педагогические науки
7. Saharova V.I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' -vazhnejshij resurs professional'noj kompetentnosti pedagoga // Mir obrazovanija. 2008. № 4. S. 13-22.
8. Serikov V.V. Kompetentnostnaja model' soder-zhanija vysshego obrazovanija - put' k novomu kache-stvu // Upravlenie kachestvom podgotovki budushhih specialistov v uslovijah perehoda na mnogourovnevoe obrazovanie: sb. nauch. st. po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Volgograd, 22-25 sent. 2008 g.): v 2 ch. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2008. Ch. 1. S. 342-349.
Formation of a future teacher's labour functions in the process of practical training
The article deals with the competence model of formation of labor functions of a future teacher. It presents the experience of realization of pedagogical practice of the master's programme "Physical Education".
Key words: competence, professional standard, pedagogical practice.
(Статья поступила в редакцию 02.04.2018)
Ю.н. егорова, ю.а. генварева
(оренбург)
диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза
Раскрывается сущность понятия «диалог». Рассматриваются виды диалогического взаимодействия в образовательном процессе вуза, описываются современные технологии, способствующие диалогическому взаимодействию.
Ключевые слова: диалог, взаимодействие, диалогическое взаимодействие, диалоговое общение, образовательные технологии.
Современное общество определяется параметрами экономической целесообразности, ценности знания, значимости субъекта, обладающего новым знанием, отодвигает на второй план эмоциональные и моральные смыс-
лы нового знания. При этом очевиден недостаток гуманных качеств и человечности в современных структурах общества, обедненность содержания и процесса образования системными смысловыми контекстами, ситуациями, актуализирующими смыслы. В этой связи бесспорны актуальность и востребованность в образовательной практике разработок, посвященных мотивационно-смысловым аспектам обучения, путям и механизмам направленной трансляции смыслов.
Ряд исследований в отечественной педагогике и психологии (Е.П. Александрова, М.В. Воронцовой, Т.А. Дубровской, Н.Ю. Гусевской, Е.В. Зеленова, Г.И. Давыдовой, А.В. Измагуро-вой, Т.В. Мирошниченко) акцентируют необходимость выведения содержания обучения со знаниево-отчужденного уровня на личностно-ценностный, позволяющий обучающимся реализовать свои потребности в понимании друг друга, персонализации и персонификации посредством диалога. Диалог представляется, прежде всего, как деятельность по самоизменению личности обучающихся, как совместная учебная деятельность, как совместная распределенная деятельность, направленная на выявление ценностно-смысловых позиций обучающихся.
несомненно интересным и востребованным современной практикой образовательного процесса представляется исследование Т.В. Мирошниченко, в котором проведен анализ связи деятельности и общения в диалоге. рассмотренная автором связь позволила, определяя главную проблему смыслового взаимодействия о согласовании, координации и трансформации смысловых структур, предложить в качестве решения диалог-переживание, отличающийся высоким уровнем смысловой насыщенности.
В имеющихся исследованиях подчеркивается, что именно переживание активно участвует в процессах смыслостроительства, обеспечивая трансформацию смысловых структур «при соприкосновении с иным смыслом». Особенно рельефно эта работа просматривается в ситуациях «личностных вкладов». Однако вопрос о том, как переживание осуществляет смысловые коммуникации в образовательном процессе, не исследован в современной педагогике.
В то время, когда современный человек может получать знания и дистанционно, при этом теряя эмоциональные и моральные аспек-
О Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., 2018
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ты взаимодействий, особую значимость приобретает диалог-переживание, определяющий согласование, координацию и трансформацию смысловых позиций участников, повышающий осмысленность жизни, способность к социальной перцепции, интерпретации и символизации, что, несомненно, актуализирует интра- и интерперсональную направленность развития смысловой сферы участников взаимодействий [2]. Решение проблемы, предложенное исследователем, несомненно, является востребованным и результативным в современной образовательной практике, позволит «очеловечить» и придать процессу обучения личностно-развивающий и социально-развивающий характер.
Диалог-переживание как особый тип диалогов направленной трансляции смыслов в учебном процессе обеспечивает согласование, координацию и трансформацию смысловых позиций его участников на всех этапах учебной деятельности и уровнях общения через смысловые переживания.
Согласно психологическим исследованиям Д.А. Леонтьева, в практике образовательного процесса преобладают преимущественно монологовые формы диалога [1]. Но обогащение знаниями, обмен опытом происходит во взаимодействии участников образовательного процесса, активном, совместно-творческом процессе, характеризующемся сопричастностью взаимодействующих сторон. Только в таком активном взаимодействии возможно успешное формирование компетенций и в целом специалиста, способного соответствовать требованиям времени, эффективно и экономически целесообразно выстраивающего свою профессиональную траекторию.
необходимо остановиться на условиях, обеспечивающих успешность и эффективность взаимодействующих сторон. Особенность взаимодействия педагога и обучающегося раскрывается в присутствии и включенности первого. Образ Другого представляется своеобразным ресурсом, благодаря которому обучающийся осознает присутствие другой смысловой позиции. Присутствие выражается доступностью и экспресивностью. Доступность отражает степень значения происходящего события и воздействия. Экспрессивность - степень, в которой человек позволяет другому действительно узнавать себя.
Субъект диалогового взаимодействия со стороны феномена присутствия должен обладать следующими качествами: быть открытым, прозрачным, соприкасаться с непосред-
ственными и актуальными переживаниями обучающихся, владеть приемами эмпатии, а также чувствовать себя и занимать равнозначную позицию. Со-причастность в диалоговом взаимодействии предполагает осознание значимой связи, с одной стороны, между личностью и учебной деятельностью, с другой - между личностью и социумом. Через сопричастность обучающиеся в диалоге-переживании фиксируют внимание на значимости для себя учебной совместной деятельности, принимают решение и несут за это ответственность [4].
Основными характеристиками здоровой, взрослой, состоявшейся личности, по мнению Г. Олпорта, выступают:
- широкие границы «я» (взрослый человек вовлечен в большое количество социальных связей, активно участвует в разных видах деятельности, значимых и интересных для него; воспринимает себя как часть мира);
- способность к искренним и позитивным межличностным отношениям (человек, выражающий действенную любовь в отношении своей семьи, близких людей, вместе с тем то-лерантен к ценностям и установкам других, способен вступать в различные общности и эффективно строить взаимодействие с людьми, несмотря на разницу мировоззрений, характеров и пр.);
- самопринятие, отсутствие эмоциональных барьеров, умение справляться с собственными эмоциями;
- реализм в восприятии реальности и притязаниях (взрослая личность стремится видеть вещи, события, отношения такими, какие они есть, стремится к достижению личностно значимых и реалистичных целей);
- способность к самопознанию и чувство юмора (зрелая личность стремится к полноте познания самой себя, готова к саморазвитию, «самообъективна»);
- наличие цельной жизненной философии (взрослый человек способен выделять самое значимое, сущностное в своей жизни, главную ее цель, имеет систему ценностей и принципов, в соответствии с которой живет [3]).
необходимо отметить, что каждый современный обучающийся в образовательном процессе стремится удовлетворить свои целевые установки, и, несомненно, задачей педагога становится актуализация имеющихся у обучающихся на данный момент целей и связанных с ними переживаний, проектирование учебного содержания с учетом баланса всех переживаний, ориентация обучающихся на осознание личностных перспектив в обучении - достижение результатов, которые их радуют.
Диалогическое взаимодействие, включающее паралингвистические и экстралингвистические средства общения, способствующие слиянию словесного и оптико-кинетического действия, обеспечивает процесс воздействия одного субъекта на другой и наоборот. При этом подключающиеся механизмы взаимопонимания, такие как идентификация, стереоти-пизация, рефлексия, обратная связь, способствуют развитию эмоционально-ценностных отношений взаимодействующих субъектов, созданию психологического климата, отличающегося открытостью, доброжелательностью, взаимным доверием.
Коллективная структура взаимодействия в общении преподавателя и обучающихся между собой является учебной моделью деятельности профессионального сообщества. Такая работа, моделируемая в учебных условиях, предполагает определенное содержание, построенное проблемно и образующее контекст профессиональной деятельности.
В структуре множества образовательных технологий, успешно применяемых в практике воспитания, обучения и развития, таких как технологии исследовательской, проектной, игровой деятельности, контекстного обучения, анализа конкретных ситуаций, кейс-метод, наличествует диалог как основная форма взаимодействующих субъектов.
Преимущества кейс-метода, например, в подготовке специалистов железнодорожной отрасли заключаются:
- в моделировании конкретной ситуации, происходящей в реальной профессиональной практике, и отражении того комплекса общих и специальных знаний и практических навыков, которыми студентам необходимо овладеть;
- подключении нескольких видов аналитической деятельности (проблемной, системной, праксеологической, прогностической) при осмыслении профессиональной ситуации;
- перенесении акцента не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя;
- возможности получения не единственной истины, а многих, в развитии умения ориентироваться в их проблемном поле;
- получении в качестве результата не только знания, но и навыков будущей профессиональной деятельности, ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок.
Реализация технологии кейс-метода включает подбор профессиональных ситуаций, са-
кие науки -
мостоятельное изучение студентом и последующее групповое обсуждение решения проблемы. Анализ конкретных ситуаций позволяет студентам приобрести общие и специальные знания, обменяться опытом практической деятельности, приобрести опыт поведения в различных производственных ситуациях.
Анализ профессиональных ситуаций в деятельности работника железнодорожной отрасли помогает классифицировать «конкретные ситуации» по характеристике опыта (положительная, отрицательная); по частоте появления (стандартная, критическая); с дидактических позиций (ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение).
При подготовке кейсов целесообразно использовать ситуации, характерные для деятельности работника железнодорожной отрасли разных специализаций; информация, которая ложится в основу содержания кейса, часто отражает ситуации, возникающие у студентов во время практики в различных учреждениях железнодорожного транспорта (например, организация работы по обеспечению безопасности движения в сотрудничестве с работниками смежных служб, действия поездной бригады при попадании человека под подвижной состав, порядок действия поездной бригады в случае получения работниками и пассажирами травмы в пункте формирования и т. д.). в этом случае наблюдается повышение активности студентов в решении предложенной ситуации, они лучше ощущают динамику событий и рассматривают действия работника в процессе меняющихся обстоятельств, оценивают как причины, так и следствия принятых решений.
Наличие в структуре кейс-метода диалогового взаимодействия активизирует участников обсуждения на реализацию норм и правил общения, толерантного отношения к другим мнениям. в этой связи позиция преподавателя должна быть направлена на создание обстановки сотрудничества и конкуренции одновременно и обеспечение соблюдения личностных прав студента. Главная задача диалога-переживания состоит в принятии, интериориза-ции отношения с Другим; в уточнении смысла при столкновении с реальностью или иным смысловым миром, ставящим под сомнение имевшийся смысл.
в целом значимый Другой вносит свой «личностный вклад» в предстоящую совместную учебную деятельность:
1) удовлетворяет ожидания первого участника диалога-переживания;
известия вгпу
2) идентифицирует границы его «я»;
3) способствует равномерному распределению градуса ответственности за предстоящую совместную распределенную учебную деятельность;
4) помогает совершить выбор: принять или не принять смысловую позицию Другого.
Для формирования творческой личности студента представляется эффективным «погружение» студента в такие ситуации педагогического взаимодействия, в которых соответствующие мнения интенсивно развиваются, а затем реализуются в профессиональной деятельности на практике. С позиции сотрудничества и партнерства со студентами преподаватель, вовлекая студентов в разные виды деятельности, создает благоприятные условия для самосовершенствования, стимулирует их активность, стремление к самостоятельному творческому поиску, личностному росту, к раскрытию и развитию своего профессионального и личностного потенциала.
В условиях актуализации в информационном обществе ценности знания необходимо сохранять и совершенствовать смысловые коммуникации, направлять свою стратегию на поиск принципиально новых путей комплексного разрешения проблемы образования на практике.
список литературы
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003.
2. Мирошниченко Т.В. Особенности диалога-переживания в практике образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2017.
3. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
4. Сулейманова Н.И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Вып. 5-1. Т. 12. С. 156-161.
* * *
1. Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e izd., ispr. M.: Smysl, 2003.
2. Miroshnichenko T.V. Osobennosti dialoga-perezhivanija v praktike obrazovatel'nogo processa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2017.
3. Sapogova E.E. Jekzistencial'naja psihologija vzroslosti. M.: Smysl, 2013.
4. Sulejmanova N.I. Formirovanie cennostno-smyslovoj sfery u mladshih shkol'nikov sredstvami predmetno-smyslovogo dialoga v sovmestno-razde-lennoj dejatel'nosti // Izv. Samar. nauch. centra RAN. 2010. Vyp. 5-1. T. 12. S. 156-161.
Dialogical communication
of the subjects of the educational process
in higher school
The article deals with the essence of the concept "dialogue". The types of the dialogical communication in the educational process of a higher school are under consideration, some modern technologies that contribute to the dialogical communication are described in the article.
Key words: dialogue, interaction, dialogical interaction, dialogical communication, educational technologies.
(Статья поступила в редакцию 10.04.2018)
ф.ф. халилуллин
(казань)
приоритетные задачи физической культуры в сохранении здоровья молодого поколения
Рассматриваются основные пути развития физической культуры в различные исторические периоды, актуализируются ее современные тенденции. Предложен вариант наименования «Атлетика» для учебной дисциплины, носящей сегодня название «Физическая культура». Обоснована необходимость использования современных форм воспитательной работы (флешмобов и баттлов) в процессе формирования ценностей здорового образа жизни молодежи.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, молодежь.
Как известно, физическая культура и спорт являются непременными атрибутами человеческой цивилизации, в большей или меньшей степени востребованными в различные исторические периоды. Как в странах Древнего мира, так и в Средневековье, а также в наши
О Халилуллин Ф.Ф., 2018