УДК 796.011.3
ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ
РАЗВИТИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION IN PERSONAL DEVELOPMENT
OF EMPLOYEES OVD
Моськин Сергей Александрович старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орёл, Россия
Moskin Sergey Aleksandrovich Senior Lecturer cafardi physical training and sport, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V.V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются особенности воздействия физического воспитания на личностное развитие сотрудников органов внутренних дел в процессе занятия физической подготовкой.
Abstract. In article discusses the impact of physical education on personality development of employees of internal Affairs bodies in the process of physical training.
Ключевые слова: физическое воспитание, мотивационно-волевая сфера, личностное развитие.
Keywords: physical training, motivational and volitional, personal development.
Проблемы человека как субъекта физической подготовки являются объектом внимания ряда наук, в частности педагогики, психологии. В силу специфики профессиональной деятельности сотрудника ОВД представляется необходимым не только компетентное владение специальными знаниями, навыками и умениями в сфере профессиональной деятельности, но также и развитие свойств личности и характера, позволяющие эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Анализируя данную проблему можно говорить об особом психологическом пространстве взаимодействия личности и профессии. Содержанием этого пространства являются также специфические психофизические механизмы, глубокий анализ которых может стать отправным пунктом в разработке действенных технологий подготовки кадров [1].
В основных компонентах идеалов добра и зла, красоты и уродства находили отражение совершенство тела и духа, соответствие саморегуляции, дисциплины и умеренности требованиям «золотой середины», или принципа
«ничего сверх меры». «Чувство пропорции» у древних греков, следовательно, воплощало целый образ жизни, где физический аспект был одной из его составляющих. Желание греков достичь идеала всесторонне развитой личности привело к тому, что гимнастика и другие физические упражнения стали важной частью целостной системы образования.
Потенциальные возможности сотрудника ОВД связаны с мотивационно-волевой сферой его личности, опирающиеся на «доверии к самому себе» и выступающие как условие существования личности в качестве субъекта активности, способного к самостоятельному выбору жизненных целей, в том числе и профессиональных [2,3].
Мотивационно-волевая сферы проявляется в стремлении испытать себя и обрести новые возможности. Отрицательное влияние на обучение и индивидуальную тревожность оказывают различные потенциально опасные события, низкое состояние физического развития, подготовленности, здоровья, повышенной реактивности. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что лица с высоким уровнем личностной тревожности реагируют даже на стандартную информационную нагрузку преимущественно оборонительными реакциями в виде изменений сердечного ритма, росте частоты сердечных сокращений, угнетении ориентировочных реакций. Они чаще испытывают стресс и связанное с ним нарушение когнитивной деятельности, подавляется их творческая активность. Преодоление искусственно создаваемого барьера в процессе выполнения физических упражнений расширяют не только функциональные возможности организма, но и способствуют мобилизации внутренних психических «сил», повышению устойчивости к стрессовой нагрузке различного характера, восполнению недостающего внутреннего потенциала развития личности [4]. Участие в соревнованиях способствует самоутверждению личности. Рефлексия собственной деятельности в подготовке к соревнованию и в его процессе позволяет формировать собственные проблемные ситуации, соотнести их с проблемными ситуациями других, организовывать соответствующую коммуникацию, сопоставить свои результаты с результатами других, поставить новые цели.
Это процесс реализации личностного потенциала, самоосуществление личности, обретение человеком своего жизненного пути за счёт полного использования и развития имеющихся задатков, превращения их в способности, что, безусловно, ведёт к достижению вершины профессионализма [1]. Вера в свои возможности позволяет рисковать, изменять устоявшееся состояние взаимодействия с окружающей средой, проявлять так называемую надситуативную активность. Разворачивается такая активность по схеме «потребность в познании нового прагматически - немотивированный риск -самоактуализация».
Собственно, физическая культура начинается с того, что на поведение человека накладываются некоторые дополнительные обязанности в виде специально организованной мышечной деятельности, т.е. адаптивно-адаптирующий способ деятельности человеческого общества, способствующий приспособлению его к природной и социальной среде и одновременно очеловечивание среды и самого человека. Основу воздействия физического воспитания на личностные компоненты составляют исследования
о динамическом стереотипе, возникающем в результате повторения произвольных движений (в том числе и трудовых) и вызывающем доминантный очаг возбуждения в определенных структурах мозга. К механизмам адаптивных перестроек в мозге, вызванных воздействием физических упражнений, относятся переключение, активный отдых, погашение, преодоление, а также физиологические механизмы врабатывания, устойчивого состояния и утомления.
Физкультурно-спортивная деятельность значительно расширяет ролевой опыт, вносит большие дополнения и коррективы в процесс социализации, ориентирует человека на повышение социальной активности: идейности, гражданственности, гуманизма, трудолюбия, творческой устремленности, нравственности, обеспечивает возможность активного межличностного общения в широком диапазоне ситуаций [1]. Это сила, которая передается через личностное переживание - процесс физического ощущения энергии жизни, которую, в свою очередь порождает именно объемная и интенсивная работа.
Систематические занятия физической культурой и спортом делают сотрудников ОВД дисциплинированными. И, если в начале дисциплина навязывает приобщение к тому, что не всегда нравится, то в дальнейшем дисциплина превращается в самодисциплину. Интересы к физической культуре перерастают в убеждения, взгляды, субъективное отношение к своим поступкам, связываются с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми личность руководствуется. Они проявляются как качества личности и включают: осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами; предвидение последствий выбора решений, действий; критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей; стремление к реализации себя в объективном мире; самоотчет и самооценка; готовность отвечать за свои действия; социально-ответственная деятельность [4].
Положительное, заинтересованное отношение к избранному виду физкультурно-спортивной деятельности, перерастает в ответственность, и, как следствие, в организованность, целеустремленность, настойчивость. Появляется желание накопить определенный объем знаний, навыков, умений. И тогда занятия физической культурой являются необходимыми не только потому, что это красиво, модно, но и потому, что это надо - для здоровья, повышения своего творческого потенциала.
Таким образом, физическая культура как необходимое явление любого вида деятельности выступает как процесс и результат профессионального образования в деятельности сотрудника ОВД, не только как придуманный человеком вариант замены физического труда на физические упражнения, но и обеспечивает эффективный процесс его личностного развития.
Литература
1. Алдошин А. В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД / А. В. Алдошин // Наука и практика. - 2014. - № 3 (60). -С. 126-128.
2. Баркалов С. Н. Особенности проектирования физической подготовки
сотрудников ОВД / С. Н. Баркалов // Наука и практика. - 2015. - № 1 (62). -С. 117-120.
3. Моськин С. А. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на физическое развитие курсантов / С. А. Моськин // Наука и практика. - 2013. - № 4 (57). - С. 119-121.
4. Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности / И. Н. Подрезов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. - С. 106-109.
References
1. Aldoshin A. V. Sport v professional'noy fizicheskoy podgotovke sotrudnikov OVD [Sports professional physical training of police officers]. Nauka i praktika -Science and practice, 2014, no. 3 (60), pp. 126-129.
2. Barkalov S. N. Osobennosti proektirovaniya fizicheskoy podgotovki sotrudnikov OVD [Design features of physical training of police officers]. Nauka i praktika - Science and practice, 2015, no. 1 (62), pp. 117-120.
3. Mos'kin S. A. Vliyanie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti na fizicheskoe razvitie kursantov [The influence of sports physical activities on the physical development of cadets]. // Nauka i praktika - Science and practice, 2013, no 4 (57), pp. 119-121.
4. Podrezov I. N. Fizicheskaya kul'tura kak vazhnyy faktor v formirovanii kul'tury lichnosti [Physical culture as an important factor in formation of culture of the personality]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov : sbornik statey [Urgent problems of physical culture and sport of cadets, listeners and students: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, pp. 106-109.