УДК 796.078
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
г. ЧАЙКОВСКИЙ
Д.В. Фонарев - доцент, кандидат педагогических наук
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета Чайковский
MUNICIPAL SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING TCHAIKOVSKY
D.V. Fonarev - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor National exploratory pollytechnical university of Perm
Tchaikovsky
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: система физического воспитания, спортизированный подход, физическое воспитание, школьники.
Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования системы физического воспитания школьников на муниципальном уровне путем реализации спортизированного подхода. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания школьников способна улучшить физическое состояние школьников.
Key words: system of physical training, sports education, physical training of school children.
Abstract. In the article the problem of school children physical training system improvement at municipal level by realization of physical education is considered. Municipal system of sports focused physical training of school children is capable to improve school children's physical condition.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегической задачей развития ФКиС в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающих укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи.
В то же время, по мнению В.В. Путина, Д.А. Медведева, а также других государственных служащих и отечественных ученых, действующая система физического воспитания (СФВ) не способна в полной мере решать задачи по формированию физически совершенных людей.
Отечественная СФВ, сформированная еще в советское время, по своему содержанию заданных компонентов не может быть эффективной в силу объективных причин. Между тем ее совершенствованию было посвящено большое количество работ. Ряд авторов предлагали модернизировать «теоретико-методические основы» СФВ. Вместе с тем такой важный элемент СФВ как «мировоззренческие основы» долгое время остается не популярным среди ученых предметом исследований.
В работах Н.П. Абаскаловой, Ю.Н. Вавилова, О.В. Козыревой, В.И. Ляха, А.П. Матвеева, Г.П. Шиянова и др. представлены системные подходы и современные методики,
дополняющие компонент «программно-нормативные основы» системы физического воспитания школьников.
Обновлению содержания «организационных основ» СФВ посвящены работы
B.А. Антиковой, Г.З. Аронова, В.А. Астахова, Н.М. Ахтемзяновой, В.В. Жгутовой и
C.С. Филиппова, С.Н. Литвиненко и др. [1, 2, 7].
Несмотря на все выше перечисленные нововведения и преобразования, направленные на совершенствование действующей СФВ, в конце прошлого, начале двадцать первого века продолжалось снижение показателей здоровья учащихся, в сознании подростков и учащейся молодежи прогрессивно снижалась потребность к регулярным занятиям ФКиС.
Между тем, научные изыскания в области теории и методики юношеского спорта С.В. Каледина (1968), В.П. Филина (1980), В.Г. Никитушкина (1996), Л.В. Волкова (2002) и др., определили возможность достижения наивысшего спортивного результата у школьников в процессе урочных и внеурочных форм занятий ФКиС.
В результате осмысления причинно-следственных связей между спортивными занятиями и поддержанием потребности у школьника к систематической тренировочной деятельности, а также по данным И.А. Аршавского (1966), Д. Харре (1971), R.M. Malina, (1987), A. Barabas (1990), В.К. Бальсевича (1993), K. Eckerstorfer (1995), A. Lucа (1997), А.И. Корунца (1998), К.В. Чедова (2006), О.В. Кустова (2010), функционирование СФВ станет более эффективной при условии, что методика и организация базовой части ФВ школьников будет строиться на спортизированном подходе с использованием уже имеющихся у территорий консолидированных материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов исполнительной власти [1-11].
Построение модели территориальной СФВ, основанной на спортизированном подходе, является актуальной по двум причинам.
Во-первых, на сегодняшний день не разработана научно обоснованная концепция объединения усилий и ресурсов разных ведомств исполнительной власти территориального муниципального образования, таких как, «муниципальный район» или «городской округ» для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в условиях экономико-управленческого реформирования отрасли «ФКиС».
Во-вторых, функционирование предлагаемой нами муниципальной системы, основанной на применении одной из форм спортизации - СОФВ, не требует кардинальных изменений в существующем законодательстве, касаемо образования, здравоохранения, ФКиС. В то же время отсутствие таковой системы уже привело к кризису не только физкультурное образование школьников, но и сокращению численности спортивного резерва, что, безусловно, может отрицательно сказаться на результатах выступления сборной команды России на предстоящих олимпийских играх в Лондоне, Сочи, Рио-де-Жанейро.
Таким образом, изучение организации ФВ школьников выявило ряд противоречий:
- между мотивационно-ценностным отношением школьников к ФКиС и функционированием СФВ в РФ;
- между необходимостью разработки концепции СОФВ школьников в условиях муниципального района, удовлетворяющей потребности учащихся общеобразовательных учреждений в занятиях ФКиС и отсутствием соответствующих информационно-образовательных, управленческо-правовых и технологических механизмов.
Необходимость разрешения указанных нами противоречий определяет актуальность нашего научного исследования.
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования - средства, методы, формы и организационные задачи формирования МССОФВ школьников.
Цель исследования - разработка и научное обоснование МССОФВ учащихся среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Современная СФВ станет более эффективной по сравнению с действующей, если:
- в основе реализации цели ФВ будет использован спортизированный подход, как научно обоснованный способ удовлетворения естественных потребностей молодого организма в двигательной активности средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности;
- реализация базового направления СФВ, связанного с приобщением населения к ценностям физической культуры, укреплением здоровья и разностороннего физического совершенствования, будет подконтрольной координирующему органу муниципального образования, который, в свою очередь, будет системообразующим элементом МССОФВ школьников;
- точно установить необходимые компоненты педагогической технологии реализации СОФВ на муниципальном уровне и обеспечить оптимальную их взаимосвязь для формирования ценностей ФКиС, приоритетной среди которых является здоровье, а также для формирования устойчивой потребности к занятиям ФКиС;
- научно-методическое и технологическое обеспечение МССОФВ школьников будет опираться на экономические и биосоциальные особенности современных школьников, их позитивную мотивацию к занятиям ФКиС, физическое здоровье, координационно-кондиционную и спортивную подготовленность, профессиональную компетентность педагога-реализатора СОФВ, эффективность управления МССОФВ.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Оценить состояние и наметить перспективы решения проблемы реализации лич-ностно ориентированного подхода в традиционной СФВ учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Разработать теоретически и практически обоснованную концепцию реализации СОФВ на муниципальном уровне.
3. Разработать структуру управления учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающую выполнение требований Государственного стандарта обучения по предмету «Физическая культура».
4. Определить и апробировать структуру управления СОФВ школьников на муниципальном уровне.
5. Разработать технологию реализации СОФВ школьников в условиях муниципальной образовательной системы.
6. Экспериментально обосновать эффективность применения спортизированного подхода в ФВ учащихся общеобразовательных школ на основе МССОФВ школьников.
Для проведения диссертационного исследования применялись следующие методы теоретической направленности: анализ научно-методической литературы и информации сети Интернет; анализ документальных материалов по проблеме исследований; моделирование.
Для определения эффективности организованных нами педагогических воздействий были использованы следующие эмпирические методы исследований: педагогический эксперимент; социологическое исследование в форме анкетирования; комплексная оценка состояния организма; педагогическое тестирование; экспертное оценивание; математико-статистические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Реформирование системы государственного управления социальными сферами деятельности коснулось и области «физическая культура и спорт». В Пермском крае, в результате государственной реформы в области системы управления, в различных территориальных образованиях вопросы организации ФКиС переданы в разные ведомства.
В г. Чайковском управление массовой ФКиС осуществляют сразу две администрации: Чайковского городского поселения и Чайковского муниципального района. С одной стороны, это не противоречит современному законодательству. Вместе с тем на территории проблематична координация вопросов между двумя административными базами.
Учитывая данное обстоятельство, при построении муниципальной системы управления СОФВ мы руководствовались, прежде всего, нормативной базой действующего законодательства с учетом особенностей ее преломления через призму действующей системы управления ФКиС в г. Чайковском.
При разработке Концепции управления СОФВ на муниципальном уровне нами изучался опыт реализации муниципальной программы «Здоровье нации» г. Ростова-на-Дону; анализировались результаты автономной реализации СОФВ в МОУ СОШ №32 г. Сургут. Не остался без внимания управленческий подход в организации СОФВ в Октябрьской средней школе Ханты-Мансийского автономного округа. При моделировании условий реализации СОФВ на территориальном уровне нами были учтены организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников г. Санкт-Петербург.
Генезис муниципализации СОФВ в г. Чайковский условно можно разделить на четыре этапа (рис. 1).
Система управления СОФВ на территориальном уровне предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках обозначенных в концепции В.К. Бальсевича принципов.
При построении модели управления МССОФВ нами был взят за основу научный метод моделирования, который позволяет учесть опыт развития муниципального управления в прошлом и прогнозировать структуру, функции, наиболее существенные черты исследуемого объекта.
Что касается работ, посвященных реализации технологии спортивно ориентированного физического воспитания (А.И. Корунец, Ю.А. Марков, Л.Н. Прогонюк, Л.Н. Чащевая, А.Н. Кондратьев, К.В. Чедов), то в них дается достаточно подробное описание средств, условий реализации технологии, но не рассматривается структура управления данной технологией и уж тем более не раскрывается понимание МССОФВ [1-11].
В связи с этим важно определить структуру и содержание, а также показать связи каждого элемента МССОФВ школьников. На рисунке 2 представлена структура МССОФВ.
С учетом разработанных профессором В.К. Бальсевичем основных принципов СОФВ, процесс его реализации может быть регламентирован условиями, которыми располагает образовательное учреждение и (или) инфраструктурой, а также иными ресурсами муниципалитета, других общественных организаций или юридических лиц.
На рисунке 3 представлена педагогическая технология реализации СОФВ при непосредственном участии муниципальных структур исполнительной власти и образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Данная технология, на наш взгляд, может быть использована на других территориях со статусом «муниципальный район» и «городское поселение».
Статистические данные результатов проектной деятельности по формированию МССОФВ в г. Чайковском показали, что решение задач снижения количества детей с отклонениями в состоянии физического здоровья возможно средствами и методами спортивной тренировки. Вместе с тем, в образовательных учреждениях увеличилось количество учащихся, желающих систематически повышать свои физические кондиции и спортивное мастерство.
За шесть лет СОФВ оказалось эффективной формой занятий по формированию у школьников ЗСЖ, а МССОФВ позволила создать благоприятные условия для развития детско-юношеского спорта. Доказательством тому является ежегодное поступление учащихся выпускных классов экспериментальных школ в вузы физкультурной и оборонной направленности, повышение количества спортсменов-разрядников. В школах сложилась
традиция празднования Дня учебной группы, проведения открытых занятий для родителей, участие во всероссийских спортивных мероприятиях.
Для определения работоспособности МССОФВ школьников, а именно эффективности управления мы изучили ряд работ, связанных с теорией управления, в том числе ФКиС. Анализ источников информации, касающихся менеджмента в сфере ФКиС, предопределил ключевые направления оценивания эффективности функционирования МССОФВ. А именно:
а) разработка новой организационно-динамической модели управления, которая соответствовала новым целям и задачам управления, связанным с реализацией СОФВ;
б) создание комплекса социально-педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности управления инновационной системой физического воспитания школьников;
в) управленческий аспект результативности функционирования МССОФВ.
Исследование влияния разработанной педагогической технологии СОФВ на
муниципальном уровне на физические кондиции школьников показало, что в результате её использования улучшилось состояние физического здоровья (увеличение количества школьников с 1-й и 2-й группой здоровья) в экспериментальной группе на 17% (р<0,05), тогда как в контрольной группе было отмечено статистически значимая ф<0,05) отрицательная динамика изменчивости изучаемого показателя (-0,19). Динамика пропуска занятий в экспериментальной группе за четыре года занятий организованной физкультурно-спортивной деятельностью носит регрессивный характер (темп изменчивости составил 88,9%), тогда как в контрольной группе темпы резистентности организма к окружающей среде составили 7,7%.
Изучение морфофункционального статуса школьников показало достоверно значимую разницу в изменчивости показателя физического развития в экспериментальной и контрольной группах (р<0,05). Организованные еженедельные занятия теоретической направленности по разработанной нами программе, доказали свою эффективность в экспериментальной группе: среднестатистический прирост оценки знаний составил 0,5 балла (р<0,01). Динамика оценки уровня знаний в контрольных группах составила +0,1 балла (р>0,01).
В экспериментальной группе была выявлена статистически значимая ф<0,05) изменчивость показателей аэробной выносливости +0,14 балла, скоростно-силовых способностей мышц-сгибателей туловища +0,14 балла, силовой статической выносливости мышц рук в экспериментальной группе +0,31 балла, активной гибкости +0,24 балла.
В результате социологических исследований нами также была выявлена достоверно положительная динамика изменения количества учащихся ЭГ, которым нравится новая форма занятий на 43,7% (р<0,05), тогда как в КГ количество респондентов положительно настроенных на традиционную форму уроков физкультуры за четыре года достоверно снизилось на 11,4% (р<0,05).
По окончании 6-летней проектной деятельности выявлена отрицательная динамика первых мест, занятых командами контрольной школы (-46%). За аналогичный период времени количество первых мест, занятых командами экспериментальных школ №1, 3, 11 увеличилось на 25, 15 и 14%.
К показателям эффективности управления СОФВ на уровне муниципалитета следует отнести:
- в 14 раз увеличилось количество организаций, предоставляющих право общеобразовательным учреждениям проводить занятия с использованием собственной инфраструктуры;
- увеличение на 1,2 млн. руб. общего объема финансирования школ по направлению «оплата труда» для введения дополнительных ставок «педагог дополнительного образования» для реализации СОФВ;
- ежегодное увеличение в среднем на 27% количества заседаний Координационного совета по вопросам организации СОФВ на территории Чайковского муниципального района.
- ежегодное инспектирование деятельности школ по вопросам эффективности использования муниципальных ресурсов; созданы методическая и информационная базы по реализации СОФВ в общеобразовательных учреждениях;
- увеличилось в 7 раз количество спортивно-массовых мероприятий среди школьников. Увеличился и объем финансирования школьных команд на 13,8 тыс. руб. для участия в региональных и всероссийских соревнованиях.
- на в 37 раз увеличилась численность занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в клубах по месту жительства;
- в 4 раза снизилось количество зарегистрированных правонарушений среди школьников;
- в среднем 42% респондентов в возрасте от 21 года до 54 лет отметили положительные шаги в развитии массового спорта на территории Чайковского муниципального района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённая экспериментальная работа доказала правомерность выбранного нами подхода модернизации муниципальной системы физического воспитания школьников.
Модернизация МССОФВ школьников в дальнейшем также будет связана с разработкой следующих перспективных линий:
- совершенствование взаимодействия с основными социальными органами исполнительной власти Чайковского муниципального района, ответственными за сохранение здоровья населения с целью организации условий, направленных на повышение качества оказания услуг подрастающему поколению;
- активное внедрение в учебно-воспитательный процесс ВУЗов теории и методики организации спортизированного подхода в общеобразовательных учреждениях, способствующих формированию у студентов умений и навыков, позволяющих вести педагогическую деятельность с использованием новаторских идей в сфере ФКиС;
- апробация моделей реализации других инновационных форм спортизации в образовательных учреждениях;
- распространение опыта деятельности МССОФВ на территориях Пермского края и Приволжского федерального округа.
Рис. 1. Модель построения муниципальной системы спортивно ориентированного
физического воспитания
Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания в г. Чайковском
Цель: теоретико-технологическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста, основанной на реализации индивидуальных интересов школьников и создании условий для формирования у них устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля
1 г 1 г 1 1 г 1 г
ЧГИФК К ФКиС УОиПО Упр.здравоохр КМП
Соревнования: городская спартакиада; всероссийские физкультурно-спортивные фестивали: «Спортивная смена России». «ДРОЗД»
Результативность
Приоритетные
D
Производные
Школьники: физическое здоровье; физическая подготовленность; теоретическая и техническая подготовленность; мотивационно-ценностное отношение к ФКиС;
Учитель ФК (педагог доп. образ.): профессиональная компетентность;
Родитель: мотивационно-ценностное отношение (готовность к сотрудничеству)
Рис. 2. Муниципальная система спортивно ориентированного физического
воспитания школьников
Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания в г.
Чайковском
Цель: теоретико-технологическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста, основанной на реализации индивидуальных интересов школьников и создании условий для формирования у них устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля жизни
1 1 г
ЧГИФК К ФКиС УОиПО Упр.здравоохр. КМП
Спортивная ориентация (3-4-й классы)
Учебно-тренировочный процесс (5-8-й классы)
Соревнования: городская спартакиада; всероссийские физкультурно-спортивные фестивали: «Спортивная смена России», «ДРОЗД»
Результативность
1
DD
Приоритетные
DD
Производные
Школьники: физическое здоровье; физическая подготовленность; теоретическая и техническая подготовленность; мотивационно-ценностное отношение к ФКиС;
Учитель ФК (педагог доп. образ.): профессиональная компетентность;
Родитель: мотивационно-ценностное отношение (готовность к сотрудничеству)
Школьники: результаты спортивных соревнований
Рис. 3. Технология реализации СОФВ в г. Чайковский
Литература
1. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.З. Аронов. - СПб., 2003. - 24 с.
2. Ахтемзянова, Н.М. Оптимизация массовой физкультурно-спортивной работы в общеобразовательном учреждении под эгидой школьного спортивного клуба / Н.М. Ахтемзянова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 3. - С. 72.
3. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 466 с.
4. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич.
- М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
5. Вавилов, Ю.Н. Теория и технология физического воспитания российских учащихся, временно проживающих в странах с тропическим климатом : дис. ... д-ра пед. наук / Ю.Н. Вавилов. - Омск, 2005. - 377 с.
6. Корунец, А.И. Организация и методика физического воспитания школьниц 10-13 лет с использованием средств спортивной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Корунец. - М., 1998. - 28 с.
7. Литвиненко, С.Н. Спорт для всех : социально-педагогические технологии / С.Н. Литвиненко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2005. - 368 с.
8. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с.
9. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5-10.
10. Eckerstorfer, K. Alternative Forms of Movement as an Expression of a new Youth Culture and its Effect on a School Sport / K. Eckerstorfer // Physical Education and Sports of Children and Youth. Conference proceedings. -Bratislava : Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports, 1995. - P. 25-28.
11. Luca, A. Optimizarea mijloacelor discipline! - «gimnastict» in procesul fizica din cilcul gimnazial al sco-lilor din Romania : аutoreferat al tezei de doctor in pedagogic / А. Luca. - Chisinau, 1997. - 25 р.
Literature
1. Aronov, G.Z. Organizational and pedagogical management of mass physical culture in municipality: abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / G.Z. Aronov. - SPb., 2003. - 24 p.
2. Akhtemzyanova, N.M. Optimization of mass sports and sports work in educational institution under the aegis of school sports club / N.M. Akhtemzyanova // Physical culture : upbringing, education, training. - 2010. - No. 3.
- P. 72.
3. Balandin, V.A. Scientific technological basis of physical training updating process at elementary school : dis. ... Dr.s Ped. Sciences / V.A. Balandin. - Krasnodar, 2001. - 466 p.
4. Balsevich, V.K. A sports vector of physical training in Russian school / V.K. Balsevich. - M. : Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 112 p.
5. Vavilov, U.N. Theory and technology of Russian pupils physical training who are temporarily living in the countries with tropical climate : dis. ... Dr.s Ped. Sciences / U.N. Vavilov. - Omsk, 2005. - 377 p.
6. Korunets, A.I. Organization and a technique of 10-13 year schoolgirls physical training with gymnastics means use : abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / A.I. Korunets. - M., 1998. - 28 p.
7. Litvinenko, S.N. Sport for all : social and pedagogical technologies / S.N. Litvinenko. - M. : Theory and practice of physical culture, 2005. - 368 p.
8. Lubysheva, L.I. Sports culture in school / L.I. Lubysheva. - M. : Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 174 p.
9. Lyakh, V.I. Conception of children and teenagers physical training / V.I. Lyakh // Physical culture : upbringing, education, training. - 1996. - No. 1. - P. 5-10.
10. Eckerstorfer, K. Alternative Forms of Movement as an Expression of a new Youth Culture and its Effect on a School Sport / K. Eckerstorfer // Physical Education and Sports of Children and Youth. Conference proceedings. -Bratislava : Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports, 1995. - P. 25-28.
11. Luca, A. Optimizarea mijloacelor discipline! - «gimnastict» in procesul fizica din cilcul gimnazial al sco-lilor din Romania : аutoref. al tezei de doctor in pedagogic / А. Luca. - Chisinau, 1997. - 25 р.
Статья поступила в редакцию 18.05.2012 г.