Научная статья на тему 'Использование биологической обратной связи для коррекции психоэмоционального состояния'

Использование биологической обратной связи для коррекции психоэмоционального состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
349
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОС-ТЕРАПИЯ / ВАРИАЦИОННАЯ КАРДИОИНТЕРВАЛОМЕТРИЯ / РЕСПИРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ / ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / BIOLOGICAL FEEDBACK THERAPY / VARIATIONAL CARDIOINTERVALOMETRY / RESPIRATORY TRAINING / PRE-START CONDITIONS / BIOLOGICAL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баршай Владимир Мордухович, Рыбкина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются перспективы использования БОС-тренинга для оптимизации параметров биологического возраста, предстартовых состояний у спортсменов и в качестве альтернативы допингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL FEEDBACK USING FOR CORRECTION OF PSYCHOEMOTICAL STATE

The article discusses the prospects for using biological feedback training to optimize the parameters of biological age, pre-start conditions in athletes and as an alternative to doping.

Текст научной работы на тему «Использование биологической обратной связи для коррекции психоэмоционального состояния»

ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

УДК: 796/799: 612.821

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

В. М. Баршай, Т. А. Рыбкина1

В статье рассматриваются перспективы использования БОС-тренинга для оптимизации параметров биологического возраста, предстартовых состояний у спортсменов и в качестве альтернативы допингу.

Ключевые слова: БОС-терапия, вариационная кардиоинтервалометрия, респираторный тренинг, предстартовые состояния, биологический возраст.

«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет...»

Бертран Рассел

В XXI веке высочайшие темпы развития Российского государства предъявляют всё более серьезные требования к человеку и его здоровью [5, 12]. Многие специалисты признают, что снижение уровня здоровья является угрозой безопасности государства [2, 8]. Данные многочисленных исследований свидетельствуют, что в современных условиях окружающей среды (различные виды загрязнений, информационные перегрузки, гиподинамия и др.) до 90% выпускников школ и студентов вузов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [1, 3, 5, 6, 7].

В последние годы наряду с использованием медикаментозных препаратов и различных биологически активных добавок к пище все чаще для лечения и профилактики заболеваний применяют такие немедикаментозные способы как адаптивное биоуправление [4, 11]. Принцип метода биологической обратной связи (БОС) основан на анализе в режиме реального времени состояния органов и систем своего организма по определенным физиологическим показателям, в результате чего можно научиться сознательно управлять ими [10, 11].

Учитывая сферы применения БОС-терапии (рисунок 1), необходимо отметить важное преимущество БОС-метода, которое состоит в отсутствии использования

1 Баршай Владимир Мордухович — Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет

Рыбкина Татьяна Анатольевна — МБУ Советского района г. Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

внешних воздействий на человека. Это особенно актуально для представителей группы 2, так как многие фармакологические препараты отличаются негативным влиянием на способность эффективно действовать в сложных условиях, либо входят в список запрещенных ВАДА веществ.

Цель и задачи исследования. Целью работы было обоснование использования компьютерного тренажера БОС для оптимизации функционального состояния спортсменов разного возраста.

Рисунок 1. — Сферы применения БОС-терапии

Задача методики БОС заключается в обработке одного или нескольких регистрируемых физиологических сигналов (рисунок 2) для предоставления пациенту информации о его текущем состоянии. Желательные изменения физиологических сигналов сопровождаются позитивным подкреплением (например, играет музыка, демонстрируется видео). Если же пациент не справляется с заданием, то возможна подача негативного подкрепления (например, электрическое воздействие или звуковой сигнал высокого тона).

Это позволяет в среднем за 10-20 сеансов (продолжительность 15-35 минут) выработать у пациента новый навык, способствующий управлению своим функциональным состоянием в экстремальных ситуациях.

В муниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Советского района города

Ростова-на-Дону кабинет психоэмоциональной коррекции БОС на основе программы «Нейрокор 3.0» решает разнообразные задачи:

• сохранения высокой работоспособности и увеличения промежутка времени, в течение которого не развивается утомление и переутомление;

• устранения напряженности, тревоги и беспокойства;

• предупреждения развития стресс-индуцированных нарушений: в том числе личностный и профессиональный стресс (например, тренерская и преподавательская деятельность), внутрисемейные конфликты, проблемы адаптации (адаптация детей к началу обучения в первом и пятом классах, предстоящие ЕГЭ, экзамены, контрольные, соревнования) и др.;

•коррекции девиантного и делинквентного поведения.

Рисунок 2. — Виды биологической обратной связи в зависимости от регистрируемых

параметров

Результаты исследования. Нами был использован респираторный тренинг у спортсменов (как начинающих, так и высококвалифицированных) для формирования адекватного дыхательного стереотипа при одновременном переходе на диафрагмальный тип дыхания. Специалисты считают, что из трех основных типов дыхания (ключичное, грудное и диафрагмальное) в экстремальных ситуациях (при болезни или в состоянии стресса) основная роль принадлежит грудному дыханию, тогда как при диафрагмальном дыхании повышается стрессоустойчивость и происходит нормализация параметров гомеостаза за счет

насыщения кислородом наибольшего количество крови за один дыхательный цикл [10].

Восстановление естественного глубокого диафрагмального дыхания является необходимым условием не только для улучшения работы дыхательной и сердечнососудистой систем, но и воздействует на другие, в том числе психические, функции. В противном случае хроническое кислородное голодание приведет к снижению работоспособности, повышенной чувствительности к стрессу, проблемам с памятью и вниманием, общему снижению качества жизни, а у спортсменов будет препятствовать достижению высоких результатов [7, 9].

Методика ДАС-БОС предназначена для выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). ДАС — разница величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе и ее величины на выдохе. Пациент должен на выдохе снижать ЧСС, опуская значение показателя за границу нижнего порога (НП), выставленного специалистом. Верхний порог (ВП) выставляется по значениям ЧСС на вдохе и имеет второстепенное значение.

Реализация метода ДАС-БОС (в обследовании приняло участие 12 начинающих спортсменов младшего школьного возраста и 56 спортсменов старшего школьного возраста и студентов, специализировавшихся в таких циклических видах спорта как плавание и легкая атлетика) способствовала развитию оптимального предстартового состояния, о чем свидетельствовала нормализация величины индекса напряжения по Баевскому (стресс-индекса, определенного методом вариационной пульсометрии) и уровня ситуативной тревожности. Кроме того, если в начале эксперимента величины ДАС у всех обследованных студентов регистрировались в интервале 17,5-24,9 ударов/минуту, то после 10 сеансов респираторного тренинга зарегистрировано достоверное увеличение данного параметра до 26,3-29,5 ударов/минуту. Это свидетельствует не только об установлении более сбалансированного соотношения активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, но и об улучшении параметров биологического возраста обследованных спортсменов (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь между величиной ДАС и биологическим возрастом человека согласно

методике Сметанкина А. А. [4]

ДАС, ударов/минуту Биологический возраст, лет

37 и > 0-9

33-36 10-19

29-32 20-29

25-28 30-39

21-24 40-49

17-20 50-59

13-16 60-69

9-12 70-79

5-8 80-89

0-4 90 и >

Вывод. Полученные результаты позволяют говорить о перспективности использования БОС-тренинга не только для оптимизации предстартовых состояний у спортсменов и в качестве альтернативы допингу, но и для профилактики ускорения темпов старения при действии на организм неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. Биологическая деградация вида Homo Sapiens: двигательная активность как основной путь противодействия // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов пятой Всероссийской с международным участием конференции. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. — 2016. — С. 23-29.

2. В.И. Бондин, Т.А. Жаброва, В.А. Каплиев, И.А. Лебедева, А.В. Лысенко, Э.В. Мануйленко, С.В. Марченко, Т.В. Попова, Е.И. Почекаева, В.В. Хренкова Образование. Экология. Здоровье: монография — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ,

2012. — 278 с.

3. Дзятковская Е. Н. Информационный стресс и дети группы риска //Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы. — 2010. — №1.

4. Гурьев С. В. Использование компьютерного тренажера для сохранения и укрепления здоровья студентов //Физическая культура в системе аграрного профессионального образования: идеи, технологии, перспективы: сборник материалов VI научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею университета. Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. — 2017. — С. 85-90.

5. Дружилов С. А. Загрязненность информационной среды и проблемы психологического здоровья личности // Современные наукоемкие технологии. —

2013. — №4. — С89

6. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Лушпаева О. А., Лысенко Д. С., Таютина Т. А., Недоруба Е. А. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1-2. — 297 с.

7. Лысенко А. В., Лысенко Д. С., Попова Т. В., Почекаева Е. И. Возрастные особенности влияния аэроионизации на функциональное состояние студентов //Ученые записки университета им. Лесгафта. — 2016. — №2 (132). — С. 114-188

8. Лысенко А.В. Продолжительность жизни как интегральный показатель безопасности жизнедеятельности: особенности информационного общества //Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — Ч.2. — С. 72-76

9. Лысенко Д.С., Барган О.Г. Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью// Молодой ученый. - 2016. - №6 (110). — С. 791-793

10. Ратников С.В., Саратовский Д.В., Гайдамакин А.В. Некоторые вопросы формирования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Педагогика. — 2017. — №9. — С. 55-57

11. Сорокина Н.Д., Селицкий Г.В., Теременцева Е.С. Эффективность БОС-терапии головной боли напряжения у пациентов с различными особенностями автономной нервной системы // Российский медицинский журнал. — 2014. — №2. — С.15-18

12. Хренкова В.В., Абакумова Л.В., Лысенко А.В., Баршай В.М., Рогинская А.А., Карсакова А.А., Журавлева М.В. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс-оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности // Фундаментальные исследования. — 2014. — №11-5. — С. 1090-1093.

BIOLOGICAL FEEDBACK USING FOR CORRECTION OF PSYCHOEMOTICAL STATE

Barshai V.M., Rybkina T.A.

Barshai Vladimir Mordukhovich — Southern Federal University, Rostov-on-Don Rybkina Tatiana Anatolievna — Center for Psychological, Pedagogical, medical and social assistance, Soviet district, Rostov-on-Don

Abstract. The article discusses the prospects for using biological feedback training to optimize the parameters of biological age, pre-start conditions in athletes and as an alternative to doping.

Keywords: biological feedback therapy, variational cardiointervalometry, respiratory training, pre-start conditions, biological age

References

1. Apanasenko G.L. Biologicheskaja degradacija vida Homo Sapiens: dvigatel'naja aktivnost' kak osnovnoj put' protivodejstvija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i

dolgoletie: sbornik materialov pjatoj Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem konferencii. - Rostov n/D: Izd-vo JuFU. - 2016.-S. 23-29. (in Russian)

2. V.I. Bondin, T.A. Zhabrova, V.A. Kapliev, I.A. Lebedeva, A.V. Lysenko, Je.V. Manujlenko, S.V. Marchenko, T.V. Popova, E.I. Pochekaeva, V.V. Hrenkova Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e: monografija - Rostov-na-Donu: SKNC VSh JuFU, 2012. - 278 s. (in Russian)

3. Dzjatkovskaja E.N. Informacionnyj stress i deti gruppy riska // Jekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole i vne shkoly. — 2010.-№1. (in Russian)

4. Gur'ev S.V. Ispol'zovanie komp'juternogo trenazhera dlja sohranenija i ukreplenija zdorov'ja studentov //Fizicheskaja kul'tura v sisteme agrarnogo professional'nogo obrazovanija: idei, tehnologii, perspektivy: sbornik materialov VI nauchno- prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letnemu jubileju universiteta. Omskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. P.A. Stolypina. — 2017.- S. 85-90. (in Russian)

5. Druzhilov S.A. Zagrjaznennost' informacionnoj sredy i problemy psihologicheskogo zdorov'ja lichnosti // Sovremennye naukoemkie tehnologii. — 2013.-№4.-S89. (in Russian)

6. Lysenko A.V., Stepanova T.A., Lushpaeva O.A., Lysenko D.S., Tajutina T.A., Nedoruba E.A. Potencial massovogo sporta v sohranenii zdorov'ja v uslovijah formirovanija u molodezhi klipovogo myshlenija //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. -№1-2. -297s. (in Russian)

7. Lysenko A.V., Lysenko D.S., Popova T.V., Pochekaeva E.I. Vozrastnye osobennosti vlijanija ajeroionizacii na funkcional'noe sostojanie studentov //Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. — 2016.- №2 (132).- S. 114-188. (in Russian)

8. Lysenko A.V. Prodolzhitel'nost' zhizni kak integral'nyj pokazatel' bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: osobennosti informacionnogo obshhestva //Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2017. - Ch.2. - S. 72-76. (in Russian)

9. Lysenko D.S., Bargan O.G. Jelementy zdorov'esberegajushhego obrazovanija detej, imejushhih sindrom deficita vnimanija s giperaktivnost'ju// Molodoj uchenyj. — 2016.- №6 (110). — S. 791-793. (in Russian)

10. Ratnikov S.V., Saratovskij D.V., Gajdamakin A.V. Nekotorye voprosy formirovanija psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennih del //Pedagogika. — 2017.- №9.- S. 55-57. (in Russian)

11. Sorokina N.D., Selickij G.V., Teremenceva E.S. Jeffektivnost' BOS-terapii golovnoj boli naprjazhenija u pacientov s razlichnymi osobennostjami avtonomnoj nervnoj sistemy // Rossijskij medicinskij zhurnal. — 2014. - №2. - S. 15-18. (in Russian)

12. Hrenkova V.V., Abakumova L.V., Lysenko A.V., Barshaj V.M., Roginskaja A.A., Karsakova A.A., Zhuravleva M.V. Variacionnaja kardiointervalometrija kak metod jekspress-ocenki funkcional'nogo sostojanija studentov s raznym urovnem dvigatel'noj aktivnosti // Fundamental'nye issledovanija. — 2014. — №11-5. - S. 1090-1093. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.