Научная статья на тему 'Модель тьюторской службы в вузе'

Модель тьюторской службы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ СЛУЖБА / TUTOR SERVICE / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / GIFTED CHILD / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталья Александровна

В статье дается обоснование разработки модели тьюторской службы вуза. Тьюторская служба выступает новым организационным решением в поддержке одаренных обучающихся на старшей ступени школы и талантливых студентов. Описываются цель, задачи, функции, условия и ресурсное обеспечение тьюторской службы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of Tutor Service in a Higher Education Institution

In the article substantiation of development of the model of tutor service of a higher education institution is given. The tutor service acts as a new organizational solution in support of the gifted students at the higher stage of school and talented students. The purpose, tasks, functions, conditions and resource support of tutor service of a higher education institution are described.

Текст научной работы на тему «Модель тьюторской службы в вузе»

УДК 378

Н. А. Гусева

Модель тьюторской службы в вузе

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 13-06-00503

В статье дается обоснование разработки модели тьюторской службы вуза. Тьюторская служба выступает новым организационным решением в поддержке одаренных обучающихся на старшей ступени школы и талантливых студентов. Описываются цель, задачи, функции, условия и ресурсное обеспечение тьюторской службы вуза.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская служба, одаренный ребенок, индивидуальная образовательная траектория.

N. A. Guseva

A Model of Tutor Service in a Higher Education Institution

In the article substantiation of development of the model of tutor service of a higher education institution is given. The tutor service acts as a new organizational solution in support of the gifted students at the higher stage of school and talented students. The purpose, tasks, functions, conditions and resource support of tutor service of a higher education institution are described.

Keywords: tutor, tutor service, a gifted child, an individual educational trajectory.

Многообразие средств и сред образования, а также демографическая проблема создают условия для выработки новых организационных форм работы по развитию способностей и поддержке одаренности ребенка. Особенно актуальной такая форма может стать для развития ребенка с признаками одаренности, т.к. проблемы массового образования, высокая мотивация на саморазвитие и неструктурированная информационная среда вызывает внутренние и внешние конфликты между актуальным уровнем развития ребенка и объективными условиями.

Использование наставнических программ является сегодня одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в высокоразвитых странах мира. Взаимоотношения с наставником дают возможность одаренному человеку не только получить советы, связанные с обучением, но и разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как советник, консультант, является примером поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей. Наставники призваны помочь одаренным, сотрудничая с учителями-предметниками. Вместе они могут модифициро-

вать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Основываясь на разработках отечественных ученых (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, А.П. Чернявская, П.Г. Щедровицкий и др.), а также на анализе зарубежного опыта реализации разных вариантов наставничества, мы обратились к феномену тьюторского сопровождения. Тьютору сегодня передают многие воспитательные и образовательные функции. Тьютор готов соединить индивидуальные запросы личности и ресурсы различных социальных институтов. Европейский термин «тьютор» обновил содержание традиционного для отечественного образования наставничества, а также внес вариации тьюторской позиции: ментор, фасилитатор, аниматор, эксперт, инструктор, консультант.

Менторство как особая форма работы с одаренными детьми уже в течение длительного времени используется на Западе. Неудивительно, что в ряде стран Европы, а также в США, менторов готовят в рамках системы профессионального педагогического образования. Менторство осуществляется в нескольких видах: менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о ми-

© Гусева Н. А., 2013

ре профессий и специальностей, либо они могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классический» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина - наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь. [1]

Тьюторская технология включает непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренности, тем самым обращается к социально-педагогическим средствам социальной диагностики, педагогической поддержки и методического обеспечения. В общении с одаренными детьми обязательно непосредственное взаимодействие личности тьютора и воспитанника, так как личностное становление ведет за собой развитие способностей, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

Принятие решения о тьюторском сопровождении развития одаренного ребенка зависит от нескольких ключевых вопросов: какие проявления в деятельности свидетельствуют об особых способностях подопечного? Какие личностные качества характеризуют успешное выполнение деятельности? Какие ситуации показывают проблемы в индивидуальном развитии способностей и препятствуют удовлетворению образовательных потребностей?

В юности все процессы развития концентрируются в проблеме выбора профессии или выбора сферы жизнедеятельности. Этот период осложняется осознанием того, что такой выбор предопределяет результат и успех всей жизни. Целесообразно в данный период организовать тьюторское сопровождение одаренного ребенка с привлечением ресурсов вуза как среды, которая обладает образовательным, кадровым и организационным потенциалом.

Тьютору необходимо выявить тип развития одаренности: гармоничный либо дисгармоничный. Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. [2] Готовность подростка к самостоятельному выбору сферы самореализации, постановке задач собственного развития на основе адекватной самооценки и мотивации достижений поможет тако-

му молодому человеку закрепить свои интеллектуальные и социальные преимущества.

Тьюторская задача сопровождения молодого таланта состоит не столько в развитии когнитивной стороны, сколько в создании ситуаций для самооценки и выбора жизненных ориентиров. Однако она трудна для реализации «в одиночку», т.к. тьютор не всегда может найти оптимальное решение в «жесткой» системе массового общего и профессионального образования.

В опыте отечественных вузов имеются модели работы с одаренными детьми, начиная со статуса «участник олимпиады» до статуса «студент». Как правило, это дополнительная междисциплинарная программа по освоению навыков научно-исследовательской работы или знакомство с актуальными проблемами науки и производства. Успешным можно назвать опыт Московской физико-технической школы (МИФИ) по созданию системы временных групп студентов, овладевших исследовательскими, профессиональными и коммуникационными компетенциями. Такие студенты направляются на практику, а потом на стажировку на предприятия и в организации, с которыми МИФИ реализует совместные инновационные проекты.

Предлагаемая нами модель тьюторской службы вуза решает вопросы преемственности общего и высшего образования, адаптации первокурсников, учета особых образовательных потребностей молодого таланта, проблему сопровождения индивидуальной программы обучения студента с признаками одаренности. В рамках тьюторской службы должны быть созданы условия развития индивидуальных качеств ребенка, в которые включены и общеобразовательные задачи, и дополнительные развивающие задачи, и условия психологической поддержки ребенка в зависимости от социальной ситуации развития. К дополнительным развивающим задачам мы относим задачи создания обогащающей, развивающей среды и личностного становления.

Ключевой фигурой в модели тьюторской службы выступает личность тьютора. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования [2]. Тьюторы должны иметь высокую квалификацию в сфере интересов подопечного и развитые социальные компетенции (педагогические, коммуникативные, организа-

торские, управленческие), они могут быть магистрантами, аспирантами, преподавателями вузов, администраторами. Специфическими требованиями к тьюторам должны быть их доступность, наличие необходимого технического оснащения (компьютер необходимой комплектации, программного обеспечения) и пользовательских навыков ИКТ. Тьюторы могут быть оплачиваемыми и волонтерами.

Тьюторская служба - это организационная форма образовательной организации, ориентированной на индивидуальные формы образовательной работы с обучающимися. Основное предназначение тьюторской службы - реализация индивидуальных программ развития ребенка, обучающегося с целью создания оптимальных условий в рамках взаимодействия общего, дополнительного или профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обучающегося, социальных и социально-экономических условий.

Задачи тьюторской службы:

- создание базы данных образовательных и иных организаций, сетевых партнеров, готовых предоставлять сетевые кратковременные образовательные и иные услуги для обучающегося;

- реализация индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в рамках общей индивидуальной программы развития ребенка, обучающегося;

- достижение образовательных результатов по формированию и развитию образовательных интересов, потребностей, способностей и компетенций ребенка, обучающегося;

- организация и поддержка сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей.

Тьюторская служба функционирует на основе модели сопровождения, ориентированной на

Специфика задач тьютора и

комплексное создание организационно-педагогических и нормативных условий для самостоятельного выстраивания обучающимися траектории образования в рамках образовательной среды. Элементами такой модели являются комплекс разработанных индивидуальных траекторий и маршрутов разного назначения (развития способностей, адаптации, достижения, профессиональной ориентации); психолого-педагогическое, медико-социальное и профори-ентационное консультирование; локальный документооборот (оформленная документально индивидуальная образовательная траектория, портфолио, положения о выборе ИОМ, о тьюторе и др.); наличие научно-методических объединений специалистов (медико-психолого-педагогической службы, научных или высококвалифицированных консультантов и др.).

Сопровождение может осуществляться по нескольким образовательным траекториям (ИОТ):

- ИОТ «Исследователь» предусматривает научное консультирование индивидуального исследовательского проекта, подготовку к конференции, конкурсу, участие в научных, лабораторных исследованиях;

- ИОТ «Абитуриент» определяет маршрут подготовки к поступлению в профессиональное учебное заведение соответственно профилю способностей;

- ИОТ «Образ» (искусство и культурология) на основе достижений в художественной деятельности и искусстве выявляет необходимость профессионального образования, профильного общения, сфер самореализации.

Каждая траектория предлагает маршруты: познавательный, адаптивный, результативный

(Табл. 1).

Таблица 1

ужбы в рамках вариантов ИОТ

ИОТ Вид ИОТ Примерные задачи

Исследователь Познавательный Знакомство с технологиями, методами, средствами исследовательской деятельности (по направленности)

Адаптивный Подготовка к участию в конференции, защита результатов исследовательского проекта, презентация авторского проекта инвесторам, работодателям.

Результативный Разработка и реализация индивидуального исследования, проекта. Участие в создании коллективного продукта (продукта, проекта, опыта).

Абитуриент Познавательный Знакомство с профессиями в сфере интересов, осознание способностей, возможностей, задач саморазвития.

Адаптивный Знакомство с условиями профессиональной деятельности соответственно выбору, требованиями к начальному уровню компетенций, видам профессионального образования.

Результативный Создание комплекса условий для поступления в учебное заведение согласно профессиональному выбору.

Образ Познавательный Изучение сфер искусства, художественной, музыкальной и других. Освоение средств, методов, видов исполнительской деятельности.

Адаптивный Подготовка к творческим состязаниям.

Результативный Овладение новым средством воплощения творческого замысла (техникой, технологией).

Индивидуальный маршрут обучающегося может состоять из базовых и вариативных модулей. Базовым модулем является договор о предоставлении образовательных услуг в форме ИОТ между тьюторской службой, родителями, образовательным учреждением (ОУ) или органами управления образованием; комплекс психодиагностики. Проектирование базового модуля ИОТ осуществляют вспомогательные специалисты: директор, психолог, системный администратор. Вариативными модулями являются программа ИОТ, перечень сетевых партнеров, ожидаемые результаты. Разработка вариативного модуля осуществляется тьютором на основе результатов диагностики, запроса подопечного и его родителей с использованием специальной информационной среды. ИОМ согласуется с основной (общеобразовательной или профессиональной) программой обучающегося и сетевыми партнерами.

Тьюторское сопровождение предоставляется индивидуально в очно-дистанционной форме. Очно проводятся встречи обучающегося с тьютором, занятия, посещения, экскурсии, практические работы, проведение психодиагностики и других форм работы, предполагающей диалог с ребенком.

Дистанционную форму могут иметь занятия, проектирование маршрута, самостоятельная работа, общение с тьютором, контроль результатов. Дистанционная форма позволяет использовать любое свободное время ребенком самостоятельно, при интенсивных нагрузках, при разъездном характере образования (у спортсменов).

Тьюторская служба может работать как структурное подразделение образовательного учреждения, как форма социально-психолого-педагогического сопровождения обычной психологической службы, как отдельная социальная организация, предоставляющая образовательные услуги в индивидуальной форме на основе государственно-частного партнерства. В структуре вуза тьюторская служба может осуществлять свою деятельность в рамках факультета, однако особенности развития одаренных детей предполагают широкую среду общения, поэтому реко-

мендуется включать обучающегося в общее образовательное пространство высшего учебного заведения. Привлекательными, таким образом, будут вузы, имеющие развитую инфраструктуру: студенческие научные общества, лаборатории, библиотеки, ресурсные центры и т.д.

Для оперативного управления образовательной деятельностью потребуется специальная среда (программное обеспечение или сайт), в которой будут автоматизированы основные процессы тьюторской работы и ее обеспечения: проектирование ИОТ, договор ИОТ, выбор методов психодиагностики, методы контроля результатов.

Обеспечение тьюторской работы будет включать управленческие ресурсы: заключение договоров о сетевом взаимодействии, урегулирование учебного индивидуального плана с администраторами вуза и сетевыми партнерами, создание информационно-материальной базы тьютор-ской работы (создание программного обеспечения, сайта, управление им, сбор и анализ контрольных сведений); подбор и подготовка тьюторов.

Материально-технические ресурсы вуза позволяют решать задачи разработки и обновления ИК-среды службы, наличия помещений для индивидуальных занятий, оборудованных ПК и доступом в интернет, лабораторий, мастерских, кабинетов, залов, оборудования.

Тьюторская служба вуза обеспечит сетевые ресурсы: контакты со специалистами в сфере деятельности, доступ в организации, учреждения, которые могут стать сетевыми партнерами; доступ к информационным ресурсам сетевых партнеров; доступ к участию в деятельности сетевых партнеров.

Таким образом, можно выделить следующие функции тьюторской службы:

- Организационно-сетевая. Служба выстраивает сетевое взаимодействие с организациями, которые могут представить свои ресурсы по запросу, обоснованному задачами ИОМ. Сетевое взаимодействие строится через создание сети распределенного инструментального типа или модели цепи. Сетевые партнеры в зависимости

от ИОТ могут иметь постоянный и ситуативный статус. Например, в траектории «Исследователь» постоянными партнерами будут вуз, конструкторские, исследовательские организации, высокотехнологичные предприятия. Ситуативными партнерами могут быть операторы образовательных программ («Шаг в будущее», «Умник», олимпиады), фонды, спонсоры. В траектории «Образ» постоянными сетевыми партнерами будут вузы сферы культуры, школы искусств, ОУ художественной направленности, а ситуативными - организаторы конкурсных мероприятий, учреждения культуры, общественные объединения.

- Функция сопровождения. ИОТ реализуется в индивидуальной форме. Для отбора адекватных средств тьюторского сопровождения тьютор постоянно взаимодействует с семьей, педагогами подопечного. Тьютор отслеживает последствия реализации ИОМ: влияние на режим обучения, состояние здоровья, мотивацию подопечного.

- Функция подготовки кадров. Для подбора тьюторов и подготовки их к реализации ИОТ служба организует систему методической учебы и повышения квалификации. Для специалистов, работающих с детьми с признаками одаренности, организуются информационно-образовательные

мероприятия о возможностях тьюторской службы и условиях реализации различных ИОТ. Для тьюторов организуется постоянно действующая методическая учеба по совершенствованию информационно-коммуникативных, психолого-педагогических и правовых компетенций. Проводится работа по повышению квалификации в области эффективных образовательных технологий.

Специфику будут иметь и принципы тьютор-ской работы. Принцип перспективы подразумевает нацеленность на овладение перспективными и индивидуально значимыми компетенциями на основе качественной диагностики и высококвалифицированной педагогической работы. Принцип конвенциальности реализуется в договорной форме отношений между ребенком, его законными представителями и тьютором, социально-педагогической направленности взаимодействия. Принцип оптимальности предполагает изучение индивидуальной ситуации развития подопечного, согласование ИОТ с агентами его социализации, учет социальной и психологической ситуации, стимулирование мотивов саморазвития.

Прохождение ИОТ представляет собой алгоритм (рис. 1).

Рис. 1.

Запрос педагога, родителя, заказчика

информирование о возможностях ИОМ

реализация ИОМ

Решение о разработке ИОМ

проектирование ИОТ

выбор вида ИОМ {познавательный, адаптивный, результативный)

Согласование ИОМ с заказчиком

заключение договора о предоставлении образовательной услуги в в виде ИОМ

корректировка ИОМ

Завершение ИОМ

расторжение договора

пролонгация договора {разработка нового ИОМ)

Модель тьюторской службы может развиваться в модель сопровождения молодых талантов в вузе. Сопровождение студентов с высокими познавательными способностями потребует выработки специальных управленческих решений и согласования с базами практики и стажировки.

Библиографический список

1. Модель взаимодействия учреждений общего образования с учреждением высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей [Текст]: коллективная монография / под ред. А.В. Золотаревой - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С.17, 73.

2. Рабочая концепция одаренности [Текст]. -М., 2003.

Bibliograficheskij spisok

1. Model' vzaimodejstviya uchrezhdenij obshhe-go obrazovaniya s uchrezhdeniem vysshego profes-sional'nogo obrazovaniya po realizatsii obshhe-obrazovatel'nykh programm starshej shkoly, ori-entirovannykh na odarennykh detej [Tekst]: kol-lektivnaya monografiya / pod red. А.У. Zolotare-voj -YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011. - S.17, 73.

2. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Tekst]. - M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.