Научная статья на тему 'Физическая культура как средство профилактики экозависимых нарушений здоровья детей'

Физическая культура как средство профилактики экозависимых нарушений здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭКОЗАВИСИМЫЕ НАРУШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / ENVIRONMENT / SCHOOL CHILD / ERASEVOLUME DISORDERS / PHYSICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буйнов Леонид Геннадьевич, Ващенко Николай Сергеевич, Степанова Татьяна Анатольевна

В работе рассмотрено воздействие методов и средств физической культуры на развитие основных физических качеств и повышение уровня адаптации организма и его резервных возможностей к экологической среде с высокой концентрацией социогенных факторов для профилактики развития экозависимого патологического процесса. Полученные данные показали обоснованность использования в качестве эффективного средства физического воспитания элементов спортивных и подвижных игр, эстафет и комплексов специальных физических упражнений, направленных как на развитие у младших школьников определённых физических качеств, так и улучшение их функционального состояния и здоровья, повышение уровня резервных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буйнов Леонид Геннадьевич, Ващенко Николай Сергеевич, Степанова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF PREVENTION ERASABILITY OF CHILDREN’S HEALTH DISORDERS

The paper considers the impact of methods and means of physical culture on the development of basic physical qualities and increase of level of adaptation and reserve capacity of the ecological environment with a high concentration of sociogenic factors to prevent the development of the erasability pathological process. The data obtained show the validity of use as an effective means of physical education elements of sports and outdoor games, relay races and complexes of special physical exercises aimed at the development of younger students’ certain physical qualities and improvement of their functional state and health, increasing levels of reserve capacity.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство профилактики экозависимых нарушений здоровья детей»

УДК: 796/799:613.6

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭКОЗАВИСИМЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Л. Г. Буйнов, Н. С. Ващенко1, Т.А. Степанова1

В работе рассмотрено воздействие методов и средств физической культуры на развитие основных физических качеств и повышение уровня адаптации организма и его резервных возможностей к экологической среде с высокой концентрацией социогенных факторов для профилактики развития экозависимого патологического процесса. Полученные данные показали обоснованность использования в качестве эффективного средства физического воспитания элементов спортивных и подвижных игр, эстафет и комплексов специальных физических упражнений, направленных как на развитие у младших школьников определённых физических качеств, так и улучшение их функционального состояния и здоровья, повышение уровня резервных возможностей.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, экология, младшие школьники, экозависимые нарушения, физические упражнения.

При вступлении человечества в 21 век сложилась парадоксальная ситуация, когда, несмотря на развитие науки и медицины, новейшие профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные технологии, по ряду важнейших показателей здоровья и функционального состояния современное поколение уступает предшествующим [1, 3], в структуре заболеваемости растёт число социально-значимых болезней [16, 18], происходит «омоложение» заболеваний [4, 9, 11]. Важнейшими причинами этого являются воздействие неблагоприятных факторов внешней среды в сочетании с изменившимся образом жизни, характеризующимся в настоящее время всё уменьшающейся физической активностью и учащающимися нарушениями в режиме питания, стрессами, широким распространением вредных привычек.

тч и и и и

В новой экологической среде с высокой концентрацией социогенных факторов (акустическое воздействие, шум, вибрация, энергетическое и световое загрязнение, электромагнитные и ионизирующие излучения) раньше других систем реагируют регуляторные системы (иммунная, эндокринная и нервная), что

Буйнов Леонид Геннадьевич — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Ващенко Николай Сергеевич — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Степанова Татьяна Анатольевна - Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

приводит к запуску экозависимого патологического процесса, определяющего функциональные расстройства, нарушения обмена веществ и энергии [29]. Особенно чувствительны к факторам среды дети. В экологически неблагоприятных районах растёт число детей с иммунодефицитами, субатрофическими заболеваниями верхних дыхательных путей. Шумовое воздействие мегаполиса на население способствует развитию у чувствительных категорий нейроциркуляторного синдрома. Среди причин заболеваемости и смертности всё возрастающее значение приобретает аллергизация [13]. В последнее время увеличилось количество данных, указывающих на зависимость развития различных форм психических расстройств и психогенных заболеваний от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды [6, 7, 12, 17]. Существует даже мнение, что ухудшение экологической обстановки может способствовать развитию алкоголизма, наркомании и других вредных привычек [5].

Наиболее доступной и эффективной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодёжи надёжные и устойчивые ценностные позиции, «моду» на здоровый стиль жизни, является физическая культура и спорт [2, 8, 14]. Разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками, формирование здорового стиля жизни подрастающего поколения является одним из основных направлений формирования устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды [13, 15].

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 24 г. Ростова-на-Дону в период с сентября 2016 по апрель 2017 года и явилось продолжением педагогического эксперимента 2015-2016 гг. [4]. В нём принимали участие школьники 8-9 лет, которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой (10 мальчиков и 10 девочек).

Участники педагогического эксперимента контрольной группы занимались по стандартной программе физического воспитания учащихся 2 классов общеобразовательной школы. В экспериментальной группе третий урок проводился в соответствии с разработанной программой, элементы которой также включались и в содержание вариативной части комплексной программы в размерах 20-40% от общего количества времени урока. Основными элементами предлагаемой программы занятий явились беседы о здоровье и здоровом стиле жизни с применением некоторых элементов лингвистических технологий, разрабатываемых на кафедре медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [20], методики «познание через самопознание» [10], игры, эстафеты, а также комплексы специальных физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств и повышение уровня адаптации организма и его резервных возможностей [4].

В начале и конце педагогического эксперимента проводилось тестирование показателей физической подготовленности, а также оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При первичном обследовании наиболее общей закономерностью явился низкий среднегрупповой уровень физической подготовленности мальчиков и девочек как контрольной, так и экспериментальной группы, определенный по комплексу основных физических качеств:

• развитие скоростно-силовых способностей (тест — прыжок в длину с места);

• гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке);

• скоростные способности (среднее время пробегания отрезка в 30 м);

• силовые способности — тест «отжимание от гимнастической скамейки»;

• развитие взрывной силы (тест-метание мяча на дальность);

• силовая выносливость (тест-удержание на перекладине).

При оценке исходного уровня функционального состояния кардиореспираторной системы по индексу Руфье и пробе Генчи мальчики как контрольной, так и экспериментальной групп показали в большинстве своём результаты «низкий уровень» и «ниже среднего». Изучение функционального состояния кардиореспираторной системы выявило преобладание у обследуемых девочек среднего уровня как по индексу Руфье, так и по пробе Генчи.

При повторном исследовании наблюдался закономерный рост показателей как физической подготовленности, так и улучшение уровня функционального состояния в обеих исследованных группах. Достоверный прирост получен у мальчиков экспериментальной группы по показателям гибкости, силовой выносливости и времени задержки дыхания на выдохе (пробе Генчи), у девочек экспериментальной группы — по показателям прыжка в длину, гибкости, метании мяча и уровню индекса Руфье. По показателям скорости достоверной разницы между группами не наблюдалось, прирост показателя также не был достоверно значимым.

Вывод. Показана эффективность использования элементов спортивных и подвижных игр, эстафет и комплексов специальных физических упражнений в сочетании с лингвистическими технологиями с целью развития у младших школьников определённых физических качеств, улучшения их функционального состояния и здоровья, повышения уровня резервных возможностей, что особенно важно для формирования резистентности организма к агрессивным факторам среды современного мегаполиса.

Литература

1. Бондин В. И., Пономарева И. А., Жаброва Т. А., Мануйленко Э. В. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в

современных условиях экологической среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2. — С. 41-48.

2. Бондин В. И., Фабиан А. Энергетические возможности у людей в зависимости от возраста, условий окружающей среды и физической тренированности // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11-3 (16). — С. 9-12.

3. Бондин В. И., Хренкова В. В., Лебедева И. А., Абакумова Л. В., Попова А. В. Особенности состояния здоровья жителей промышленной зоны г. Ростова-на-Дону // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 3. — С. 48.

4. Ващенко Н. С. Влияние физкультурно-оздоровительной работы на развитие физических качеств и здоровье младших школьников // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11(16), часть 3. — С. 25-29.

5. Гильмундинов В. М., Казанцева Л. К., Тагаева Т. О. Оценка влияния экологического фактора на ухудшение общественного здоровья // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2013. — т.13, вып. 3. — С. 39-48.

6. Грабаровская Л. В., Децык Я. В. Организация работы по профилактике проблем с обучением у детей средствами кинезиологии // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа,. 2015. — С. 91-94.

7. Зорина И. Г. Донозологические нервно-психические заболевания у школьников и их связь с экологическими факторами // Вестник РАМН. — 2012. — № 7. - С. 30-34.

8. Лебедева В. В. Двигательная активность как фактор адаптации организма в условиях неблагоприятного воздействия техносферы // Олимпийская идея сегодня: материалы четвёртой международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 397-402.

9. Лебедева В. В., Палаус И. П., Пономарева И. А. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 102108.

10. Лебедева В. В., Пономарев А. Е. К вопросу о познании через самопознание как прогрессивной методике здоровьесбережения // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 453-459.

11. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу // Транспорт-2015: Труды международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 2015. — С. 189-191.

12. Лысенко А. В., Таютина Т. В., Лысенко Д. С., Арутюнов В. А. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний

// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 11 (117). — С. 218224.

13. Маренко Ю. А., Ларионов В. Г. Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды и его влияние на здоровье населения городов как фактор национальной безопасности // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2014. — т.14, вып. 1. — С. 27-34.

14. Мугаллимова Н. Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2010. — № 1 (14). — С. 75-83.

15. Пономарева И. А. К вопросу о воспитании у школьников культуры здорового и безопасного стиля жизни // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 26-32.

16. Светлакова М. В., Жданова Е. В. Особенности работы по профилактике социально значимых заболеваний среди подростков и молодежи // Теория и практика физ. культуры. — 2011. — № 2. — С. 58-61.

17. Соколова Н. Г., Пономарева И. А. Состояние здоровья и качество образования в различных условиях экологической среды // Культура. Наука. Интеграция. — 2014. — № 4 — (28). — С. 106-110.

18. Таютина Т. В., Пономарева И. А., Лысенко Д. С., Шейхова Р. Г. Динамика показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы при изменении абиотических факторов окружающей среды // Олимпийская идея сегодня: материалы научной конференции с международным участием. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 32-36.

19. Финоченко Т. А., Лысенко А. В., Назимко В. А., Шейхова Р. Г. Профилактика ускоренного старения // Охрана труда. Практикум. — 2009. — №3. — С. 36-40.

20. Шангин А. Б., Толпова Р. С. Лингвистические технологии в формировании здоровья //Молодой ученый. — 2017. — №11.2 (145.2). — С.115-117

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF PREVENTION ERASABILITY OF CHILDREN'S HEALTH DISORDERS

Buynov L.G., Vashchenko N.S., Stepanova T.A.

Buynov Leonid Gennadievich — Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Vashchenko Nikolay Sergeevich — Southern Federal University, Rostov-on-Don Stepanova Tatiana Anatolievna - Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. The paper considers the impact of methods and means of physical culture on the development of basic physical qualities and increase of level of adaptation and reserve capacity of the ecological environment with a high concentration of sociogenic factors to prevent the development of the erasability pathological process. The data obtained show the validity of use as an effective means of physical education elements of sports and outdoor games, relay races and complexes of special physical exercises aimed at the development of younger students' certain physical qualities and improvement of their functional state and health, increasing levels of reserve capacity.

Keywords: physical education, health, environment, school child, erasevolume disorders, physical exercise.

References

1. Bondin V.I., Ponomareva I.A., Zhabrova T.A., Manujlenko Je.V. Funkcional'noe sostojanie i zdorov'e u razlichnyh kategorij molodjozhi v sovremennyh uslovijah jekologicheskoj sredy // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2012. - № 2. - S. 41-48.

2. Bondin V.I., Fabian A. Jenergeticheskie vozmozhnosti u ljudej v zavisimosti ot vozrasta, uslovij okruzhajushhej sredy i fizicheskoj trenirovannosti // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - № 11-3 (16). - S. 9-12.

3. Bondin V.I., Hrenkova V.V., Lebedeva I.A., Abakumova L.V., Popova A.V. Osobennosti sostojanija zdorov'ja zhitelej promyshlennoj zony g. Rostova-na-Donu // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2009. - № 3. - S. 48.

4. Vashhenko N.S. Vlijanie fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty na razvitie fizicheskih kachestv i zdorov'e mladshih shkol'nikov // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - № 11(16), chast' 3. - S. 25-29.

5. Gil'mundinov V.M., Kazanceva L.K., Tagaeva T.O. Ocenka vlijanija jekologicheskogo faktora na uhudshenie obshhestvennogo zdorov'ja // Vestnik NGU. Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki. - 2013. - t.13, vyp. 3. - S. 39-48.

6. Grabarovskaja L.V., Decyk Ja.V. Organizacija raboty po profilaktike problem s obucheniem u detej sredstvami kineziologii // Zakonomernosti i tendencii razvitija nauki v sovremennom obshhestve: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa,. 2015. - S. 91-94.

7. Zorina I.G. Donozologicheskie nervno-psihicheskie zabolevanija u shkol'nikov i ih svjaz' s jekologicheskimi faktorami // Vestnik RAMN. - 2012. - № 7. - S. 30-34.

8. Lebedeva V.V. Dvigatel'naja aktivnost' kak faktor adaptacii organizma v uslovijah neblagoprijatnogo vozdejstvija tehnosfery // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy chetvjortoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. -S. 397-402.

9. Lebedeva V.V., Palaus I.P., Ponomareva I.A. Zdorov'e shkol'nikov v zavisimosti ot dvigatel'noj aktivnosti i pol'zovanija mobil'nymi telefonami // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenija

ih bezopasnosti: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 102-108.

10. Lebedeva V.V., Ponomarev A.E. K voprosu o poznanii cherez samopoznanie kak progressivnoj metodike zdorov'esberezhenija // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 453-459.

11. Lysenko A.V. Innovacionnye podhody k sohraneniju zdorov'ja i prodleniju professional'nogo dolgoletija v uslovijah perehoda k informacionnomu obshhestvu // Transport-2015: Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: FGBOU VPO «Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshhenija», 2015. - S. 189-191.

12. Lysenko A.V., Tajutina T.V., Lysenko D.S., Arutjunov V.A. Ocenka vlijanija fizicheskoj nagruzki na vyrazhennost' trevozhno-depressivnyh sostojanij // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 11 (117). - S. 218-224.

13. Marenko Ju.A., Larionov V.G. Vidy antropogennogo zagrjaznenija okruzhajushhej prirodnoj sredy i ego vlijanie na zdorov'e naselenija gorodov kak faktor nacional'noj bezopasnosti // Vestnik NGU. Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki. - 2014. - t.14, vyp. 1.

- S. 27-34.

14. Mugallimova N.N. Dvigatel'naja aktivnost' kak sredstvo pervichnoj profilaktiki podrostkovoj narkomanii // Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2010. - № 1 (14). - S. 75-83.

15. Ponomareva I.A. K voprosu o vospitanii u shkol'nikov kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 26-32.

16. Svetlakova M.V., Zhdanova E.V. Osobennosti raboty po profilaktike social'no znachimyh zabolevanij sredi podrostkov i molodezhi // Teorija i praktika fiz. kul'tury. - 2011.

- № 2. - S. 58-61.

17. Sokolova N.G., Ponomareva I.A. Sostojanie zdorov'ja i kachestvo obrazovanija v razlichnyh uslovijah jekologicheskoj sredy // Kul'tura. Nauka. Integracija. - 2014. - № 4 -(28). - S. 106-110.

18. Tajutina T.V., Ponomareva I.A., Lysenko D.S., Shejhova R.G. Dinamika pokazatelej funkcional'nogo sostojanija serdechno-sosudistoj sistemy pri izmenenii abioticheskih faktorov okruzhajushhej sredy // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 32-36.

19. Finochenko T.A., Lysenko A.V., Nazimko V.A., Shejhova R.G. Profilaktika uskorennogo starenija // Ohrana truda. Praktikum. - 2009. - №3. - S. 36-40.

20. Shangin A.B., Tolpova R.S. Lingvisticheskie tehnologii v formirovanii zdorov'ja //Molodoj uchenyj. - 2017. - №11.2 (145.2). - S.115-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.