (2012), "Methodology of basic coordinative abilities improvement for the special medical female students group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 58-61.

5. Skorokhodov A.A., Kostromin O.V., Rudenko G.V. and Orekhov, E.F. (2014), "The concept of physical training in higher education institution: necessary and sufficient conditions of realization", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 13-15.

6. Barantsev, SA., Kolesnikov E.N., Pekhterev, S.V. and Skorodumov, М.А. (2010), "Assessment of Classes Effectiveness with the Students from the General Physical Education Group with Different Sports Direction", New Researches. Institute of Age-specific Physiology of the Russian Academy of Sciences, No. 3(24), pp. 97-107.

7. Approximate program of "Physical Education" discipline in the government educational standard of higher education institution of the second generation: official publ. (2000), publishing house "MSPU", Moscow.

8. Rayevskiy, D.A. Rumyantsev, V.P. and Rastopchina, S.G (2014), "Impact of the parameters of functional readiness on indicators of the physical activity of the first-year students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 160-163.

9. Solodkov, A.S. (2013), "Physical and functional development and health of pupils and students of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 163-171.

10. Chistyakov,V.A. Kostromin O.V., Novoseltseva O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2014.

УДК 796.011+796.83

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ БОКСА

Александр Валерьевич Зайцев, преподаватель, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

В результате проведенного формирующего эксперимента, в котором приняли участие студенты технического вуза, характеризующиеся сниженным адаптационным потенциалом личности, было установлено, что занятия боксом способствуют его повышению, но в средней степени. Была разработана модель оптимизации формирования адаптационного потенциала личности студентов технического вуза в спортивной секции по боксу, в основу которой был положен ряд педагогических условий: информирование студентов о феномене адаптационного потенциала личности, сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.