В.К. Бальсевич,
доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Л.И. Лубышева,
доктор педагогических наук, профессор (г. Москва)
ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К СОЗДАНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.А. Гореловым, доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко .
Аннотация. Авторы представляют исследования и разработки, направленные на создание новой стратегии развития образовательных систем, предлагают теоретико-технологическое обоснование системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения россиян с тем, чтобы в предельно короткий срок -6-7 лет - обеспечить существенное повышение здоровъеформирующей и социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: спортивная культура, спортизация, общеобразовательная школа, инновационная технология.
В настоящее время большинство школьников России имеют небольшие возможности заниматься физической культурой и спортом или просто быть физически активными в повседневной жизни. Только урок физической культуры по-прежнему преподается практически во всех школах на регулярной основе. Более того, за последние пять лет увеличилось количество уроков. Третий урок становится реальностью для многих регионов страны. Однако эффективность физического воспитания не высока: по-прежнему слабо формируется двигательная культура, интерес и мотивация к занятиям. Особенно тревожат факты слабой физической подготовленности детей и высокий уровень их заболеваемости.
Тем не менее, существует инновационный опыт преобразования современного физического воспитания на основе внедрения спортизи-рованных форм занятий, которые позволяют не только значительно улучшить динамику показателей физической подготовленности занимающихся в учебно-тренировочных группах, но и коренным образом изменить отношение детей к физической активности.
Интеграция спортивной культуры и образования позволяет всем школьникам приобрести полезный опыт как основу для организации здоровой жизнедеятельности. Спортизация
физического воспитания предоставляет детям возможности освоить различные стороны спортивной жизни: стать членом классной или школьной команды, активным зрителем-болельщиком, фотокорреспондентом, комментатором, капитаном, судьей, тренером. Таким образом, юный спортсмен, уже в школе получает спортивное образование и формирует личностную спортивную культуру.
Спорт как культура и социальное явление имеет различные аспекты. Юный спортсмен включен в спортивное сообщество, где осваивает навыки коммуникации, формирует чувство сопричастности к общему делу, ответственности за спортивный результат, за честь школьного коллектива. Всё это является проявлением спортивной образованности и культуры.
Другое культурное измерение спорта - это праздничность атмосферы соревнований: красивая спортивная форма, как правило, украшенный спортивный зал, музыка, призы, медали, почетные гости и кумиры юных спортсменов -все это имеет особую специфичность. Атмосфера празднества, подчеркивает значимость спортивных соревнований. Выявление лучших команд, лучших атлетов, награждение победителей, звучание гимна страны-победителя создают высокий эмоциональный настрой не
только у участников соревнований, но и у всех кто присутствует на них. Церемонии открытия и закрытия, парады атлетов - еще одна значимая сторона культуры спорта.
Организация тренировочной деятельности с соблюдением правильного режима жизнедеятельности: культуры сна, питания, заботы о своем здоровье, посещение медицинских осмотров, оказание первой медицинской помощи, поддержание на должном уровне спортивной формы - это безусловно компоненты культуры спортивной.
Спорт вобрал в себя то, что специфически отличает его от других сфер жизнедеятельности и формирует как особое социальное явление - игру, соревновательность, правила, судейство, геральдику и инфраструктуру.
Наряду с ярко выраженной социальной ин-ституализацией спорт проявляет себя и как культурологический феномен. Ценность спорта, безусловно, определяется его сущностными характеристиками, значимыми как для развития личности, так и для развития социума.
В спорте уже накоплен большой интеллектуальный, образовательный, экономический и валеологический потенциал. Спорт позволяет раскрыть сущностные силы человека, проявить креативные способности, которые в обычной жизни могут остаться невостребованными. В то же время благодаря спорту человек самосовершенствуется, самореализуется, так как целевая направленность спорта, связанная с достижениями спортивного результата, требует от спортсмена готовности к напряжению, испытанию, преодолению трудностей.
Спортивная конкуренция заставляет человека действовать на пределе своих возможностей и в то же время в рамках правил соревнований. Таким образом, спорт - это своеобразная модель жизни, которую проживает спортсмен. Моделируя экстремальные условия, он получает навыки выживания, конкуренции, борьбы. Модель игрового соперничества, отработанная в спорте, позволяет воспринимать уроки жизни как естественную реальность, которую человек осваивает, преодолевает, адаптирует к своему микросоциуму [10].
Спортивный талант, как и любой другой, требует определенных условий для его развития и реализации. В сфере спорта уже созданы условия для массового выявления спортивно одаренных людей и приобщения их к занятиям: наработаны методики отбора и тренировки, созданы спортивные структуры, организации, построены спортивные сооружения. При этом спорт базируется на культурологическом фундаменте общества, привнося в культуру то, что приумножается и совершенствуется путем организации спортивной деятельности.
Спортивная культура проявляется как вид культуры, близкий по своему содержанию к культуре физической. Однако она содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность. Таким образом, под спортивной культурой следует понимать часть общей культуры, объединяющую категории, закономерности, а также учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует, как правило, цель первенства или рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека. В связи с этим становится понятным многоуровневое пространство, которое занимает спортивная культура в обществе. Спорт многофункционален, содержит в себе различные разновидности. В обществе уже сформировались два главных направления, регламентирующие цели, задачи, функции развития современного спорта, - это массовый спорт и спорт высших достижений.
В рамках массового спорта человек сознательно и целенаправленно укрепляет и сохраняет здоровье, позитивно воздействует на физические, психические, духовные качества, формирует эстетическую, нравственную культуру, культуру общения. В пространстве спорта высших достижений наряду с развитием данных
возможностей культивируются такие функции, как достижение материальных благ, славы, демонстрация рекордных результатов.
Несмотря на разноликость спорта основными ценностями спортивной деятельности выступают знания, накопленные в сфере ее организации, методики оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки, умение восстанавливать спортсмена после экстремальных нагрузок, самоконтроль - все то, что позволяет целенаправленно формировать и совершенствовать физический потенциал человека во имя достижения спортивного результата.
Спортивная культура, как никакая другая, в том числе и физическая заключает в себе наибольший ресурс воспроизводства личности. Физическая культура в своем активе имеет достаточно жизненно важных для общества и человека ценностей. Однако ее современное развитие тесно связано со спортом, тем самым идет ее перестроение на более высокий уровень, определяемый сущностью и диалектикой спортивной деятельности.
Соревновательность как специфический компонент спортивной деятельности позволяет развиваться феномену спорта с большей эффективностью по отношению к культуре физической. Потребность в спорте в современном обществе превалирует над необходимостью выполнения физических упражнений с целью сохранения и улучшения психофизического здоровья, воспитания ориентации на здоровый образ жизни.
Современный этап развития культуры связан с системным рассмотрением ее сущности, обращением к человеку, который рассматривается как целостность, как интегративная система. Общество предъявляет особые требования к жизнеспособности, выживанию, толерантности современного человека. Поэтому становится все более очевидной необходимость освоения культурных ценностей, способных формировать личность нового типа. Спортивная культура содержит арсенал таких ценностей, как, например, психика спортсмена, сформированная в процессе освоения спортивной деятельности и активизирующая
преобразование его физического потенциала. Потребность в духовном и социальном совершенствовании и реализация этой потребности в процессе спортивной деятельности актуализирует развитие самого спорта. Спортивное воспитание становится неотъемлемой частью общего воспитания и все чаще проникает в образовательный процесс, порой замещая физическое воспитание, особенно в старших классах общеобразовательных школ и вузах. Духовный мир человека выражается в его действиях и конечном результате деятельности. Спортивная культура связывается с реализацией, как духовных, так и телесных потребностей. Саморазвитие, самореализация, доминирование мотивационно-эмоциональной сферы порождает наслаждение процессом и результатом спортивной деятельности. Особенно важно, что результат деятельности спорта проявляется в ходе тренировочного и соревновательного процессов. Оценивание себя сегодняшнего и соотнесение с результатом соревновательной деятельности дает импульс к продолжению занятий с большим упорством и старанием, вызывая духовный физический подъем и гармонию, «мышечную радость». Это состояние выводит человека на более высокий уровень развития, что выражается в конечном итоге в достижении высокого спортивного результата.
Такое единство духовного и физического развития индивида позволяет осознать сущность культуры спортивной, выделить ее из мира общей культуры, обозначив ее специфический компонент.
На основании знаний и опыта важно сформировать мотивацию и комплекс связанных с ней явлений. Речь идет о том, чтобы сформировать интерес и желание побольше узнать о спорте, попробовать себя в соревнованиях, стать сильнее, испытать себя в новой деятельности. К числу наиболее значимых знаний можно прежде всего отнести следующие:
• понятия о «спорте», «соперничестве»,
«спортивной борьбе»;
• представления о механизме спортивной тренировки и стратегии многолетней подготов-
ки - о сущности того, от чего в большей степени зависит успех в соревнованиях;
• понимание процессов формирования физических качеств, спортивной формы, средств и методик, которые при этом используются;
• понимание роли самого спортсмена в достижении высокого спортивного результата;
• информация об истории развития спорта, о видах, наиболее распространенных в стране, об отдельных известных спортсменах, чем они знамениты.
На основе знаний и мотивации формируется ценностное отношение к деятельности, т.е. оценка значимости и важности для спортсмена определенных объектов. Она может проявляться как компонент сознания человека (мнение, суждение, эмоциональные реакции, интерес или отсутствие его, потребность), а также как реальные действия и поступки, поведение. Оценки индивида являются индикаторами реального ценностного отношения человека к социальной реальности или видам деятельности. Поэтому ценности играют важную роль в регуляции социального поведения людей. Они выступают как принципы, цели, средства деятельности, как образцы и модели поведения, которым следуют люди, как идеалы, на которые они ориентируются в своей деятельности. Сформировать ценностное отношение к спорту, - значит заложить основы спортивной культуры личности.
Объективными показателями спортивной культуры личности являются характеристики, объединенные в следующие блоки:
• Интеллектуально-мотивационный блок: образованность в сфере спорта, положительная мотивация и интерес, ценностное отношение к спортивной деятельности;
• Операциональный блок: физические качества и спортивные способности, комплекс психических качеств (интеллект, воля, внимание), психологическая устойчивость, жизнеспособность умения и навыки эффективно осуществлять спортивную деятельность, показывать высокий спортивный результат.
• Деятельностный блок: реальное поведение индивида и его активность в сфере спорта, участие в соревнованиях с соблюдением принятых в спорте норм, традиций, образцов поведения, ведение спортивного стиля жизни.
Процесс приобщения детей к миру спортивной культуры - сложный и многоаспектный. Наиболее благоприятен для него школьный период развития индивида, когда уже заложен фундамент физического здоровья, приобретены основные умения и навыки, освоен соревновательный метод.
Освоить элементы спортивной культуры вполне возможно на школьных уроках в рамках спортивного образования, целью которого является формирование компетентной, увлеченной спортивной личности, имеющей знание, умение и навыки организации спортивной деятельности.
Образованная спортивная личность это спортсмен, уважающий правила, этикет, ритуалы и традиции спорта, принимающий правила «честной игры». Он способен сохранять, защищать и обогащать спортивную культуру [7,8].
Концептуальные основы спортивного образования. В последнее десятилетие все заметнее, по крайней мере, на феноменологическом уровне, становится тенденция изменения векторов взаимодействия физического воспитания, спорта для всех и спорта высших достижений. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания для всех в этом смысле оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало обратного движения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны.
Разумеется, главным фактором, инициирующим такую смену векторов взаимодействия системы физического воспитания и спорта для всех, с одной стороны, и спорта высших достижений - с другой, являются коренные преобразования в современном представлении о сущности человека, личности и отношении к нему со стороны общества и которые пока еще не везде находят понимания со стороны централь-
ных и местных властных структур. Современная парадигма приоритета человека как главной ценности во всей его личностной, духовной и телесной неповторимости детерминирует смену представлений о его физической и спортивной культуре, стимулирует поиск путей разрешения этических и правовых несообразностей взаимодействия физического воспитания и спорта высших достижений [12].
Использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается, как нам представляется, наиболее перспективным путем развития уже начавшегося движения физической и спортивной культур к их интеграции на основе общих интересов во имя блага человека [1.2].
Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания открывает новые перспективы их совершенствования и усиления их влияния на спорт высших достижений, прежде всего, по крайней мере, на первые этапы многолетней спортивной подготовки и систему выявления и развития спортивного таланта.
Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков.
Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников согласно данным наших экспериментальных исследований оказываются темпы приростов показателей их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз, главным образом, за счет совершенно новых и чрезвычайно благоприятных условий для их раскрытия в разнообразных видах модельной спортивной деятельности.
Вместе с тем уровень базовой подготовленности «новых» рекрутов спорта высших достижений в этой ситуации оказывается существенно более высоким, что не может не сказаться на
содержании этапов многолетней спортивной подготовки. Это обстоятельство позволяет прогнозировать преобразования в методике спортивной подготовки в направлении усиления ее опоры на закономерности естественного развития физического потенциала человека, что может способствовать устранению из систем спортивной подготовки этически неоправданных приемов, противоречащих логике сбалансированного спортивного совершенствования.
Изменение векторов взаимодействия спорта высших достижений и физического воспитания оказывается, таким образом, важнейшим фактором интеграции спортивной и физической культуры, развивающейся в русле прогрессивных тенденций мировой культуры в интересах гармонического совершенствования человека.
Опираясь на эту логику, естественно предположить, что методологической основой создания новой прогрессивной технологии физического воспитания, возможной для реализации в экспериментальной программе может служить адаптирование известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников.
В методологическом смысле такой подход означает необходимость поиска, прежде всего принципиальных особенностей спортивной подготовки, которые, во-первых, предопределяют ее никем не отрицаемую успешность и, во-вторых, могут быть реально используемы в практике физического воспитания. Помимо этого необходимо выявить те особенности спортивной подготовки, которые хотя и вносят вклад в рост спортивной результативности, но уже в таких ее зонах, которые не представляют никакого интереса для целей физического воспитания школьников, ограниченных достижением оптимального, а не максимально возможного уровня физической подготовленности и спортивной или физкультурной результативности.
Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной куль-
туры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умения побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех.
Важным методологическим моментом конверсии спортивных технологий в физическое воспитание является освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле особое значение имеют методы физкультурно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой более подходящий для него вид спортивной или физкультурной подготовки.
Категорическим методологическим требованием является реализация индивидуального и типологического подходов к физическому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида занятий, организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицательных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал желание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно видимому успеху в преобразовании физического потенциала школьника, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик.
Такая реализация принципов индивидуального и типологического подходов требует постоянного соотнесения объемов, характера и интенсивности нагрузок с особенностями биологических возрастных периодов и, прежде всего, учета их сенситивности для стимуляции развития того или иного физического качества и моторной способности, укрепления и повышения уровня функционального и морфологического статуса систем организма ребенка и подростка.
Важным основанием для реализации научно - технологической разработки новой стратегии развития региональных образовательных систем физического воспитания является критическая необходимость принятия сверхсрочных мер для перелома процесса сползания нации к физической деградации, что невозможно сделать, не создав условий для формирования нового поколения россиян, обладающего принципиально новым, необходимым и достаточным для эффективной жизнедеятельности уровнем физической и спортивной культуры.
Целью исследований и разработок, направленных на создание новой стратегии развития такого рода образовательных систем является теоретико-технологическое обоснование системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения россиян с тем, чтобы в предельно короткий срок - 6-7лет - обеспечить существенное повышение здоровъеформирующей и социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей, подростков и молодежи.
Основные направления исследований и разработок могут быть сосредоточены на следующих направлениях:
- создание материально-технической базы для проведения исследований и разработок;
- разработка методологии исследований и построения экспериментов;
- создание рабочих групп исполнителей по направлениям аналитических исследований и разработок;
- теоретическое и экспериментальное обоснование стратегии и тактик инновационных преобразований региональных, муниципальных и локальных систем физического воспитания детей подростков и молодежи;
- разработка новых технологий физического воспитания обучающихся на основе лично-стно ориентированных, спортизированных форм его организации;
- обоснование направлений и установок для модернизации инфраструктуры массового физического воспитания детей подростков и молодежи региона и его муниципальных образований;
- разработка учебных программ для реализации в обновленных формах массового физического воспитания;
- разработка системы обучения кадров инновационным технологиям массового физического воспитания;
Реформирование региональной и составляющих ее муниципальных, районных и локальных систем физического воспитания необходимо осуществлять на основе настойчивой реализации и энергично развертываемых проектов преобразования инфраструктуры физического воспитания и спорта там, где для этого имеются соответствующие материально-технические ресурсы и социально психологическая готовность к реализации таких проектов.
Первоочередными задачами в этом смысле являются: создание современной динамичной саморазивающейся стратегии и технологий высокоэффективного физического воспитания; проектирование и строительство специализированных школьных спортивных сооружений современного типа, рассчитанных на использование несколькими образовательными учреждениями, разработка и производство недорогой детской спортивной экипировки для занятий на открытом воздухе, с учетом местных климатических условий, подготовка и переобучение кадров специалистов для работы по новым учебно-тренировочным технологиям, разработка системы поощрения инновационных инициатив в области физического и спортивного воспитания детей и подростков, разработка форм участия коммерческих структур и изучение стимулов их заинтересованности в развитии региональной образовательной системы физического воспитания детей и подростков.
Центральным семантическим звеном новой парадигмы здорового стиля жизни, по-видимому, должна стать ее ориентация на индивидуальность каждого человека, понимаемую как совокупность конкретных черт его социальной, психологической, морфофункциональной и онтогенетической неповторимости. Это означает, что здоровый стиль жизни каждого человека не может быть представлен какими-то общими характеристиками, среднестатистическими параметрами, а должен иметь совершенно опре-
деленную, организованную систему конкретных признаков. Нельзя, конечно, исключать возможность определенных типологизаций как основы для построения классификаций типов стилей жизни, но при этом надо иметь в виду их чисто научную роль, рассматривая их лишь как инструмент познания, способ приближения к реальным индивидуальным технологиям формирования здорового стиля жизни.
Важным смысловым элементом новой парадигмы станет требование к либерализации процесса выбора «своего» стиля жизни. В сфере спортивной культуры - это, прежде всего, его соответствие целенаправленной совокупности конкретных черт его социально-биологической и духовной индивидуальности. Уровень спортивной культуры человека, поэтому будет определяться не только и не столько тем, каким физическим потенциалом, знаниями, умениями он обладает и насколько активно их использует, а тем, в какой мере все это соответствует индивидуальному оптимуму, приемлемому для его здоровья на каждом из этапов онтогенеза. Понятно, что такая постановка вопроса сразу перекрывает пути к экстремальным достижениям в развитии физического потенциала, ценность которых для нормального здоровья далеко не бесспорна.
В тесной связи с либерализацией выбора определяющих характеристик спортивного стиля жизни каждого человека оказывается требование к интеллектуализации потенциала спортивной культуры личности. Она призвана обеспечить освоение и накопление человеком широкого круга знаний о разных сторонах физического совершенствования, методах и способах оздоровления, основах формирования стиля здоровой жизни. Только большой объем разносторонней информации о путях освоения ценностей спорта может обеспечить реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм, методов и ориентиров спортивного образования.
Компетентность в сфере спортивной культуры, таким образом, оказывается одним из ведущих факторов, обеспечивающих реализацию идей спортивного стиля жизни.
Немаловажным условием достижения высокого уровня индивидуальной спортивной куль-
туры является понимание каждым необходимости личной инициативности. Поэтому деятель-ностная активность человека в процессе овладения физкультурными ценностями оказывается принципиально значимой для реализации нового подхода к воспитанию его физической культуры.
Реализация новых представлений о спортивной культуре как одной из важнейших составляющих спортивного стиля жизни возможна только на основе коренных изменений содержания процесса воспитания спортивной культуры человека.
Так, идея либерализации не может быть просто декретирована, если ее суть не предполагает создание новых педагогических условий, обеспечивающих освоение подрастающим поколением спортивных ценностей, обязательных для овладения ими спортивным стилем жизни. Правила этого стиля могут быть усвоены с помощью обучающей информации, хорошо сбалансированной по объему, интенсивности, содержательности и доступности, и вместе с тем четко сориентированной на пробуждении познавательной активности занимающихся.
Одним из основных противоречий современной педагогики, в том числе и методики физического воспитания школьников, является несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Суть этого противоречия состоит не столько в формальном объединении в один коллектив разных по уровню знаний, подготовленности, общим интеллектуальным и физическим способностям, по уровню ментальной, физической и психологической зрелости детей, сколько в несоответствии такой формы декларируемым приоритетам личности ребенка его мотиваций, интересов, индивидуальных особенностей самого разного порядка, наконец, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки, и способности и наибольшие шансы на успех. Проще говоря, все или почти все согласны с тем, что нужно создавать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в школе, очень многие знают о том, как это делать, но существующая классная форма занятий изначально «загоняет» детей в
прокрустово ложе одной для всех программы, одних для всех нормативов и одного для многих результата - всех всему научили понемногу, все что-нибудь и как-нибудь знают и умеют.
Инновационная сущность здоровьеформиру-ющей педагогики физического воспитания спортивной направленности в общеобразовательной школе состоит, прежде всего, в том, что она позволяет создать условия для преодоления этого противоречия, т.е. предложить такую форму организации физического воспитания учащихся, при которой была бы исключена возможность недифференцированного подхода к освоению учащимися ценностей физической культуры и вместе с тем открывалась реальная перспектива их эффективного физического совершенствования в согласии с индивидуальными потребностями, способностями и уровнем притязания каждого ученика [3,4].
В этой связи можно сформулировать первый общий принцип организации работы по инновационной спортивно-ориентированной программе в российской общеобразовательной школе - форма организации процесса спортивного образования учащихся должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей спортивной культуры в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития к подготовленности.
Известно, что наиболее эффективным способом целенаправленного преобразования физического потенциала человека является физическая тренировка, как целенаправленно организованный процесс адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема, нужной интенсивности и методически грамотного подбора содержания используемых для этого физических упражнений. Вместе с тем необходимым элементом любого тренировочного процесса является постоянное освоение занимающимся новых двигательных действий и их совершенствование, т.е. моторное обучение.
Таким образом, второй общий принцип организации работы по инновационной про-
грамме может быть сформулирован как принцип обязательности использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки при организации физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного образования.
Известно, что успешность в развитии физических качеств школьника и его координационных способностей во многом определяется тем, насколько тренирующие воздействия совпадают с характером динамики возрастного развития различных элементов и структур его физического потенциала. Для нее характерны ускорения и замедления в развитии двигательных качеств и способностей, функциональных и морфологических систем организма ребенка. Поэтому при реализации инновационной программы необходимо постоянно учитывать особенности развития ребенка в каждом из сенситивных периодов. Адекватность педагогических воздействий ритму возрастного развития моторики ребенка и подростка является абсолютно необходимым условием методического обеспечения учебно-тренировочного процесса, осуществляемого в рамках экспериментальной программы.
Между тем задачу дифференциации содержания, объема, интенсивности физических нагрузок школьников в зависимости от их биологического возраста невозможно решить в условиях традиционной организации физического воспитания, основой которой является школьный урок физической культуры. Эта форма организации физического воспитания кроме этого не позволяет обеспечить не только адекватный биологическому возрасту, но также и просто необходимые и достаточные объемы и интенсивности нагрузок, так как проведение урока физкультуры в рамках академического расписания с нормальной для обычной тренировки интенсивностью не может не сказаться на качестве других уроков школьного расписания, из-за недостаточности времени для восстановления и проведения гигиенических мероприятий.
В этой связи становится понятной необходимость такой формы организации учебного процесса по физическому воспитанию, которая
обеспечивала бы возможность развития процессов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированным в соответствии с сенситивными периодами, индивидуальными и типологическими особенностями занимающихся, их установками, мотивами, интересами к тому или иному виду спортивной или физкультурной деятельности. Школьный класс, по определению, не может претендовать на соответствие этим требованиям и условиям, прежде всего, потому, что эта форма организации учебного процесса предусматривает только соответствие учеников одному и тому же календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не может быть в классе и совпадений психологического, потребностного статуса учеников в сфере физкультурной или спортивной деятельности.
Поэтому, по крайней мере, в том, что касается создания более или менее однородных общностей учащихся по вышеупомянутым признакам, представляется целесообразным объединить близких по интересам в сфере физкультурной, спортивной или оздоровительной деятельности, по потребностям и уровням притязаний учащихся, а также по потенциальным перспективам их физического совершенствования в отдельные коллективы - группы занимающихся по экспериментальной программе.
Поэтому третьим общим принципом организации работы по инновационной технологии является принцип объединения учащихся в учебно-тренировочные группы занимающихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфо-функционального статуса и степени биологической зрелости.
Целью проводимых нами многолетних исследований проблематики инновационных преобразований национальной системы физического воспитания в России стало обоснование и реализация новой научно-технологической парадигмы реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания на основе использования приемлемых для его целей элементов спортивной культуры.
Созданная в результате этих исследований технология спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе России базируется на следующих принципиальных установках:
> существующая ныне система физического воспитания не способна решать жизненно важные задачи формирования физического, нравственного и духовного здоровья школьника
> успех инновационных преобразований национальной системы физического воспитания определяется обязательностью использования метода тренировки при формировании физических качеств и двигательных способностей ребенка и подростка, обязательностью трехразовых в неделю учебно-тренировочных занятий, вынесенных за пределы академического расписания, обязательностью свободы выбора обучающимися вида спорта или формы другой физической активности, обязательностью масштабных преобразований инфраструктуры физического воспитания и иных форм дополнительного спортивного образования.
Наиболее перспективными направлениями стратегии глобальной гармонизации систем воспитания детей, подростков и молодежи становятся конверсионные заимствования образовательными структурами хорошо отработанных в практике спортивного воспитания и образования средств и методов формирования надежности морфо-функциональных систем организма и психики человека, высокого уровня культуры движений, навыков сбалансированного поведения в социальной группе, уважительного отношения к сопернику или оппоненту, умения добиваться поставленной цели и достойно проигрывать, извлекая уроки из неудач.
В настоящее время в России развиваются новые формы спортивно-ориентированного воспитания детей подростков и молодежи. Это, прежде всего, движение «Дети России образованны и здоровы». Это новая инициатива Минспорта РФ «Каждой школе - спортивную команду». Это и политическая поддержка инновационных направлений развития физического воспитания и спорта на уровне Президента, Правительства, Государственной Думы и
Федерального собрания, а также политических партий [5, 9].
Есть основания полагать, что в настоящее время в принципиальном плане близится к завершению работа по созданию теоретической базы таких инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания. В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность.
Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа от детского сада до вуза. Вместе с тем, они вызвали и ряд серьезных возражений, как со стороны приверженцев старой парадигмы, так и со стороны сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне национальной системы физического и спортивного воспитания подрастающего поколения россиян [11, 13].
Помимо причин чисто философского, диалектического характера, являющихся отражением естественных трудностей процесса развития нового знания и новых технологических потребностей, всегда сопровождающих смену парадигм, в данной конкретной ситуации мы имеем дело с действительно очень серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых походов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:
• отсутствие национальной доктрины коренного преобразования государственной системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи как обязательного условия физического и духовного оздоровления населения России, создания нового мощного стимула для формирования нового уровня культуры его жизнедеятельности на основе освоения ценностей здорового стиля жизни;
• отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся образовательных учреждений разного типа;
• отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям спортивного образования;
• отсутствие диагностического оборудования и обученных кадров, способных обеспечить реализацию здоровьеформирующей функции спортивного образования.
• чрезвычайно низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы образования, физического воспитания, физической культуры и спорта.
Реформирование систем физического воспитания необходимо осуществлять на основе длительной и настойчивой реализации быстро и энергично развертываемых проектов преобразования инфраструктуры физического воспитания и спорта. Первоочередными задачами в этом смысле являются проектирование специализированных школьных спортивных сооружений современного типа, рассчитанных на использование несколькими образовательными учреждениями, разработка и производство недорогой детской спортивной экипировки для занятий на открытом воздухе, подготовка и переобучение кадров специалистов для работы по новым учебно-тренировочным технологиям, разработка системы поощрения инновационных инициатив в области физического и спортивного воспитания детей и подростков, прежде всего, на региональном уровне [6].
Масштабы поставленных задач требуют оформления новой области понимания общественностью и государственными структурами значимости спортивной детерминанты физического, нравственного и духовного развития нации.
На данном, практически первоначальном подходе к исследованию этого направления формирования культуры жизнедеятельности населения России, по-видимому, вполне оправданным будет наметить приоритетные направления научных разработок и административных приоритетов в процессах актуализации
спортивной детерминанты развития национальных культур жизнедеятельности населения:
• научно - технологические основания формирования, поддержания и восстановления здоровья человека средствами физической и спортивной культуры;
• научное обоснование условий для ускоренного преодоления средствами физической и спортивной культуры тенденции снижения уровня здоровья и жизнеспособности населения;
• основные принципы и положения, регламентирующие государственную политику в сфере формирования физического, психологического и нравственного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры и деятельность по ее реализации на президентском, парламентском, правительственном, региональном и муниципальном уровне;
• основные направления модернизации инфраструктуры физического воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации в интересах реализации здоровьеформирующего потенциала ценностей физической и спортивной культуры;
• законодательная и правовая база стимуляции активности человека в деятельностном освоении ценностей спортивной культуры, способствующих формированию, укреплению и поддержанию его физического и нравственного здоровья на всех этапах его возрастной эволюции;
• параметры ответственности руководителей государственных, региональных и муниципальных органов управления за обеспечение условий активного формирования здоровья детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта в образовательных учреждениях разного типа;
• государственная стимуляция расширения объемов инвестиций коммерческих структур в развитие и реализацию здоровьефор-мирующих возможностей физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи и реализацию здоровьеукрепля-ющих форм физкультурной и спортивной
активности людей среднего, старшего и пожилого возраста;
• создание системы долгосрочной государственной, региональной и муниципальной поддержки поступательного развития инфраструктур научно-технологического, материально-технического, психолого-педагогического обеспечения прогрессирующей здоровьеформирующей и здоровьеукрепля-ющей эффективности спортивной активности населения Российской Федерации;
• основные принципы и положения, регламентирующие государственную политику в сфере формирования физического, психологического и нравственного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры и деятельность по ее реализации на президентском, парламентском, правительственном, региональном и муниципальном уровне;
• основные направления модернизации инфраструктуры физического воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации в интересах реализации здоровьеформирующего потенциала ценностей физической и спортивной культуры;
• установление приоритета поддержки инновационных преобразований систем массового организованного физического воспитания детей подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации всех типов, в том числе и негосударственной подчиненности;
• создание системы привилегий для коммерческих структур, в том числе и страховых компаний, обеспечивающих финансирование проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений для массового физического воспитания и спорта для всех.
Радикальные преобразования в их деятельности способны создать принципиально новые креативные возможности научного и технологического обеспечения процессов развития сферы спортивного образования подрастающего поколения, спортивной подготовки молодежи, спорта высших достижений, дать стратегичес-
ки важный импульс процессам реализации в социуме здоровьеформирующей функции отечественного физического воспитания и спортивной культуры населения Российской Федерации.
Технология спортизации общеобразовательных школ России. Спортизация образовательного пространства российской школы является перспективным направлением здоровье-формирования подрастающего поколения. При этом под спортизацией мы понимаем активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.
К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания относятся следующие инновации:
. спортивно ориентированное физическое воспитание;
. спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;
• школьный спортивный клуб;
• каждой школе - спортивную команду. Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:
• спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
• общеразвивающая тренировка по программе ОФП;
• оздоровительная и адаптивная физическая культура.
«Спортивная культура» как учебный предмет является логическим продолжением организации физической активности школьников.
Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то «Спортивная культура» логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью. Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклас-
сники в ходе учебного предмета «Спортивная культура» осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом.
В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт - это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни (рис. 1).
(шшрирш
■■и
чебный предмет «Спортивная культура»
• Распределение средств обучения
Ж
Участив в соревнованиях
Сдача контрольных нормативов
_
■мшввашшзна
Рис.1 Структура учебного предмета «Спортивная культура»
Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта «Школьный спортивный клуб». Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортив-
но-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской си-
стемой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возмож-
ности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивноодарен-
ным и талантливым юным спортсменам (рис.2).
Рис.2 Структура и организация школьного спортивного клуба
Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить за счет внедрения проекта «Каждой школе - спортив-
ную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта (рис. 3).
Шкопьная спортивная команда (оздоровительная аэробика)
ч
л . л
Л-
/ ------^^
(> ■ Сгюрт клуб , др
' --..........\Щ ( Рабочая учебная программа
Календарь соревнований
V
Школа
Рис. 3 Организация школьной спортивной команды
Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования вне-учебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация. Поэтому нами разработано «Положение о школьной спортивной команде». Структура Положения отвечает правилам построения подобных документов, содержательная часть освещает специфику данного проекта.
Процесс освоения ценностей спортивной культуры происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельно-стной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности.
Необходимо использовать учебные и вне-учебные тренировочные программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого ученика. Двигательная нагрузка на учебных занятиях должна соответствовать оптимальному уровню развития физической подготовленности занимающихся (не больше, но и не меньше!). Недостаточная физическая нагрузка так же как и перетренировка
губительна для развивающегося организма школьника. Только оптимальная, согласованная с возрастным развитием индивида тренировочная нагрузка, обеспечивает положительный функциональный сдвиг. Внедрять личностно ориентированные методики. Интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения.
Возможны индивидуальные программы и экстернат для особо одаренных учащихся.
Учитель-тренер должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие тренировочные программы. Введение учебного предмета «спортивная культура» позволит устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания:
- создаст организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий;
- обеспечит соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам;
- будет способствовать активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков;
- предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры;
- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля за здоровьем занимающихся.
Спортивное образование учащихся позволит приблизиться к решению главной задачи современности - предоставлению возможности каждому человеку в изменяющемся обществе чувствовать себя уверенно, защищенно, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье.
Примечания
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе (монография) - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112с., ил.
2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека (текст) / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009.- 220с.
3. Батракова, И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис .... Д.п.н. - СПб.- 1995. - 37 с.
4. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей /Магистр. 1999. - № 3 .- С. 30-39.
5. Дети России Образованны и Здоровы: материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции г. Воскресенск ,7-8 декабря 2006 г. - М.- 2005. - 156 с.
6. Лубышева, Л.И., Магин, В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры - 2003, №12-С. 13-16.
7. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе.- М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.
8. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и прак-
тика физической культуры и спорта - 2009. № 3 -С. 10-13.
9. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России». Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья, /под редакцией А.К. Демина, И.А. Деминой. - Москва - 1999 - 256 с.
10. Передельский, А.А. Спорт в контексте философского познания // Проблемы и перспективы спортивной науки: Сборник трудов Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, 15-16 декабря 2008г./ - М: Советский спорт, 2008. - С.61-62.
11. Романович, В.А., Световец, В.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе.- М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. -264с.
12. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности.- М.: Изд-во «Теория и практика физической куль-туры»,2004.-316 с. (380)
13. Фонарев, Д.В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского.- М.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка № 4. - 2007, - 20-26. с.