Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах развития инклюзивного образования в России'

К вопросу о проблемах развития инклюзивного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССАХ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / RELATIONSHIPS IN INCLUSIVE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курмышова Ольга Анатольевна

статья посвящена проблеме развития инклюзивного образования в России. На основе результатов теоретического анализа автор формулирует те вопросы, решение которых позволит повысить эффективность деятельности инклюзивных образовательных организаций, обеспечит гармонизацию взаимоотношений субъектов инклюзивного образования, что во многом гарантирует успешную интеграцию детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to problems of Russian inclusive education. Based on the results of theoretical analysis the author raises some questions and their solutions may help to increase the effectiveness of the activity of inclusive educational organizations, provide harmonization of relations of inclusive education members and that will guarantee a successful integration of children with disabilities and special needs in the society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах развития инклюзивного образования в России»

Психология

УДК 1

DOI 10.21661/r-117239 О.А. Курмышова

К вопросу о проблемах развития инклюзивного образования в России

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития инклюзивного образования в России. На основе результатов теоретического анализа автор формулирует те вопросы, решение которых позволит повысить эффективность деятельности инклюзивных образовательных организаций, обеспечит гармонизацию взаимоотношений субъектов инклюзивного образования, что во многом гарантирует успешную интеграцию детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в социум.

I Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, взаимоотношения в инклюзивных классах, дизонтогенез.

Kurmyshova O.A.

The problems of Russian inclusive education

Abstract

The article is devoted to problems of Russian inclusive education. Based on the results of theoretical analysis the author raises some questions and their solutions may help to increase the effectiveness of the activity of inclusive educational organizations, provide harmonization of relations of inclusive education members and that will guarantee a successful integration of children with disabilities and special needs in the society.

| Keywords: inclusive education, students with special needs, relationships in inclusive classes.

В настоящее время, в условиях развития инклюзивного образования, достаточно остро стоит вопрос об оптимизации отношений субъектов инклюзивного образования.

Уже с младшего школьного возраста дети с инвалидностью подвергаются негативному воздействию со стороны здоровых сверстников, что является для них сильным травмирующим фактором и создаёт барьеры на пути формирования позитивных взаимоотношений в детской среде.

Нередко возникают кризисные ситуации во взаимоотношениях между условно здоровыми детьми и их сверстниками с инвалидностью, что приводит к нарушению развития личности как обычных школьников, так и учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что является достаточно распространённой на практике проблемой.

Анализ научных трудов таких исследователей, как С.О. Брызгалова, Н.Н. Малофеев, Л.И. Переслени,

Л. Пожар, Т.А. Потяева, С. Стабс, Н.Н. Шматко, позволяет прийти к заключению о том, что инклюзивное образование может решить проблему взаимоотношения обычных детей и их сверстников с инвалидностью.

Необходимо выделить еще одну проблему, связанную с проблемами обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. «С каждым годом увеличивается количество детей, с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза» [4, с. 61].

Увеличивающееся разнообразие типов психофизического развития требует развития вариативной системы образования.

В 1988 году на Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомпьене мировое сообщество провозгласило основным направлением в развитии образования людей с инвалидностью так называемое «инклюзивное образование» [6].

Psychology

«Инклюзивное (от анг. «inclusion» включение) образование - это долгосрочная стратегия, представляющая собой построение такой образовательной среды, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах развития, обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей» [4, с. 37].

Инклюзивное образование касается всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Успешная образовательная инклюзия - это процесс, требующий психологической, методической и технической готовности образовательного учреждения к принятию установки на приоритет разнообразия потенциалов учащихся и ее профессиональному обеспечению.

Как пишет Т.А. Потяева, «развивая инклюзивное образование, мы снимаем вопрос изолированности от общества, расширяем круг общения детей-инвалидов, способствуем их социализации, также имеем возможность вовлечь эту категорию детей и в систему дополнительного образования, что позволяет не очень здоровым, но часто талантливым детям раскрыть свои способности, проявить лучшие черты характера. А это один из способов реабилитации» [8, с. 42].

Но если обеспечение доступности физической среды для людей с инвалидностью воспринимается всеми представителями сообщества однозначно положительно, то идея включения детей с различными особенностями в психофизическом развитии вызывает разные реакции как со стороны взрослой «здоровой» популяции, так и со стороны нормально развивающихся сверстников.

Как пишет один из стратегов инклюзивного образования Сью Майлс, «негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим» [цит. по 5, с. 88]

В России до сих пор не существует полноценной инклюзивной образовательной системы, главными критериями которой, с одной стороны, должны стать адаптированная внешняя среда, а с другой - заранее психологически подготовленное школьное сообщество.

Отечественная система инклюзивного образования, по мнению Н.Н. Малофеева, Н.Н. Шматко и других авторов, должна представлять собой наиболее адекватные для ребёнка формы образовательной интеграции и базироваться на следующих принципах:

- ранняя (первых месяцев жизни) коррекция отклонений в развитии;

- обеспечение медико-педагогическим и техническим сопровождением каждого интегрированного ребёнка;

- подбор адекватных моделей совместного воспитания и обучения для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» [6, с. 12].

Согласно точки зрения С.О. Брызгаловой, «необходимым и обязательным условием интегрированного обучения детей является налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной (постепенное включение отдельных наиболее подготовленных детей из специальных классов в урочную деятельность классов общего образования по таким дисциплинам как физкультура, труд, рисование, пение и музыка и т. д.); творческой (участие в кружках на128равне с другими); спортивно-оздоровительной (участие в соревнованиях различного уровня); рекреационной во внеурочное время и др.» [2, с. 20].

Для повышения эффективности совместного обучения требуется подготовка и переподготовка педагогических кадров и администрации общеобразовательной и специализированной школ.

Кадры общеобразовательных школ должны получить дефектологическое образование, а специалистам коррекционных заведений необходимо освоить методы помощи детям в условиях инклюзии. Также требуется просветительская деятельность как родителей нормально-развивающихся детей, так и среди родителей детей инвалидов. Необходимо подготовить детей из массовых школ к принятию сверстников с ОВЗ.

С другой стороны, как пишет Л.В. Кузнецова и ряд отечественных авторов, «должна проводиться работа по подготовке специалистов и волонтёров, помогающих налаживать диалог между людьми, имеющими те или иные отклонения, с остальным социумом» [1; 4, с. 218].

По данным Л. Пожара, около 60% учителей массовых школ Словакии, считают, что ребёнок с отклонениями в развитии, интегрированный в класс массовой школы вместе со здоровыми сверстниками, может поставить под угрозу здоровье других участников [7, с. 54].

В данном случае, основным способом подготовки среды к принятию лиц с ОВЗ является информирование, разрушение стереотипов и формирования позитивного отношения к людям с инвалидностью, что является актуальным и значимым на данном этапе развития системы общего образования.

Для преодоления психологических барьеров, препятствующих принятию «нормальным сообществом» людей с инвалидностью, требуется насытить среду не только техническими приспособлениями, но и провести большую психологическую работу в школьном сообществе.

Это даёт возможность сформировать безопасную психологическую среду для всех, без исключения, учеников школы.

Для включения особенного ребёнка в ученический коллектив необходимо сформировать в группе положительные предпосылки принятия сверстника с ОВЗ, таким образом, выстроить гармоничные отношения между детьми.

Interactive science | 12 • 2017 127

Психология

Литература

1. Бонкало Т.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - №1 (128). - С. 52-59.

2. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-омплексного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Светлана Олеговна Брызгалова; Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

3. Кузнецова Л.В. Психологическое здоровье учителей в контексте современных образовательных тенденций / Л.В. Кузнецова // Выгорание и профессионализация: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2013. - 440 с.

4. Кузнецова Л.В. Стигматизация как социально-психологический барьер на пути интеграции и социализации / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Т.Н. Прилепская // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. Ч. II. - София - М.: ПГПУ, 2001. - 240 с.

5. Лосева Н.А. К проблеме межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения / Н.А. Лосева, И.В. Силинская // Концепт. - 2013. - Т. 4. - №34. - С. 81-85.

6. Малофеев Н.Н. Совместное воспитание и обучение - закономерные этапы развития системы образования / Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Н. Шматко // ДОУ - М.: Сфера, 2010. - №6. - 129 с.

7. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология / Л. Пожар. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 128 с.

8. Потяева Т.А. На пути к Году равных возможностей / Т.А. Потяева // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции (19-20 июня 2008 года). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.