Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ г. ЧАЙКОВСКИЙ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ г. ЧАЙКОВСКИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION / MODERNIZATION OF MANAGING SPORT ORIENTED PHYSICAL EDUCATION SYSTEM / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович

В статье обсуждается опыт работы группы ученых ЧГИФК по адаптации технологии спортивно ориентированного физического воспитания на муниципальном уровне г. Чайковский. Автор поднимает вопрос о реформировании управления школьным физическим воспитанием и представляет структуру управления, созданную в результате проектной деятельности и действующую в одной из школ города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF MANAGing sport oriented PHYSICAL education SYSTEM OF SCHOOLCHILDREN in TCHAIKOVSKY TOWN

A group of scientists of Tchaikovsky State Institute of Physical Education has studied an adaptation technology of sport oriented physical education at municipal level of Tchaikovsky town/ The author has raised the issue of reforming managing school education and presented a structure of management created as a result of projected activity, that works in one of school in town of Tchaikovsky

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ г. ЧАЙКОВСКИЙ»

9. Филиппов, С.С. Спортивная федерация : управление, информация : монография / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова. - СПб. : Изд-во Политех, ун-та, 2008. - 172 с.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА

ПРИМЕРЕ Г. ЧАЙКОВСКИЙ

Дмитрий Владимирович Фонарев, кандидат педагогических наук, доцент,

Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК),

г. Чайковский

Аннотация

В статье обсуждается опыт работы группы ученых ЧГИФК по адаптации технологии спортивно ориентированного физического воспитания на муниципальном уровне г. Чайковский. Автор поднимает вопрос о реформировании управления школьным физическим воспитанием и представляет структуру управления, созданную в результате проектной деятельности и действующую в одной из школ города.

Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, модернизация системы управления, средняя школа.

MODERNIZATION OF MANAGING SPORT ORIENTED PHYSICAL EDUCATION SYSTEM OF SCHOOLCHILDREN IN TCHAIKOVSKY TOWN

Dmitry Vladimirovich Fonarev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Education,

Tchaikovsky

Abstract

A group of scientists of Tchaikovsky State Institute of Physical Education has studied an adaptation technology of sport oriented physical education at municipal level of Tchaikovsky town/ The author has raised the issue of reforming managing school education and presented a structure of management created as a result of projected activity, that works in one of school in town of Tchaikovsky/

Keywords: sports-oriented physical education, modernization of managing sport oriented physical education system, higher school.

Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис привел к тому, что государство в значительной степени ушло из образования, которое, в свою очередь, должно было само бороться за выживание.

Последствиями данного явления стали значительное сокращение объемов финансирования образовательных учреждений, отток педагогических кадров, замедление процесса конверсий инноваций в школьную среду.

Все это определенным образом не могло не сказаться на мотивационноценностном отношении населения страны к физической культуре. Занятия в школе с применением классно-урочной технологии, нацеленной на физическую подготовленность и формирование двигательного опыта, по мнению В.К. Бальсевича, Л.И. Лубы-шевой, Н.Н. Визитей, оказались не способными повысить общую, в том числе и двигательную, культуру у детей, подростков и учащейся молодежи.

По многочисленным исследованиям, проведенным всероссийским центром исследования общественного мнения, видно, что предмет школьной программы «физическая культура» в конце прошлого - начале нового столетия утратил свои передовые позиции.

С выходом из кризиса и ростом экономики страны, повышением внимания со стороны государства к бюджетной сфере социокультурного направления жизнедеятельности общества в начале двадцать первого века законодательной и исполнительной властью были предприняты меры по реформированию системы образования.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является изменение характера управления самой системой на всех ее уровнях. Предпринятые нами в 2002 году шаги по реформированию школьного физического воспитания в г. Чайковском также предусматривали обновление структуры управления му-

ниципальным спортивно ориентированным физическим воспитанием.

Анализ данных литературы показал, что вопросы организации управления на муниципальном уровне в сфере физической культуры и спорта в последнее время достаточно востребованы исследователями [4-6]. Вместе с тем, мы обнаружили некий исследовательский вакуум относительно концептуальных положений, касающихся внутренней структуры управления технологией спортивно ориентированного физического воспитания (далее СОФВ) в общеобразовательном учреждении. Поэтому в про-ектно-исследовательской деятельности по формированию муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников, приоритетным для нас являлось создание оптимальной модели управления новой формой физического воспитания на уровне школы.

На рис. 1 представлена адаптированная к современным нормативно-правовым условиям схема управления СОФВ на примере одной из экспериментальных школ, реализующих выше указанную технологию.

Исходным пунктом формирования современной системы управления образовательным процессом в школе является создание Совета образовательного учреждения, который в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст.32 п.2) явля-

<•••••► Локальные акты, — —> Консультирование <---► Подчинение

принимаемые УС

Рис. 1. Схема управления СОФВ в школе

Из рисунка следует, что вопросы планирования образовательной политики находятся в юрисдикции Управляющего совета (далее УС), тогда как выполнение планов возложено на административный ресурс.

Администрация школы (далее АШ) - орган непосредственного управления школой, который действует на основе принятых УС локальных актов.

Директор школы как руководитель администрации является исполнительным субъектом управления школой. Его деятельность, как, впрочем, и деятельность всей школы, становится прозрачной для общества, заинтересованного в имиджевой политике образовательного учреждения. В состав АШ входят должностные лица из числа педагогического персонала, получившие одобрение педагогического совета (далее ПС). На практике, в образовательных учреждениях, где отсутствует демократическая и

консалтинговая составляющая системы управления, директор в аппарате администрации единолично назначает своих заместителей.

АШ реализует свои управленческие функции в виде нормативных актов, приказов и распоряжений, обязательных для исполнения педагогическим, хозяйственным, учебно-вспомогательным персоналом и учащимися.

Вопросы, касающиеся научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса, традиционно делегируются заместителю руководителя по научно-методической работе. Данный сотрудник аппарата управления курирует работу школьного методического совета (далее МС). В его ведении - вся инновационная деятельность школы. С помощью МС разрабатывается план действий всех учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования по реализации СОФВ.

Главными исполнителями идей СОФВ являются профессиональные объединения учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования (методические объединения). Как показывает опыт управления системой образования ряда общеобразовательных учреждений городов Пермского края, методические объединения учителей могут преобразовываться в структуры: кафедры, комитеты и другие об-щественно-профессиональные союзы (см. рис. 1).

Внутри каждого объединения для доведения принятых решений в верхних эшелонах системы управления до каждого учителя физкультуры, тренера по виду спорта могут быть коллегиально избраны руководители данных объединений (старшие учителя, заведующие кафедрами, председатели советов). Деятельность таких объединений напрямую связана с учебным процессом. В связи с тем, что ежегодно в Пермском крае проходят конкурсы учебно-исследовательских работ учащихся школ, в функцию предметного объединения включены вопросы мотивирования учащихся к исследовательской деятельности. Таким образом, при профессиональном союзе учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования может организоваться научное общество учащихся (НОУ).

Опыт реализации данного направления в экспериментальных школах города Чайковского показал, что организованная научная деятельность учащихся позволяет не только создать положительный имидж администрации школы, но и увидеть (научно зафиксировать) проблемные моменты в реализации СОФВ, что невозможно сделать в обычных условиях учительскому коллективу по причине недостаточности времени и условий.

Важным звеном в системе школьного управления образованием, на которое возложены функции тьютерства, является педагогический совет.

Вопросы, касающиеся изменения регламента учебных занятий; форм, объема по продолжительности разовой и недельной нагрузки их проведения, должны быть согласованы с ПС.

Сама процедура согласования необходима и с позиции привлечения к инновационным преобразованиям сторонников, способных лоббировать идеи новшеств.

Мнения ПС учитываются Управляющим Советом (УС) при разработке и обсуждении локальных актов.

В связи с тем, что в основе СОФВ заложены идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психологофизиологических теорий обучения, воспитания и развития личности, некоторые вопросы требуют согласования с совещательными органами, такими как совет старшеклассников, родительский комитет, совет коллектива физкультуры, если таковые предусмотрены в Уставе школы.

Рассмотрим более подробно структуру Управляющего Совета и покажем его роль в реализации СОФВ.

В целях общественного управления СОФВ в школе, на наш взгляд, рекомендуется ввести ряд секторов УС и наделить их следующими полномочиями:

1. Организационно-педагогический сектор: рассматривает учебный план;

рассматривает кандидатуры учительской общественности для руководства учебно-тренировочной группой;

оказывает поддержку учителю в конкурсах «Педагог года», «Мастер классов» и других формах продвижения профессиональной компетентности специалистов в сфере физической культуры и спорта;

курирует подготовку к участию школьников в конкурсе исследовательских работ по здоровьесбережению.

2. Финансово-хозяйственный сектор:

составляет финансовый план для претворения в жизнь программы развития здоровьесбережения в школе;

контролирует финансовые поступления и расходы, касающиеся физической культуры и спорта;

оказывает содействие руководителю образовательного учреждения по вопросам поиска средств на проведение физкультурно(спортивно)-массовой работы в школе.

3. Спортивно-оздоровительный сектор:

разрабатывает годовой план проведения физкультурно(спортивно)-массовых мероприятий;

оказывает помощь в проведении запланированных профильных мероприятий;

совместно с органами здравоохранения организует мониторинг результатов программы здоровьесбережения;

контролирует и анализирует здоровьесберегающую среду в школе.

4. Информационный сектор:

осуществляет выпуск агитационно-пропагандистских материалов; организует сотрудничество с городскими и региональными СМИ; создает страничку «Здоровьесберегающая среда» на сайте школы.

5. Социально-правовой сектор:

готовит документы для участия в конкурсах городских, региональных, всероссийских и международных проектов;

разрабатывает нормативно-правовую базу для реализации проектной деятельности;

оказывает консалтинговые услуги по выше перечисленным вопросам; представляет интересы школы в адвокатских, юридических конторах и суде.

6. Культурно-досуговый сектор:

организует встречу учащихся и их родителей со спортсменами; организует тематические физкультурно-спортивные праздники и другие соревновательные акции;

проводит совместно с информационным сектором просветительские мероприятия в ученическом коллективе;

проводит конкурсы на лучшую организацию физической культуры в семье.

Опыт реформирования системы управления СОФВ показал, что важно помнить о силе традиций и привычек, запрещающих разрушительные действия там, где они затрагивают устоявшиеся интересы педагогов и учащихся.

В определенный период времени реальная система управления может принять двойственное очертание: сочетание старых и новых моделей управления. Задача администрации общеобразовательного учреждения в этом ортодоксальном положении -облегчить переход к новой системе терпеливым разъяснением, обучением и примером.

Рассмотренная внутренняя структура управления СОФВ на уровне школы, позволила нам не только повысить уровень физического состояния учащихся 5-8 классов, но и решить ряд вопросов, связанных с построением внешней структуры управле-

ния инновационной формой физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

2. Визитей, H.H. Физическая культура личности / H.H. Визитей. - Кишинев : Штиинца, 1989. - 110 с.

3. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.

4. Маркелов, А.Г. Потребности и интересы молодежи как базовые факторы управления развитием физической культуры городского (муниципального) уровня : автореф. дис. ... канд. Пед. наук / Маркелов А.Г. - Коломна, 2000. - 21 с.

5. Новокрещенов, В.В. Управление сферой физической культуры и спорта : правовые и организационные основы взаимодействия : монография / В.В. Новокрещенов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образовательного учреждение высш. проф. образования, Ижевский гос. тех. ун-т. - Ижевск : Изд-во Иж ГТУ, 2006. - 137 с.

6. Филиппов, С. С. Муниципальная система физической культуры школьников / С.С. Филиппов, В.В. Жгутова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 12-14.

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ КИКБОКСЕРОВ -

ЮНИОРОВ

Константин Валентинович Шестаков, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе обоснованы рациональные варианты тренировочных нагрузок на предсоревно-вательном этапе подготовки.

Ключевые слова: тренировочный процесс, предсоревновательный этап, кикбоксер,

юниор.

SUBSTANTIATION OF TRAINING LOADS AT PRECOMPETITIVE STAGE OF PREPARATION OF KICKBOXERS - JUNIORS

Konstantin Valentinovich Shestakov, post-graduate student,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

Rational variants of training loads at precompetitive stage of training have been substantiated.

Key words: training process, a precompetitive stage, kickboxers, junior.

В работе была поставлена задача выявить рациональные варианты тренировочных нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки. В результате эксперимента предполагалось определить влияние различных вариантов тренировочных воздействий на тренированность спортсменов.

Педагогический эксперимент проводился на базе детско-юношеской школы г. Уфы со спортсменами - учащимися группы спортивного совершенствования - кандидатами в мастера спорта по кикбоксингу. Было сформировано 2 группы спортсменов, равных по квалификации (по десять человек в каждой группе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.