С. В. Дудчик
(Москва)
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ТЬЮТОРА
TUTOR SUPPORT: DIALOGICAL POSITION OF A TUTOR
В статье представлено обоснование применения новых гуманитарных подходов и технологий тьюторского сопровождения, отличающихся открытостью и диалогичностью. Следствием такого диалогического взаимодействия являются взаимоотношения, в которых участники диалогового процесса смогут выработать приемлемый язык общения, достичь желаемого результата и реализовать индивидуальный замысел
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, гуманитарные технологии, диалог, диалогическая позиция тьютора, диалогическое взаимодействие
The article substantiates the application of the new humanitarian approaches and technologies of the tutor support, characterized by openness and dialogue. The consequence of this dialogical interaction is the relationship in which participants of the dialogue process can develop an acceptable language of communication, achieve the desired result and realize the individual intention
Keywords: tutor, tutor support, humanitarian technology, dialogue, dialogical position of a tutor, dialogic interaction
Актуальная задача современного российского образования - формирование принципов и основ гражданского общества, что подразумевает формирование нового восприятия личности, межличностных отношений. Эта тенденция нашла свое отражение в ФГОС высшего образования нового поколения, в котором указывается, что педагог должен руководствоваться современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Однако в настоящее время существует противоречие между необходимостью такого педагога, который занимает открытую диалогическую позицию по отношению к своему подопечному, и доминирующими в образовании односторонними и монологическими отношениями к ребенку как ученику. Следовательно, сфера образования - одна из частей российского общества, нуждающаяся в модернизации, которая подразумевает прежде всего изменение мотивации педагогов внутри диалогового взаимодействия, их отношений друг к другу и к ученикам, в расширении педагогического репертуара коммуникативных технологий и диалоговых стратегий. Необходимы новые гуманитарные подходы и
гуманитарные технологии, которые должны отличаться открытостью и диалогичностью.
Диалогическая сущность представлена в исследованиях как позиция гуманистическая (И. А. Колесникова], субъектная (О. С. Евдокимов], гуманитарная (С. В. Белова]. Процесс формирования диалогической позиции будущего педагога рассматривался в контексте культурно-антропологического подхода, связанного с ценностями духовной культуры (И. В. Колоскова] [6], технологического подхода, моделирующего диалогическое взаимодействие с учащимися (О. Г. Григорьева] [2].
Условия реализации диалога в гуманитарной технологии гарантируются путем направленного проектирования и конструирования таких субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и его подопечным, которые определяют индивидуальное и личностное направление динамики изменений во взаимодействии. Следствием такого диалогического взаимодействия являются взаимоотношения, в которых участники диалога как процесса смогут узнать, почувствовать и понять личностные смыслы друг друга, выработать приемлемый язык общения. Все это позволит достичь желаемого результата и
Образовательные среды, системы и технологии
реализовать индивидуальный замысел.
Осмысление диалогической позиции в отношениях педагога с самим собой и с подопечным базируется на знании открытости, возможности, вариативности, многомерности, незавершенности, субъективности человека. Диалогическая позиция также опирается на понимание индивидуальной образовательной траектории подопечного и процесса образования, как восстановления целостности «образа».
Тьюторство, как модель педагогических отношений, воплощает в себе явление смены парадигмы восприятия личности в России. Принцип индивидуализации, лежащий в основе тьюторского сопровождения, подразумевает особую мотивацию взаимоотношений, поведения тьютора по отношению к тьюторируемому. Эти отношения можно обозначить термином «диалог» (как противопоставление «монологу»], позицию тьютора в подобных взаимоотношениях - «диалогическая» (в противовес «монологической»] [4].
Понятия «диалог - монолог» дают возможность рассмотреть процесс индивидуализации в контексте ценностных установок экзистенциальной традиции в философии и психологии. Философия диалога, представленная именами М. Бубера, М. Хайдеггера, Э. Левинаса, М. Бахтина и др., будучи сформирована в первой половине XX века, изменила традицию восприятия межличностных отношений, проблематизировала переход от «объектного восприятия личности («другой человек - «объект» моего рассмотрения, анализа] к субъектному (другой человек -«субъект», отношение к нему подразумевает не созерцательную, а «участную» позицию]. М. М. Бахтин и М. Бубер считали, что «понять суть другого человека можно только в диалоге» [1].
Вместе с тем актуальной остается проблема профессионализации и технологической составляющей тьютора. Профессионализм и технологическая составляющая, с одной стороны, подразумевают устойчивый алгоритм действий, порядок организации деятельности, регламентированность, устойчивые границы «ролевых позиций», технологическое сценирование деятельности [3, 5, 7]. С другой стороны, подобная формализация отношений не должна нивелировать основную ценность, направленность образовательной деятельности тьютора - личность другого человека.
Основная цель тьюторского сопровождения в сфере образования - актуализация в человеке мотива личностного роста, самораскрытия, полноты самовыражения, пробуждение самостоятельного желания изменить свою жизнь, желания взять ответственность за свое поведение, формирование умения принимать жизненно важные решения. При этом сопровождение подразумевает не столько одноразовое включение, сколько создание атмосферы, способствующей актуализации таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, открытость и др.
При создании атмосферы самораскрытия в процессе диалогического взаимодействия тьютора и его подопечного необходимо осознавать разницу между моделированием ситуации, попыткой манипуляции человеком как объектом воздействия, стремлением подвести человека к планируемому результату, с одной стороны, и участием в ситуации, активном в нее включением, проживанием ситуации вместе с подопечным, со-бытие с ним.
Диалоговые отношения в этом контексте подразумевают прежде всего открытость происходящему. Позиция участников диалога - равновесная. Тьютор в подобных отношениях не навязывает подопечному свое видение ситуации, но дает ему возможность самому принимать решения и проживать свою жизнь, сопровождение в таком случае не исключает активной позиции ученика, его права на собственное решение.
Диалоговые отношения - основная часть профессиональной тьюторской компетенции работника образования. В основу взаимоотношений кладется принцип «понимания»: я вживаюсь в позицию «другого», потом возвращаюсь на свое место, я позволяю «другому» быть другим.
Диалог - это со-бытие (событие встречи]. Диалог - это не манипуляция, позиция манипулятора «монологична», он видит «Другого» только затем, чтобы использовать его качества (навязать ему свой метод мышления]. Диалогическая позиция рассматривает «Другого» не как объект воздействия, но как участника разговора (позиция тьютора - участ-ная, предполагает свою собственную включенность, в процессе взаимодействия меняются оба]. Цель тьютора - формировать свободную позицию - помогать человеку осоз-
навать самого себя и свои личностные смыслы.
Формировать свободную позицию необходимо подобными же методами. В процессе собеседования и диалога человек формирует свой собственный выбор, принимает свое решение, строит планы на будущее. При этом выбор решения не должен исходить из потребностей психологической защиты или стремления к обладанию какими-либо ресурсами: тьютор помогает в процессе беседы осознавать свое состояние, делать выбор
исходя из истинных потребностей тьютори-руемого. Тьютор формирует способность не потреблять (пассивная позиция восприятия], а выбирать ресурсы, активно участвовать в процессе разрешения жизненной задачи.
Таким образом, поиск новых возможностей в диалогическом взаимодействии позволяет тьютору и его подопечному выйти в открытое образование, открытую образовательную среду, где происходит встреча с многогранностью человеческой реальности.
Литература
1. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. -С. 227-231.
2. Григорьева О. Г. Подготовка будущих учителей к диалоговому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа: дис... канд. пед. наук: 13.00.00. -Новосибирск, 2003. - 15 с.
3. Дудчик С. В. Современные образовательные технологии как ресурс профессионального самоопределения студентов вуза // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 1 (34). - С. 250253.
4. Дудчик С. В. Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора // Человек и образование. - 2016. - №1. - С. 127-131.
5. Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации // Высшее образование в России. - 2016. - № 4. - С. 161-165.
6. Колоскова И. В. Формирование диалогической позиции будущего учителя в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Волгоград, 2011 - 20 с.
7. Хачатрян Э. В. Технологический инструментарий конструирования учебного процесса в соответствии требованиями ФГОС к образовательным результатам // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 37. -С.51-56.