Научная статья на тему 'Профессиографическая карта деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе'

Профессиографическая карта деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ СПОРТИВНОМ КЛУБЕ / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Шувалов Александр Михайлович, Самоуков Александр Федорович

В статье изучены особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Рассмотрены профессионально значимые качества педагога-тренера по виду спорта. Выявлены компоненты структуры педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Представлены результаты педагогического исследования корреляционной связи интегрального показателя профессиональной успешности с уровнем развития личностных, профессиональных качеств и компетенций педагога школьного спортивного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Шувалов Александр Михайлович, Самоуков Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional map of activity of the teacher of additional education in the school sports club

In the article the features of pedagogical activity of the teacher of additional education in the school sports club are studied. Considered are professionally significant qualities of a teacher-coach in the sport. The components of the pedagogical skill structure are revealed. Organizational and pedagogical conditions are formulated that ensure success in achieving pedagogical mastery of a teacher of additional education in a school sports club. The results of pedagogical research of correlation of the integral indicator of professional success with the level of development of personal, professional qualities and competences of the teacher of the school sports club are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиографическая карта деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Биомеханические показатели результативности техники соревновательной действий фехтовальщиков-рапиристов / Г.Б. Шустиков, А.В. Деев, Е.Н. Медведева, С.А. Моисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 263-266.

2. Биомеханические факторы как основа проектирования процесса освоения равновесий с наклонами и поворотами туловища в эстетической гимнастике / Е.Н. Медведева, И.А. Степанова, У.М. Огурцова, А.М. Пухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 135-138.

3. Особенности влияния межмышечной координации на стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики / Е.Н. Медведева, И.А. Степанова, У.М. Огурцова, С.А. Моисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 149-154.

4. Особенности внутримышечной деятельности фехтовальщиков-рапиристов при выполнении технических приёмов / Е.Н. Медведева, Г.Б. Шустиков, А.М. Пухов, А.В. Деев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 109-114.

5. Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения / И.А. Степанова, У.М. Огурцова, Е.Г. Сайкина, А.М. Пухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 194-199.

6. Факторы, предопределяющие синхронность исполнения прыжков в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н., Медведева Е.С. Крючек, А. А. Супрун, Н.Е. Чепакова, А.М. Пухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 102-106.

REFERENCES

1. Shustikov, G.B., Deyev, A.V., Medvedeva, E.N., Moiseyev, S.A. (2016), "Biomechanical indicators of productivity of technique of competitive actions of foil fencers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 263-266.

2. Medvedeva, E.N., Stepanova, I.A., Ogurtsova, U.M., Pukhov, A.M. (2018), "Biomechanical factors as a basis for designing the balance learning process in the aesthetic gymnastics performed with tilt and rotation of the trunk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 135-138.

3. Medvedeva, E.N., Stepanova, I.A., Ogurtsova, U.M. and Moiseyev, S.A. (2017), "Features of influence of intermuscular coordination on posturography features of balances in aesthetic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 149-154.

4. Medvedeva, E.N., Shustikov, G.B., Deyev, A.V. and Pukhov, A.M. (2014), "Features of the intramuscular activity of fencers - foil fencers when performing techniques", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 109-114.

5. Stepanova, I.A., Ogurtsova, U.M., Saykina, E.G. and Pukhov, A.M. (2017), "Stabilographic characteristics of balances in esthetic gymnastics as criteria of complexity of their mastering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 194-199.

6. Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Suprun, A.A., Chepakova, N.E. and Pukhov, A.M. (2014), "Factors predetermining the synchronism of execution of jumps in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 102-106.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2018

УДК 796.077.4

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ СПОРТИВНОМ КЛУБЕ

Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ, Москва

Аннотация

В статье изучены особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Рассмотрены профессионально значимые качества

педагога-тренера по виду спорта. Выявлены компоненты структуры педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Представлены результаты педагогического исследования корреляционной связи интегрального показателя профессиональной успешности с уровнем развития личностных, профессиональных качеств и компетенций педагога школьного спортивного клуба.

Ключевые слова: педагог дополнительного образования в школьном спортивном клубе, профессиографическая карта деятельности педагога, структура педагогического мастерства, профессионально значимые качества педагога-тренера.

PROFESSIONAL MAP OF ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE SCHOOL SPORTS CLUB

Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow

Annotation

In the article the features of pedagogical activity of the teacher of additional education in the school sports club are studied. Considered are professionally significant qualities of a teacher-coach in the sport. The components of the pedagogical skill structure are revealed. Organizational and pedagogical conditions are formulated that ensure success in achieving pedagogical mastery of a teacher of additional education in a school sports club. The results of pedagogical research of correlation of the integral indicator of professional success with the level of development of personal, professional qualities and competences of the teacher of the school sports club are presented.

Keywords: the teacher of additional education in the school sports club, the professional map of the teacher's activity, the structure of the pedagogical skill, the professionally significant qualities of the teacher-coach.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим направлением создания здоровьесберегающей среды общеобразовательных учреждений среднего образования является организация школьных спортивных клубов (ШСК). Их работа призвана обеспечить удовлетворение потребностей школьников в двигательной активности, создание предпосылок для начала спортивных занятий и самореализации в спорте, активно формировать у учащихся потребности здорового образа жизни. Школьные спортивные клубы должны вести свою деятельность в целях привлечения наибольшего числа детей и подростков к систематическим занятиям массовым спортом в рамках целостной системы образования, ядро которой составляет учебный процесс [4, 2]. Главными задачами деятельности спортивных клубов является улучшение физической подготовленности и спортивных достижений школьников, развитие морально-волевых и нравственных качеств, воспитание социально активной личности, формирование осознанного отношения к собственному здоровью и занятиям физическими упражнениями, профилактика вредных привычек и асоциального поведения.

Перечисленные задачи детализируются в нескольких направлениях работы школьного спортклуба, которые, наряду с непосредственно занятиями различными видами спорта, включают:

- выявление спортивных предпочтений школьников;

- педагогическое образование родителей;

- формирование потребности детей в занятиях избранным видом спорта из числа предлагаемых спортклубом [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе педагогической оценки деятельности педагога школьного спортклуба была составлена профессиографическая карта, включающая компоненты его

деятельности: конструктивный, гностический, проектировочный и организаторский [1].

В практике педагогической деятельности конструктивный компонент выражается в отработке структуры занятий со школьниками, особенностей методики решения дидактических задач, плана тренировок [5].

Гностический компонент деятельности педагога школьного спортивного клуба сопутствует проектированию и конструированию педагогического процесса, так как педагог анализирует и синтезирует свой опыт, приобретает педагогические и специальные знания. Этот компонент включает в себя изучение и оценку практик руководства спортивными командами и использование положительных из них в своей работе, стремление к развитию и самообразованию. Кроме того, указанный компонент деятельности педагога спортклуба включает изучение и педагогический анализ деятельности, как отдельного спортсмена, так и всей команды, создание необходимых педагогических условий для результативной воспитательной и спортивно-массовой работы.

Проектировочный компонент заключается в умении педагога предвидеть и руководить жизнью коллектива ШСК, вносить коррективы в направления собственной деятельности, разрабатывать и решать конкретные спортивно-образовательные задачи, проектировать целевые установки на различных этапах тренировки юных спортсменов.

Организаторский компонент - это способность педагога организовать деятельность коллектива спортклуба, вести спортивно-тренировочную работу с каждым спортсменом индивидуально, руководить спортивным коллективом в целом. Каждое педагогическое действие педагога должно иметь организаторский характер.

На основе составленной профессиографической карты проводилось исследование профессиональной успешности педагога ШСК в зависимости от владения личностными (базисными) и ситуативными (процессуальными) качествами.

Из личностных качеств выделялись: педагогическая направленность личности тренера по виду спорта, устойчивая мотивация к проведению тренировочных занятий, ответственность за выполняемую работу, открытость для общения с детьми, положительные личностные качества, педагогический такт.

Среди ситуативных профессиональных качеств выделялись адекватное понимание целей и задач деятельности тренера и юных спортсменов:

- адекватное понимание целей и задач деятельности тренера и юных спортсменов;

- устойчивые мотивационные потребности, направленные на достижение целей;

- активность познавательных процессов в интеллектуальной и творческой деятельности;

- положительная эмоционально-психологическая атмосфера тренировочных занятий.

При проведении исследования оценивалось понимание педагогом ШСК целей и задач обучения, учет психических и физиологических особенностей развития детей различного пола и возраста, способность к реализации принципов и методов обучения в практике тренировочного процесса, логичность принимаемых педагогических решений, функциональность организуемого образовательного пространства.

Не менее важным являлось наличие спортивного звания, уровня высоких достижений в преподаваемом виде спорта. Указанные качества должны обеспечить возможность воспитания школьников собственным примером человека, ведущего здоровый образ жизни, имеющего реальные спортивные достижения.

При анализе деятельности педагога школьного спортивного клуба рассматривался комплекс деловых, организационных и коммуникационных качеств, позволяющих ему организовывать деятельность спортклуба в контакте со школьными педагогами, физкуль-турно-спортивными коллективами, организациями - спонсорами, родителями учащихся.

Профессиональная успешность педагога оценивалась в зависимости от интегрального показателя, включающего данные уровня физической подготовленности и

спортивных результатов школьников, развития физических, воспитания морально-нравственных качеств, чувства коллективизма, осознанного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни и спортивным тренировкам, результатов профилактики асоциального поведения и вредных привычек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволили установить величины корреляционной связи интегрального показателя профессиональной успешности с уровнем развития личностных, профессиональных качеств и компетенций педагога ШСК (таблица 1).

Таблица 1 - Корреляционная матрица взаимосвязи интегрального показателя профессиональной успешности с уровнем развития качеств и компетенций педагога ШСК

Качества и компетенции г

Педагогическая направленность личности тренера 0,46

Ответственное отношение к выполняемой работе 0,31

Педагогический такт, самообладание, выдержка 0,24

Устойчивые мотивационные потребности, направленные на достижение целей 0,49

Адекватное понимание направленности деятельности тренера и юных спортсменов 0,32

Эмоционально-психологический фон тренировочных занятий 0,47

Уровень личного спортивного мастерства 0,35

Уровень развития организационных и коммуникационных качеств 0,28

Как свидетельствуют результаты корреляционного анализа, наибольшую связь с интегральным показателем профессиональной успешности имеют личностные качества, отражающие педагогическую целеустремленность личности педагога: педагогическая направленность личности, устойчивые мотивационные потребности, направленные на достижение целей, и эмоционально-психологический фон тренировочных занятий. Показатели этой группы относятся к базисным качествам и составляют основу профессиографи-ческой карты педагога ШСК.

Уровень личного спортивного мастерства и целеполагающий компонент деятельности проявляют менее выраженную связь с профессиональной успешностью педагога. Невысокую связь данных показателей с профессиональной успешностью можно объяснить повышенной динамикой и разнообразием целевых тактических установок в формировании спортивного мастерства школьников. Невысокая значимость уровня личного спортивного мастерства компенсируется методическим мастерством педагога-тренера.

Уровень развития организационных и коммуникационных качеств и педагогический такт показали относительно невысокую связь с интегральным показателем профессиональной успешности. Несмотря на положительный вектор коэффициента корреляции, данные компетенции более характерны для специалистов управленческого профиля.

ВЫВОДЫ

Таким образом, деятельность тренера-педагога ШСК основана на общедидактических принципах педагогики и включает в себя проектировочный, конструирующий, организаторский и гностический компоненты. Развитие данных компонентов протекает в процессе профессиональной деятельности на основе педагогической направленности личности. Специфической особенностью деятельности тренера-педагога школьного спортивного клуба является высокое влияние педагогической направленности личности и мотива-ционных потребностей на достижение педагогических целей и эффективность проводимых учебно-тренировочных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войнар, Ю. Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры / Ю. Войнар, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 21-26.

2. Давиденко, Д.Н. О содержании дополнительного урока физкультуры в средней школе как самостоятельной учебной дисциплины / Д.Н. Давиденко, М.В. Поляничко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 - С. 41-44.

3. Костромин, О.В. Критерий эффективности спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 94-99.

4. Костюченко, В.Ф. Факторы, вызывающие стресс в работе учителей физической культуры / В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков, Ю. Войнар // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 79-86.

5. Сайкина, Е.Г. Условия успешного функционирования системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры при подготовке специалистов по детскому фитнесу / Е.Г. Сайкина, Ю.Я. Лобанов, Ю.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 158.

REFERENCES

1. Voinar, Yu., Kostyuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2013), "Factors determining the ratio of pupils of the senior classes to the lessons of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 21-26.

2. Davidenko, D.N., Polyanychko, M.V. and Chistyakov, V.A. (2007), "On the content of an additional lesson in physical education in the secondary school as an independent educational discipline", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5, pp. 41-44.

3. Kostromin, O.V., Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2015), "The criterion of the effectiveness of sports physical education in a technical college means a sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 94-99.

4. Kostyuchenko, V.F., Chistyakov, V.A. and Voinar, Yu. (2013), "Factors causing stress in the work of physical education teachers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No 9, pp. 79-86.

5. Saykina, E.G., Lobanov, Yu.Ya. and Smirnova, Yu.V. (2016), "Conditions for the successful functioning of the system of additional professional education in the field of physical culture in the training of specialists in children's fitness", Modern problems of science and education, No. 6, p. 158.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2018

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА

Оксана Геннадьевна Мишанова, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Илья Анатольевич Кулиш, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Средняя общеобразовательная школа № 41, Челябинск

Аннотация

Актуальность исследования проблемы повышения качества обучения русскому языку младших школьников русскому языку средствами компьютерных технологий определяется возросшей необходимостью в формировании способов научного обоснования процесса качественного проявления самостоятельного опыта владения языковедческими, информационно-коммуникационными, организационными умениями в новых языковых ситуациях и неудовлетворительной эффективностью существующего методико-технологического инструментария в современной системе начального языкового образования Компьютерные технологии представлены как инструмент повышения качества обучения русскому языку младших школьников - это адекватная интерпретация компьютерных технологий, способность применять их в учебной деятельности для решения установленных задач в изменяющемся информативном мире. способствуя трансформации содержательно-организационной стороны педагогической деятельности (сопоставимость приемов обучения русскому языку с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.