ВЫВОДЫ
Применение координационных физических упражнений на начальном этапе в режиме общефизической подготовки (ЧСС 120^130 уд/мин.), комплексов КФУ и бадминтона на этапе совершенствования в тренирующем режиме (ЧСС 130^150 уд/мин) с применением метода круговой тренировки и игрового метода обеспечило достоверный прирост результатов по всем исследуемым показателям базовых КС. Студентки ЭГ имеют достоверно больший прирост показателей уровня развития базовых координационных способностей (33,0%) по сравнению со студентками КГ (14,1%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С. А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.
2. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 24-28.
3. Горелов, А. А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А. А. Горелов, О.Г. Румба, М. Д. Богоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
4. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.
REFERENCES
1. Grigorieva, S.A. (2011), “Expert assessment of the coordination abilities considered to be professionally significant for the bachelors with economic specialization”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 47-50.
2. Golomolzina, V.P. and Lyovushkin, S.P. (2008), “Influence of various kinds of load on physical conditions and sickness rate of the students with different types of figure”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 24-28.
3. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Bogoeva, M.D. (2011), “Correction of the health state among the special medical group students with cardiovascular system defects by the means of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 37-41.
4. Dveyrina O.A. (2008), “Coordination abilities: definition, concepts, classification of forms of manifestation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2012.
УДК 530.1:378.147.34
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВТУЗЕ
Яна Геннадьевна Кирк, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация
Предлагается методика организации контроля самостоятельной работы студентов, сочета-
ющая как групповые, так и индивидуальные формы. Она реализуется в виде дискуссий по выполненному группой общему заданию, в ходе которой, после отчета каждого студента за какую-либо часть этой работы, остальные члены группы могут при необходимости дополнить или исправить этот ответ. Такой подход формирует не только твердую гражданственную позицию, но и происходит успешная социализация менее активных и успевающих студентов. Следовательно, в процессе групповой работы обеспечивается не только индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, но и проявляются индивидуальные качества личности. Результаты самостоятельной работы студентов оценивались по трем критериям: объему выполненной самостоятельной работы каждым студентом с учетом времени сдачи преподавателю, результатам контрольных срезов каждого студента в течение семестра, а также качественным результатам выполненных проектов. Данные сравнительного анализа этих результатов в контрольных и экспериментальных группах показывают возросшую активность студентов к выполнению самостоятельной работы, повышение уровня мотивации и улучшение успеваемости, что подтверждает эффективность предложенной методики.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, малые группы, формы контроля, методика преподавания физики.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p61-65
INDIVIDUAL-GROUP TESTING METHOD FOR SELF-EDUCATION OF STUDENTS
IN TECHNICAL COLLEGE
Yana Gennadevna Kirk, the competitor,
Saint-Petersburg State University of Architecture and Construction
Annotation
The article proposes a control method of organization of self-education of students, combining both group and individual forms. It has been implemented in the form of discussions related to the common task fulfilled by the group, in which, after a report of each student for any part of this work, the remaining members of the group may, if necessary, to supplement or correct the answer. This approach generates, not only solid citizenship, but also socialization of less active and academically unsuccessful student’s takes place. Consequently, studying in-group is assured not only individual and differentiated approach to different types of students, but it also shows the individual qualities of personality. Results of self-education of students is evaluated by three criteria: the volume of work performed independent by every student taking into account the time of handing over to the reaches, results of the control periods of each student during the semester, as well as the qualitative results of the executed projects. The data comparative analysis of those results in the control and experimental groups show the increased activity of students for self-education, increasing of motivation and improving of learning achievement, which confirms the efficiency of the proposed method.
Keywords: self-education work of students, small groups, forms of control, methods of physics teaching.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития российской системы образования проблема организации самостоятельной работы учащихся находится в центре внимания исследователей и педагогов. Это положение отражено в Концепции модернизации российского образования, в государственных образовательных стандартах и современных учебных планах образовательных учреждений. В этих условиях, для реализации цели подготовки высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста самостоятельная работа студентов рассматривается преподавателями и исследователями как особый вид учебной деятельности, одна из важных, значимых и перспективных форм организации учебного процесса на протяжении всего обучения в вузе.
МЕТОДИКА
Самостоятельная работа студентов, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью [1]. Эффективность само-
стоятельной работы зависит от тщательного планирования и контроля этой работы со стороны преподавателя. При этом необходимо учитывать уровень развития знаний, умений и навыков каждого студента, степень мотивации к учебной деятельности, особенности планирования учебного процесса, цели и задачи, предъявляемые к данной дисциплине. Также, учитывая современные тенденции перехода от преимущественно информационного обучения к активному, придания образовательному процессу в вузе интенсивного, развивающего характера; тенденции все большего превращения обучающегося из объекта педагогических воздействий со стороны преподавателя в активный субъект учебно-познавательной деятельности, важнейшей необходимостью становится разработка новых форм и методов организации самостоятельной работы студентов [2].
Одной из наиболее эффективных форм обучения, является организация самостоятельной работы студентов в малых группах (от 3 до 5 человек). Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам выполняет индивидуальную часть работы и демонстрирует ее партнеру-сокурснику [1,3].
Основой самостоятельной работы служит полученный студентами на аудиторных занятиях комплекс знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы. Организация самостоятельной работы студентов в малых группах предполагает детальную разработку всего учебно-методического комплекса, на котором будет основана эта работа, методику организации этой работы, принципы формирования малых групп. Но особую значимость при групповой самостоятельной работе студентов приобретает разработка форм контроля и критериев оценки этой работы.
Самостоятельная работа студентов по решению задач в курсе общей физики в вузе предполагает выполнение студентами подробного самостоятельного разбора этих задач, который подразумевает проведение определенных этапов физических рассуждений по каждой решаемой задаче. Поэтому контроль должен осуществляться не только в бумажной, но и в устной форме. Выставление оценки в процессе обучения рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Но, на сегодняшний день эти критерии определяются педагогом, их выполнение оценивает он же (или, к примеру, экзаменационная комиссия) - но не обучающийся. При таком традиционном индивидуальном опросе реализуется, в основном, только диагностическая функция, т.к. выступление студента оценивает только преподаватель. Поэтому студент, как правило, не может сам адекватно оценить свой ответ, не может объективно сравнить его с ответами других студентов, а также не всегда может принять чужие, более лучшие ответы или понять, каким должен быть наиболее правильный ответ.
С одной стороны, окончание любой выполненной студентами учебной работы, на любом уровне иерархии должно завершаться «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний. С другой стороны, любой учебный проект на любом уровне: уровне текущей учебной задачи, уровне изучения темы, раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы в целом должен заканчиваться контролем и оценкой [2]. Поэтому необходима такая форма контроля самостоятельной работы студентов, которая могла бы разумно сочетать в себе обе эти стороны учебного процесса: повторение, закрепление изученного материала и контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Одновременно реализовать все эти функции можно, применяя методику индиви-
дуально-группового контроля.
Предлагаемая методика основывается на сочетании индивидуальной и групповой работы. Данный вид контроля осуществляется в группе от трех до пяти человек, которая предварительно формируется по принципу «сильный-средний-слабый». В начале работы группа получает комплекс задач и соответствующий учебно-методический материал для осуществления самостоятельной работы. По итогам выполнения работы, группа собирается в полном составе для предоставления результатов этой работы преподавателю. Методика индивидуально-группового контроля заключается в проведении обсуждения результатов работы группы по определенной схеме (рис.1).
Рис. 1. Схема проведения контроля самостоятельной работы студентов в форме индивидуально-групповой дискуссии
В процессе такой дискуссии каждый студент должен представить устный отчет за любую, по указанию преподавателя, выполненную часть своей работы, при этом остальные члены группы после ответа этого студента должны прокомментировать его ответ -исправить или внести дополнения, если это необходимо. При этом студентам заранее должны быть известны основные требования к выполнению самостоятельной работы, тогда и критерии оценивания ответа станут достаточно ясными для всех. По окончании выступления каждого студента группы преподаватель оценивает группу в целом, то есть полноту и правильность выполненной работы, учитывая индивидуальные ответы и внесенные комментарии. В случае положительной групповой оценки преподаватель оценивает вклад каждого студента в отдельности в ответе всей группы. На этом этапе каждый студент по результатам ответов может сам дать оценку своей работе, учитывая качество и количество полученных им комментариев от других членов группы. Преподавателю остается только констатировать факт недостаточной работы какого-либо студента в отдельности, если таковые имеются. При этом даже нет необходимости объяснять студенту, в чем заключаются недостатки его работы, так как это уже прозвучало в дополнительных комментариях других студентов этой малой группы. Студент, ответ которого не соответствовал необходимому уровню, получает от преподавателя дополнительное задание для устранения недостатков в его работе. Если такой студент не один в группе, то соответственно дополнительное задание получает оставшаяся часть группы, которая после окончания этой работы имеет возможность повторного ответа по установленной схеме. Такая ситуация не только придает действенный стимул к дальнейшей самостоятельной работе студента, но и представляет учебный материал, а также требования, предъяв-
ляемые к работе, в наглядном и доступном виде.
При такой организации контроля каждый студент получает возможность представить членам группы отчет по выполненной работе, внимательно выслушать ответы остальных членов группы, внести свои исправления, дополнения и комментарии к ответам других студентов. При этом происходит повторение, закрепление и проверка знаний, осуществляется развитие навыков устной речи, происходит формирование различных ключевых и профессионально-ориентированных компетенций. Соответственно реализуются практически все функции контроля и оценки: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая, развивающая и контрольная [2].
В процессе такой работы легко выделить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями и предложить им дополнительные более усложненные или творческие, проектные задания. Такие студенты, помимо дополнительной творческой деятельности, становятся консультантами более «слабых» и отстающих, нуждающихся в дополнительной учебной помощи студентов, что одновременно может способствовать росту более «сильных» студентов и необходимой поддержке неуспевающих. Именно в процессе работы в такой малой социальной структуре происходит заметное проявление индивидуальных качеств личности каждого студента и осуществляется так необходимый в процессе обучения дифференцированный подход.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
С 2010 года на кафедре общей и строительной физики в СПбГАСУ организована самостоятельная работа по решению физических задач в малых группах со студентами специальностей «Теплоэнергетика», «Прикладная математика» и ЭТМК, включающая индивидуально-групповой метод контроля. Эффективность данной методики организации самостоятельной работы студентов оценивалась по результатам дифференцированных проверочных работ в течение семестра. Данные сравнительного анализа этих результатов в контрольных и экспериментальных группах показывают не только возросшую активность студентов к выполнению самостоятельной работы (что свидетельствует о повышении уровня мотивации), но и улучшение успеваемости, что подтверждает эффективность предложенной здесь методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 544 с.
2. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2005. - 176 с.
3. Кирк, Я.Г. Организация самостоятельной работы студентов в малых группах в курсе общей физики [электронный ресурс] / Я.Г. Кирк // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/104-6612. - Дата обращения 20.09.2012.
REFERENCES
1. Bulanova-Toporkova, M.V. (2002), Pedagogy and psychology graduate school: a training manual, publishing house “Phoenix”, Rostov-on-Don, Russian Federation.
2. Novikov, A.M. (2005), Training methodology, publishing house “Egves”, Moscow, Russian Federation.
3. Kirk, Y.G. (2012), “Organization of self-education of students in small groups in the course of General Physics”, Contemporary problems of science and education, No. 4, available at: http://www.science-education.ru/104-6612 (accessed 20 September 2012).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2012.