Научная статья на тему 'Проблема развития физического потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе'

Проблема развития физического потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапрыкина Л. А.

В статье рассматривается проблема барьерной среды на занятиях инклюзивного физического воспитания, которая всё большее значение приобретает по сравнению с другими дисциплинами. Все это приводит к необходимости изменения содержания образовательного процесса в соответствии с интересами и возможностями детей, обучающихся в одном классе. Инклюзивное образование в физическом воспитании предъявляет особые требования к личной и профессиональной подготовки преподавателей, которые должны четко понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности учащихся с различными патологиями, для осуществления конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem is the barrier environment in the classroom inclusive physical education is becoming increasingly important in comparison with other disciplines. All this leads to the necessity of changing the content of the educational process in accordance with the interests and capabilities of all children enrolled in the same class. Inclusive education in physical education has specific requirements for personal and professional training of teachers, who should clearly understand the essence of an inclusive approach, to know the age and psychological characteristics of pupils with different pathologies, to implement constructive pedagogical interaction between all actors of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Проблема развития физического потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе»

УДК 37.037.1

Л.А. Сапрыкина

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматривается проблема барьерной среды на занятиях инклюзивного физического воспитания, которая всё большее значение приобретает по сравнению с другими дисциплинами. Все это приводит к необходимости изменения содержания образовательного процесса в соответствии с интересами и возможностями детей, обучающихся в одном классе. Инклюзивное образование в физическом воспитании предъявляет особые требования к личной и профессиональной подготовки преподавателей, которые должны четко понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности учащихся с различными патологиями, для осуществления конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.

Ключевые слова: физическая культура; инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями.

В жизни нашего общества всё чаще стали встречаться такие словосочетания как право на обучение, равные возможности, инклюзивное образование. В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в образовательных учреждениях вместе со своими сверстниками, становятся полноправными членами коллектива, развиваются в соответствии с возможностями и приобретают перспективу участия в жизни общества [1,104].

Однако в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единое мнение по внедрению системы инклюзивного образования в учебные учреждения, особенно в системе физического воспитания детей.

Можно ли обучить двигательным действиям, развить физические способности детей с ОВЗ с разными функциональными нарушениями, особенно опорно-двигательного аппарата, и их здоровых сверстников на

научный журнал

совместных занятиях физкультуры в инклюзивной школе без ущерба для каждого? Большинство специалистов по физической культуре образовательных учреждений, сомневаются в такой возможности, учитывая, что различия детей особенно ярко проявляются именно в двигательной сфере во время целенаправленных двигательных действий [5,52]. По их мнению, наиболее целесообразным в рамках инклюзии являются рекреационные виды занятий физическими упражнениями, где происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего детей-инвалидов, в совместную со здоровыми сверстниками физкультурно-рекреационную деятельность [6,52].

Несомненно, что инклюзивная физическая рекреация, направленная на отдых, развлечение, смену видов деятельности и т.п., не может заменить инклюзивное физическое воспитание, имеющее свои специальные задачи, касающиеся не только детей с особыми потребностями, но и их здоровых сверстников. В свою очередь задачи на уроках физического воспитания не могут быть сведены только к развитию толерантности и ответственности у здоровых детей. Поэтому не ясно, как же организовывать уроки по физической культуре (физическому воспитанию) в системе инклюзии? Насколько все готовы к инклюзивному образованию? Как влияют уроки физкультуры на социализацию детей?

Проблема барьерной среды на занятиях инклюзивного физического воспитания приобретает всё большее значение по сравнению с другими дисциплинами. Все это приводит к необходимости изменения содержания образовательного процесса в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе.

Разработка особого содержания и использования разнообразных организационных форм инклюзивного физического воспитания должна основываться на следующих положениях:

-соблюдение медицинских противопоказаний для детей с ОВЗ по применению средств и методов физического воспитания;

-организация условий для эффективного личностного и физического развития как детей, с особыми потребностями, так и их здоровых сверстников;

-максимальное сопровождение урочных и внеурочных занятий в системе инклюзивного образования физическими упражнениями.

Тем не менее, проблема инклюзивного образования в сфере физического воспитания актуальна. Подготовка специалистов в сфере физической культуры к работе в условиях инклюзивного образования, затруднена проблемой средовых «барьеров». Кроме этого, специалист по физическому воспитанию работает в условиях повышенного психологического напряжения, т. к. в значительной степени усложняются требования к обеспечению безопасности на занятиях для

всех участников образовательного процесса, ведь педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья [3,52].

При всем том, специалисту по физическому воспитанию отведена одна из ведущих ролей в реализации инклюзивного подхода в образовании поскольку, на наш взгляд, занятия физической культурой играют приоритетную роль в социальной адаптации инвалидов, стимулируя их к установлению контактов с окружающим миром [4,43]. В процессе своей физкультурно - оздоровительной работы каждому педагогу необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.

2. Принцип адекватности: поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.

3. Принцип оптимальности: недопущение физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.

4. Принцип вариативности: использование на занятиях не только физических упражнений, но и создание условий для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится по принципу сотрудничества. Необходимо передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки, чтобы ребёнок захотел их взять, сделать своими, «присвоить».

У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура является основополагающей в развитии основных физических качеств, повышение функциональных потенциалов организма, формирование комплекса специальных знаний.

Инклюзивные занятия физической культуры имеют ряд преимуществ:

-«особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания;

-вырабатывается способность к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества;

-усиливается желание улучшать свои физические возможности.

Для ребенка с ОВЗ важно осознавать, что он может общаться на равных со всеми членами общества, снять налет иждивенчества и

научный журнал

преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.

Несомненно, опыт таких уроков является положительным и для здоровых детей. Это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети-инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу [2,235].

В практике имеются примеры успешной сдачи нормативов ГТО в теоретическом блоке детьми с ОВЗ, которые прекрасно владеют теорией по физической культуре. Такие обучающиеся могут участвовать в совместной разработке проектов уроков и мероприятий по физической культуре. Вопрос с социализацией детей можно решить, привлекая их к культурно-массовым спортивным мероприятиям, где они, владея теоретическими основами, могут состоять в судействе, быть ведущими мероприятий, участвовать в организации, например, в разработке сценариев. Для успешного осуществления физического воспитания необходимо разрушить психологический барьер у всех непосредственных участников инклюзивного образования: родителей, детей и педагогов. Для этого требуется создать качественную информативную среду и разработать так называемые «стандарты социализации», нормативную базу поведения, обучаться которой стоит начать как можно раньше.

Таким образом, инклюзивное образование в сфере физического воспитания предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов, которые должны ясно понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Одним словом, педагог должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного процесса.

Библиографический список

1. Алехина C.B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. С. 104-116.

2. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 233-238.

3. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» СПб.: Питер, 1998. С. 99-100.

4. Пасторова А. Ю. Как делятся люди? // Синдром Дауна XXI век. 2013. № 2. C. 4246.

5. Петрокович Н.А. Личностный выбор в условиях выбора // Социальная педагогика в России. 2012. № 3. С. 51-54.

6. Соломин В.П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования // Адаптивная физическая культура. 2010. № 4. С. 15-17.

LA. Saprykina

The problem of development the physical potential of children with disabilities in an inclusive school

Abstract. The problem is the barrier environment in the classroom inclusive physical education is becoming increasingly important in comparison with other disciplines. All this leads to the necessity of changing the content of the educational process in accordance with the interests and capabilities of all children enrolled in the same class. Inclusive education in physical education has specific requirements for personal and professional training of teachers, who should clearly understand the essence of an inclusive approach, to know the age and psychological characteristics of pupils with different pathologies, to implement constructive pedagogical interaction between all actors of the educational environment.

Keywords: physical culture; inclusive education; children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.