Научная статья на тему 'Предпосылки и предварительные Результаты внедрения ВФСК ГТО в вузах'

Предпосылки и предварительные Результаты внедрения ВФСК ГТО в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФГОС ВО / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / НОРМАТИВЫ / ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) / PHYSICAL CULTURE / DISCIPLINE / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / IN GEF / THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX TRP / STANDARDS / TESTING (TEST)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Елена Викторовна

В статье автор анализирует изменения во ФГОС ВО третьего поколения и нормативно-правовые документы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, повлиявшие на реализацию дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Представлены статистические данные апробации выполнения студентами ПГГПУ нормативов комплекса ГТО и результаты выполнения испытаний (тестов) ВФСК в условиях соревнований.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author analyzes changes in the GEF IN the third generation and regulatory documents for the implementation of the all-Russian sports complex TRP that influenced the implementation of the discipline "Physical culture" in higher education. Presents statistics testing the performance of students of PERM the standards of the TRP and the results of the tests (tests) WFSC in terms of competition.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и предварительные Результаты внедрения ВФСК ГТО в вузах»

УДК 796.015.865

Старкова Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-91-21 e-mail: starkova@pspu. ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО В ВУЗАХ

Elena V. Starkova

Ph.D., Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: starkova@pspu. ru

BACKGROUND AND PRELIMINARY RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF TRP IN UNIVERSITIES

Аннотация. В статье автор анализирует изменения во ФГОС ВО третьего поколения и нормативно-правовые документы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, повлиявшие на реализацию дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Представлены статистические данные апробации выполнения студентами ПГГПУ нормативов комплекса ГТО и результаты выполнения испытаний (тестов) ВФСК в условиях соревнований.

Ключевые слова: физическая культура, дисциплины по физической культуре и спорту, ФГОС ВО, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, нормативы, испытания (тесты).

Abstract. In the article the author analyzes changes in the GEF IN the third generation and regulatory documents for the implementation of the all-Russian sports complex TRP that influenced the implementation of the discipline "Physical culture" in higher education. Presents statistics testing the performance of students of PERM the standards of the TRP and the results of the tests (tests) WFSC in terms of competition.

Key words: physical culture, discipline, physical culture and sport, IN GEF, the all-Russian sports complex TRP, standards, testing (test).

© Старкова Е.В., 2016

Освоение физической культуры в нашей стране является обязательным для участников образовательного процесса, организация которого обеспечивается в дошкольных образовательных учреждениях, школах и вузах. Реформы в сфере образования, проводимые нашим государством в последнее десятилетие, не могли не отразиться и на этой учебной дисциплине.

С 2011 г. высшие образовательные учреждения страны работают в соответствии с требованиями ФГОС ВПО так называемого «третьего поколения», в основе которого лежит компетентностный подход к обучению. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

С 2011 по 2013 г. раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. Результатом освоения дисциплины должна была явиться сформированная общекультурная компетенция: выпускник «готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья».

В 2013-2014 гг. наше высшее образование развивается в соответствии с претерпевающими изменения федеральными стандартами, которые получают на этот «переходный» период название ФГОС ВО 3+. Физическая культура -это (как и прежде) дисциплина, а не раздел, однако в новой версии стандарта она раздваивается на две составляющие (отдельные дисциплины): «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Дисциплина (модуль) «Физическая культура» должна быть реализована в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности, а «Прикладная физическая культура» - в объеме не менее 328 академических часов в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности. В стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» помимо вышесказанного уточнялось: «для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера и выполнения ими нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом». По окончании образовательных курсов по физической культуре у выпускника должна быть сформирована «способность использования методов физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Конец 2015 - начало 2016 г. ознаменовались утверждением «переходных» стандартов, и на сегодняшний день требования к освоению физической культуры едины для всех направлений подготовки и выглядят следующим

образом: «Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

- базовой части блока 1 программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

- элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья».

В соответствии с вышезаявленными требованиями на сегодняшний день организации высшего образования самостоятельно разрабатывают курсы по физической культуре и спорту и реализуют их в различных формах, в зависимости от материальной базы, специализации преподавательского состава, климатических условий территорий, отношения руководства вуза к организации физкультурно-спортивной работы: традиционно в форме занятий по физической культуре, секционных занятий по видам спорта в рамках деятельности спортивных клубов, есть даже примеры учреждений, где организация таких курсов закреплена в самостоятельной работе студентов, без выделения в аудиторные занятия и др.

На основе анализа изменений, произошедших во ФГОС ВО за последние пять лет, можно сделать следующие выводы:

- разработчики стандартов несомненно понимают важность физкультурной образованности молодого поколения, что подтверждается количеством часов, отведенных на освоение курсов (модулей) по физической культуре и спорту (в сумме 400 часов);

- учебный процесс предлагалось организовывать в форме лекционных, семинарских, методических занятий, практических занятий, в том числе на основе игровых видов, занятий по приему нормативов физической подготовленности, а также ВФСК ГТО;

- в утвержденном стандарте формы организации не оговариваются, т.е. ответственность за их выбор лежит непосредственно на образовательном учреждении;

- в ряде случаев на местах отсутствует понимание определения сформированности у выпускника способности использования методов физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Не является случайным появление в содержании дисциплины «Физическая культура» в стандартах ФГОС ВО 3+ выполнения нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом.

С 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), который составляет программную и нормативную основу физического воспитания населения страны. Комплекс включает одиннадцать возрастных ступеней: от I - 6-8 лет, до XI - 70 лет и старше, студенческая молодежь относится к VI ступени (18-29 лет). В содержание комплекса входят: виды испытаний (тесты) и нормативы, рекомендации к недельному двигательному режиму, требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта.

Координирует деятельность по реализации мероприятий по подготовке к сдаче норм ГТО в Пермском крае Министерство физической культуры и спорта, региональный оператор - колледж олимпийского резерва ПК. В их ведении находятся вопросы создания клубов для подготовки граждан к выполнению испытаний, обустройство спортивных площадок, создание центров тестирования, организация и проведение мероприятий по тестированию.

Ответственность за организацию тестирования нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО несет руководство органов исполнительной власти субъектов РФ в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

С 1 января 2016 г. в стране внедрены I-VI ступени комплекса, т.е. учащиеся всех образовательных учреждений (школы, ссузы, вузы) имеют возможность пройти любые испытания ВФСК ГТО. С января 2017 г. такая же возможность должна быть предоставлена всем категориям населения во всех регионах России.

Нормативно-правовая база ВФСК ГТО закреплена в федеральных законах РФ, указами президента РФ, нормативно-правовыми актами правительства России, приказами федеральных органов исполнительной власти, в методических рекомендациях и письмах Министерства физической культуры и спорта РФ, Министерства образования и науки РФ и др.

В вышеперечисленных документах указывается, что формой подготовки граждан к выполнению нормативов комплекса ГТО являются учебные занятия по физической культуре, внеурочные занятия по различным видам спорта, занятия в физкультурно-спортивных клубах образовательных организаций. В соответствии с чем для реализации мероприятий по подготовке к выполнению комплекса ГТО в учреждениях системы начального, среднего и высшего профессионального образования предусматривается:

- внесение изменений в федеральный компонент государственного стандарта общего образования в раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» в части учета деятельности обучающихся по комплексу ГТО;

- выпуск методических рекомендаций для учета государственных требований к уровню физической подготовленности при выполнении

нормативов и требований комплекса ГТО в общеобразовательных программах по предмету (дисциплине) «Физическая культура»;

- определение мер поощрения обучающихся образовательных организаций, включая возможность установления повышенной государственной академической стипендии студентам, выполнившим нормативы и требования золотого знака отличия комплекса ГТО [2; 4].

Для внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях планировалось:

- внесение изменений в обязанности педагогических работников образовательных организаций, отвечающих за внедрение комплекса ГТО;

- включение в программы учебного предмета «Физическая культура», внеучебных курсов деятельности по формированию у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями комплекса ГТО;

- обеспечение педагогических работников необходимыми учебно-методическими материалами.

В свою очередь в обязанности педагогических и физкультурно-спортивных работников по внедрению комплекса ГТО должны быть включены:

- оказание консультационной и методической помощи желающим подготовиться к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО;

- осуществление контрольных тестирований по предварительной оценке уровня подготовленности граждан к выполнению нормативов;

- пропаганда и популяризация комплекса ГТО [3].

Образовательные организации должны обеспечить физкультурно-спортивным и педагогическим работникам повышение квалификации, предусматривающее освоение знаний по внедрению комплекса ГТО.

Главенствующая роль в проведении работы с общественностью должна отводиться образовательным организациям физкультурного профиля, университетам, академиям и институтам, факультетам и институтам физической культуры и спорта, спортивным клубам и федерациям по видам спорта, центрам тестирования по видам испытаний комплекса ГТО, муниципальным органам управления физической культурой и спортом и непосредственно центрам тестирования населения [3].

На деле же только в этом году абитуриенты пермских вузов получили возможность учитывать индивидуальные достижения по выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, студенты, выполнившие нормативы и требования золотого знака отличия комплекса ГТО - возможность установления повышенной государственной академической стипендии.

В соответствии с требованиями «переходных» ФГОС ВО 3+ в содержание рабочих программ по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете были включены практические разделы по подготовке обучающихся к выполнению нормативов и требований комплекса. В сентябре 2015 г. была проведена оценка уровня подготовленности студентов

1-го курса ПГГПУ к выполнению нормативов ВФСК ГТО. В исследовании приняли участие 175 студентов (100 девушек и 75 юношей) в возрасте 18-19 лет. Первокурсники в условиях стадиона и спортивного зала прошли следующие испытания ВФСК ГТО VI ступени:

1. Бег на 100 метров.

2. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье.

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

4. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту, девушки).

5. Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши).

Результаты испытаний представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты подготовленности студентов 1 курса ПГГПУ к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Тесты Золотой Серебр яный Бронзовый Не выполнили

д* ю** д ю д ю д ю

1. Бег 100 м 28 % 16 % 16 % 49 % 10 % 4 % 46 % 31 %

2. Наклон вперед

из положения

стоя с прямыми ногами на 39 % 44 % 27 % 12 % 16 % 22 % 18 % 22 %

гимнастической

скамье

3. Прыжок в 7 % 27 % 11 % 28 % 22 % 18 % 60 % 27 %

длину с места

толчком двумя

ногами

4. Поднимание 44 % - 17 % - 17 % - 22 % -

туловища из

положения лежа

на спине

5. Подтягивание - 28 % - 14 % - 10 % - 48 %

из виса на

высокой

перекладине

Примечание: * - девушки; **- юноши

Наиболее сложным испытанием для девушек оказался тест для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места толчком двумя ногами), для юношей - подтягивание. Большинство испытуемых успешно справились с тестом на гибкость (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).

В мае 2016 г. студенты Пермского края впервые получили возможность официально выполнить нормативы ВФСК ГТО в рамках фестиваля «Студенческая весна-ГТО». В соревнованиях приняли участие студенты 1-3-х

курсов вузов Пермского края, в том числе 154 девушки и 75 юношей из ПГГПУ, желающие выполнить нормативы комплекса на знаки отличия (табл. 2).

Таблица 2

Результаты выполнения испытаний (тестов) ВФСК ГТО студентами

ПГГПУ

Испытания (тесты) Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили

д ю д ю д ю д ю

1. Бег 100 м 76 % 71 % 11 % 26 % 6 % 3 % 7 % 0

2. Наклон вперед

из положения стоя

с прямыми ногами 67 % 60 % 24 % 25 % 7 % 3 % 2 % 12 %

на гимнастической

скамье

3. Прыжок в длину с места толчком 47 % 70 % 33 % 16 % 12 % 7 % 8 % 7 %

двумя ногами

4. Поднимание

туловища из положения лежа на 24 % - 28 % - 20 % - 28 % -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спине

5. Подтягивание из

виса на высокой - 60 % - 18 % - 7 % - 15 %

перекладине

Процент студентов, не выполнивших нормативы знаков отличия, во втором случае был значительно ниже (2-28 %), что свидетельствует о том, что в соревнованиях участвовали юноши и девушки реально оценивавшие свои возможности, желающие проверить свои возможности и показать высокий результат. Были выявлены трудности в выполнении теста «Поднимание туловища из положения лежа на спине» девушками (28 % не справились с нормативом бронзового знака) и «Подтягивание из виса на высокой перекладине» юношами (15 % не справились).

Кроме представленных тестовых испытаний студенты пробовали выполнить нормативы в стрельбе из электронного оружия из положения сидя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м. Из всех участников соревнований только трое выполнили нормативы бронзового знака (2 девушки, 1 юноша), таким образом 98 % участников не смогли набрать необходимую сумму баллов для получения какого-либо знака комплекса. На наш взгляд, это объясняется отсутствием опыта у молодежи в данном виде, отсутствием соответствующей материальной базы в образовательных организациях для занятий стрелковым спортом, что в свою очередь объясняет отсутствие стрелкового спорта в рабочих программах по физической культуре.

Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в практику высших учебных заведений потребует совершенствования

87

государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы [1].

Список литературы

1. Гадельшин Р.М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития [Электронный ресурс]. URL: www.teoriya.ru

2. Комплекс мер по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. URL: www.gto.ru/document

3. Методическое пособие по подготовке граждан, в том числе по самостоятельной подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий [Электронный ресурс]. URL: www.gto.ru/document

4. Письмо о порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования № АК-850/05 от 25.04.2016 г. (для образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России) [Электронный ресурс]. URL: www.gto.ru/document

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.