Научная статья на тему 'Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир'

Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / COGNITIVE INDEPENDENCE / EDUCATIONAL MOTIVATION / EDUCATIONAL NEEDS OF CHILDREN WITH MENTAL AND PHYSICAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухаров Денис Валерьевич

В статье анализируется проблема инклюзивного образования с учетом специфики нарушений психического и физического здоровья ребенка, определяющих особые образовательные потребности, развитие его мотивации и познавательной самостоятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухаров Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of inclusive education, taking into account the specifics of mental and physical disorders of the child, which determine special educational needs, development of his motivation and cognitive independence

Текст научной работы на тему «Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир»

Д. В. Бухаров

(Санкт-Петербург)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ОРИЕНТИР

COGNITIVE INDEPENDENCE OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AS A LIFE ORIENTATION

В статье анализируется проблема инклюзивного образования с учетом специфики нарушений психического и физического здоровья ребенка, определяющих особые образовательные потребности, развитие его мотивации и познавательной самостоятельности

Ключевые слова: инклюзивное образование, познавательная самостоятельность, учебная мотивация, образовательная потребности детей с нарушениями психического и физического здоровья

The article analyzes the problem of inclusive education, taking into account the specifics of mental and physical disorders of the child, which determine special educational needs, development of his motivation and cognitive independence

Keywords: inclusive education, cognitive independence, educational motivation, educational needs of children with mental and physical disabilities

Трансформации в социальной и культурной жизни российского общества инициируют необходимость осмысления, разработки и внедрения теоретически обоснованных, отвечающих требованиям социально зрелого общества подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связывается также с неуклонным ростом числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Только в России сегодня насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Наблюдается устойчивая тенденция качественного изменения структуры дефекта, усиление комплексного характера нарушений здоровья у каждого такого ребенка. Проблема осложняется отсутствием в предыдущей практике отечественной школы опыта совместного образования таких детей, снижением потенциала культуроформирующего феномена образования и воздействием экономической целесообразности в решении проблем образования в современной социально-педагогической действительности. До последнего времени в нашей стране считалось, что образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов эффективно осуществляется только в условиях специально созданной для

них коррекционно-развивающей среды [1].

Однако, как показывают исследования (Т. Ф. Борисова, И. Б. Котова, С. А. Козлова, С. С. Лебедева, В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, А. А. Майер, Д. И. Фельдштейн и др.], наиболее эффективное образование такие дети получают в инклюзивной среде, которая создает условия обеспечения их полноценного участия в жизни общества, успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах социальной и профессиональной деятельности. В нашем обществе и экономике стремительно происходят изменения, которые требуют сегодня от любого человека умения быстро адаптироваться к окружающему миру, находить решения трудных вопросов, проявляя творчество и гибкость, умея устанавливать эффективные коммуникации. А для ребенка с ОВЗ эти качества особенно необходимы, и задача инклюзивной школы заключается в обеспечении выпускника с ОВЗ необходимыми современными знаниями, умениями и качествами, позволяющими ему уверенно ощущать себя в самостоятельной жизни. Решение этой задачи осложняется тем, что состояние здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья препятствует освоению образовательных программ

вне специальных условий обучения и воспитания.

Инклюзивная группа школьников, в которую входят дети с ОВЗ, чрезвычайно неоднородна - прежде всего потому, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. В этой ситуации приоритетным является индивидуальный подход к ребенку с учетом специфики его психики, здоровья и его антропологических особенностей (Б. Г. Ананьев, П. С. Гуревич, В. И. Сло-бодчиков, В. А. Сластенин и др.] [4].

Эта специфика нарушений психического и физического развития определяет особые образовательные потребности у детей разных категорий, особую логику построения образовательного процесса, его структуру и содержание. Исходя из этого выделим особые подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов: специальное обучение ребенка начинают сразу после выявления первичного нарушения развития; в содержание обучения вводят специальные разделы для социальной адаптации; педагогами применяются специальные компенсирующие методы, средства и приемы обучения; обучение индивидуализируется в большей степени, чем для обычно развивающегося ребенка; создается комфортная пространственная и временная открытая образовательная среда [1].

Одним из подходов является развитие мотивации и познавательной самостоятельности ребенка с ОВЗ на основе реализации его природных способностей, что требует от педагогов применения новых педагогических технологий и эффективных форм обучения, а также создания комфортной образовательной среды. Отсутствие принуждения дает возможность ребенку с ОВЗ проявить свою инициативу и самостоятельность, показать свои способности, проявить образовательные потребности, что является базой для развития его мотивации и познавательной активности. Современные подходы к формированию такой образовательной мотивационной среды рассмотрены в работах А. Г. Асмолова, М. В. Кларина, Л. И. Новиковой, С. Л. Новоселовой, В. В. Серикова, Е. А. Ямбурга, В. Я. Яс-вина и др. Такая среда может быть сформирована как на уроке, так и во внеклассной

деятельности, что очень важно, так как у большинства учеников с ОВЗ отмечаются недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Мотивация и познавательная самостоятельность ребенка создают качество его деятельности, которое выражается в его отношении к содержанию и процессу обучения, в желании эффективно овладеть знаниями и умениями. Одним из необходимых средств преодоления равнодушия ребенка с ОВЗ, стимулирующим проявление его интереса, помогающим ему в осознании своей потребности в новых знаниях является деятельно-стный подход (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадри-ков, Д. Б. Эльконин и др.].

Существуют три источника учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, свобода выбора образовательного маршрута, ощущение успешности (компетентности] [3].

Самостоятельность - это умение человека решать учебные и жизненные проблемы, его способность сохранять свою индивидуальность, действовать самому, без внешнего управления, управлять собой, своими поступками; наличие представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, высокий уровень развития самосознания, сфор-мированность волевых качеств. Самостоятельность не дается ребенку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через его включение в различные виды деятельности [2].

Познавательная самостоятельность формируется через навыки и умения, привычки сделать что-то самому, узнать что-то новое, почувствовать свою причастность к какому-то делу, ощутить важность и значимость своих действий. Ребенок с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу, стремиться к своим целям и не бояться совершать ошибки. Педагогам необходимо уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах.

Процесс воспитания познавательной самостоятельности у детей с ОВЗ имеет особенности, обусловленные средним уровнем адаптивных функций этих обучающихся, от-

ставанием в формировании активного свободного поведения и умения владеть собой, своими эмоциями и потребностями.

Развитию учебной мотивации и познавательной самостоятельности способствует ощущение ребенком с ОВЗ себя как активного участника образовательного процесса, понимание им того, что от его действий зависит результат. Для этого педагог может использовать проблемное изложение материала, которое даст ребенку возможность активизировать свое участие в процессе получения знаний. Например, при знакомстве с новым материалом педагог задает вопросы, которые требуют не простого знания, а анализа, сопоставления, сравнения, рассуждения и объяснения разнообразной информации. Это вызывает интерес к новому материалу, так как ответ не лежит на поверхности. Умение задавать такие вопросы - это навык педагога, которому можно и нужно научиться. Следует отметить, что неверные ответы должны не критиковаться, а мягко, но настойчиво корректироваться. Педагогу особенно важно поощрять детей, задающих вопросы, которые отражают их желание думать, больше узнавать, для того чтобы у них появилось ощущение соучастия в рождении нового знания [5].

Эффективный прием для повышения внутренней учебной мотивации и познавательной самостоятельности заключается в обучении ребенка с ОВЗ способам рефлексии. Это способствует пониманию ребенком того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать, учит осознанию цели и пути движения в учебе, планированию своего маршрута. Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов на них дает возможность научить ребенка с ОВЗ самостоятельно ставить вопросы и формулировать задачу. Учащийся начинает понимать, что знание не только важно само по себе, интересен и процесс его получения. Это также способствует развитию мотивации и познавательной самостоятельности детей с ОВЗ [1].

Еще один эффективный прием базируется на потребности человека чувствовать себя свободным, самостоятельно определять ход своей жизни. Если ребенок чувствует ограничение, то его инициатива быстро гаснет. По-

этому педагогу необходимо чаще предлагать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности, предоставляя возможность ребенку с ОВЗ самому выбрать поле для своей деятельности.

Для формирования мотивации к учению педагогу необходимо использовать оценки, словесные подкрепления, характеризующие познавательную деятельность ребенка с ОВЗ. Современные исследователи считают, что этот метод следует использовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они формируют как ситуативные мотивы учебной деятельности, так и самооценку и ряд других качеств личности [2].

Использование современных компьютерных технологий позволяет сделать инклюзивную образовательную среду более комфортной и доступной, более продуктивной и эффективной. Дополнение традиционных форм работы компьютерными и мультимедийными расширяет возможности развития мотивации и познавательной активности учащихся с ОВЗ. Например, использование презентаций при объяснении нового материала позволяет разместить на слайдах необходимый картинный материал, фотографии, музыку, видеофрагменты. Такая организация учебного материала включает три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную, что особенно важно для детей с ОВЗ. Благодаря таким презентациям занятия становятся более наглядными, повышают мотивационную активность обучающегося. Последовательное появление изображений на экране даёт детям с ОВЗ дополнительную возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Таким образом, будучи одним из актуальных направлений современного образования, инклюзивный подход в нашей стране находится в экспериментальной стадии и нуждается в глубоком теоретическом обосновании методологических, психолого-педаго-гических и содержательных аспектов. И на этом этапе задача педагога не подавлять желания, порывы, творческие идеи обучающихся с ОВЗ, а поддерживать и направлять их, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества, давая возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Литература

1. Виноградова С. Е. [Электронный ресурс] // http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

3. Инклюзивное образование в России. Справка [Электронный ресурс] // Трудное детство: сайт. - URL: http://www.deti.rian.ru/spravki.html (дата обращения: 1.12.2013).

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 380 c.

5. Цыренов В. Ц. Организационно-педагогические условия реализации инклюзивного образования // Вестник КИГИ РАН. Элиста: Изд-во КГУ. - 2014. - № 2. - С. 170-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.