Научная статья на тему 'Методика совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы'

Методика совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / COORDINATING ABILITIES / FEMALE STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна

В статье раскрывается проблема совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы и методика повышения уровня их развития посредством применения координационных физических упражнений и бадминтона на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе. Методика состоит из тестирующей и тренирующей частей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития способности к сохранению равновесия и статокинетической (вестибулярной) устойчивости, способности к реагированию, к дифференцированию заданных параметров движения, к ориентации в пространстве и к ритму по разработанным нами шкалам дифференцированных оценок до и после эксперимента. Тренирующая часть методики предусматривает дифференцированное применение средств общей физической подготовки и координационной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of basic coordinative abilities improvement for the special medical female students group

The article reveals the problem of basic coordinative abilities improvement for the special medical female students group and the methodology of increasing the level of their development by means of applying the coordinative physical exercises and badminton at educational training lessons of physical education for the special medical group. The technique consists of testing and training parts. The testing part provides an assessment of the level of development of ability to preservation of balance and static-kinetics (vestibular) stability, ability to reaction, to differentiation of the set parameters of movement, to orientation in space and to rhythm on the scales of the differentiated estimates developed by us before experiment. The training part of a technique provides the differentiated application of means of the general physical preparation and coordination training.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы»

УДК 796.011 МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Светлана Аркадьевна Григорьева, доцент,

Кемеровский институт (филиал), Российский государственный торгово-экономический университет (Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ)

Аннотация

В статье раскрывается проблема совершенствования базовых координационных способностей у студенток специальной медицинской группы и методика повышения уровня их развития посредством применения координационных физических упражнений и бадминтона на учебнотренировочных занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе. Методика состоит из тестирующей и тренирующей частей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития способности к сохранению равновесия и статокинетической (вестибулярной) устойчивости, способности к реагированию, к дифференцированию заданных параметров движения, к ориентации в пространстве и к ритму по разработанным нами шкалам дифференцированных оценок до и после эксперимента. Тренирующая часть методики предусматривает дифференцированное применение средств общей физической подготовки и координационной тренировки.

Ключевые слова: координационные способности, студентки, специальная медицинская

группа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p58-61 METHODOLOGY OF BASIC COORDINATIVE ABILITIES IMPROVEMENT FOR THE SPECIAL MEDICAL FEMALE STUDENTS GROUP

Svetlana Arkadevna Grigorieva, the senior lecturer,

Kemerovo Branch, Russian State University of Trade and Economy

Annotation

The article reveals the problem of basic coordinative abilities improvement for the special medical female students group and the methodology of increasing the level of their development by means of applying the coordinative physical exercises and badminton at educational training lessons of physical education for the special medical group. The technique consists of testing and training parts. The testing part provides an assessment of the level of development of ability to preservation of balance and static-kinetics (vestibular) stability, ability to reaction, to differentiation of the set parameters of movement, to orientation in space and to rhythm on the scales of the differentiated estimates developed by us before experiment. The training part of a technique provides the differentiated application of means of the general physical preparation and coordination training.

Keywords: coordinating abilities, female students, special medical group.

ВВЕДЕНИЕ

Двигательно-координационные способности - один из наиболее существенных составных элементов физической подготовки, определяющих готовность индивидуумов к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий. Среди множества видов координационных способностей (КС) выделяют базовые виды - способность к сохранению равновесия, к реагированию, к дифференцированию, точности отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения; к ориентации в пространстве; к ритму; к произвольному расслаблению мышц и регулировке дыхания. Считается, что, чем выше уровень их развития, тем успешнее происходит формирование новых двигательных умений и навыков; обучение технике физических упражнений; воспитание физических качеств и психомоторных способностей, необходимых в спортивной и трудовой деятельности.

Однако, в настоящее время, процесс физической подготовки студенток, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и направленных для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу (СМГ), порождает множество проблем. Анализ научной литературы показал, что студентки СМГ испытывают трудности в повышении уровня физической подготовленности; имеют недостатки координации и культуры движений, техники выполнения физических упражнений, низкий уровень развития некоторых видов КС [1-4]. Проведённые нами исследования [2] показали, что студентки СМГ имеют значительное отставание в уровне развития базовых КС по сравнению со студентками основной медицинской группы.

Одной из задач нашего исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики совершенствования базовых КС у студенток СМГ на учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) по физической культуре.

МЕТОДИКА

Разработанная экспериментальная методика направлена на повышение уровня развития базовых КС у студенток СМГ. Решение поставленной задачи осуществлялось с учётом методических принципов организации и структуры УТЗ в СМГ; системного и комплексного подхода к развитию и контролю развития КС, физической подготовленности и функционального состояния студенток СМГ.

Методика состоит из тестирующей и тренирующей частей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития способности к сохранению равновесия и статокинетической (вестибулярной) устойчивости, способности к реагированию, к дифференцированию заданных параметров движения, к ориентации в пространстве и к ритму по разработанным нами шкалам дифференцированных оценок до и после эксперимента. Тренирующая часть методики предусматривает дифференцированное применение средств ОФП и координационной тренировки. Для студенток с «низким» и «ниже среднего» уровнем развития КС средства ОФП составляли 70%; средства координационной тренировки - 30% времени; для студенток со «средним» уровнем развития КС соотношение средств ОФП и координационной тренировки 50:50; для студенток с уровнем развития КС «выше среднего» и «высоким» 30% и 70% соответственно. В качестве средств совершенствования координационных способностей у студенток СМГ применялись:

- координационные физические упражнения (КФУ) с учётом преимущественной направленности развития базовых КС (упражнения для развития способности к сохранению равновесия и статокинетической (вестибулярной) устойчивости; способности к реагированию, к дифференцированию и точности воспроизведения заданных силовых, временных и пространственных параметров движения; способности к пространственной ориентации; к ритму; к расслаблению мышц и регулировке дыхания);

- комплексы КФУ, направленные на тренировку комплексного проявления базовых КС в изменяющихся условиях;

- бадминтон - двусторонняя игра и упражнения, направленные на обучение технико-тактическим приёмам, обеспечивающие формирование новых двигательных умений и навыков, технику выполнения физических упражнений, приобретение опыта совершенствования КС в изменяющихся условиях игровой деятельности.

Экспериментальная методика применялась для студенток СМГ 1-го курса и была рассчитана на 2 семестра по 30 занятий, разделённых на 4 мезоцикла (табл. 1).

В каждом занятии на совершенствование КС отводилось 20-45 минут. В подготовительную часть вводились КФУ; в основную часть комплексы КФУ и бадминтон в зависимости от схемы распределения средств ОФП и координационной тренировки; в заключительную часть упражнения на совершенствование КС к расслаблению мышц и регулировке дыхания.

Таблица 1

Распределение средств ОФП и координационной тренировки (вариативный компонент) в экспериментальной группе в 1-2 семестре________

Мезоцикл, количество занятий Средства координационной тренировки Средства общефизической подготовки

КФУ Комплексы КФУ Бадмин- тон ОРУ Ходьба, бег Тренаже- ры ЛФК

Втягивающий, 6 + + + + +

Развивающий, 8 + + + + +

Тренировочный, 14 + + + + +

Контрольный, 2 Тестирование КС, сдача контрольных нормативов

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 67 студенток СМГ. Были сформированы контрольная группа (КГ, п=32) и экспериментальная группа (ЭГ, п=35). В начале педагогического эксперимента у студенток КГ и ЭГ показатели уровня развития КС находились на примерно одинаковом уровне и не имели достоверных различий. Оценка уровня развития КС до эксперимента (табл. 2) показала, что большинство студенток - 32,2% КГ и 39,2% ЭГ имеют «средний» уровень развития КС; 20,8% студенток КГ и 15,9% ЭГ «низкий».

Таблица 2

Группа Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

До эксперимента КГ 11,4 16,6 32,2 18,7 20,8

ЭГ 12,1 15,7 39,2 16,6 15,9

После эксперимента КГ 25,2 19,5 38,2 11,1 5,7

ЭГ 58,8 18,5 17,3 2,1 3,3

Анализ результатов по окончанию эксперимента показал, что у большинства студенток КГ и ЭГ показатели уровня развития КС повысились (табл. 3). Однако, у студенток КГ достоверен прирост 5-ти показателей, а у студенток ЭГ всех 11-ти. При этом, студенток ЭГ, сумевших перейти в «высокий» уровень развития КС на 46,7% больше, чем в КГ, а студенток, перешедших в «средний» уровень больше на 17,9% (табл. 2).

Таблица 3

Темпы прироста показателей базовых координационных способностей у студенток

КГ и ЭГ (в %%)

Показатели КГ (п=32) Досто- верность ЭГ (п=35) Досто- верность

«Проба Ромберга, «Аист», с 21,8% - 53,0% р<0,001

«Балансирование», с 3,6% - 9,6% р<0,001

«Повороты на скамейке», с 9,2% - 24,7% р<0,001

«Ловля линейки», см 19,8% р<0,05 38,0% р<0,001

«Бросок-реакция», с 10,0% - 21,8% р<0,001

«Теппинг-тест», 10 с 0,7% - 11,0% р<0,001

«Воспроизведение заданной величины усилия», величина ошибки, кг 3,1% р<0,001 50,0% р<0,001

«Воспроизведение заданной амплитуды движения», величина ошибки, градус 16,6% 45,3% р<0,001

«Броски в цель», попаданий из 10 раз 34,2% р<0,001 70,5% р<0,001

«Лабиринт», балл 8,9% р<0,01 21,3% р<0,001

«Набивание мяча», раз/мин. 4,6% р<0,001 18,5% р<0,001

ВЫВОДЫ

Применение координационных физических упражнений на начальном этапе в режиме общефизической подготовки (ЧСС 120^130 уд/мин.), комплексов КФУ и бадминтона на этапе совершенствования в тренирующем режиме (ЧСС 130^150 уд/мин) с применением метода круговой тренировки и игрового метода обеспечило достоверный прирост результатов по всем исследуемым показателям базовых КС. Студентки ЭГ имеют достоверно больший прирост показателей уровня развития базовых координационных способностей (33,0%) по сравнению со студентками КГ (14,1%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С. А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.

2. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.

- № 6 (40). - С. 24-28.

3. Горелов, А. А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А. А. Горелов, О.Г. Румба, М. Д. Богоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.

4. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.

REFERENCES

1. Grigorieva, S.A. (2011), “Expert assessment of the coordination abilities considered to be professionally significant for the bachelors with economic specialization”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 47-50.

2. Golomolzina, V.P. and Lyovushkin, S.P. (2008), “Influence of various kinds of load on physical conditions and sickness rate of the students with different types of figure”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 24-28.

3. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Bogoeva, M.D. (2011), “Correction of the health state among the special medical group students with cardiovascular system defects by the means of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 37-41.

4. Dveyrina O.A. (2008), “Coordination abilities: definition, concepts, classification of forms of manifestation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.

Контактная информация: grigoreva@kemcity.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2012.

УДК 530.1:378.147.34

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВТУЗЕ

Яна Геннадьевна Кирк, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Аннотация

Предлагается методика организации контроля самостоятельной работы студентов, сочета-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.