Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры'

Концептуальные основы развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / QUALITY OF EDUCATION ON PHYSICAL TRAINING / UPDATING OF CONTENT OF EDUCATION AND TECHNOLOGIES OF STUDYING OF THE SUBJECT “PHYSICAL CULTURE”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кихтенко Любовь Федоровна

В статье представлены результаты исследования качества образования по физическому воспитанию по критерию соответствия спортивных залов общеобразовательных организаций Ставропольского края санитарно-гигиеническим требованиям. Определены основные направления развития системы физического воспитания в образовательных организациях Ставропольского края. Определены основные документы, которые будут являться основой для обновления технологий и содержания образования в предметной области «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of a research of quality of education on physical training on criterion of compliance of gyms of the general education organizations of Stavropol Krai to sanitary and hygienic requirements presented in article. The main directions of further development of system of physical training in the educational organizations of Stavropol Krai defined. The main documents, which will be a basis for updating of technologies and content of education in subject domain «Physical culture», defined.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры»

УДК 37.037.1

Кихтенко Л. Ф.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества образования по физическому воспитанию по критерию соответствия спортивных залов общеобразовательных организаций Ставропольского края санитарно-гигиеническим требованиям. Определены основные направления развития системы физического воспитания в образовательных организациях Ставропольского края. Определены основные документы, которые будут являться основой для обновления технологий и содержания образования в предметной области «Физическая культура».

Ключевые слова: физическая культура; здоровый образ жизни; федеральный государственный образовательный стандарт; качество образования по физическому воспитанию; развитие кадрового потенциала образовательных организаций в области физической культуры и спорта; обновление содержания образования и технологий изучения учебного предмета «Физическая культура».

Kikhtenko L.F.

CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF STAVROPOL KRAI IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND BASICS

OF LIFE SAFETY

Abstract. Results of a research of quality of education on physical training on criterion of compliance of gyms of the general education organizations of Stavropol Krai to sanitary and hygienic requirements presented in article. The main directions of further development of system of physical training in the educational organizations of Stavropol Krai defined. The main documents, which will be a basis for updating of technologies and content of education in subject domain «Physical culture», defined.

Keywords: physical culture; healthy lifestyle; federal state educational standard; quality of education on physical training; development of personnel capacity of the educational organizations in the field of physical culture and sport; updating of content of education and technologies of studying of the subject "Physical culture".

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, развитие физической культуры и спорта определяется как фактор укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала.

Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены и в стратегии социально-экономического развития Став-

ропольского края, а также в государственной программе Ставропольского края «Развитие образования».

Анализ основных нормативных документов системы образования Российской Федерации позволяет нам сделать вывод о том, что здоровье обучающихся находится под пристальным вниманием со стороны государства.

Так, например, в Федеральном законе «Об

1 Кихтенко Любовь Федоровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения, Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, e-mail: [email protected]

Lvubov Kikhtenko, candidate of pedagogical sciences. Head of the department of physical culture and health-saving, Stavropol regional institute of development of education of professional development and retraining of educators, Stavropol, e-mail: lju7 c/mail.ru

образовании в Российской Федерации» закреплены обязанности образовательной организации по охране здоровья обучающихся [1, с. 41]. Также Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней общего образования (далее - ФГОС), который является компонентом системы образования Российской Федерации [1, с. 10], впервые определяет сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательной организации, а здоровье школьников - в качестве одного из важнейших результатов образования [2].

Здоровье в первую очередь ассоциируется с понятием здорового образа жизни, который в свою очередь тесно связан с двигательным режимом человека и его физической подготовленностью. Исходя из данной логики рассуждения, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи между здоровьем и занятиями физической культурой.

Проводимые исследования показывают, что среди различных возрастных групп населения нашей страны систематически занимаются физической культурой и спортом следующие:

• в возрасте до 14 лет - 12,2 млн человек, или 53,6% общей численности данной возрастной группы;

• в возрасте от 15 до 29 лет - 13,3 млн человек, или 43,4% общей численности данной возрастной группы;

• в возрасте от 30 до 59 лет - 6,1 млн человек, или 9,7% общей численности данной возрастной группы;

• в возрасте от 60 лет и старше - 0,6 млн человек, или 2,2% общей численности данной возрастной группы.

Таким образом, наиболее физически активными группами населения являются дети и молодежь в возрасте до 30 лет. Учитывая, что к данной возрастной группе относятся школьники и студенты, подобная активность объясняется тем, что учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения [3].

С другой стороны, результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по учебному предмету «Физическая культура», которое было проведено в 2016 году Департаментом 82

государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации, показали, что имеется расхождение между утверждением респондентов о важности предмета «Физическая культура» и фактическим посещением уроков по физической культуре.

Таким образом, было выявлено противоречие между декларативными утверждениями о важности занятий по физической культуре и объективной ситуацией с посещаемостью данных уроков.

Анализ ответов респондентов показал, что основные причины нежелания заниматься физкультурной деятельностью на уроках являются: неудовлетворительное состояние спортивных залов, недостаточная оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием, отсутствие удобных раздевалок и душевых (или же их полным отсутствием) и др.

Действительно, одним из критериев качества образования по физическому воспитанию является создание и поддержание таких условий, как нормативное освещение и воздушно-тепловой режим в спортивном зале; высота и размеры спортивного зала; цвет стен, потолков, дверей и спортивного оборудования; состояние пола в спортивном зале; наличие спортивного инвентаря и оборудования; режим учебных занятий [4].

Кроме того, 15% от общего количества опрошенных родителей считают, что их дети на уроках просто бегают, прыгают и сдают нормативы. По мнению родительской, общественности, физическое воспитание должно способствовать интеллектуальному и личностному развитию детей.

Таким образом, исследование показывает, что, образовательные организации не всегда способны обеспечить полноценное физическое воспитание детей.

Также результаты указывают на то, что образовательные организации недостаточно ведут просветительскую и здоровьеориентиро-ванную деятельность с родителями, поэтому занятия по учебному предмету «Физическая культура» не всегда представляют для них ценность [5].

Учитывая важность создания условий для физкультурной деятельности обучающихся,

нами было проведено изучение соответствия спортивных залов общеобразовательных организаций Ставропольского края санитарно-гигиеническим требованиям [6].

Исследование было организовано в рамках курсов повышения квалификации по проблеме внедрения ФГОС. За период 2013-2017 годов в данном исследовании приняло участие 1145 учителей физической культуры общеобразовательных организаций Ставропольского края. Респондентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале спортивный зал своей школы (лицея, гимназии) по критерию соответствия требованиям СанПиН 2010.

Слушатели отвечали на такие вопросы, как: «Выполняются ли требования, предъявляемые к размещению спортивного зала в Вашей образовательной организации?», «Какова высота спортивного зала в Вашей школе (лицее, гимназии)?», «Какой температурный режим поддерживается в спортивном зале Вашей школы (лицея, гимназии) и режим проветривания во время занятий по физической культуре?»; «Оцените спортивный зал в Вашей школе (лицее, гимназии) по критерию соответствия требованиям СанПиН 2010».

Анализ ответов показал, что, в среднем, спортивные залы общеобразовательных организаций Ставропольского края соответствуют СанПиН 2010 на семь баллов из десяти. Основные проблемы выявляются по таким показателям, как: площадь и высота спортзала, освещенность, окраска стен и потолков, состояние пола, оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем, проведение уроков по физической культуре в двух-трех классах одновременно в одном спортивном зале.

Вызывает тревогу тот факт, что в Ставропольском крае есть школы, в которых вообще отсутствуют спортивные залы! Также к негативным выводам относим выявленный в ходе проведенного исследования факт, что состояние спортивных залов и спортивной зоны общеобразовательных школ города-курорта Кисловодска учителя физической культуры оценивают на четыре-пять баллов из десяти.

Однако выявлены и положительные тенденции, наметившиеся в процессе мониторинга: состояние спортивных залов в общеобразовательных школах, находящихся в сельской мес-

тности, значительно улучшилось. Так, если в 2013 году респонденты оценивали спортивные залы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности от одного до трех баллов из десяти, то в 2016 году таких ответов практически не было. Учителя, работающие на селе, отмечали, что спортивные залы «отремонтированы», «реконструированы» или «построены новые».

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития образования наблюдается положительная динамика в направлении выполнения требований ФГОС в части создания и поддержания санитарно-гигиенических условий организации физкультурной деятельности в образовательных организациях Ставропольского края, что является одним из критериев качества образования по физическому воспитанию.

Важным периодом в развитии личности является юность - период освоения социальных ролей, период активного познания себя и поиска смысла жизни (И.С. Кон). Именно в юности развивается самосознание, гражданская позиция и система ценностных ориентации молодого человека, гражданина своей страны, формируется «Я - концепция». В отечественной практике этот период совпадает с получением общего образования.

В это время происходит формирование личности и гражданской позиции, а также формирование ценностно-смысловых отношений к различным сторонам жизни. Образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения индивидуальности, основ здорового и безопасного образа жизни.

Данное утверждение просматривается в личностных характеристиках выпускника основной школы. Так, например, выпускник должен любить свой край и свое Отечество; осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; быть социально активным, уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважать других людей, уметь вести

конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполнять правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [2, с. 4].

Система образования Ставропольского края, в целом, а общеобразовательные организации, в частности, всегда работала в направлении достижения выше обозначенной цели. Однако, чтобы обучающиеся посещали уроки по учебному предмету «Физическая культура», а не избегали их, необходимо развивать и совершенствовать технологии, методы и приемы обучения. А это уже зависит от профессиональной компетентности учителя физической культуры. Как он готовится к уроку? Как он его планирует, продумывает? Как он реализует свою стратегию?

Конечно, развитие кадрового потенциала образовательных организаций - это задача институтов повышения квалификации. В частности, кафедра физической культуры и здо-ровьесбережения Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - кафедра ФКиЗ СКИРО ПК и ПРО) ежегодно проводит, в среднем, двенадцать курсовых мероприятий, в рамках которых реализует дополнительные профессиональные программы для учителей физической культуры Ставропольского края.

В ходе вышеуказанных курсов повышения квалификации у педагогов актуализируются знания по следующим вопросам:

- методики преподавания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС;

- проектирования рабочих программ учителя физической культуры; эффективных форм спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности;

- психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся, воспитанников;

- санитарно-гигиенических требований к организации и проведению занятий по физической культуре;

- основ планирования занятий по физической культуре с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ);

84

- возможности организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, воспитанников в процессе освоения учебной программы по физической культуре;

- построения индивидуальной образовательной траектории по физической культуре;

- проектирования и организации урока по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС;

- конструирования технологической карты урока по физической культуре, формирующего личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;

- оценки достижения результатов освоения программы по учебному предмету «Физическая культура» [6, 8].

Следующим важным направлением развития системы образования в области физической культуры является обновление содержания учебной программы в соответствии с запросами государства и общества.

Проанализировав литературу в контексте проводимого нами исследования, мы пришли к выводу, что направляющими для обновления технологий и содержания образования предметной области «Физическая культура» являются такие нормативные документы, как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», «Положение о Всероссийском физкулыурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», «Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкулыурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Концепция развития дополнительного образования детей».

Основным «лейтмотивом» данных документов является создание условий, обеспе-

чивающих возможность для всех категорий и групп населения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, ставится задача по модернизации системы физического воспитания населения, по пропаганде здорового образа жизни, по развитию кадрового потенциала в области физической культуры и спорта.

Существенный вклад в решение выше обозначенной задачи вносят и образовательные организации Ставропольского края. Одним из доказательств данного утверждения является то, что выпускники наших школ востребованы, как здоровые телом и душой призывники.

Тем не менее, любые достижения можно упустить и потерять, если останавливаешься на достигнутом уровне.

Другими словами, образовательным организациям Ставропольского края необходимо продолжать совершенствовать систему физического воспитания подрастающего поколения, повышать эффективность пропаганды физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей.

В заключении определим основные концептуальные положения развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры. Решая задачу государственной важности по формированию и развитию у подрастающего поколения основ здорового образа жизни посредством занятий физической культурой и спортом необходимо:

• учителям физической культуры и другим специалистам в области физической культуры и спорта регулярно повышать квалификацию с целью развития профессиональной компетентности, актуализации своих знаний и умений;

• общеобразовательным организациям Ставропольского края при составлении учебного плана учесть, что на освоение програм-

мы по физической культуре (на базовом уровне) отводится 3 часа в неделю;

• при составлении общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и в перспективе - среднего общего образования, программ внеурочной деятельности, программ по учебному предмету «Физическая культура», программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, программ дополнительного образования спортивной направленности (по видам спорта) учитывать принцип преемственности целей, задач и содержания физкультурной деятельности;

• учитывая важность создания условий организации физкультурной деятельности обучающихся, необходимо привести спортивные залы всех общеобразовательных организаций Ставропольского края в соответствие с требованиями СанПиН 2010;

• учитывая запросы государства и общества в повышении уровня физической подготовленности населения, в том числе детей и подростков, необходимо обновить технологии и содержание образования по физической культуре в соответствии с такими документами, как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)», «Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Концепция развития дополнительного образования детей».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт]. [2017]. Режим доступа - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.04.2017)

2. Приказ Мииобриауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт]. [2017]. Режим доступа - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=175229(flaTa обращения: 24.04.2017)

3. Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта [Электронный ресурс] //Президент России: [сайт]. [2017]. Режим доступа - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/53070 (дата обращения: 24.04.2017)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. [2017]. Режим доступа - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ (дата обращения: 24.04.2017)

5. Осокина Е.С., Леван Т.Н., Зудин А.Б., Аксенова Е.И., Готская А.И., Дегтярева Т.О. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»: Информационно-аналитические материалы. - СПб.: НИЦ APT, 2016. - 342 с.

6. Кихтенко Л.Ф., Койбаев P.C., Олешкевич Т.Г., Селезнев А.И. «Организация физкультурной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рекомендации по подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»». - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. - 2015. - 104 с.

7. Кихтенко Л.Ф., Селезнев А.И. Программа для учителей физической культуры по проблеме: «Федеральные государственные образовательные стандарты основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе». Сборник программ курсов повышения квалификации, Часть 1 / Под ред. к. ист. н. А.Ф. Золотухиной. - Ставрополь, 2013. - С. 306-334.

8. Учебный курс «Совершенствование качества образования по учебному предмету «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС основного общего образования и профессионального стандарта педагога». Кафедра физической культуры и здоровьесбережения [Электронный ресурс] // Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Курсы повышения квалификации. Дистанционное обучение: [сайт]. [2017]. Режим доступа - URL: http://kpk.staviropk. ru/ (дата обращения: 24.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.