Научная статья на тему 'Влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность студенток специальной медицинской группы'

Влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АКВААЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна, Борисова Маргарита Викторовна

Физическая подготовленность студенток специальной медицинской группы вызывает тревогу и озабоченность специалистов. Студентки специальной медицинской группы избегают традиционных занятий по физической культуре из-за недостатка двигательных умений и навыков, техники физических упражнений и недостаточно развитых двигательных способностей и физических качеств. В статье раскрываются результаты исследований по определению влияния занятий аквааэробикой на уровень развития основных физических качеств у студенток специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна, Борисова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of aqua aerobics on physical fitness of the female students of special medical group

Physical fitness of the female students of the special medical group is worrying and raises concerns of the specialists. Female students of the special medical group avoid traditional physical training as a result of lack of motor skills, bad knowledge of methods of doing physical exercises and underdeveloped motor abilities and physical qualities. This article presents the results covering the influence of the aqua aerobics on the level of physical fitness of the female students of the special medical group.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность студенток специальной медицинской группы»

ных умений и навыков у студентов экспериментальной группы в начальном обследовании у юношей составила 3,46 балла, у девушек - 3,42 балла. У юношей контрольной группы данные показатели равны 3,48 балла, у девушек - 3,46 балла.

В конечном обследовании получены следующие результаты: экспериментальная группа - 3,76 балла (юноши - 3,81 балла, девушки - 3,74 балла), контрольная группа -3,64 балла (юноши - 3,69 балла, девушки - 3,61 балла). Таким образом, у обучающихся экспериментальной группы увеличился на 9,3% (р<0,05) показатель сформированности навыков двигательных действий, у студентов контрольной группы данные характеристики изменились (4,9%, р<0,05) несущественно.

За период исследования по показателям морфофункционального состояния и физической подготовленности отмечаются приблизительно одинаковые приросты данных результатов у студентов обеих групп, а вот по результатам сформированности двигательных умений и навыков отмечается преимущество студентов экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачева, В.В. Модельные характеристики уровней сформированности профессионально-прикладной физической культуры у различного контингента студентов -спортивных менеджеров / В.В. Горбачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 4 (98). - С. 29-32.

2. Горбачева, В.В. Характеристика показателей физической подготовленности, психического и функционального состояния студентов - менеджеров в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры / В.В. Горбачева // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 1 (22). - С. 109-115.

3. Зубарев, Ю.А. Активизация творческой самореализации будущих спортивных менеджеров в процессе обучения в вузе : монография / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2013. - 240 с.

REFERENCES

1. Gorbacheva, V.V. (2013), "Model features level of formation of professional applied physical culture among the various contingents students - sports managers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 29-32.

2. Gorbacheva, V.V. (2013), "Characteristics of physical fitness, mental and functional state of students-managers in the process of formation of professionally-applied physical training", Filosophiya sotsialnikh kommunikatsiy, Vol.22, No.1, pp.109-115.

3. Zubarev, Y.A. and Shamardin, A.I. (2013), Revitalization of creative self-realization offuture sports managers in the learning process at the university: Monograph, publishing house "VGAFK", Volgograd.

Контактная информация: gorbacheva_vika@list.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ГРУППЫ

Светлана Аркадьевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Маргарита Викторовна Борисова, старший преподаватель, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

Аннотация

Физическая подготовленность студенток специальной медицинской группы вызывает тревогу и озабоченность специалистов. Студентки специальной медицинской группы избегают тради-

ционных занятий по физической культуре из-за недостатка двигательных умений и навыков, техники физических упражнений и недостаточно развитых двигательных способностей и физических качеств. В статье раскрываются результаты исследований по определению влияния занятий аквааэробикой на уровень развития основных физических качеств у студенток специальной медицинской группы.

Ключевые слова: студентки, специальная медицинская группа, физические качества, физическая подготовленность, аквааэробика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p54-58

INFLUENCE OF AQUA AEROBICS ON PHYSICAL FITNESS OF THE FEMALE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Svetlana Arkadyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Margarita Victorovna Borisova, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo branch

Annotation

Physical fitness of the female students of the special medical group is worrying and raises concerns of the specialists. Female students of the special medical group avoid traditional physical training as a result of lack of motor skills, bad knowledge of methods of doing physical exercises and underdeveloped motor abilities and physical qualities. This article presents the results covering the influence of the aqua aerobics on the level of physical fitness of the female students of the special medical group.

Keywords: students, special medical group, physical qualities, physical fitness, aqua aerobics.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание в вузе призвано способствовать улучшению состояния здоровья, физическому развитию и повышению уровня физической и функциональной подготовленности студентов [1-8]. Специалисты уделяют пристальное внимание повышению уровня физической подготовленности студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья на основе применения различных средств физической культуры [1-6, 8]. Аквааэробика - одна из самых востребованных форм фитнеса. Выполнение физических упражнений в воде с музыкальным сопровождением создаёт положительный психоэмоциональный фон и условия для тренировки большинства мышечных групп и физиологических систем организма [2, 5, 6]. Специалисты считают, что аквааэробика способствует снижению веса, оказывает терапевтический и расслабляющий эффект, улучшает общее самочувствие, настроение и активность, положительно влияет на физическую и функциональную подготовленность [2, 5, 6]. Физическая подготовленность отражает уровень развития основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. Повышение уровня физической подготовленности - результат применения различных средств физической подготовки. Систематические занятия каким-либо видом спорта или фитнеса оказывают положительное влияние на физическую подготовленность человека. Девушки-студентки в возрасте 17-21 года уделяют особое внимание своей физической красоте, гибкости и подвижности тела, поэтому стремятся заниматься теми видами фитнеса, которые оказывают положительное влияние на телосложение, осанку, состояние мышц и кожи. Поэтому занятия аквааэробикой столь популярны среди студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья [2, 5, 6]. Попасть в группу аквааэробики - огромное желание большинства студенток вуза. Проведённые нами исследования показали, что занятия аквааэробикой оказывают положительное влияние на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток специальной медицинской группы, обучающихся в экономическом вузе [5]. Однако занятия аквааэроби-кой это лишь альтернатива традиционных занятий по физической культуре, вариативный компонент Примерной учебной программы дисциплины «Физическая культура» [7]. Девушкам СМГ в конце каждого семестра необходимо, как и всем другим студенткам, сдавать контрольные нормативы по физической подготовке для получения баллов итоговой

и текущей аттестации по дисциплине «Физическая культура» (согласно фонда оценочных средств, разработанных в нашем вузе для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья на основе программных нормативов). Мы решили провести исследование и выявить - как влияют занятия аквааэробикой на показатели основных физических качеств у студенток специальной медицинской группы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) «РЭУ им. Г.В. Плеханова» на кафедре физического воспитания. Основными методами исследования явились: анализ научно-методической литературы, тестирование, методы математической статистики. В исследовании принимали участие 28 студенток СМГ, из них 14 человек занимались аквааэробикой (СМГ-А), а другие 14 человек (СМГ-Т) по традиционной программе дисциплины «Физическая культура» в СМГ (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры - бадминтон). В осеннем семестре студентки СМГ-А посетили 24, а в весеннем 20 занятий по аквааэробике, которые проводились 2 раза в неделю по 45 минут. В программу занятий входила «сухая» разминка - 8-10 минут и комплекс физических упражнений на воде в стиле аква-нудлс (aqua-noodles) с мягкими палками. Студентки СМГ-А и СМГ-Т посетили в среднем 44 учебно-тренировочных занятий.

Цель исследования - выявить влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность студенток специальной медицинской группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изменения показателей физической подготовленности оценивались по контрольным нормативам примерной учебной программы дисциплины «Физическая культура» (2000), адаптированным для студентов специальной медицинской группы. В начале осеннего семестра показатели развития физических качеств у студенток СМГ-А и СМГ-Т не имели существенных различий, однако у студенток СМГ-А были достоверно выше на 5,2% результаты тестов «Приседания» и на 21,7% «Поднимание туловища». Сравнительный анализ результатов тестирования в конце семестра показал, что улучшение показателей физической подготовленности произошло у всех студенток СМГ, за исключением показателей быстроты в беге на 100 м у студенток СМГ-А (таблица 1). При этом изменения показателей физической подготовленности студенток СМГ-Т значительно более значимые, чем у студенток СМГ-А. (таблица 1). В конце весеннего семестра у студенток СМГ-А достоверны лишь изменения результатов теста «Штрафные броски».

У студенток СМГ-Т в конце весеннего семестра статистически достоверно улучшились результаты теста «Сгибание рук» на 57,3% и теста «Штрафные броски» на 38,6% (таблица 1). Сравнительный анализ показателей между студентками СМГ-А и СМГ-Т в конце весеннего семестра показал, что у студенток СМГ-Т достоверно лучше на 23,5% показатели теста «Приседания», на 36,0% «Сгибание рук», на 7,3% теста «Штрафные броски» и на 55,8% теста на гибкость позвоночника (таблица 1).

Таблица 1

Физическая подготовленность студенток СМГ-А и СМГ-Т в процессе исследований_

Показатели Срок тест. СМГ-А (n=14) СМГ-Т (n=14)

(X±o) Различие (%) (XX±а) Различие (%)

Бег 1000 м, мин сентябрь 7,4±1,4 5,4 7,4±1,7 13,5

май 7,0±1,4 6,4±1,4

Бег 100 м, с сентябрь 20,1±2,0 0 20,8±2,3 5,7

май 20,1±1,8 19,6±2,1

Приседания, раз/мин сентябрь 34,6±2,6 0,5 32,8±2,3 31,0

май 34,8±2,0 43,0±4,3

Сгибание рук в упоре на коленях, раз сентябрь 7,6±6,0 11,1 7,5±5,3 57,3**

май 16,1±5,4 11,8±1,9

Показатели Срок тест. СМГ-А (n=14) СМГ-Т (n=14)

(X±g) Различие (%) (XX ±°) Различие (%)

Поднимание туловища, раз / мин сентябрь 30,4±2,8 1,2 24,1±3,4 34,0

май 30,8±3,6 32,3±5,5

Гибкость позвоночника, см сентябрь 3,9±8,8 74,3 6,2±6,9 70,9

май 6,8±7,3 10,6±6,3

Штрафные броски, раз из 10 сентябрь 2,3±0,9 43,9* 2,7±1,0 38,6*

май 4,1±0,8 4,4±0,9

*р <0,001; ** р <0,01; *** р <0,05

Анализ результатов тестирования показал более высокое и статически достоверное улучшение показателей в СМГ-Т в тесте «Сгибание рук» на 57,3% и тесте «Штрафные броски» на 38,6%. В СМГ-А не произошло существенного улучшения исследуемых показателей, за исключением достоверного прироста на 43,9% результатов теста «Штрафные броски». Межгрупповое сравнение свидетельствует о значительном и статистически достоверном улучшении результатов студенток СМГ-Т в тесте «Приседания» на 23,5%, тесте «Сгибание рук» на 36,0%, тесте «Штрафные броски» на 7,3% и в тесте «Гибкость позвоночника» на 55,8%.

ВЫВОДЫ

1. Занятия аквааэробикой в течение одного учебного года не оказывают существенного влияния на развитие быстроты, выносливости и силы мышц нижних конечностей, рук и брюшного пресса у студенток специальной медицинской группы.

2. Традиционная программа занятий по физической культуре с применением разделов «лёгкая атлетика», «гимнастика», «спортивные игры» (элементы бадминтона) оказывает более эффективное влияние на повышение показателей физической подготовленности студенток специальной медицинской группы, чем занятия с преимущественным применением аквааэробики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристакесян, В.О. Динамика физической подготовленности студентов с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / В.О. Аристакесян, В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 2125.

2. Белых, Е.В. Обоснование оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробикой на студенток специальной медицинской группы / Е.В. Белых, Т.В. Матвеева, Я.В. Самарина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 3. -С. 3-8.

3. Григорьева, С.А. Совершенствование координационных способностей у студенток специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Григорьева С.А. - Омск, 2013. - 187 с.

4. Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза / С.А. Григорьева, Н.А. Мелешкова, Г.А. Унжаков, А.Ю. Мусохранов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 55-59.

5. Григорьева, С.А. Влияние занятий аквааэробикой на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток с различным уровнем здоровья / С.А. Григорьева, М. В. Борисова // Образование и наука в современных условиях : сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (22.10.2014). - Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. - С. 3-8.

6. Казакова, H.A. Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического воспитания студенток / H.A. Казакова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 6 (28). - С. 36-42.

7. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения : издание офиц. М., 2000 [Электронный ресурс] // URL : http://rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/pf/cfc/doc/RGMU_Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf. -

Дата обращения 01.06.2015.

8. Сравнительный анализ базовых координационных способностей студенток специальной и основной медицинской группы / С.А. Григорьева, Н.А. Мелешкова, Н.А. Сидорова, А.И. Шульгин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 5155.

REFERENCES

1. Aristackesyan, V.O., Mandrikov, V.B. and Miculina, M.P. (2015), "Dynamics of physical fitness of students with combined infringements of functions of musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 21-25.

2. Belykh, E.V., Matveev, T.V. and Samarin, Y.V. (20130, "Justification assess the good health impact of water aerobics for students of special medical group", Proceedings of the Tula State University. Physical Culture. Sports, No. 3, pp. 3-8.

3. Grigoryeva, S.A. (2013), Improving of coordination abilities at students of special medical group, dissertation, Omsk.

4. Grigoryeva, S.A., Meleshkova, N.A., Unzhakov, G.A. and Musohranov, A.Y. (2014), "Motor skills of first-year students of economic high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 55-59.

5. Grigoryeva, S.A. and Borisova, M.V. (2014), "Influence of water aerobics on physical development and functional readiness of students with different levels of health", Education and science in modern conditions: material collection International scientific-practical conference (22/10/2014), publishing house "Interactive plus", Cheboksary, pp. 3-8.

6. Kazakova, H.A. (2007), "Water aerobics as non-traditional mean to improve physical education students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 36-42.

7. Approximate program of discipline "Physical culture" in state educational standard of higher professional education of the second generation: the official publication of Moscow (2000), available at: http://rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/pf/cfc/doc/RGMU_Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf -Дата обращения 01.06.2015.

8. Grigoryeva, S.A., Meleshkova, N.A, Sidorova, N.A. and Shulgin, A.I. (2014), "Comparative analysis of basic coordination abilities of students of special medical group and the main medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 51-55.

Контактная информация: sveta.grig2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2015.

УДК 796.325

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Александр Александрович Гурьев, кандидат педагогических наук, доцент, Валентин Владимирович Бандуков, аспирант,

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Александр Николаевич Овсянников, главный тренер, Женская сборная России по волейболу сидя, г. Москва

Аннотация

В статье представлено общее описание вида спорта, его особенности, а так же проведен анализ правил волейбола сидя и сравнение относительно правил классического волейбола. Описаны перспективы и методы развития волейбола сидя.

Ключевые слова: волейбол сидя, паралимпийцы-волейболисты, паралимпийский спорт, Паралимпийские игры, правила по волейболу сидя, спорт «равных возможностей», классический волейбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.