УДК 796.011.3
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОРЛОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД
ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА
PSYCHOPHYSICAL PERFORMANCE OF CADETS AND STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF THE OREL LAW INSTITUTE NAMED
AFTER V.V. LUKYANOV
Алдошин Андрей Витальевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Aldoshin Andrey Vitalevich (A. V. Aldoshin) Ph. D., assistant professor of physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Алдошина Евгения Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Орловский государственный аграрный университет
имени Н. В. Парахина г. Орёл, Россия
Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna (E. A. Aldoshina) Ph. D., assistant professor of physical education, Orel State Agrarian University named N. V. Para hina
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматривается педагогический эксперимент по определению психофизической работоспособности курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России. Даются рекомендации и методика управления и самоуправления работоспособностью, способствующие повышению эффективности их профессиональной деятельности.
Abstract. The article examines the pedagogical experiment to determine the psychophysical health of cadets and listeners of the Orel Law Institute of the Russian Interior Ministry. Provides guidance and methods of control and self-management capacity for work, improve the efficiency of their professional activities.
Ключевые слова: физическая подготовка, психофизическая работоспособность, курсанты.
Keywords: physical fitness, psychophysical performance, students.
В Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова проводится активная работа по повышению качества подготовки специалистов для службы в составе подразделений ГИБДД. Организационное обеспечение учебного процесса и воспитание направлено на усвоение курсантами и слушателями положений учебной программы, вовлечение их в общественную и спортивную жизнь института. Одной из основных задач кафедры физической подготовки и спорта является обеспечение психофизической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Педагогический эксперимент по определению психофизической работоспособности проводился на базе Орловского юридического института МВД имени В. В. Лукьянова в течение 4 лет. В исследовании приняли участие курсанты 4-х учебных групп, обучающихся по профилю подготовки ГИБДД в количестве 93 человек.
Целевым ориентиром эксперимента являлось положение о том, что целенаправленные методы педагогического воздействия, направленные на управление работоспособностью курсантов и слушателей, обучающихся по профилю ГИБДД, повысят эффективность предложенной программы, обеспечат позитивные изменения компонентов, включенных в целостное понятие «психофизическая работоспособность». Предполагалось, что за период обучения у курсантов выработается активное и деятельностное отношение к физической подготовке как наиболее эффективному средству и методу достижения высокого уровня работоспособности.
В рамках программы, действующей на протяжении эксперимента, предусматривалась организация процесса физической подготовки курсантов в соответствии с требованиями Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем, в экспериментальных группах были проведены воспитательные, спортивные, рекреационные мероприятия, которые преимущественно затрагивали внеурочные формы занятий [1, 2].
При традиционном подходе к методике обучения, выполнению приемов и технических действий, требованиям к уровню физической подготовленности и совершенствованию систем организма, особое внимание уделялось подходу к личности курсанта.
В процессе обучения динамика работоспособности определялась на основе индивидуального показателя прогресса и рейтинговой оценки. При этом семестровые зачеты (экзамен) сдавались в соответствие с требованиями учебной программы по физической подготовке образовательной организации, по желанию лишь теми курсантами, которых не устраивала оценка, определенная с помощью предложенной методики.
В 1-4 семестрах физическая подготовка в экспериментальных группах была жестко регламентирована. При этом особое внимание уделялось выполнению задач когнитивного и мотивационного компонентов формирования потребности у курсантов в занятиях физическими упражнениями. Значительное внимание уделялось функциональному и сенсорному компонентам как базовой основы оптимизации работоспособности курсантов. На втором этапе (5-8 семестры) по степени овладения программным материалом осуществлялась
дифференциация обучаемых, которая позволила создать условия для реализации задач социального компонента для постепенного перехода, более подготовленных курсантов к самоуправлению физическим совершенствованием. Критерием успешности являлся не фактический уровень развития физических качеств и двигательных навыков курсантов и слушателей, а степень их готовности и способности к деятельности по владению методами управления работоспособностью и готовностью самосовершенствоваться. Курсанты, имеющие низкий (отрицательный) индивидуальный показатель прогресса, продолжали занятия в группах жестко регламентированной физической подготовки под руководством преподавателей (командиров).
Результаты динамики показателей, характеризующих работоспособность курсантов и слушателей, свидетельствуют о том, что их уровень положительно изменился. Об этой динамике можно судить по морфологическим характеристикам сердца, которые в значительной мере определяются размерами тела человека. З.Б. Белоцерковским с соавт. на основе решения уравнения регрессии установлены взаимоотношении показателей массы тела и массы миокарда: ММ=1,05МТ+35,4(±17,2), где ММ - масса миокарда, МТ -масса тела [3].
Опираясь на рекомендованные расчеты, за нормальный диапазон колебаний миокарда принимали расположения варианта в пределах ±1о при превышении верхней границы - оценивали как увеличенный.
Опираясь на данные измерений показателей: возраст (лет), масса тела (кг), рост тела (см), ЧСС (раз/мин), САД (мм рт ст), ДАД (мм рт ст) рассчитывали следующие показатели:
- систолический (ударный) объем крови СОК=90,97+0,54ПАД-0,57ДАД-0,61*возраст, мл
- минутный объем кровообращения МОК=СОК*ЧСС, мл.
Так у курсантов выявлена позитивная динамика в размерах левого предсердия и желудочка, аорты и массы миокарда. В теоретических исследованиях ряда авторов установлено, что масса миокарда левого желудочка находится в достаточно тесных взаимоотношениях с уровнем физической работоспособности по тесту PWCl70. В исследованиях установлено, что этот показатель в наибольшей степени претерпевает изменения в процессе адаптации сердца к физическим нагрузкам. При этом значительные преимущества наблюдаются у спортсменов видов спорта, развивающих выносливость.
О позитивной динамике работоспособности также судили по показателям тестов, принятых в оценке физической подготовленности курсантов, обучающихся в системе подготовки образовательных организаций МВД России, функциональных проб Руфье (от 8,3 ±0,9 к 6,7 ± 0,8), Генче и Штанге. В результате проведенных занятий зарегистрировано увеличение времени задержки дыхания по пробам Генче и Штанге, повышение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, рост физической работоспособности и максимального потребления кислорода, что указывает
на повышение уровня физического здоровья курсантов и слушателей.
Так установлено, что уровень физической подготовленности слушателей на конечном этапе исследования оказался выше. Средний балл сдачи итоговой проверки по показателям физической подготовки составил 4,26 балла. Внедрение программы способствовало незначительному снижению показателей физической подготовленности, которое обычно наблюдается на завершающем этапе обучения, связанном с увеличением их теоретической загруженности. Среди показателей, характеризующих динамику физической работоспособности за период эксперимента, следует выделить достоверные изменения к концу эксперимента данных в беге на 1 км. Результаты в среднем улучшились на 12%; в подтягивании на 11%. По результатам проведенного эксперимента удалось выявить достоверные различия между степенью развития психических и психомоторных качеств по отношению к исходным данным. Так уровень сформированности таких значимых качеств как устойчивость внимания улучшилось на 3 % и продуктивность мышления на 5 %, говорит о положительном влиянии на них.
Несмотря на то, что личностные качества как наиболее консервативные характеристики индивида мало изменяются, результаты эксперимента свидетельствуют о положительных изменениях уровня сформированности профессионально значимых личностных качеств, имеющих прямое отношение к характеру формирования психофизической работоспособности курсантов. В целом в показателях ответственность, организованность, самостоятельность, исполнительность наблюдалась явная положительная динамика и на основании экспертной оценки составила на исходном этапе 3,3± 0,1, в то время как на заключительном - 6,6 ± 0,2, рассчитанных по 10-балльной шкале.
Анализ показал, что более значимая динамика произошла в показателях «самостоятельность» - на 0,9 балла, «организованность» - на 0,8 балла, «ответственность» - на 0,7 балла, «исполнительность» - на 0,7 балла, что соответствует 94, 75, 85, 90 и 82 % от требуемого уровня их сформированности. Но результаты педагогического эксперимента подтверждают необходимость использования возможностей физической подготовки в их формировании.
Так за время обучения те курсанты, которые самостоятельно занимались физическими упражнениями увеличилось на 39,6 %, по сравнению с данными учебных групп, не принимавших участия в эксперименте. Многие курсанты приняли более активное участие в соревновательной деятельности вуза.
Полученные данные свидетельствуют о более высоком активно-деятельном отношении к физической подготовке.
Последовательный перевод курсантов на индивидуальные планы обучения способствовал увеличению числа курсантов, имеющих высокую потребность в самостоятельной физической тренировке. Так в процессе эксперимента установлено, что при организации занятий с жестко регламентированной физической подготовкой на индивидуальный план учебных занятий переведены 14 человек (14,6 %), через год обучения - это количество увеличилось до 41 человека (42,7 %), а к концу обучения - 55 человек (57,3 %).
Эффективность применения экспериментальной программы определялась по методике оперативной диагностики, построенной на учете самооценке своей
физической активности самими курсантами, что позволило:
- повысить ответственность курсантов за результаты своей физической подготовки;
- обеспечить систематичность физической подготовки и физического совершенствования независимо от фактического уровня подготовленности;
- повысить объективность оценки и исключить возможность получения оценки неадекватной как уровню физической подготовленности курсантов, так и затраченным ими усилиям;
- обеспечить соблюдение элементарных приемов режима дня, гигиенических норм и правил питания, учитывающих хронобиологические особенности уровня работоспособности;
- значительно повысить активность курсантов в спортивной жизни вуза.
Применение предложенной методики оценивания в конечном итоге способствовало осуществлению индивидуализации обучения, созданию условий для проявления и улучшения работоспособности обучаемых.
В пользу экспериментальной программы физической подготовки свидетельствует тот факт, что на выпускников, обучавшихся по экспериментальной программе, было получено 94 % положительных аттестационных отзывов.
В процессе эксперимента полученные результаты кроме данных, свидетельствующих о росте показателей, отражающих положительную динамику работоспособности, также свидетельствуют о существенной положительной динамике в уровне сформированности профессионально значимых личностных качеств, уровне физической подготовленности, показателях функционального состояния организма, о более существенных положительных изменениях потребностно-мотивационной сферы курсантов.
Наличие продуктивного опыта двигательной деятельности у большинства курсантов, занимавшихся по экспериментальной программе, дает основание для проявления ими высокой физической активности в период профессиональной деятельности, что будет способствовать сокращению сроков адаптации, поддержанию уровня профессиональной работоспособности, обеспечению устойчивости основных систем организма, является нравственной основой успешности профессиональной деятельности сотрудника ГИБДД [4].
Теоретическая подготовка и включение курсантов в систему физической рекреации в период обучения (в рамках свободного времени, и в период отпуска) позволила выявить позитивную динамику работоспособности в социальном, сенсорном и эмоциональном, физическом компонентах.
В социальном компоненте курсант выступает как свободное существо, способное к творчеству и выбору собственного образа развития на основе разума и деятельности. Но при этом его оптимальное развитие и совершенствование осуществляется в обществе через несение службы государству: через достижение общности позиций, взглядов, ценностных ориентаций взаимодействующих лиц, единства их действий в деятельности. Рекреационная деятельность охватывает широкую область социально-культурной практики курсантов, обеспечивая их ценностными ориентациями в области культурного аспекта продуктивного проведения свободного времени,
определяет его образ жизни и противостоит асоциальным, антикультурным проявлениям. Искореняются вредные привычки организации своего отдыха с включением спиртных напитков. Включение курсантов в рекреационные мероприятия примиряет «непримиримых», снимает или укорачивает дистанции взаимодействия, способствует развитию профессионально важных личностных качеств коммуникабельности, ответственности и дисциплинированности. В связи с этим в области социальных отношений участие в рекреационных мероприятиях выходит на структурообразующий уровень: они становятся инструментом общения и развития.
В сенсорном и эмоциональном компонентах выражается в эффективности воздействия средств физической рекреации на психическое состояние, личностные характеристики, их настроение и психосоциальное поведение. Снимается эффект монотонии, связанный со строгой регламентацией распорядка дня в образовательных организациях МВД России. Установлено, что на исходном уровне отнесли себя к новичкам, использующим опыт участия в рекреационных мероприятиях различной сложности более половины опрошенных курсантов. К систематически занимающимся, отнесли себя лишь 14%, остальные занимают промежуточное положение между указанными группами. Степень влияния рекреационных мероприятий на курсантов определилось в освоении ими технических элементов, тактике прохождения препятствий, освоении уровней сложности заданий с точки зрения развития физических кондиций, а также в сформированности качеств личности и стремлении их к самопознанию, развитию способностей к самоанализу, разрешению внутренних конфликтов, построению системы жизненных и профессиональных перспектив.
В физическом компоненте - в развитии и подготовленности как динамическом состоянии организма и форм его жизнедеятельности, которое обеспечивает физиологически обусловленную наполненность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую дееспособность в соответствии с профессиональными задачами. Воспитываются положительные привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями через всю жизнь. Как показали результаты обследования, динамика вовлечения курсантов в различные формы физической рекреации способствует удовлетворению естественной потребности их в мышечной активности, эстетическом наслаждении красотой, точностью, ловкостью своих движений, в стремлении проявить свои возможности при выполнении сложных спортивных упражнений, а также добиться конкретных результатов, доказать свое мастерство, стать сильным, крепким, здоровым. За период исследования лишь незначительная часть курсантов экспериментальной группы в период каникул не принимали участие в различных формах двигательной активности и занятий спортом [5].
Объективность полученных данных подтверждается низкими показателями простудных заболеваний, связанными с изменениями погодно-климатических факторов, умениями использовать на практике полученные знания и умения по регулированию работоспособности и оптимизации своего режим труда и отдыха. Результаты нашего исследования доказывают справедливость выдвинутой гипотезы о необходимости включения средств и методов физической
рекреации в быт курсантов, обучающихся в системе МВД России.
Таким образом, анализ теоретических источников показал, что усиление требований современной профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД России предполагает разработку системы мер, направленных на сохранение производительности и эффективности их служебной деятельности, важным условием которых является сохранение и укрепление их здоровья посредством включения средств и методов физической рекреации в повседневную жизнь.
Установлено, что реализация модели физической рекреации для курсантов 1-2 курса оказалась эффективной при соблюдении условий, реализуемых в соответствии с биоклиматическими факторами (осень, зима, весна и лето); корректировки получения знаний и умений, их применения в организации индивидуальных программ физической активности вне рамок обязательных занятий физической подготовки.
Предлагаемая модель строилась на основе учета особенностей учебного труда и образа жизни курсантов, биоклиматических факторов места проживания на момент обучения. Разработанная модель определяется нами как совокупность ряда составляющих системы, участвующих в процессе и обеспечивающих оптимальный темп изменений внешней и внутренней среды. Эффективность ее определяется уровнем адаптации курсантов к климатическим факторам при соблюдении равновесия между организмом и средой; в осознанных действиях, направленных на изменение своего поведения с целью сохранения оптимального функционирования организма в течение учебного года, в сложившихся условиях образовательного пространства; индивидуальной траектории развития личности, ее функциональных, психических и физических возможностей.
Литература
1. Баркалов С. Н. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России / С. Н. Баркалов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 3-7.
2. Баркалов С. Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: основные понятия, направления совершенствования, образовательные технологии / С. Н. Баркалов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. - С. 31-46.
3. Герасимов И. В. Динамика физического состояния курсантов ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова на различных этапах обучения / И. В. Герасимов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. - С. 57-60.
4. Макеева В. С. Организация деятельности вуза и самоорганизация здорового поведения курсантов МВД в процессе физической подготовки /
В. С. Макеева, С. Н. Баркалов, А. В. Алдошин // Интернет-журнал «Мир науки». -2016. - Том 4. -№ 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN216.pdf (дата обращения 13.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
5. Еремин Р. В. К вопросу об организации самостоятельной физической тренировки сотрудников ДПС ГИБДД / Р. В. Еремин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей / редкол.: С.Н. Баркалов [и др.]. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - С. 20-23.
6. Славко А. Л. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности курсанта / А. Л. Славко, Б. А. Клименко // Проблемы правоохранительной деятельности и образования : Сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2012. - С. 47-52.
References
1. Barkalov S. N. Kompleksnoe primenenie fizicheskikh uprazhneniy v sluzhebno-boevoy podgotovke kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Complex application of exercise in service and combat training of cadets of educational institutions MIA Russia]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. - Proceedings of the Tula State University.Physical Culture. Sport, no. 2014, pp. 3-7.
2. Barkalov S. N. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD: osnovnye ponyatiya, napravleniya sovershenstvovaniya, obrazovatel'nye tekhnologii [Professional and application-oriented physical training of staff of Department of Internal Affairs: basic concepts, directions of enhancement, educational technologies]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Enhancement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 31-46.
3. Gerasimov I. V. Dinamika fizicheskogo sostoyaniya kursantov OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova na razlichnykh etapakh obucheniya [The dynamics of the physical condition of the students OrYuI Russian Interior Ministry named V. V. Lukyanov at different stages of learning]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational institutions and employees of law enforcement agencies: Proceedings of the XVII International scientific and practical conference]. Irkutsk, TNI Russian Interior Ministry, 2015, pp. 57-60.
4. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Aldoshin A. V. Organizatsiya deyatel'nosti vuza i samoorganizatsiya zdorovogo povedeniya kursantov MVD v protsesse fizicheskoy podgotovki [The organization of activity of higher education institution and self-organization of healthy behavior of cadets of the Ministry of Internal Affairs in process of physical training]. Mir nauki - World of science, 2016, Volume 4, no. 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN216.pdf (accessed 5 March 2017).
5. Eremin R. V. K voprosu ob organizatsii samostoyatel'noy fizicheskoy trenirovki sotrudnikov DPS GIBDD [On the question of the organization of independent physical training of employees of traffic police traffic ]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov: sbornik statey [Actual problems of physical education and sport students, trainees and students: a collection of articles]. Orel, OrYuI Russian Interior Ministry named V. V. Lukyanov, 2015, pp. 20-23.
6. Slavko A. L., Klimenko B. A. Vliyanie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti na razvitie lichnosti kursanta [Effect of physical training and sports activities in the personal development of the cadet]. Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti i obrazovaniya : Sbornik nauchnykh trudov doktorantov, ad"yunktov, aspirantov, soiskateley [Problems of Law Enforcement and Education: Proceedings of the doctoral students, adjuncts, graduate students, applicants]. Belgorod, Bel Law Institute of the Russian Interior Ministry Publ., 2012, pp. 47-52.