Научная статья на тему 'Коррекция нарушений осанки у младших школьников средствами физической культуры'

Коррекция нарушений осанки у младших школьников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1874
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EXERCISES / POSTURE / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / HEALTHY STYLE OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формирует неправильное физическое развитие, наблюдается рост нарушений осанки. Разработанный комплекс рекомендаций для родителей (по формированию у детей мотивации на активный и здоровый стиль жизни) и упражнений в рамках третьего урока физической культуры, направленных на коррекцию осанки, укрепление мышечного корсета, а также «домашние задания» для утренних занятий под контролем родителей, может быть рекомендован к применению для коррекции нарушения осанки у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF POSTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Modern conditions of life, the nature of the main types of activity of students leads to a deficiency of movements, causes static muscle tension, generates an incorrect physical development, an increase of postural disorders. Developed a set of recommendations for parents (to build the child's motivation for an active and healthy lifestyle) and exercises in the third lesson of physical culture, aimed at correcting posture, strengthening the corset muscles, as well as "homework" for morning classes under the supervision of parents, can be recommended for use for correction of postural disorders in younger students.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений осанки у младших школьников средствами физической культуры»

УДК: 372.879.6+616.7[79-053.2]

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Т. В. Кружилина, И. А. Пономарева1

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формирует неправильное физическое развитие, наблюдается рост нарушений осанки. Разработанный комплекс рекомендаций для родителей (по формированию у детей мотивации на активный и здоровый стиль жизни) и упражнений в рамках третьего урока физической культуры, направленных на коррекцию осанки, укрепление мышечного корсета, а также «домашние задания» для утренних занятий под контролем родителей, может быть рекомендован к применению для коррекции нарушения осанки у младших школьников.

Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, нарушения осанки, младшие школьники, здоровый стиль жизни.

Здоровье подрастающего поколения относится к приоритетным направлениям государственной политики и в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Укрепление здоровья детей — непременное условие их всестороннего развития и обеспечения жизнедеятельности растущего организма [3, 5, 23]. Функциональные изменения опорно-двигательного аппарата (в том числе нарушения осанки) являются наиболее распространенными отклонениями в состоянии здоровья в детской популяции [24]. Количество таких детей неуклонно растет, в среднем, три ребенка из шести в возрасте от 6 до 17 лет имеют видимые нарушения опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.) [9].

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формирует неправильное физическое развитие [2, 5]. Процент детей с нарушениями осанки растёт [22]. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы служит основой неустойчивости осанки. Она зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики, степени развития мышечного корсета, от функциональных

1 Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов позвоночника, таза и нижних конечностей [8]. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем человека. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная ёмкость лёгких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость [1].

Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата являются: гипокинезия, гиподинамия, отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги), неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом или партой (сильный наклон плеч вперед), длительная опора на левый или правый локоть, большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле, не соответствие школьной мебели гигиеническим нормам, асимметричное распределение тяжестей школьных сумок, гиподинамия [13, 19].

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности, являющейся неотъемлемым компонентом здорового образа жизни. Основными задачами этого возрастного периода является овладение широким арсеналом двигательных действий, повышение уровня развития физических качеств [7, 15-17, 20].

Целью работы явилась разработка комплекса упражнений и оценка его эффективности при занятиях у младших школьников, имеющих нарушения осанки.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Малозападенская СОШ» Веселовского района Ростовской области. В педагогическом эксперименте, включающем комплекс мероприятий [4, 6, 10-12, 14, 18, 21], приняли участие 26 учеников 3 и 4 классов (16 девочек и 10 мальчиков) с нарушениями осанки (диагноз из медицинской карты «сколиоз 0-1 степени», «нарушение осанки»). Они занимались по разработанной методике в рамках третьего урока физической культуры, кроме того, ежедневно под контролем родителей делали дома утреннюю лечебную гимнастику по 20 минут. Исследование проводилось с сентября 2016 года по март 2017 года. Кроме того, в рамках классного часа в сентябре, ноябре и январе для родителей проводились лекции о вреде гипокинезии и гиподинамии, о профилактике нарушений осанки у детей, о методах формирования у детей «моды» на здоровый стиль жизни.

В динамике изучались показатели симметричности осанки, соматометрические параметры, развитие физических качеств, проводилась оценка функционального состояния кардиореспираторной системы.

При изучении симметричности осанки через полгода занятий по разработанной методике все показатели улучшились, была установлена статистически достоверная динамика в отклонении остистых отростков у всех

обследованных детей, а также симметричности лопаток и треугольников талии у девочек. При анализе данных физического развития младших школьников установлена закономерная обоснованная физиологическими процессами недостоверная положительная динамика. Среди девочек обнаружено большое количество детей с недостатком массы тела. Статистически достоверная разница выявлена у девочек в приросте как абсолютных показателей кистевой динамометрии на обеих руках, так в распределении относительных значений индекса относительной силы. При изучении динамики физических качеств у мальчиков была установлена достоверная положительная динамика в тестах для мышц спины, живота, а у девочек — также по тестам для мышц спины и по показателю сгибания-разгибания рук в упоре. При изучении в динамике показателей функционального состояния кардиореспираторной системы было установлено, что в процессе педагогического эксперимента у обследованных девочек наблюдается достоверная положительная динамика в реакции артериального давления на физическую нагрузку. Кроме того, у всех детей отмечена достоверная разница в распределении уровня индекса Руфье, что отражает совершенствование регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы под воздействием правильно подобранной физической нагрузки. Обнаружена достоверная положительная динамика в показателях гипоксических проб как у мальчиков, так и у девочек. Кроме того, у всех школьников отмечена достоверная положительная динамика в соответствии жизненной ёмкости лёгких должной.

Разработанный комплекс рекомендаций для родителей (по формированию у детей мотивации на активный и здоровый стиль жизни) и упражнений в рамках третьего урока физической культуры, направленных на коррекцию осанки, укрепление мышечного корсета, а также «домашние задания» для утренних занятий под контролем родителей, может быть рекомендован к применению для коррекции нарушения осанки у младших школьников.

Литература

1. Белова О. А., Громова О. В. Роль лечебной физической культуры в коррекции нарушения осанки // Международный журнал экспериментального образования. - 2011.

- № 5. - С. 35-36.

2. Беспутчик В. Г., Хотько А. В., Ярмолюк В. А. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 10. - С. 11-14.

3. Бондин В. И. Физкультурное образование в контексте компетентностного подхода к формированию культуры здоровья // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов научной конференции.

- Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 8-14.

4. Бондин В. И., Басова Л. В. Педагогическое сопровождение по развитию мышления у учащихся младших классов на уроках физической культуры //

Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции -Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. - С. 158-161.

5. Бондин В. И., и соавт. Образование. Экология. Здоровье. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. - 278 с.

6. Бондин В. И., Почекаева Е. И., Попова Т. В., Азнаурьян П. А. Формирование состояния здоровья детского населения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой // Валеология. - 2011. - № 4. - С. 7-10.

7. Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В. Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием // Таврический научный обозреватель. 2016. -№ 1-1 (6). - С. 90-96.

8. Борейша Ю. С., Борейша Е. А. Дорохов Е. В., Усачёва Е. А. К вопросу о состоянии осанки, физическом развитии, уровне здоровья школьников 10-11 лет и коррекции выявленных нарушений // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 24-25.

9. Гайдук А. А., Потапчук А. А. Физическая реабилитация детей школьного возраста со статическими нарушениями опорно-двигательного аппарата // Учёные записки СПбГМУ им. Академика И.П. Павлова. - 2012. - Т. 19, № 1. - С. 116-118.

10. Грабаровская Л. В., Децык Я. В. Организация работы по профилактике проблем с обучением у детей средствами кинезиологии // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 91-94.

11. Грабаровская Л. В., Луценко А. В. Результаты диагностики у детей младших классов с проблемами в обучении средствами кинезиологии // Инновации, технологии, наука: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 121-123.

12. Жаброва Т. А., Бондин В. И. Инновационные научно-методические подходы в области физической культуры и спорта // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2017. - С. 45-51.

13. Казанцев Е. М., Кочеткова Т. Н., Колланг Е. Р. Особенности деятельности преподавателей физического воспитания при коррекции осанки посредством упражнений // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 443450.

14. Кондрусев А. В., Бондин В. И. Проектирование комплексов физических упражнений для улучшения функционального состояния и здоровья школьников в условиях современной экологической среды // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов научной конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 69-72.

15. Лебедева В. В., Палаус И. П., Пономарева И. А. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 102-108.

16. Лебедева В. В., Пономарев А. Е. Современные диагностические и оздоровительные технологии для участников образовательного процесса //

Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов научно-практической конференции - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 276-278.

17. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Хавинсон В. Х., Федосова С. Н. Физическая культура и спорт как инструмент социализации личности в эпоху перехода постиндустриального общества к информационному // Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. - С. 74-77.

18. Лысенко А. В., Федосова С. Н., Любимов Д. С. Оптимизация двигательной активности в системе профилактики преждевременного старения // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: IV международная научная конференция. -Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 97-102.

19. Нуруллина Г. Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 1 (7). - С. 164-167.

20. Овчаренко С. П., Вучева В. В. Игровые технологии в физическом воспитании детей младшего школьного возраста // Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 201-205.

21. Пономарева И. А. К вопросу о воспитании у школьников культуры здорового и безопасного стиля жизни // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 26-32.

22. Понырко Е. А. Динамика нарушений осанки детей школьного и юношеского возраста города Северодвинска // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 56-59.

23. Семенова Н. В., Денисова О. А., Кун О. А., Кузюкова А. В. Анализ распространённости «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 41-49.

24. Шкляренко А. П., Ульянов Д. А., Коваленко Т. Г. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет // Вестник ВолгГУ. Серия 11, Естеств. науки. - 2016. - № 2 (16). - С. 22-27.

CORRECTION OF POSTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Kruzhilina T.V., Ponomareva I.A.

Kruzhilina Tatiana Vladimirovna, Ponomareva Irina Aleksandrovna — Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. Modern conditions of life, the nature of the main types of activity of students leads to a deficiency of movements, causes static muscle tension, generates an incorrect physical development, an increase of postural disorders. Developed a set of

recommendations for parents (to build the child's motivation for an active and healthy lifestyle) and exercises in the third lesson of physical culture, aimed at correcting posture, strengthening the corset muscles, as well as "homework" for morning classes under the supervision of parents, can be recommended for use for correction of postural disorders in younger students.

Keywords: physical culture, physical exercises, posture, primary school children, healthy style of life.

References

1. Belova O.A., Gromova O.V. Rol' lechebnoj fizicheskoj kul'tury v korrekcii narushenija osanki // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2011. -№ 5. - S. 35-36. (in Russian)

2. Besputchik V.G., Hot'ko A.V., Jarmoljuk V.A. Zdorov'esberegajushhie i zdorov'eformirujushhie tehnologii profilaktiki narushenij i vospitanie osanki u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta. - 2009. - № 10. - S. 11-14. (in Russian)

3. Bondin V.I. Fizkul'turnoe obrazovanie v kontekste kompetentnostnogo podhoda k formirovaniju kul'tury zdorov'ja // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 8-14. (in Russian)

4. Bondin V.I., Basova L.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie po razvitiju myshlenija u uchashhihsja mladshih klassov na urokah fizicheskoj kul'tury // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 158161. (in Russian)

5. Bondin V.I., i soavt. Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e. - Rostov n/D: SKNC VSh, 2012. - 278 s. (in Russian)

6. Bondin V.I., Pochekaeva E.I., Popova T.V., Aznaur'jan P.A. Formirovanie sostojanija zdorov'ja detskogo naselenija na territorijah s vysokoj antropogennoj nagruzkoj // Valeologija. - 2011. - № 4. - S. 7-10. (in Russian)

7. Bondin V.I., Sergeeva E.G., Lebedeva V.V. Osobennosti funkcional'nogo sostojanija detej, zanimajushhihsja ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'turoj i professional'nym figurnym kataniem // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. - № 1-1 (6). - S. 90-96. (in Russian)

8. Borejsha Ju.S., Borejsha E.A. Dorohov E.V., Usachjova E.A. K voprosu o sostojanii osanki, fizicheskom razvitii, urovne zdorov'ja shkol'nikov 10-11 let i korrekcii vyjavlennyh narushenij // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2013. - № 9. - S. 24-25. (in Russian)

9. Gajduk A.A., Potapchuk A.A. Fizicheskaja reabilitacija detej shkol'nogo vozrasta so staticheskimi narushenijami oporno-dvigatel'nogo apparata // Uchjonye zapiski SPbGMU im. Akademika I.P. Pavlova. - 2012. - T. 19, № 1. - S. 116-118. (in Russian)

10. Grabarovskaja L.V., Decyk Ja.V. Organizacija raboty po profilaktike problem s obucheniem u detej sredstvami kineziologii // Zakonomernosti i tendencii razvitija nauki v sovremennom obshhestve: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa, 2015. - S. 91-94. (in Russian)

11. Grabarovskaja L.V., Lucenko A.V. Rezul'taty diagnostiki u detej mladshih klassov s problemami v obuchenii sredstvami kineziologii // Innovacii, tehnologii, nauka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa, 2015. - S. 121-123. (in Russian)

12. Zhabrova T.A., Bondin V.I. Innovacionnye nauchno-metodicheskie podhody v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta // Fizicheskaja kul'tura v sisteme professional'nogo

obrazovanija: idei, tehnologii i perspektivy: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D, 2017. - S. 45-51. (in Russian)

13. Kazancev E.M., Kochetkova T.N., Kollang E.R. Osobennosti dejatel'nosti prepodavatelej fizicheskogo vospitanija pri korrekcii osanki posredstvom uprazhnenij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2016. - № 6. - S. 443-450. (in Russian)

14. Kondrusev A.V., Bondin V.I. Proektirovanie kompleksov fizicheskih uprazhnenij dlja uluchshenija funkcional'nogo sostojanija i zdorov'ja shkol'nikov v uslovijah sovremennoj jekologicheskoj sredy // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 69-72. (in Russian)

15. Lebedeva V.V., Palaus I.P., Ponomareva I.A. Zdorov'e shkol'nikov v zavisimosti ot dvigatel'noj aktivnosti i pol'zovanija mobil'nymi telefonami // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenija ih bezopasnosti: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 102-108. (in Russian)

16. Lebedeva V.V., Ponomarev A.E. Sovremennye diagnosticheskie i ozdorovitel'nye tehnologii dlja uchastnikov obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie, sport, zdorov'e v sovremennyh uslovijah okruzhajushhej sredy: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 276-278. (in Russian)

17. Lysenko A.V., Stepanova T.A., Havinson V.H., Fedosova S.N. Fizicheskaja kul'tura i sport kak instrument socializacii lichnosti v jepohu perehoda postindustrial'nogo obshhestva k informacionnomu // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S.74-77. (in Russian)

18. Lysenko A.V., Fedosova S.N., Ljubimov D.S. Optimizacija dvigatel'noj aktivnosti v sisteme profilaktiki prezhdevremennogo starenija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: IV mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 97102. (in Russian)

19. Nurullina G.G. Osobennosti processa formirovanija zdorovogo obraza zhizni u mladshih shkol'nikov // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii. - 2016. -№ 1 (7). - S. 164-167. (in Russian)

20. Ovcharenko S.P., Vucheva V.V. Igrovye tehnologii v fizicheskom vospitanii detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 201-205. (in Russian)

21. Ponomareva I.A. K voprosu o vospitanii u shkol'nikov kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 26-32. (in Russian)

22. Ponyrko E.A Dinamika narushenij osanki detej shkol'nogo i junosheskogo vozrasta goroda Severodvinska // Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e. - 2011. - № 6. - S. 56-59. (in Russian)

23. Semenova N.V., Denisova O.A., Kun O.A., Kuzjukova A.V. Analiz rasprostranjonnosti «shkol'nyh boleznej» u uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2016. - № 3. - S. 41-49. (in Russian)

24. Shkljarenko A.P., Ul'janov D.A., Kovalenko T.G. Kompleksnyj podhod v ispol'zovanii fizicheskih uprazhnenij pri narushenijah osanki u detej 8-11 let // Vestnik VolgGU. Serija 11, Estestv. nauki. - 2016. - № 2 (16). - S. 22-27. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.