ББК Ч 481.38
В.Д. Паначев
Здоровьеформирующая функция образования в Пермском крае
Ухудшение качественных характеристик жизнедеятельности народонаселения Пермского края и в целом Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из серьезных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации1.
Назревшая необходимость мобилизации духовных, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов страны для реализации здоровьеформирующей функции национальной спортивной культуры предопределяется сложившейся в последние 15-20 лет проблемной ситуацией в теории и практике деятельности систем образования и здравоохранения в Российской Федерации, а также наших правительственных, парламентских структур и органов регионального и муниципального управления2.
Суть данной проблемной ситуации заключается в стратегическом противоречии всевозрастающего понимания неэффективности предпринимаемых мер по так называемому «сохранению и сбережению» здоровья населения традиционными средствами здравоохранительных учреждений, физического воспитания, массовой, физической культуры и спорта, с одной стороны, и отсутствием нового научного и технологического знания, способного предложить иные, существенно более эффективные стратегии обеспечения реальных позитивных сдвигов в ускоренном формиро-
1 См.: Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские научные чтения, 26-27 мая 2006 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 83-84.
2 См.: Бальсевич В.К. Оздоровительный потенциал физической и спортивной культуры // Здоровье нации - основа процветания России: Материалы II Всерос. форума. М., 2006. С. 213-214.
вании нового уровня и качества здоровья населения Пермского края и Российской Федерации, с другой.
Особенность нынешнего периода развития физической и спортивной культуры, физического и спортивного воспитания состоит в том, что все большее значение приобретает использование в процессе его осуществления прогрессивных, здоровьеформирующих технологий, основанных на использовании по механизму конверсии тех средств и методов спортивной подготовки, проверенных в экстремальных условиях многолетней спортивной тренировки, которые приемлемы для достижения цели массового физического воспитания.
В течение многих лет российские ученые и специалисты физической культуры и спорта проводят исследования здоровьеформирующего потенциала спортивной культуры и инновационных форм организации образовательной среды, обеспечивающей ускоренное освоение ее ценностей. В результате данных исследований была доказана возможность формирования физического, нравственного и духовного здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от детского сада до вуза3.
Уровень физического, нравственного и духовного здоровья населения детерминируется такими обстоятельствами, как материальный достаток граждан, высокое качество образования, прогресс культуры жизнедеятельности, политическая и социально-экономическая стабильность. В недавнем обращении Президента Российской Федерации особое внимание было привлечено к образовательному вектору формирования потенциала здоровья нации и, в частности, образовательному пространству физического и спортивного воспитания подрастающего поколения. В краевой программе выполнения семи важных дел губернатором Пермского края также уделено серьезное внимание оздоровлению подрастающего поколения на основе современных инновационных технологий физической культуры и спорта.
К сожалению, в последние десятилетия нищенское оборудование и убогий инвентарь спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, отсутствие прогресса в профессиональной подготовленности учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.
3 См.: Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Комков А.Г., Шелков О.М. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ. СПб.: Изд-во СПбНИИФК, 2GG6. 72 с.
Между тем в настоящее время уже известны высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного и вузовского физического воспитания. Реальные возможности использования этих инновационных образовательных технологий убедительно подтверждены в масштабных экспериментах по реализации инновационных педагогических технологий спортивноориентированного физического воспитания, проведенных в Пермском крае (Чайковском, Перми, Полазне, Чусовом, Бершети и др.).
Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе и учреждениях среднего и высшего профессионального образования, становится все более актуальной социальной проблемой.
Наиболее эффективным путем формирования здоровья детей и юношества является коренное улучшение физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях. В структуре школьного и вузовского учебного плана единственным «практическим» предметом, непосредственно направленным на здоровье учащихся, является предмет «Физическая культура». На занятиях, если они методически правильно организованы, можно путем использования систематических физических нагрузок повышать уровень физической подготовленности, улучшать физические кондиции школьников и студентов.
На сегодняшний день специалисты активно обсуждают вопросы организации физкультурно-спортивной работы среди детей, подростков и молодежи. Существует множество разных подходов к решению проблемы вовлечения детей и юношества в сферу активного досуга. В одних проектах акцент делается на расширение секционной работы в школе и в вузе, в других - на развитие физической культуры по месту жительства, создание спортивных клубов, центров и расширение системы соревнований.
По данным Росспорта, только 16,7 % от общего количества школьников имеют возможность участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня через структуры спортивных школ.
В то же время существующая система детско-юношеских соревнований не предполагает регулярных спортивных мероприятий для тех детей,
которые по тем или иным причинам не попали в спортивные школы, в результате чего до 20 % практически здоровых школьников не имеют мотивации для систематических занятий физической культурой и спортом.
Как показывают результаты наших многочисленных исследований, существенно улучшить положение дел возможно путем активного внедрения в общеобразовательные учреждения процесса спортизации.
Спортизация образовательного пространства российской школы является перспективным направлением здоровьеформирования подрастающего поколения. При этом под спортизацией мы понимаем активное использование спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.
Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить за счет внедрения проекта «Каждой школе - спортивную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта. Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта, который способствует воспитанию настоящих граждан. Патриотизм, любовь к школе, чувство локтя, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать - все это можно воспитать благодаря спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация, которая в скором времени будет апробирована нами в ряде регионов России.
Нам хотелось бы представить разработанный Росспортом проект «Положения о школьной спортивной команде». Структура Положения отвечает правилам построения подобных документов, содержательная часть освещает специфику данного проекта.
В общих положениях дается понятие о школьной спортивной команде, в частности указывается, что она создается коллективом школьников, учителей, медработников, психологов, работников управленческого звена
школы в целях привлечения детей и подростков к регулярным занятиям спортом.
Основные цели создания школьной команды:
• формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;
• пропаганда здорового стиля жизни;
• укрепление дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;
• патриотическое воспитание.
В составе школьной спортивной команды могут быть учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и не занимающиеся в детских спортивных школах.
Бесспорно, что члены спортивной команды должны обеспечиваться снаряжением, спортивной формой, как во время соревнований, так и в период подготовки к ним. Занятия должны проводиться бесплатно, во вне-учебное время. Очень важно гарантировать юным спортсменам бесплатное посещение городских и областных соревнований по виду спорта, которым они занимаются. В обязанности члена спортивной команды входит бережное отношение к спортивной форме, инвентарю, оборудованию и спортсооружениям. Кроме того, он должен выполнять указания и требования руководства командой, соблюдать дисциплину, стремиться к созданию в команде духа товарищества. За грубые нарушения член команды может быть отчислен из ее состава.
Тренером школьной команды может быть как учитель физической культуры, так и тренер детской спортивной школы. В обязанности тренера школьной команды входят требования, которые, как правило, предъявляются к спортивным педагогам: обеспечивать учебно-тренировочный процесс, добиваться престижа своего общеобразовательного учреждения, вести воспитательную работу.
В Положении особо оговариваются условия организации учебного процесса:
• занятия проводить не менее трех раз в неделю по 90 минут;
• учебно-тренировочную деятельность проводить по двум возрастным категориям: 11-14 и 15-16 лет;
• строить учебно-тренировочный процесс в соответствии с требованиями теории управления подготовки юных спортсменов.
Не менее важным является планирование процесса соревновательной деятельности. Соревнования по виду спорта проводятся в три этапа
по двум возрастным категориям (до 14 лет и не старше 16 лет): первый этап - межшкольный; второй - региональный; третий - всероссийские соревнования школьных спортивных команд «Спортивная смена России».
Первый опыт организации соревновательной деятельности школьных спортивных команд был получен в ходе проведения соревнований «Спортивная смена России» в г. Ижевске в апреле 2006 года. К соревнованиям было допущено 10 школьных спортивных команд. Соревнования проводились по двум видам спорта (плавание, стритбол), а также по аэробике и многоборью. Помимо спортивных состязаний был организован конкурс на наилучшее знание истории Олимпийских игр. Атмосфера праздника царила на этих состязаниях. Многие участники уехали с надеждой на развитие этой формы соревновательной деятельности. В 2007 году «Спортивная смена России» нашла свое продолжение в г. Перми. Данный проект остается открытым для совершенствования и творческого развития.
В последующие годы планируется проведение всероссийских соревнований школьных спортивных команд по видам спорта. В соревновательной части программ 2009-2010 годов предполагаются следующие виды спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол, самбо, спортивный туризм, легкая атлетика, плавание, т.е. виды, наиболее доступные для развития школьными спортивными клубами. Все соревнования будут проводится по командному принципу, при этом индивидуальные дисциплины разыгрывать не предполагается. В легкой атлетике программа соревнований уже отработана в системе «Детский спорт», одобренной 1ЛЛБ, в плавании предполагается организация командных эстафет, в самбо -командный зачет. Помимо основного состава школьные спортивные команды могут включать волонтеров - помощников судей и организаторов и группы поддержки (челидинг, аэробика, танцевальный спорт, художественная гимнастика), которые выступают с показательными выступлениями в ходе основных спортивных соревнований.
Финальные соревнования предлагается проводить в школьные каникулы.
Надеемся, что всероссийские соревнования «Каждой школе -спортивную команду» для спортивных клубов общеобразовательных школ станут составной частью системы физического воспитания в Пермском крае и будут проводиться в рамках Единого календарного плана Росспорта.
В настоящий момент на территории Пермского края проживает 397,5 тыс. чел. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет
26 % от общего числа населения. От нацеленности современной молодежи на качество здорового образа жизни зависит и качество воспроизводства последующих поколений. Стоит только отметить, что за последний год число молодых людей, страдающих алкоголизмом и токсикоманией, увеличилось на 23 %, каждый третий юноша признан не годным для службы в армии. В связи с этим разработана целевая межведомственная программа «Студенчество Пермского края» (2009-2010 гг.), одним из важных направлений которой является формирование условий для оздоровления и отдыха студентов, развитие спорта. Негативные тенденции в молодежной среде продолжают развиваться, поэтому необходимо предпринять все усилия для остановки этого процесса путем реализации продуманной политики в отношении молодежи.
Учащаяся молодежь - наиболее активная и организованная часть молодежи, в значительной степени определяющая развивающиеся в молодежной среде тенденции и формирующиеся в этой среде моральные ценности. Молодежи свойственно стремление к занятиям спортом, с одной стороны, в силу своего возраста и сложившегося в обществе отношения к спорту и спортивным достижениям ведущих спортсменов, с другой -в связи с растущим пониманием ценности здоровья для будущей профессиональной деятельности и достижения своих, в хорошем смысле карьеристских, устремлений. Занятия спортом служат не только решению задачи физического совершенствования молодежи, укрепления здоровья, но и воспитывают у нее такие качества, как целеустремленность, умение планировать свое время и с пользой проводить свой досуг, закаляют характер, дают ей возможность для самореализации, воспитывают у нее стремление вести здоровый образ жизни, способствуют уменьшению распространения в молодежной среде различных негативных явлений.
В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения и, в частности, у молодежи. Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному.
Здоровье рассматривается в двух аспектах: здоровье общества и здоровье индивидуума. Здоровье общества оценивается по ряду демографических показателей: уровню рождаемости, смертности, продолжительности жизни, заболеваемости и т. д. Больше проблем вызывает оценка здоровья индивидуума, поскольку критерии, которые вкладываются в понятие «здоровье» разными исследователями, неоднозначны. Например, академик В.П. Казначеев (1974) определяет «здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей при оптимальной социальной активности и максимальной продолжительности жизни». В это определение сразу же закладывается определенное неравенство, поскольку социальная активность людей разных профессий, например космонавтов и учителей, требует разного уровня здоровья.
С точки зрения аксиологического подхода, здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, негативно влияет на развитие индивида. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ.
Результаты опросов взрослого населения и учащихся показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1-2-е ранговое место. Причем родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т. е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье учащихся важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в школе.
По данным социологических опросов, проведенных в крупных городах России, в том числе по данным нашего исследования в Пермском крае, среди важнейших приоритетов 1-2-е места респонденты отдают сохранению здоровья. На вопрос «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять “самых-самых ” важных для Вас» нами были получены ответы
респондентов из четырех групп (% от общего числа опрошенных по каждой группе) (табл. 1).
Таблица 1
Жизненные ценности Учащиеся Родители Рабочие
города села
Хорошая семья и дети 87 88 86 91
Хорошее здоровье 68 70 80 76
Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 72 62
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 65 79
Хорошие жилищные условия 42 46 27 52
Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 16 11
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 27 20 23 11
Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 40 17
Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 47 37
Чувство безопасности от насилия, грабежа, разбоя, воровства 21 16 22 13
Другие 1,6 1,5 2,1 0,5
Затруднились ответить 1,4 1,9 0,7 0,7
Нетрудно видеть, что здоровье занимает вторую «твердую» позицию как у подростков, так и у их родителей. Иерархия жизненных ценностей юношей и девушек, молодых людей, живущих в городе и в сельской местности, практически идентична (табл. 2).
Таблица 2
Жизненные ценности Учащиеся города Учащиеся села
юноши девушки
Хорошая семья и дети 89 87 88
Хорошее здоровье 66 72 70
Любимая работа, успешная деловая карьера 69 70 67
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 61 46
Сознание того, что приносишь пользу людям 26 21 25
Хорошие жилищные условия 41 44 46
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 31 24 20
Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения Пермского края. Нельзя забывать: здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния.
При определении жизненных ценностей у тех или иных индивидов, в тех или иных социальных группах социологи предлагают в анкетах для выбора набор этих ценностей, состоящий из 8-12 позиций. Как правило, оказывается, что по важности «здоровье» занимает 2-3-е место и поставлено на 3-е место после «материального благосостояния» и «хорошей семьи». Но из последующего анализа, как правило, выясняется, что высокое место в структуре ценностей здоровье заняло потому, что оно способствует достижению многих других целей и потребностей человека как единственное средство в трудных условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Иначе говоря, здоровье нередко становится предметом жестокой эксплуатации, средством добывания денег и других материальных благ.
Замеченная тенденция, когда здоровье выступает средством для достижения каких-то целей, просматривается и в ответах на следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки; четверть поехала бы, предварительно подлечившись; пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12 % поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27 % заявили, что «ни при каких», а 70 % пошли бы работать.
Многочисленные научные данные и результаты многолетних педагогических экспериментов по исследованию валеологических, социальнопсихологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском и юношеском возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам, позволяют выдвинуть следующую научную гипотезу.
Существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 10-15 до 80-85 %), при государственной поддержке комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение объема и качества их физической активности (от нынешних 2-3 учебных часов в неделю до 6), позволит в ис-
торически короткий срок (5-10 лет) радикально улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности детей, подростков и молодежи Пермского края и Российской Федерации с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.
Реальная и эффективная модернизация национальной системы физического воспитания может быть осуществлена только в случае придания этим масштабным мероприятиям статуса национального проекта «Формирование здоровья населения России средствами физической и спортивной культуры» или выделения данного направления в рамках отдельной составляющей национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания.
Для достижения этой цели в ходе реализации национального проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и принять «Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Пермского края».
2. Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения на регламентированных учебно-тренировочных занятиях при уровне затрат на еженедельный объем 6 учебных часов за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.
3. Разработать стимулы ускоренного и интенсивного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализаций высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
4. Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений
физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи, создания нового образовательного пространства для формирования нравственных и духовных ценностей и детерминант поведения подрастающего поколения России.
Получено 14.05.2009