ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
УДК: 796/799: 612.821
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
В. М. Баршай, Т. А. Рыбкина1
В статье рассматриваются перспективы использования БОС-тренинга для оптимизации параметров биологического возраста, предстартовых состояний у спортсменов и в качестве альтернативы допингу.
Ключевые слова: БОС-терапия, вариационная кардиоинтервалометрия, респираторный тренинг, предстартовые состояния, биологический возраст.
«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет...»
Бертран Рассел
В XXI веке высочайшие темпы развития Российского государства предъявляют всё более серьезные требования к человеку и его здоровью [5, 12]. Многие специалисты признают, что снижение уровня здоровья является угрозой безопасности государства [2, 8]. Данные многочисленных исследований свидетельствуют, что в современных условиях окружающей среды (различные виды загрязнений, информационные перегрузки, гиподинамия и др.) до 90% выпускников школ и студентов вузов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [1, 3, 5, 6, 7].
В последние годы наряду с использованием медикаментозных препаратов и различных биологически активных добавок к пище все чаще для лечения и профилактики заболеваний применяют такие немедикаментозные способы как адаптивное биоуправление [4, 11]. Принцип метода биологической обратной связи (БОС) основан на анализе в режиме реального времени состояния органов и систем своего организма по определенным физиологическим показателям, в результате чего можно научиться сознательно управлять ими [10, 11].
Учитывая сферы применения БОС-терапии (рисунок 1), необходимо отметить важное преимущество БОС-метода, которое состоит в отсутствии использования
1 Баршай Владимир Мордухович — Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет
Рыбкина Татьяна Анатольевна — МБУ Советского района г. Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
внешних воздействий на человека. Это особенно актуально для представителей группы 2, так как многие фармакологические препараты отличаются негативным влиянием на способность эффективно действовать в сложных условиях, либо входят в список запрещенных ВАДА веществ.
Цель и задачи исследования. Целью работы было обоснование использования компьютерного тренажера БОС для оптимизации функционального состояния спортсменов разного возраста.
Рисунок 1. — Сферы применения БОС-терапии
Задача методики БОС заключается в обработке одного или нескольких регистрируемых физиологических сигналов (рисунок 2) для предоставления пациенту информации о его текущем состоянии. Желательные изменения физиологических сигналов сопровождаются позитивным подкреплением (например, играет музыка, демонстрируется видео). Если же пациент не справляется с заданием, то возможна подача негативного подкрепления (например, электрическое воздействие или звуковой сигнал высокого тона).
Это позволяет в среднем за 10-20 сеансов (продолжительность 15-35 минут) выработать у пациента новый навык, способствующий управлению своим функциональным состоянием в экстремальных ситуациях.
В муниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Советского района города
Ростова-на-Дону кабинет психоэмоциональной коррекции БОС на основе программы «Нейрокор 3.0» решает разнообразные задачи:
• сохранения высокой работоспособности и увеличения промежутка времени, в течение которого не развивается утомление и переутомление;
• устранения напряженности, тревоги и беспокойства;
• предупреждения развития стресс-индуцированных нарушений: в том числе личностный и профессиональный стресс (например, тренерская и преподавательская деятельность), внутрисемейные конфликты, проблемы адаптации (адаптация детей к началу обучения в первом и пятом классах, предстоящие ЕГЭ, экзамены, контрольные, соревнования) и др.;
•коррекции девиантного и делинквентного поведения.
Рисунок 2. — Виды биологической обратной связи в зависимости от регистрируемых
параметров
Результаты исследования. Нами был использован респираторный тренинг у спортсменов (как начинающих, так и высококвалифицированных) для формирования адекватного дыхательного стереотипа при одновременном переходе на диафрагмальный тип дыхания. Специалисты считают, что из трех основных типов дыхания (ключичное, грудное и диафрагмальное) в экстремальных ситуациях (при болезни или в состоянии стресса) основная роль принадлежит грудному дыханию, тогда как при диафрагмальном дыхании повышается стрессоустойчивость и происходит нормализация параметров гомеостаза за счет
насыщения кислородом наибольшего количество крови за один дыхательный цикл [10].
Восстановление естественного глубокого диафрагмального дыхания является необходимым условием не только для улучшения работы дыхательной и сердечнососудистой систем, но и воздействует на другие, в том числе психические, функции. В противном случае хроническое кислородное голодание приведет к снижению работоспособности, повышенной чувствительности к стрессу, проблемам с памятью и вниманием, общему снижению качества жизни, а у спортсменов будет препятствовать достижению высоких результатов [7, 9].
Методика ДАС-БОС предназначена для выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). ДАС — разница величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе и ее величины на выдохе. Пациент должен на выдохе снижать ЧСС, опуская значение показателя за границу нижнего порога (НП), выставленного специалистом. Верхний порог (ВП) выставляется по значениям ЧСС на вдохе и имеет второстепенное значение.
Реализация метода ДАС-БОС (в обследовании приняло участие 12 начинающих спортсменов младшего школьного возраста и 56 спортсменов старшего школьного возраста и студентов, специализировавшихся в таких циклических видах спорта как плавание и легкая атлетика) способствовала развитию оптимального предстартового состояния, о чем свидетельствовала нормализация величины индекса напряжения по Баевскому (стресс-индекса, определенного методом вариационной пульсометрии) и уровня ситуативной тревожности. Кроме того, если в начале эксперимента величины ДАС у всех обследованных студентов регистрировались в интервале 17,5-24,9 ударов/минуту, то после 10 сеансов респираторного тренинга зарегистрировано достоверное увеличение данного параметра до 26,3-29,5 ударов/минуту. Это свидетельствует не только об установлении более сбалансированного соотношения активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, но и об улучшении параметров биологического возраста обследованных спортсменов (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь между величиной ДАС и биологическим возрастом человека согласно
методике Сметанкина А. А. [4]
ДАС, ударов/минуту Биологический возраст, лет
37 и > 0-9
33-36 10-19
29-32 20-29
25-28 30-39
21-24 40-49
17-20 50-59
13-16 60-69
9-12 70-79
5-8 80-89
0-4 90 и >
Вывод. Полученные результаты позволяют говорить о перспективности использования БОС-тренинга не только для оптимизации предстартовых состояний у спортсменов и в качестве альтернативы допингу, но и для профилактики ускорения темпов старения при действии на организм неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности.
Литература
1. Апанасенко Г. Л. Биологическая деградация вида Homo Sapiens: двигательная активность как основной путь противодействия // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов пятой Всероссийской с международным участием конференции. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. — 2016. — С. 23-29.
2. В.И. Бондин, Т.А. Жаброва, В.А. Каплиев, И.А. Лебедева, А.В. Лысенко, Э.В. Мануйленко, С.В. Марченко, Т.В. Попова, Е.И. Почекаева, В.В. Хренкова Образование. Экология. Здоровье: монография — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ,
2012. — 278 с.
3. Дзятковская Е. Н. Информационный стресс и дети группы риска //Экологическое образование: до школы, в школе и вне школы. — 2010. — №1.
4. Гурьев С. В. Использование компьютерного тренажера для сохранения и укрепления здоровья студентов //Физическая культура в системе аграрного профессионального образования: идеи, технологии, перспективы: сборник материалов VI научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею университета. Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. — 2017. — С. 85-90.
5. Дружилов С. А. Загрязненность информационной среды и проблемы психологического здоровья личности // Современные наукоемкие технологии. —
2013. — №4. — С89
6. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Лушпаева О. А., Лысенко Д. С., Таютина Т. А., Недоруба Е. А. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1-2. — 297 с.
7. Лысенко А. В., Лысенко Д. С., Попова Т. В., Почекаева Е. И. Возрастные особенности влияния аэроионизации на функциональное состояние студентов //Ученые записки университета им. Лесгафта. — 2016. — №2 (132). — С. 114-188
8. Лысенко А.В. Продолжительность жизни как интегральный показатель безопасности жизнедеятельности: особенности информационного общества //Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — Ч.2. — С. 72-76
9. Лысенко Д.С., Барган О.Г. Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью// Молодой ученый. - 2016. - №6 (110). — С. 791-793
10. Ратников С.В., Саратовский Д.В., Гайдамакин А.В. Некоторые вопросы формирования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Педагогика. — 2017. — №9. — С. 55-57
11. Сорокина Н.Д., Селицкий Г.В., Теременцева Е.С. Эффективность БОС-терапии головной боли напряжения у пациентов с различными особенностями автономной нервной системы // Российский медицинский журнал. — 2014. — №2. — С.15-18
12. Хренкова В.В., Абакумова Л.В., Лысенко А.В., Баршай В.М., Рогинская А.А., Карсакова А.А., Журавлева М.В. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс-оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности // Фундаментальные исследования. — 2014. — №11-5. — С. 1090-1093.
BIOLOGICAL FEEDBACK USING FOR CORRECTION OF PSYCHOEMOTICAL STATE
Barshai V.M., Rybkina T.A.
Barshai Vladimir Mordukhovich — Southern Federal University, Rostov-on-Don Rybkina Tatiana Anatolievna — Center for Psychological, Pedagogical, medical and social assistance, Soviet district, Rostov-on-Don
Abstract. The article discusses the prospects for using biological feedback training to optimize the parameters of biological age, pre-start conditions in athletes and as an alternative to doping.
Keywords: biological feedback therapy, variational cardiointervalometry, respiratory training, pre-start conditions, biological age
References
1. Apanasenko G.L. Biologicheskaja degradacija vida Homo Sapiens: dvigatel'naja aktivnost' kak osnovnoj put' protivodejstvija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i
dolgoletie: sbornik materialov pjatoj Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem konferencii. - Rostov n/D: Izd-vo JuFU. - 2016.-S. 23-29. (in Russian)
2. V.I. Bondin, T.A. Zhabrova, V.A. Kapliev, I.A. Lebedeva, A.V. Lysenko, Je.V. Manujlenko, S.V. Marchenko, T.V. Popova, E.I. Pochekaeva, V.V. Hrenkova Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e: monografija - Rostov-na-Donu: SKNC VSh JuFU, 2012. - 278 s. (in Russian)
3. Dzjatkovskaja E.N. Informacionnyj stress i deti gruppy riska // Jekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole i vne shkoly. — 2010.-№1. (in Russian)
4. Gur'ev S.V. Ispol'zovanie komp'juternogo trenazhera dlja sohranenija i ukreplenija zdorov'ja studentov //Fizicheskaja kul'tura v sisteme agrarnogo professional'nogo obrazovanija: idei, tehnologii, perspektivy: sbornik materialov VI nauchno- prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letnemu jubileju universiteta. Omskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. P.A. Stolypina. — 2017.- S. 85-90. (in Russian)
5. Druzhilov S.A. Zagrjaznennost' informacionnoj sredy i problemy psihologicheskogo zdorov'ja lichnosti // Sovremennye naukoemkie tehnologii. — 2013.-№4.-S89. (in Russian)
6. Lysenko A.V., Stepanova T.A., Lushpaeva O.A., Lysenko D.S., Tajutina T.A., Nedoruba E.A. Potencial massovogo sporta v sohranenii zdorov'ja v uslovijah formirovanija u molodezhi klipovogo myshlenija //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. -№1-2. -297s. (in Russian)
7. Lysenko A.V., Lysenko D.S., Popova T.V., Pochekaeva E.I. Vozrastnye osobennosti vlijanija ajeroionizacii na funkcional'noe sostojanie studentov //Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. — 2016.- №2 (132).- S. 114-188. (in Russian)
8. Lysenko A.V. Prodolzhitel'nost' zhizni kak integral'nyj pokazatel' bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: osobennosti informacionnogo obshhestva //Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2017. - Ch.2. - S. 72-76. (in Russian)
9. Lysenko D.S., Bargan O.G. Jelementy zdorov'esberegajushhego obrazovanija detej, imejushhih sindrom deficita vnimanija s giperaktivnost'ju// Molodoj uchenyj. — 2016.- №6 (110). — S. 791-793. (in Russian)
10. Ratnikov S.V., Saratovskij D.V., Gajdamakin A.V. Nekotorye voprosy formirovanija psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennih del //Pedagogika. — 2017.- №9.- S. 55-57. (in Russian)
11. Sorokina N.D., Selickij G.V., Teremenceva E.S. Jeffektivnost' BOS-terapii golovnoj boli naprjazhenija u pacientov s razlichnymi osobennostjami avtonomnoj nervnoj sistemy // Rossijskij medicinskij zhurnal. — 2014. - №2. - S. 15-18. (in Russian)
12. Hrenkova V.V., Abakumova L.V., Lysenko A.V., Barshaj V.M., Roginskaja A.A., Karsakova A.A., Zhuravleva M.V. Variacionnaja kardiointervalometrija kak metod jekspress-ocenki funkcional'nogo sostojanija studentov s raznym urovnem dvigatel'noj aktivnosti // Fundamental'nye issledovanija. — 2014. — №11-5. - S. 1090-1093. (in Russian)