Научная статья на тему 'Технологии здоровьесберегающего образования в современных условиях окружающей среды'

Технологии здоровьесберегающего образования в современных условиях окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISE / КИНЕЗИСЭНЕРГОНОМИКА / KINESISENERGONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Мануйленко Элеонора Владимировна, Жаброва Тамара Алексеевна

Определение оптимальной для здоровья дозы физических нагрузок по длительности и интенсивности с учетом энергетических возможностей индивида в современных условиях окружающей среды являются основой в проектировании здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных технологий. Другой важной составляющей является определение сбалансированного питания с учетом энергозатрат при выполнении различных двигательных действий. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы здоровьеукрепляющие физкультурно-оздоровительные технологии, соответствующие индивидуальным энергетическим возможностям. Достоверные изменения получены в показателях функционального состояния и мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Мануйленко Элеонора Владимировна, Жаброва Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN MODERN ENVIRONMENT CONDITIONS

Determination of the optimal dose of physical activity duration and intensity taking into account the energy capacity of the individual in modern conditions of the environment are fundamental in the design of health-health and fitness technology. Another important component is the definition of balanced nutrition with regard to energy consumption while performing different physical actions. As a result of experimental work has been developed and tested enhance health physical health-improving technologies, the corresponding individual energy capabilities. Significant changes obtained in the indicators of the functional status and motivation of students.

Текст научной работы на тему «Технологии здоровьесберегающего образования в современных условиях окружающей среды»

УДК: 796/799:504.75

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В. И. Бондин, Э. В. Мануйленко, Т. А. Жаброва1

Определение оптимальной для здоровья дозы физических нагрузок по длительности и интенсивности с учетом энергетических возможностей индивида в современных условиях окружающей среды являются основой в проектировании здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных технологий. Другой важной составляющей является определение сбалансированного питания с учетом энергозатрат при выполнении различных двигательных действий. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы здоровьеукрепляющие физкультурно-оздоровительные технологии, соответствующие индивидуальным энергетическим возможностям. Достоверные изменения получены в показателях функционального состояния и мотивации студентов.

Ключевые слова: здоровье, образование, физическая культура, здоровьесберегающие технологии, окружающая среда, физические упражнения, кинезисэнергономика.

В настоящее время из-за нагрузок образовательного процесса, резких климатических перемен, и неблагоприятной экологической среды практически здоровых школьников и студентов нет [1, 4, 8, 16]. Низкий уровень состояния здоровья молодёжи актуализирует создание физкультурно-оздоровительных технологий, обеспечивающих оптимизацию функций организма и адаптивных реакций в разнообразных условиях современной жизнедеятельности [2, 9, 13-15].

Двигательная активность лежит в основе физиологического механизма по обеспечению постоянства внутренней среды организма человека и его здоровья [3, 11, 12, 17]. Однако движения по длительности и интенсивности должны быть оптимальными для здоровья. Как недостаток движений, так и чрезмерные физические нагрузки являются факторами риска различных заболеваний.

В решении задачи оптимизации физкультурно-оздоровительных технологий важную роль может сыграть такое научное направление как «кинезисэнергономика»

1 Бондин Виктор Иванович — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Мануйленко Элеонора Владимировна — Ростовский государственный экономический институт, Ростов-на-Дону

Жаброва Тамара Алексеевна — Ростовский государственный экономический институт, Ростов-на-Дону

(от греческого «kinesis» — движение, «energia» — общая количественная мера различных форм движения, «nomos» — закон) — правила об энегозатратах при движениях человека [6]. Определение оптимальной для здоровья дозы физических нагрузок по длительности и интенсивности с учетом энергетических возможностей индивида в современных условиях окружающей среды являются основой в проектировании здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных технологий [5, 7]. Для поддержания тонуса и состояния физического равновесия потребление энергии организма должно равняться её затратам. И, следовательно, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать мощности и ёмкости систем энергообеспечения мышечной работы.

Наиболее важным требованием при проведении оздоровительных занятий является соблюдение кинезисэнергономического принципа. Суть этого принципа заключается в подборе различных видов мышечной деятельности, в том числе физических упражнений, не превышающих по своей энергетической стоимости индивидуальных энергетических возможностей организма. При массовых формах физической культуры такой подход может быть использован для определения предельно допустимых, тренировочных и минимальных нагрузок в конкретных видах упражнений.

Определение максимально допустимых величин нагрузок возможно с учётом энергетических пределов организма. С возрастом наблюдается снижение энергетических пределов на 10-15% в сравнении с предыдущим десятилетием жизни. За минимальную границу тренировочных нагрузок принята величина порога аэробного обмена, ниже которой в условиях 20-30-минутных занятий максимальная стимуляция кислородтранспортной системы не наблюдается. Физические упражнения, мощность которых ниже ПАНО на 10-15%, могут быть рекомендованы как восстанавливающие нагрузки в качестве активного отдыха. Энергетический уровень, равный 50-75% от максимального, соответствует тренирующим нагрузкам.

Другой важной составляющей в проектировании здоровьесберегающих технологий является определение сбалансированного питания с учетом энергозатрат при выполнении различных двигательных действий [10].

В качестве примера рассмотрим проведенную нами опытно -экспериментальную работу по проектированию здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных технологий. Вначале определялись энергозатраты по ЧСС, а затем осуществлялся расчет сбалансированного питания. Студентами выполнялись комплексы физических упражнений аэробно-анаэробной направленности. Анаэробная нагрузка осуществлялась в течение 25 мин при ЧСС 160 ударов в минуту, где расход энергии составил: 25 мин х 12,5 ккал = 315 ккал, а при аэробной нагрузке в течение 25 мин., при ЧСС 140 ударов в минуту расход энергии оказался: 25 мин х 10,0 ккал = 250 ккал. В подготовительной и заключительной части занятия интенсивность упражнений была при ЧСС до 100

ударов в минуту в течение 10 мин. с расходом энергии: 10 мин х 3,5 ккал = 35 ккал. Всего за час занятий студенты израсходовали в пределах 600 ккал (315ккал + 250ккал + 35ккал).

Учитывая, что энергозатраты при выполнении комплекса упражнений осуществлялись за счет лактацидной и окислительной систем, в рацион питания необходимо было включать как простые сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза) и сложные полимерные формы углеводов (клетчатка, крахмал), так и продукты, содержащие белки как животного, так и растительного происхождения (таблица 1).

Таблица 1. — Расчет суточного рациона питания при аэробно-анаэробной направленности занятий

Наименование блюд Масса, г Б Ж У Ккал

Завтрак

Яичница 48 6 5 0.2 378

Чай без сахара 180 - - - -

Пряники

Итого 6 5 0.2 378

Обед

Суп-фасолевый на мясном бульоне 500 16.1 8.4 46.6 314

Хлеб ржаной 100 5.9 1.0 44.2 198

Салат из капусты со сметаной 170 3 8 8 95

Сок яблочный 180 0.8 - 21.9 85

Итого 25.8 17.4 120.7 692

Полдник

Кефир нежирный 100 3 - 3.8 30

Печенье 50 5.7 5.1 35.3 201

Итого 8.7 5.1 39.1 231

Ужин

Котлеты рыбные 130 20.8 5.3 11 172

Капуста, тушенная в томате 120 3.3 4.1 10.4 89

Дрожжевой напиток с сахаром 200 3.7 0.1 19.8 90

Итого 27.8 9.5 41.2 351

ВСЕГО 68.3 37 201.2 1652

Далее проводился расчет энергозатрат и питания на примере комплекса упражнений с анаэробно-алактатной нагрузкой для развития скоростно-силовых физических качеств. В подготовительной и заключительной части интенсивность упражнений была умеренной при ЧСС до 100 ударов в минуту и длительность их составляла 10 мин. Расход энергии при такой работе оказался: 10 мин х 3,5 ккал = 35 ккал. В основной части занятия интенсивность выполняемых упражнений была максимальной с ЧСС 175-180 ударов в минуту, расход энергии составил: 30 мин х 15 ккал = 470 ккал. Всего за занятие было израсходовано свыше 500 ккал (35+470).

В пищевом рационе, предшествующем выполнению работы предельной мощности, должны быть представлены фосфоросодержащие вещества. В таблице приведен примерный суточный рацион питания при анаэробно-алактатной физической нагрузке (таблица 2).

Таблица 2. — Расчет рациона питания при анаэробно-алактатной направленности занятий

Наименование блюд Масса, г Б Ж У Ккал

Завтрак

Творог со сметаной 135 14.6 15.9 23.9 291

Яйцо вареное 48 6.0 5.7 0.2 76

Чай без сахара 180 - - - -

Итого 20.6 21.6 24.1 367

Обед

Борщ вегетарианский 500 5.3 14.3 36.2 285

Хлеб ржаной 50 2.9 0.5 22.1 99

Зеленый горошек 100 5 0.2 13.8 73

Печень говяжья 100 17.9 3.7 - 105

Компот из свежих яблок 180 0.2 - 29.4 110

Итого 31.3 18.7 101.5 672

Полдник

Шоколад 50 2.7 17.7 26.3 270

Кофе с молоком без сахара 180 1.6 1.8 2.3 31

Итого 4.3 19.5 28.6 301

Ужин

Винегрет с растительным маслом 230 3.9 11.3 18.8 187

Рыба жареная 85 19.5 10.7 3.6 187

Отварной шиповник 200 - - - -

Итого 23.4 22 22.4 374

ВСЕГО 79.6 81.8 176.6 1714

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы здоровьеукрепляющие физкультурно-оздоровительные технологии, соответствующие индивидуальным энергетическим возможностям.

Сравнительный анализ полученных результатов указывает на то, что до эксперимента уровень физического состояния (УФС) в обеих группах был одинаковый и соответствовал среднему уровню физического состояния (0.37). В ходе эксперимента в контрольной группе УФС практически не изменился, а в экспериментальной уровень физического состояния достоверно поднялся до уровня выше среднего и составил 0.55.

Индекс Руфье, определяющий физическую работоспособность, в начале исследования оказался в пределах среднего уровня. В результате эксперимента в контрольной группе индекс Руфье практически не изменился и остался на уровне среднего. В экспериментальной группе показатель до эксперимента соответствовал 9 единицам, в конце исследований повысился и стал соответствовать 6 единицам, что относится к уровню выше среднего.

Полученные данные показывают, что в экспериментальной группе у студентов виден прирост аэробной производительности, что нельзя сказать о данных в контрольной группе.

В начале исследования показатели эффективности кровообращения (ПЭК) в обеих группах соответствовали уровню ниже среднего. В результате эксперимента произошло небольшое увеличение значений ПЭК в контрольной группе и достоверный прирост в экспериментальной группе, где показатель соответствовал уже уровню среднего физического состояния.

По оценке пробы Генчи, обе группы в начале эксперимента находились на удовлетворительном уровне физического состояния. После исследования контрольная группа студентов осталась на том же уровне, а в экспериментальной группе показатели пробы Генчи увеличились и стали соответствовать хорошему уровню физического состояния.

По результатам пробы Штанге, группы находились на среднем уровне перед исследованием, а в конце показатели экспериментальной группы равнялись уровню выше среднего, но это не отмечается в показателях контрольной группы.

В ходе исследования показатели индекса Пинье определили студентов обеих групп как нормостеников, которые характеризуются уверенностью в своих силах, энергичностью, пропорциональным сложением.

Проведенный с помощью опросника А. Мехрабиана анализ мотивации показал, что студенты обеих групп в начале педагогического эксперимента показатели были на одном уровне. В конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе произошли достоверные изменения, показатели мотивации повысились с 136 до 140, при р < 0.001, а в контрольной группе остались на прежнем уровне 136, при р < 0.001.

Литература

1. Бабенко К. Г., Пономарева И. А. Здоровье и умственная работоспособность школьников, проживающих в мегаполисе // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: материалы научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 11-12.

2. Бабиянц К. А., Коломийченко Е. В. Физическая культура и спорт как факторы формирования самоотношения посредством развития позитивного восприятия образа телесности у студенческой молодёжи: учебно-методическое пособие. — М.: КРЕДО, 2016. — 52 с.

3. Бондин В. И. Актуальные проблемы обучения и воспитания в условиях современной техногенной среды // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: IV международная научная конференция, посвящённая 100-летию ЮФУ. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 13-19.

4. Бондин В. И. Двигательная активность и здоровье человека в условиях техногенного загрязнения окружающей среды // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 3-7.

5. Бондин В. И. Физкультурно-оздоровительное самосовершенствование студентов в системе профессиональной подготовки по физической культуре и спорту на основе кинезис-энергономического подхода // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2015. — № 7. — С. 77-86.

6. Бондин В. И., Усенко С. В., Третьякова О. Ю. Кинезисэнергономический подход в практике физкультурно-оздоровительных занятий студенческой молодежи // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: IV международная научная конференция, посвящённая 100-летию ЮФУ. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 19-22.

7. Бондин В. И., Фабиан А. Энергетические возможности у людей в зависимости от возраста, условий окружающей среды и физической тренированности // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11-3 (16). — С. 9-12.

8. Бондин В. И., Хренкова В. В., Лебедева И. А., Абакумова Л. В., Попова А. В. Особенности состояния здоровья жителей промышленной зоны г. Ростова-на-Дону // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 3. — С. 48.

9. Землянская А. С., Ковш А. А., Бондин В. И. Проектирование технологий повышения уровня психофизического состояния старшеклассников как основы их здоровой и безопасной жизнедеятельности // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №11-3 (16). — С. 33-36.

10. Кондрусев А. В., Бондин В. И. Проектирование комплексов физических упражнений для улучшения функционального состояния и здоровья школьников в условиях современной экологической среды // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 69-72.

11. Лебедева В. В. Двигательная активность как фактор адаптации организма в условиях неблагоприятного воздействия техносферы // Олимпийская идея сегодня: материалы четвёртой международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 397-402.

12. Лубышева Л. И. Спортивная культура — новый вектор развития российской системы образования // Национальные программы формирования здорового образа жизни: Международный научно-практический конгресс. — М., 2014. — С. 504-509.

13. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу // Транспорт-2015: Труды международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 2015. — С. 189-191.

14. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Плахов Н. Н. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников//Гигиена и санитария. — 2017. — Т. 96, № 5. — С. 463-466.

15. Мануйленко Э. В. Формирование здорового стиля жизни студентов в процессе физического воспитания: Автореф....канд.пед. наук. — Майкоп, 2009. — 26 с.

16. Маренко Ю. А., Ларионов В. Г. Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды и его влияние на здоровье населения городов как фактор национальной безопасности // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2014. — т.14, вып. 1. — С. 27-34.

17. Соколова Н. Г., Пономарева И. А. Состояние здоровья и качество образования в различных условиях экологической среды // Культура. Наука. Интеграция. — 2014. — № 4 — (28). — С. 106-110.

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN MODERN ENVIRONMENT CONDITIONS

Bondin V.I., Manuilenko E.V., Zhabrova T.A.

Bondin Victor Ivanovich — Southern Federal University, Rostov-on-Don

Manuilenko Eleonora Vladimirovna — Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

Zhabrova Tamara Alekseevna — Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

Abstract. Determination of the optimal dose of physical activity duration and intensity taking into account the energy capacity of the individual in modern conditions of the environment are fundamental in the design of health-health and fitness technology. Another important component is the definition of balanced nutrition with regard to energy consumption while performing different physical actions. As a result of experimental work has been developed and tested enhance health physical health-improving technologies, the corresponding individual energy capabilities. Significant changes obtained in the indicators of the functional status and motivation of students.

Keywords: health, education, physical education, health saving technologies, environment, exercise, kinesisenergonomics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Babenko K.G., Ponomareva I.A. Zdorov'e i umstvennaja rabotosposobnost' shkol'nikov, prozhivajushhih v megapolise // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenija ih bezopasnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. — Rostov n/D: JuFU, 2014. — S. 11-12. (in Russian)

2. Babijanc K.A., Kolomijchenko E.V. Fizicheskaja kul'tura i sport kak faktory formirovanija samootnoshenija posredstvom razvitija pozitivnogo vosprijatija obraza telesnosti u studencheskoj molodjozhi: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: KREDO, 2016. - 52 s. (in Russian)

3. Bondin V.I. Aktual'nye problemy obuchenija i vospitanija v uslovijah sovremennoj tehnogennoj sredy // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: IV mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija, posvjashhjonnaja 100-letiju JuFU. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 13-19. (in Russian)

4. Bondin V.I. Dvigatel'naja aktivnost' i zdorov'e cheloveka v uslovijah tehnogennogo zagrjaznenija okruzhajushhej sredy // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 3-7. (in Russian)

5. Bondin V.I. Fizkul'turno-ozdorovitel'noe samosovershenstvovanie studentov v sisteme professional'noj podgotovki po fizicheskoj kul'ture i sportu na osnove kinezis-jenergonomicheskogo podhoda // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2015. - № 7. - S. 77-86. (in Russian)

6. Bondin V.I., Usenko S.V., Tret'jakova O.Ju. Kinezisjenergonomicheskij podhod v praktike fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanjatij studencheskoj molodezhi // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: IV mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija, posvjashhjonnaja 100-letiju JuFU. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 19-22. (in Russian)

7. Bondin V.I., Fabian A. Jenergeticheskie vozmozhnosti u ljudej v zavisimosti ot vozrasta, uslovij okruzhajushhej sredy i fizicheskoj trenirovannosti // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - № 11-3 (16). - S. 9-12. (in Russian)

8. Bondin V.I., Hrenkova V.V., Lebedeva I.A., Abakumova L.V., Popova A.V. Osobennosti sostojanija zdorov'ja zhitelej promyshlennoj zony g. Rostova-na-Donu // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2009. - № 3. - S. 48. (in Russian)

9. Zemljanskaja A.S., Kovsh A.A., Bondin V.I. Proektirovanie tehnologij povyshenija urovnja psihofizicheskogo sostojanija starsheklassnikov kak osnovy ih zdorovoj i bezopasnoj zhiznedejatel'nosti // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. -№11-3 (16). - S. 33-36. (in Russian)

10. Kondrusev A.V., Bondin V.I. Proektirovanie kompleksov fizicheskih uprazhnenij dlja uluchshenija funkcional'nogo sostojanija i zdorov'ja shkol'nikov v uslovijah sovremennoj jekologicheskoj sredy // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 69-72. (in Russian)

11. Lebedeva V.V. Dvigatel'naja aktivnost' kak faktor adaptacii organizma v uslovijah neblagoprijatnogo vozdejstvija tehnosfery // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy chetvjortoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 397-402. (in Russian)

12. Lubysheva L.I. Sportivnaja kul'tura - novyj vektor razvitija rossijskoj sistemy obrazovanija // Nacional'nye programmy formirovanija zdorovogo obraza zhizni: Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij kongress. - M., 2014. - S. 504-509. (in Russian)

13. Lysenko A.V. Innovacionnye podhody k sohraneniju zdorov'ja i prodleniju professional'nogo dolgoletija v uslovijah perehoda k informacionnomu obshhestvu // Transport-2015: Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: FGBOU VPO «Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshhenija», 2015. - S. 189-191. (in Russian)

14. Makarova L.P., Bujnov L.G., Plahov N.N. Gigienicheskie osnovy formirovanija kul'tury zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov//Gigiena i sanitarija. - 2017. - T. 96, № 5. -S. 463-466. (in Russian)

15. Manujlenko Je.V. Formirovanie zdorovogo stilja zhizni studentov v processe fizicheskogo vospitanija: Avtoref....kand.ped. nauk. - Majkop, 2009. - 26 s. (in Russian)

16. Marenko Ju.A., Larionov V.G. Vidy antropogennogo zagrjaznenija okruzhajushhej prirodnoj sredy i ego vlijanie na zdorov'e naselenija gorodov kak faktor nacional'noj bezopasnosti // Vestnik NGU. Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki. -2014. - t.14, vyp. 1. - S. 27-34. (in Russian)

17. Sokolova N.G., Ponomareva I.A. Sostojanie zdorov'ja i kachestvo obrazovanija v razlichnyh uslovijah jekologicheskoj sredy // Kul'tura. Nauka. Integracija. - 2014. - № 4 -(28). - S. 106-110. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.