УДК 378+343 В. А. КУАИН*
Миссия выполнима
(О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 года)
В статье раскрывается основное содержание Концепции стратегии развития Санкт-Петербургского университета МВД России на период до 2020 года. Реализация указанных в Концепции стратегических направлений деятельности университета позволит гарантировать ему устойчивое развитие на период до 2020 г., сохранить за собой статус одного из ведущих в системе МВД России учреждений в области образовательной, научной и инновационной деятельности и обеспечить на этой основе качественную подготовку кадров для правоохранительных органов страны. Необходимость такой концепции обусловливается тем, что с 2009 г. началась реформа Министерства, цель которой заключается в том, чтобы в милицию пришли служить люди профессиональные, честные, способные стоять на страже прав и интересов граждан.
Ключевые слова: Санкт-Петербургский университет МВД России, развитие, инновации, высшее образование, правоохранительные органы, подготовка кадров.
VA. Kudin*. Mission is feasible (About the Concept of strategy of development of university for the period till2020). In article the basic maintenance of the Concept of strategy of development of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the period till 2020 reveals. Realization of the strategic directions of activity of university specified in the Concept will allow to guarantee to it a sustainable development for the period till 2020, to reserve the status of one of leaders in system of the Ministry of Internal Affairs of Russia of establishments in the field of educational, scientific and innovative activity and to provide on this basis a qualitative professional training for country law enforcement bodies. Necessity of such concept is caused by that since 2009 the Ministry reform which purpose consists in that in militia people professional have come to serve has begun, fair, capable to be on guard of the rights and interests of citizens.
Keywords: St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, development, innovations, higher education, law enforcement bodies, professional training.
22 июня Ученый совет Санкт-Петербургского университета МВД России принял Концепцию стратегии развития университета на период до 2020 года. Планирование развития университета на столь отдаленную перспективу — дело достаточно сложное и ответственное, но взяться за него было необходимо. Принятие этого важного документа связано с теми процессами, которые происходят сегодня в стране.
Первое, для нас, пожалуй, самое основное, — реформа МВД, объявленная Президентом России Д.А. Медведевым. Главой государства определены ее важнейшие направления, в т.ч. оптимизация структуры органов внутренних дел усиление ответственности их сотрудников.
Второе — это модернизация российского образования, которая проводится вот уже несколько лет и самым непосредственным образом затрагивает и образовательные учреждения МВД России. Её цель — повышение качества подготовки кадров, прежде всего путем внедрения новых образовательных технологий и совершенствования практической направленности обучения. Эта модернизация проводится комплексно — начиная с оптимизации структуры образовательных учреждений МВД и заканчивая кардинальным обновлением содержания образовательного процесса.
Третье — это перспективы функционирования университета в предстоящем десятилетии. Задачи, поставленные на предшествующее, коллектив университета выполнил; новые определены в соответствующих выступлениях первых лиц государства, руководящих документах Минобрнауки России и МВД России.
Сегодня перед Министерством стоит задача «включения» профессионального образования МВД России как в российскую образовательную систему, так и в мировую систему подготовки кадров, активно используя отечественный и зарубежный опыт. Это значительно улучшит подготовку сотрудников органов внутренних дел, даст реальную возможность встать в один ряд не только с ведущими отечественными вузами, но и с лидерами мировой высшей школы.
В своем выступлении на Коллегии МВД 18 февраля 2010 года Президент России Д.А. Медведев подчеркнул: «Наши граждане, наше общество очень требовательно относятся к деятельности Министерства внутренних дел, ждут от всех вас эффективных действий и высокого профессионализма». Подготовку именно таких профессионалов должны обеспечить образовательные учреждения МВД России, в т.ч. Санкт-Петербургский университет МВД России.
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, генерал-лейтенант милиции, заслуженный юрист Российской Федерации.Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 300-47-67. E-mail: [email protected].
* Vasily Kudin, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. Lieutenantgeneral of militia.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — университет) было создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 611 на базе Санкт-Петербургской академии МВД России.
Учредителем университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя, за исключением права ликвидации и реорганизации университета, выполняет МВД России. Организационно-методическое руководство деятельностью университета осуществляет Департамент кадрового обеспечения МВД России.
Университет обладает статусом юридического лица и является одним из структурных звеньев системы непрерывного обучения кадров органов внутренних дел. Он ведет подготовку и переподготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием для удовлетворения кадровых потребностей служб и подразделений системы МВД, профессиональную переподготовку и повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза.
Регламентирует деятельность университета Устав, утвержденный приказом МВД России № 599 от 29 июля 2009 г. Кроме факультетов, кафедр и подразделений управления и обеспечения, в структуру университета входят два загородных учебных центра, расположенных на территории Ленинградской области — в поселке Сосново и деревне Черная Лахта, а также Архангельский филиал. Учебные подразделения размещаются в Санкт-Петербурге на пяти учебных площадках — на улице Летчика Пилютова, д. 1, в Красносельском районе, на площади Репина, д. 1, в Адмиралтейском районе; на 4-й линии, д. 43, в Василеостровском районе, в Петродворцовом районе в поселке Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17, и в городе Петродворец, ул. Аврова, д. 33.
В соответствии с выдаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензиями и свидетельствами о Государственной аккредитации университет может вести образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и по программам и направлениям высшего профессионального образования. Динамика открытия в вузе новых специальностей и направлений (бакалавриат, магистратура) имеет устойчивую положительную тенденцию: в 2003 г. обучение в нем проводилось по двум программам среднего профессионального образования и по восьми программам высшего профессионального образования; в 2010 г. — по трем программам среднего профессионального образования и по 20 программам и направлениям высшего профессионального образования; в сфере послевузовского профессионального образования — по 22 научным специальностям в адъюнктуре и по 9 — в докторантуре; в сфере дополнительного профессионального образования — по профилю основных образовательных программ.
Качественный анализ профессорско-преподавательского состава университета показывает, что более двух третей его имеют ученые степени и ученые звания, из них почти 15% — доктора наук, многие из преподавателей имеют почетные звания.
Четыре диссертационных совета университета по присуждению ученой степени доктора наук принимают к защите диссертации по шести юридическим, двум педагогическим, одной психологической и одной экономической специальностям. Это позволяет нам готовить высококвалифицированные научные и научно-педагогические кадры, проводить фундаментальные и прикладные исследования по основным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, а также по заказам органов государственной законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
В университете сложились и успешно функционируют 13 научных школ. Они разрабатывают актуальные проблемы становления, истории и деятельности органов внутренних дел; формирования правовой культуры сотрудников правоохранительных структур; психолого-педагогического обеспечения их деятельности; внедрения информационных технологий; информационной безопасности; кадровой и воспитательной работы и другие. Регулярно проводятся межвузовские, всероссийские и международные научно-практические конференции и видеоконференции, семинары и круглые столы по широкому спектру теоретических и прикладных проблем. Профессиональному становлению постоянного и переменного состава способствует проведение учебно-методических сборов, командно-штабных учений и деловых игр с участием сотрудников ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и других правоохранительных органов, которые проходят на базе университета. Росту профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава содействуют также двухнедельные стажировки в подразделениях органов внутренних дел с отрывом от работы в университете.
Многие наши ученые (так же, как и представители руководства вуза) являются членами ряда научных организаций и общественных объединений, входят в состав экспертных советов при органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Уже традиционными для университета с давних пор стали широкие и стабильные международные связи со многими научными учреждениями, учебными заведениями и полицейскими департаментами стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, к примеру, с Академией Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Академией полиции Монголии, Высшей школой полиции Саксонии, Советом Европы, Институтом повышения квалификации полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, Международной академией правоохранительных органов Венгрии, Народным университетом милиции общественной безопасности Китайской Народной Республики, Главным управлением полиции Монголии, Главным управлением милиции общественной безопасности Республики Вьетнам, Одесским юридическим институтом Национального университета внутренних дел Украины, Костанайским юридическим институтом МВД Республики Казахстан
и др. В чем конкретно воплощается международное сотрудничество? Это и взаимный обмен курсантами (студентами) и преподавателями, и совместные научные исследования, и изучение зарубежного опыгта подготовки кадров и деятельности правоохранительных структур.
В учебный процесс университета активно внедряются инновационные образовательные технологии по следующим направлениям: блочно-модульная технология обучения; дистанционные образовательные технологии; активные и интерактивные формы обучения; повышение практической направленности обучения; внедрение внутривузовской системы качества. В соответствии с распоряжением ДКО МВД России с сентября 2009 г. курсанты первых курсов обучаются по программе выработки навыков сотрудников патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности на основе блочно-модульной технологии обучения. Разработаны и внедрены в учебный процесс рабочие тетради, которые представляет собой своего рода конспект по специальности. Эти тетради будут использоваться специалистом-выпускником университета в его работе после распределения.
На факультете переподготовки и повышения квалификации университета учебно-методическая документация по всем категориям подготовки переработана с учетом блочно-модульной технологии обучения.
Начиная с 2010-2011 учебного года запланированы разработка и внедрение дисциплинарных модулей по всем дисциплинам рабочих учебных планов, а также модулей, формирующих компетенции выпускников университета по направлениям деятельности практических органов внутренних дел (выработка навыков участкового уполномоченного милиции, дознавателя, следователя и др.).
Для повышения эффективности образовательного процесса в рамках Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» в университете развернут программный комплекс системы открытого образования «Стеллус».
Ежегодно в университете организуются занятия с профессорско-преподавательским составом по созданию электронных учебно-методических комплексов и изучению опыта использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе (в 2009 г. обучение прошли 38 человек, за первое полугодие 2010 г. — 63 человека, в 2011 г. запланировано обучение 112 человек).
В настоящее время идет работа по созданию на базе «Стеллус» учебно-методических комплексов по категориям обучаемых на факультете переподготовки и повышения квалификации. В перспективе планируется организовать обучение в системе дистанционных образовательных технологий слушателей факультета заочного обучения. Для оценки результатов обучения в вузе разработана рейтинговая система, которая прошла апробацию и внедряется в учебный процесс всех факультетов. Рейтинговая оценка учитывает не только учебную работу обучаемого, но и результаты его научной, общественной, служебной деятельности, т.к. с первого курса обучаемый становится служащим МВД России.
Университетская учебно-лабораторная база постоянно развивается: только за последнее время оснащены современным мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием 72 лекционных зала и тематических аудитории, 22 компьютерных класса, созданы класс информационных технологий, ситуационный центр, 4 интерактивных тира, а также учебные залы судебных заседаний и предполетных досмотров. К примеру, в зале судебных заседаний проводятся занятия, на которых курсанты и слушатели выступают в качестве государственного обвинителя, защитника, судьи, заинтересованных сторон — подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также иных участников уголовного процесса, что формирует представление у курсантов о роли каждого участника в судебном процессе. Во время учебных занятий в здесь широко используются учебные фильмы, подготовленные профессорско-преподавательским составом университета.
Для отработки действий сотрудников милиции в сфере транспортной безопасности создан учебный комплекс, моделирующий технологический процесс действующего аэропорта. Комплекс оборудован системой обеспечения авиационной безопасности и представлен залом предполетного досмотра, а также помещением, имитирующим салон самолета.
В целях дальнейшего совершенствования учебно-лабораторной базы планируется создание тематических классов по всем направлениям деятельности подразделений органов внутренних дел.
С целью пропаганды инновационных форм обучения и передачи передового опыта лучшие преподаватели университета принимают участие в проекте «Школа инноваций», в рамках проекта организовано обучение профессорско-преподавательского состава использованию в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения. В рамках проекта в 2010-2011 учебном году планируется проведение мастер-классов по использованию ведущими преподавателями университета инновационных форм и методов обучения.
Университет поддерживает тесные контакты с практическими органами внутренних дел. В образовательный процесс включаются практические работники органов внутренних дел (в 2009 г. — 82 человека, в 2010 г. — 92, в 2011 г. запланировано привлечь 110 практических работников). Более 30% занятий проводится на базе подразделений и служб ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Практическая составляющая образовательного процесса увеличена до 60%. Совместно с ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан и внедрен институт наставничества, который позволяет выпускнику университета безболезненно пройти адаптацию в подразделении органов внутренних дел.
С 2010 г. в целях повышения качества образования университет приступил к созданию внутривузовской системы качества на основе международных стандартов по качеству ISO 9000:2000. Использование инноваций в образовательном процессе позволяет существенно повысить уровень подготовки специалистов для органов внутренних дел.
В целях повышения эффективности образовательного процесса создан информационно-образовательный центр, который представляет собой единый комплекс аппаратно-программных средств доступа к электронным информационным ресурсам университета на базе общей библиотеки и информационного центра. Информационно-образовательный портал центра структурирован по разделам учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, издательской деятельности, информационно-справочным материалам и содержит все полнотекстовые электронные образовательные ресурсы университета. К информационно-образовательным ресурсам центра, а также к удаленным информационным ресурсам сети ЕИТКС ОВД и сети Интернет имеют возможность доступа сотрудники и слушатели университета с рабочих станций единой компьютерной сети университета (более 300 рабочих мест).
Сейчас из 1016 компьютеров, имеющихся в университете, в учебном процессе задействовано 552. Единая компьютерная сеть университета объединяет 17 локальных сетей, в которую включено 314 компьютерных рабочих станций с разграничением доступа к банкам данных, информационно-правовым системам и электронным ресурсам информационно центра и библиотеки университета. Университет имеет развитый, многоуровневый, постоянно обновляемый сайт по адресу: www.univermvd.ru.
Гордость Университета — это его библиотеки (общая и специальные), филиалы которых расположены на всех пяти учебных площадках. Фонд общей библиотеки составляет более 900 тыс. экземпляров различных изданий, в т.ч. современной учебной литературы с грифами Минобрнауки России и МВД России — 353 тыс. Вузовский узел электронной библиотеки представлен аппаратно-программным комплексом «ИРБИС» с интерфейсным модулем внешнего обмена данными через сеть Интернет. Электронный каталог библиотечной базы включает в данный момент учетные записи всех поступлений литературы, начиная с января 2003 года. Специальные библиотеки и библиотеки ДСП обеспечивают потребности профессорско-преподавательского состава и обучаемых в учебно-методической литературе по специальным учебным дисциплинам. В системе образовательных учреждений МВД России университет является головной научной организацией по разработке актуальных проблем кадровой и воспитательной работы в органах внутренних дел.
Профессорско-преподавательский состав университета принимает активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов и целевых программ по заказам МВД России, ДКО МВД России, органов государственной законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За 2005-2010 гг. учеными университета выполнено 697 научно-исследовательских работ, издано 1521 наименование учебной, учебно-методической и научной литературы, проведено 260 научно-представительских мероприятий различного уровня.
С 2006 г. Санкт-Петербургский университет МВД России является головным вузом по проведению конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России по Северо-Западному федеральному округу, с 2009 г. — головным вузом по проведению регионального тура Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Закон и правопорядок».
В университете активно осуществляется психологическое обеспечение образовательного процесса и служебно-оперативной деятельности личного состава.
Для этого в полном объеме проводится психологическая работа с переменным и постоянным составом: профориентация, профессиональный психологический отбор кандидатов на учебу и службу, психологическое сопровождение учебной и служебной деятельности, психологическое изучение при принятии кадровых решений, изучение социально-психологических явлений и процессов в учебных, служебных и педагогических коллективах, индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекция, в т.ч. с использованием специального оборудования, тренинги и занятия с различными категориями личного состава, разработка методических материалов для целей морально-психологической подготовки личного состава.
Ежедневно с целью оценки психологического состояния проводится обследование всех, кто несет службу с оружием, а также водителей служебных автомашин. В обязательном порядке проводится отбор и выносятся психологические рекомендации в отношении личного состава, привлекаемого к несению службы в период проведения общегородских мероприятий. В практическую работу внедрены полиграфные обследования, проводится входной и текущий тест-контроль на наличие наркотических и психоактивных веществ в организме кандидатов на учебу, службу, курсантов и слушателей.
В университете создан Центр психологической подготовки и регуляции, в котором проводится работа по психологическому отбору и сопровождению личного состава. Центр имеет соответствующее интерьерное оформление, укомплектован современным оборудованием, аппаратурой и компьютерной техникой с учетом результатов новейших научных исследований и практических разработок в области психологического обеспечения и в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России и включает в себя кабинет психологической регуляции для проведения профилактических и восстановительных мероприятий по устранению отрицательных последствий эмоционального стресса и других неблагоприятных психических состояний у личного состава; кабинет психологической подготовки и тренинга с мультимедийным комплексом и интерактивной доской для проведения лекционных, тренинговых и методических мероприятий с личным составом; кабинет индивидуального психологического консультирования с двумя многофункциональными массажными креслами; кабинет психофизиологических исследований для проведения компьютерной психодиагностики и специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа.
Центр значительно расширяет возможности психологической службы университета в оказании всесторонней психологической помощи и поддержки курсантами, слушателям и сотрудникам университета в формировании навыков саморазвития и саморегуляции, способствует внедрению
тренинговых форм обучения, выполняет функцию учебной базы для проведения практических занятий с курсантами и слушателями университета.
В целях дальнейшего совершенствования психологической службы университета намечено увеличение охвата личного состава психологическими мероприятиями за счет расширения методических и инструментальных возможностей оказания психологической помощи и проведения просветительских психологических мероприятий; усиление психологической профилактики суицидальных и иных чрезвычайных происшествий; обеспечение высокого качества психологического отбора на службу, учебу, при назначении на руководящие должности, усиление внимания к отдельным категориям курсантов, сотрудников и коллективов (руководители подразделений и младшие командиры учебных взводов, лица, несущие службу с оружием, включенные в группу повышенного психолого-педагогического внимания, водители служебных автомашин, служебные коллективы с низким уровнем служебной дисциплины и социально-психологического климата и др.); совершенствование взаимодействия с сотрудниками, руководителями и подразделениями, непосредственно работающими с личным составом.
В дальнейшем на базе Центра планируется развернуть систему тематических тренинговых и психорегуляционных мероприятий, создать постоянно действующий психологический лекторий (лекции и тренинги, проводимые преподавателями психологических кафедр и практическими психологами для желающих из числа переменного и постоянного состава).
В университете издаются научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и газета «На страже закона». Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых публикуются материалы диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Одной из лучших традиций российского образования является не только обучение, но и воспитание. Из стен Санкт-Петербургского университета МВД России выходят не просто хорошо подготовленные в профессиональном плане специалисты, но и высококультурные, всесторонне эрудированные люди. В вузе проводится планомерная и целенаправленная воспитательная работа, преследующая цели формирования у обучаемых профессионально-нравственных качеств, общей и правовой культуры, функционируют институты наставничества и преподавателей-кураторов; широко развито сотрудничество с культурными учреждениями и центрами Санкт-Петербурга, его музеями, театрами и концертными залами.
На базе университета художники Санкт-Петербурга выставляют свои работы, проводят встречи с курсантами и слушателями, на которых, помимо рассказов о живописи, разъясняют признаки отличий подлинников картин от их подделок.
В вузе работают общественные формирования: Совет ветеранов, советы курсов, факультетов, редколлегии, клуб «Молодая семья», фотоклуб, литературное объединение, изостудия. В 2010 г. университет принят в Межвузовскую ассоциацию духовно-нравственного просвещения «Покров».
Университет принимает активное участие в ежегодной Всероссийской благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей», посвященной памяти погибших при исполнении служебного и воинского долга сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
Курсанты и слушатели университета шефствуют над рядом детских домов и школ-интернатов, а также над ветеранами органов внутренних дел и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., участниками боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, принимают участие в работе с несовершеннолетними правонарушителями в Центре их временного содержания при ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проводят занятия в классах углубленного изучения юридических дисциплин ряда общеобразовательных школ.
В вузе регулярно проводятся литературные тематические вечера, смотры художественной самодеятельности и конкурсы стенной печати, состязания команд КВН, турниры по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» и т.п.
Особое внимание в университете уделяется физической подготовке. Сотрудники кафедры физической культуры и прикладных единоборств проводят комплексные мероприятия по улучшению физической подготовленности курсантов и слушателей, формированию у них способности противостоять преступникам в физическом единоборстве. В рамках учебной программы и факультативных занятий основные акценты ставятся на овладении основами рукопашного боя и приемам самообороны. Все обучающиеся по очной форме вовлечены в спортивно-массовую работу.
В вузе работают 14 спортивных секций, где курсанты и слушатели могут совершенствоваться в избранном виде спорта. Многие из них являются членами сборных команд России, МВД России и неоднократно занимали призовые места на Всемирных играх полицейских и пожарных, соревнованиях по самбо на Кубок мира, спартакиаде ФСО «Динамо», чемпионатах России, всероссийских турнирах, чемпионатах и первенствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В последнее время большой интерес вызывает регби. И здесь у вуза есть определенные достижения. На Чемпионате России по этому виду спорта в 2009 г. команда девушек-курсантов университета заняла 6-е место. Ежегодно в университете проводятся десятки соревнований, в которых участвует большинство курсантов и слушателей.
Все это позволяет университету успешно решать задачи по подготовке милицейских кадров. Ежегодно из его стен выходит более 2500 специалистов, и более половины из них направляются для дальнейшей службы в подразделения внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
О качестве образования выпускников вуза свидетельствует тот факт, что, согласно данным опроса, проведенного в мае 2010 года общественно-политическим еженедельником «Город-812», диплом университета по специальности «юриспруденция» является одним из наиболее востребованных и занял
в Санкт-Петербурге второе место после диплома юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Цель создания Концепции — обеспечение долгосрочного планомерного поступательного развития университета и его эффективного функционирования в изменяющихся внешних условиях социальной среды, в т.ч. сокращающегося общего числа абитуриентов, усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, интеллектуализации правоохранительной деятельности, институциональной перестройки структурного и содержательного компонентов системы высшего профессионального образования Российской Федерации и его интеграции в Болонскую систему.
Концепция в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации и в последующий период должна способствовать наиболее полной реализации миссии университета, заключающейся в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников органов внутренних дел и научном обеспечении деятельности правоохранительной системы с учетом потребностей Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации Северо-Западного региона.
Концепция определяет:
«Миссия университета включает в себя реализацию следующих основных компонентов:
— образовательного — сохранять и развивать классическое университетское образование, качественно и своевременно осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по требуемым им специальностям, специализациям и направлениям;
— научного — наращивать потенциал вузовской науки, осуществлять фундаментальные и прикладные исследования по ведущим для университета направлениям на основе лучших отечественных традиций и зарубежного опыта, с учетом интересов органов внутренних дел, запросов Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации;
— инновационного — наращивать усилия в области разработки и внедрения инновационных методов и технологий в образовательный процесс, в сферу управления и деятельность органов внутренних дел, формирования у их сотрудников инновационного мышления;
—культурно-воспитательного — развивать и поддерживать статус одного из центров общей и правовой культуры Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона страны, вносить свой вклад в позитивное изменение социальной среды, создавать и поддерживать духовную атмосферу, способствующую всестороннему гармоничному развитию личности, формировать и развивать у обучаемых и сотрудников профессионально-нравственные качества и творческий подход к решению стоящих перед ними задач.
Свою миссию университет выполняет посредством эффективной организации и высокого качества образовательного и научно-исследовательского процессов, целенаправленного и систематического получения и распространения новых знаний, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества, служебных и боевых традиций российской милиции.
Миссия университета определяется необходимостью достижения главной цели — подготовки образованных, высококомпетентных специалистов в соответствии с потребностями личности, органов внутренних дел, общества и государства».
Понятно, что достижение главной цели университета в значительной мере зависит от правильного выбора стратегических ориентиров его развития. Сам же выбор обусловливается содержанием и особенностями современного социально-экономического развития России, образовательной политикой государства, необходимостью повышения качества работы органов внутренних дел и осуществляемым в настоящее время их реформированием, реорганизацией федеральных государственных образовательных учреждений профессионального образования МВД России, внедрением государственных образовательных стандартов нового поколения, складывающейся на рынке образовательных услуг конъюнктурой, потребностями в высококвалифицированных кадрах для правоохранительных структур, а также соотношением сильных и слабых сторон университета, его возможностями и наличием факторов, способных воспрепятствовать ему в выполнении названной выше миссии — так называемые внешние вызовы или угрозы.
К таким угрозам в первую очередь относятся: демографическая ситуация, ухудшение её количественных и качественных показателей; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, «борьбы» за абитуриентов; ограниченность бюджетного финансирования и возможности использования внебюджетных источников; ведомственная ограниченность автономии вуза; усиление конкуренции на рынке научной продукции, борьбы за соответствующие заказы и гранты.
Мы видим перед собой и проблемы, так сказать, «внутреннего порядка».
Радикальное обновление требуется материально-технической, учебно-лабораторной, спортивно-оздоровительной базе университета и его социально-бытовой инфраструктуре в связи с тем, что мы стали по-иному подходить к отбору абитуриентов, обучению курсантов и слушателей. В числе требующих разрешения вопросов — дефицит помещений и размещение структурных подразделений вуза в различных районах Санкт-Петербурга. Все еще недостаточно совершенна внутривузовская система управления качеством, не сбалансирована университетская система переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Прилагаются усилия для создания автоматизированной системы управления вузом и электронного документооборота, электронной библиотеки с полнотекстовыми электронными учебниками и учебными пособиями. Мы стремимся также преодолеть некоторую инертность отдельных сотрудников при внедрении в образовательный процесс инноваций, в т.ч. блочно-модульной системы и системы дистанционного обучения. Беспокоят нас также угроза старения профессорско-преподавательского состава и
административно-управленческого персонала, снижения научного потенциала и его способности к конкуренции. Пока еще недостаточна адаптивность учебно-методических комплексов к современным требованиям рынка образовательных услуг; имеются некоторые издержки в редакционно-издательской деятельности, слаба наша полиграфическая база. Мы также видим, что количество издаваемых монографий и «грифованной» литературы приближается к критическому уровню.
Однако у нас есть все возможности для того, чтобы и нейтрализовать внешние угрозы и решить названные выше проблемы в деятельности университета: достаточное количество научно-педагогических кадров, обладающих ключевыми компетентностями; относительная самодостаточность в сфере воспроизводства научно-педагогических кадров; организационно-штатная структура университета, подбор и расстановка кадров, адекватные выполняемым задачам; использование преимуществ условий и места дислокации: Санкт-Петербург — один из крупнейших в мире центров науки, образования и культуры; авторитет университета как в системе образовательных учреждений МВД России, так и всей Российской Федерации; благоприятные условия для международного сотрудничества, интеграции в общеевропейскую систему подготовки полицейских кадров; возможность обеспечения уровневой и непрерывной подготовки кадров для органов внутренних дел России и других государств; наличие опыта и возможности оказания платных образовательных и иных услуг; понимание, заинтересованность и поддержка МВД России, органов государственной власти Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации СевероЗападного региона; заинтересованность ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и возможность использования его базы для усиления практической составляющей подготовки выпускников вуза, повышения квалификации его профессорско-преподавательского состава; возможность привлечения к образовательному процессу практических работников органов внутренних дел; ведомственная защищенность и гарантии трудоустройства выпускников, предоставление им возможности для повышения квалификации; гарантированный уровень финансирования, обеспечение заказами на подготовку кадров и научные разработки со стороны учредителя.
Основная часть Концепции, в которой отражены направления развития вуза и расставляются приоритеты на ближайшее десятилетие, озаглавлена «Стратегические задачи университета». Отмечу, что многие обозначенные в этом разделе задачи уже реально воплощаются в жизнь.
Устойчивое и сбалансированное функционирование университета при условии, что учредителем будет сохранен его статус и лидирующее положение в системе образовательных учреждений МВД России и в следующем десятилетии XXI века, зависит от правильного, научно обоснованного определения стратегических ориентиров его развития, стратегии в целом. Анализ основных положений образовательной политики Российской Федерации, соответствующих требований Минобрнауки России и МВД России, итогов деятельности вуза за предшествующий период, а также эволюции всей системы высшего образования страны позволяют определить основные направления действий коллектива университета и задачи по обеспечению его динамичного развития на ближайшие десять лет.
7 Сфера организации и управления является одной из ключевых в деятельности вуза, и потому в Концепции намечены следующие меры ее развития:
— оптимизация системы управления вузом и совершенствование организационной работы путем постоянного мониторинга и анализа, выявления и своевременной ликвидации сбоев в административно-управленческой деятельности (рациональное распределение и своевременное делегирование полномочий, устранение дублирования должностных обязанностей и поручений, повышение ответственности должностных лиц и конкретных исполнителей, обеспечение их эффективного взаимодействия, налаживание бесперебойного движения информационных потоков по вертикальным и горизонтальным уровням). Создание в этих целях системы управления качеством, а также автоматизированной системы управления вузом и системы электронного документооборота;
— усиление внутриуниверситетской интеграции и повышение эффективности взаимодействия между факультетами, кафедрами, отделами и службами в организации учебного процесса и его всестороннего обеспечения, в воспитательной работе, научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности;
— повышение качества разработки текущих и перспективных планов развития основных видов деятельности университета, его структурных подразделений и общественных формирований. Обязательная координация планов по содержанию и срокам реализации. Разработка и внедрение системы подготовки и принятия обоснованных решений с прогнозируемыми последствиями;
— разработка комплекса мер по совершенствованию отбора кандидатов на учебу с учетом их моральных и психологических качеств, физической подготовленности;
— расширение и углубление взаимодействия университета с органами государственной законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и благотворительными фондами, работодателем (органами внутренних дел) в интересах их привлечения к участию в обеспечении, в т.ч. и финансовом, деятельности университета; создание Ассоциации выпускников;
— своевременное обновление нормативной правовой базы деятельности университета, включая внесение изменений в Устав и другие локальные нормативные акты, создание эффективной системы контроля за их соблюдением;
— внедрение в практику приема на службу в университет и назначения на должности сотрудников на основе личного поручительства и с учетом рекомендаций психологов;
— повышение уровня материального и социального обеспечения сотрудников и работников университета;
— изучение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта организации и управления образовательными учреждениями;
— совершенствование организационно-штатной структуры вуза с учетом развития образовательной политики государства и новых требований учредителя (МВД России), а также необходимости успешного решения стратегических задач;
— проведение политики, обеспечивающей реализацию избранной стратегии, и формирование у сотрудников и работников университета мотивации, стимулирующей качественное и своевременное достижение ими поставленных целей; создание в коллективах соответствующей культурной атмосферы и делового климата;
— наращивание ресурсного, в т.ч. компьютерного, коммуникационного и информационного обеспечения управленческой деятельности, формирование резерва управленческих кадров и создание условий для их подготовки.
В образовательной деятельности намечены следующие стратегические направления:
— разработка и реализация долгосрочной программы модернизации образовательной деятельности с учетом новых требований Минобрнауки России и МВД России, научного прогнозирования потребности органов внутренних дел в кадрах той или иной квалификации на ближайшее десятилетие и перспективу;
— создание и организация функционирования внутривузовской системы управления качеством подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел;
— формирование и развитие эффективного механизма управления образовательным процессом;
— разработка и принятие новой модели выпускника университета по всем реализуемым в нем специальностям, специализациям и направлениям;
— систематический независимый мониторинг успеваемости обучающихся и качества преподавания, своевременное внесение корректив в образовательный процесс в интересах повышения его эффективности;
— создание гибкой системы реструктурирования специальностей и специализаций внутри факультетов в зависимости от потребностей заказчика — органов внутренних дел;
— активизация участия в международных интеграционных процессах в сфере профессиональной подготовки полицейских (милицейских) кадров, развитие в этих целях связей университета с соответствующими зарубежными учебными центрами;
— переход на новые государственные образовательные стандарты и дальнейшее развитие уровневой системы подготовки кадров с сохранением преимуществ отечественной системы образования, последовательное творческое их развитие;
— обеспечение оптимального сочетания фундаментальной и практической подготовки обучающихся и тесной связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью университета, воспитанием курсантов и слушателей;
— дальнейшее укрепление взаимодействия университета, его факультетов и кафедр с основными заказчиками — ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, органами внутренних дел других субъектов Российской Федерации, привлечение их сотрудников к участию в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности, в формировании у курсантов и слушателей профессионально-нравственных качеств, а также — в управлении учебным процессом и оценке качества профессиональной подготовки выпускников;
— последовательное развитие системы дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации различных категорий сотрудников органов внутренних дел в соответствии с их потребностями и современными требованиями МВД России;
— перенос акцентов в реформировании кадровой политики в университете на нужды практики, реализация «компетентностного» подхода, внедрение в образовательный процесс блочно-модульной и кредитной систем, тьютерского сопровождения, дистанционного обучения и других инноваций, его дальнейшая компьютеризация и информатизация;
— обеспечение системного повышения квалификации научно-педагогических кадров университета, их стажировок в ведущих образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе зарубежных, и органах внутренних дел;
— переориентация образовательного процесса на повышение роли самостоятельной работы курсантов и слушателей через формирование у них стремления, умений и навыков самообразования и предоставление им возможностей для прохождения дополнительной (углубленной) подготовки;
— переработка и издание учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; перенос учебников и учебно-методических пособий на электронные носители и обеспечение доступа к ним каждого курсанта и слушателя; кардинальное переоснащение в этих целях библиотек университета и коренная перестройка их работы;
— доведение учебно-лабораторной базы вуза до общероссийских, и, по возможности, до общеевропейских стандартов, создание предметных аудиторий по специальностям и направлениям подготовки кадров;
— разработка системы стимулирования профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей, адъюнктов и докторантов за освоение и реализацию новых образовательных технологий в учебном процессе; активное участие в ежегодных конкурсах МВД России «Лучший преподаватель», «Лучший курсант, слушатель»;
— совершенствование системы учебных практик и стажировок обучающихся с предоставлением части из них возможности стажироваться за рубежом. Повышение ответственности за руководство
стажировкой и практикой как со стороны профессорско-преподавательского состава университета, так и со стороны руководителей органов внутренних дел.
Научная деятельность вуза наряду с образовательной является приоритетным направлением его развития. И потому в Концепции ее развитию уделяется особое внимание и предполагается следующее:
— разработка и реализация долгосрочной программы развития вузовской науки с учетом современных требований к ней Минобрнауки России и МВД России;
— обеспечение оптимального соотношения и взаимосвязи научных исследований фундаментального и прикладного характера, а также приоритета научных работ, осуществляемых отдельными учеными, научными школами и другими творческими коллективами по наиболее важным для МВД России проблемам, ведущимся по принципиально новым направлениям, на стыке наук и отраслей наук;
— оперативная разработка и реализация комплекса мер по развитию и переформированию научных школ университета, налаживание механизма их административной, материальной и финансовой поддержки;
— формирование и запуск эффективного механизма воспроизводства требуемого вузу количества высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, их закрепления и привлечения к активной научно-исследовательской деятельности в интересах университета; постоянное наращивание научного потенциала и обеспечение оптимального соотношения в нем ученых различных возрастных категорий;
—совершенствование системы мониторинга участия в научно-исследовательской работе университета профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, докторантов, соискателей ученых степеней и членов слушательского научного общества с целью объективной оценки их вклада в развитие вузовской науки, научное обеспечение образовательного процесса и деятельности органов внутренних дел;
— повышение требовательности к адъюнктам, докторантам и соискателям ученых степеней со стороны ученого совета, факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, кафедр и диссертационных советов; обеспечение поддержки и закрепления в университете молодых перспективных ученых, в т.ч. путем выделения им грантов;
— создание действенной системы выявления и сопровождения творчески одаренных курсантов и слушателей и их привлечения к научно-исследовательской работе слушательского научного общества, кафедр и научных школ, участию в программах и конкурсах; предоставление им возможностей для углубленного изучения отдельных предметов и иностранного языка, а также — заграничных стажировок;
— развитие сотрудничества в сфере научно-исследовательской работы с другими образовательными и научными учреждениями МВД России, органами государственной власти и ведущими вузами Санкт-Петербурга, а также зарубежными профильными учебными и научными центрами, активизация работы по участию в ведомственных, городских, всероссийских и международных научных программах, конкурсах и грантах;
—укрепление взаимодействия университета с ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, органами внутренних дел других субъектов Российской Федерации по вопросам повышения эффективности научного обеспечения их деятельности. Перевод этой работы на плановую основу, привлечение практических работников к реализации соответствующих научных программ, работе в составе авторских коллективов, экспертизе результатов исследований, их внедрению и авторскому сопровождению;
— создание учебно-научных лабораторий со специальным технологическим оборудованием и организация их деятельности в интересах повышения качества осуществляемых в университете исследований, функционирования научных школ, работы творческих коллективов, адъюнктов и докторантов;
— обеспечение приоритетного издания результатов успешно прошедших апробацию прикладных научных изысканий, в т.ч. работ монографического характера, учебников и курсов лекций нового поколения, а также периодических аннотированных сборников по итогам диссертационных и иных видов научных исследований;
— увеличение объема финансирования научно-исследовательских работ, обеспечение их самоокупаемости и повышение рентабельности за счет активного участия в разработке и реализации научных программ и проектов на основе грантов и выполнения заказов сторонних организаций, в т.ч. органов государственной власти, а также — реализации научной продукции.
В настоящее время информатизации и информационно-аналитической деятельности
уделяется особое внимание. В этой связи Концепция развития университета намечает следующие шаги:
— консолидация научного потенциала университета в интересах проведения научно-исследовательских работ в области информационных технологий и телекоммуникаций и их использования в деятельности образовательных учреждений и органов внутренних дел;
— создание единой системы научной и научно-технической информации и обеспечение эффективной информационной поддержки осуществляемых в университете научных исследований;
— разработка, развитие и совершенствование административных информационных комплексов и справочных систем, предназначенных для обеспечения эффективности управления на всех уровнях по направлениям деятельности университета;
— развитие банка данных нормативных документов, приказов и распоряжений для использования его в общей компьютерной сети университета, в т.ч. для сбора и обработки информации о состоянии исполнительской дисциплины;
— дальнейшая компьютеризация библиотечного дела и создание университетского узла электронной библиотеки с контролируемым доступом к базе учебно-методических комплексов;
— выполнение комплекса работ по развитию системы дистанционных образовательных технологий и ее интеграции в общую сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования;
— оснащение университета современными техническими средствами информатизации и телекоммуникации и их внедрение в образовательную и иные виды деятельности;
— завершение работ по созданию общей компьютерной сети университета и её объединение с единой информационной сетью образовательных учреждений МВД, других министерств и ведомств России, а также с информационными сетями зарубежных центров подготовки полицейских кадров;
— обеспечение вуза лицензионными и сертифицированными программными средствами и их сопровождение;
— изучение опыта (обмен опытом) использования в образовании новых информационных технологий на университетском, межвузовском, всероссийском и международном уровнях; проведение семинаров и телеконференций по компьютерным и информационным сетям;
— формирование электронного архива университета и баз данных по его структурным подразделениям; создание централизованного банка данных документационного обеспечения управленческой деятельности;
— совершенствование форм сотрудничества университета со средствами массовой информации и общественностью; структурная модернизация, информационное обновление и постоянное сопровождение сайта университета в Интернете. Разработка представления в нем вуза на английском языке.
В рамках интеграции отечественной системы образования в международную особое значение приобретают международные связи и контакты университета. Для расширения и активизации этой стороны деятельности университета Концепцией намечены:
— разработка долгосрочной программы развития связей университета с научными и образовательными учреждениями и центрами подготовки полицейских кадров ближнего и дальнего зарубежья;
— расширение ассортимента и повышение качества образовательных услуг для иностранных граждан, как по линии государственного заказа, так и на контрактной основе;
— обеспечение участия университета в международных образовательных и научных программах и конкурсах;
— расширение обмена обучаемыми, преподавателями и научными работниками с зарубежными научными и образовательными учреждениями правоохранительного профиля, включая длительные стажировки и приглашение иностранных ученых и практиков для чтения лекций и проведения исследований;
— включение соответствующих международных компонентов в образовательную, научную, инновационную и другие сферы деятельности университета;
— пропаганда достижений российской науки и культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья, поддержка изучения их гражданами русского языка;
— разработка и реализация мер по повышению привлекательности получения образования в университете для иностранных граждан.
Кадровая работа — основное содержание реформы МВД, которая была объявлена президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в прошлом году. В свете поставленных задач в Концепции заявлено следующее:
— активизация работы по ранней профориентации молодежи и её подготовке к поступлению на учебу в университет;
— дальнейшее укрепление взаимодействия с ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, другими комплектующими органами в интересах качественного комплектования университета переменным составом и отбора на должности постоянного состава наиболее достойных практических работников, а также адаптации и закрепления на службе выпускников;
— повышение роли и требовательности аттестационных комиссий при обсуждении вопросов назначения сотрудников на вышестоящие должности, в резерв на выдвижение и направление на учебу;
— дальнейшее развитие гласности и конкурсных начал при назначении на должности профессорско-преподавательского состава;
— разработка и реализация комплексной программы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета, в первую очередь по направлениям, связанным с новыми информационными технологиями и менеджментом;
— принятие мер к наиболее эффективному использованию имеющейся в университете инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации (адъюнктура, докторантура, научные школы, диссертационные советы); активное привлечение преподавателей и сотрудников университета к работе в рамках системы дополнительного образования;
— создание системы поддержки и повышения квалификации кадров для работы в информационной среде, базирующейся на электронных образовательных, научных, документальных (управленческих) ресурсах и использование соответствующих информационных систем;
— разработка мер по совершенствованию материального стимулирования работников с учетом потребностей обеспечения деятельности и развития университета; формирование финансового механизма поддержки ведущих ученых, руководителей научных школ, преподавателей, активно работающих в области подготовки кадров высшей квалификации;
— разработка и реализация комплексной программы работы с ветеранами университета, их привлечение к научной и преподавательской деятельности на договорной основе, использование их опыта и знаний для воспитания курсантов и слушателей, сохранения и преумножения университетских традиций.
МВД России сегодня на первый план выдвигает вопросы укрепления в органах внутренних дел законности и служебной дисциплины, формирования у сотрудников высоких гражданских, патриотических и профессионально-нравственных качеств, требует поставить заслон на пути людей случайных и нечистоплотных. По этой причине сфере воспитательной деятельности в документе уделено немало внимания. Намечены следующие шаги:
— разработка и реализация долгосрочной программы воспитания курсантов и слушателей в интересах формирования из них всесторонне развитых личностей, внедрения в их сознание норм и положений Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, привития им профессионально-нравственных качеств и стремления поддерживать и развивать лучшие традиции российской милиции;
— оптимизация системы профилактики нарушений законности и служебной дисциплины среди личного состава университета, организация в этих целях тесного взаимодействия начальствующего и профессорско-преподавательского состава, воспитателей и наставников, Совета ветеранов и других общественных организаций;
— разработка и реализация программы повышения культурного уровня обучающихся и сотрудников с учетом использования условий дислокации и возможностей Санкт-Петербурга, его культурных центров и общественных организаций его творческой интеллигенции;
— активизация работы Университета культуры вуза, Совета библиотеки, объединения курсантов и слушателей университета по интересам, советов факультетов, курсов и общежитий, студий и кружков;
— формирование у курсантов и слушателей толерантности и коммуникативности, умений и навыков работы с различными категориями населения, привлечение их (обучающихся) к работе с подростками и шефство над ветеранами органов внутренних дел;
— повышение действенности работы по пропаганде среди курсантов и слушателей здорового образа жизни, формирование у них приверженности к семейным ценностям, нетерпимости к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков, бытовой распущенности;
— эффективное использование в этих целях возможностей культурно-просветительной и спортивно-массовой работы, «Клуба молодой семьи», Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и других подобных объединений;
— совершенствование научно-методического обеспечения воспитательной работы и развитие её материальной базы; обобщение и распространение передового опыта воспитания курсантов и слушателей;
— создание системы мониторинга эффективности воспитательного процесса в интересах своевременного выявления его слабых мест и внесение в воспитательную работу необходимых корректив.
Работа в органах внутренних дел в силу самой своей природы предполагает весьма значительные нагрузки на психику сотрудников, и потому одной из важнейших задач является отбор для работы в правоохранительных органов людей психологически устойчивых. Недаром к сотрудникам и кандидатам на службу предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, физической подготовленности, психологической устойчивости к экстремальным ситуациям, которыми изобилует милицейская служба. В Концепции предусмотрена реализация следующих мер психологического обеспечения:
— разработка и реализация долгосрочной программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебно-профессиональной деятельности в университете в соответствии с требованиями, обусловленными перспективой развития правоохранительной деятельности и задачами реформирования системы МВД России;
— совершенствование системы психологического обеспечения, доведение ее до уровня, гарантирующего качественное проведение психологических мероприятий в целях формирования у личного состава профессионально значимых качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач;
— создание эффективной модели психологической работы, учитывающей позитивный опыт отечественной и зарубежной психологической науки и практики, опыт деятельности психологической службы органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России;
— координация и мобилизация действий субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния личного состава, на формирование профессионально-важных качеств личности курсантов и сотрудников, достижение грамотного и согласованного использования начальствующим и профессорско-преподавательским составом результатов психологического сопровождения в управлении учебно-воспитательным процессом;
— разработка и совершенствование методов оценки качественного состояния и эффективности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебно-профессиональной деятельности в образовательном учреждении МВД России роли и деятельности психолога ведомственного вуза;
— модернизация психодиагностической, в т.ч. компьютерной и психокоррекционной службы с целью расширения возможностей комплексной оценки уровня развития и воздействия на широкий спектр профессионально важных качеств психологических и психофизиологических свойств, характеристик психологического состояния личного состава;
— расширение сферы оказания психологической помощи личному составу, усиление прогностичности, повышение качественного и количественного уровня осуществляемых
психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, информационной и психологической поддержки различных управленческих решений.
Санкт-Петербургский университет МВД России, будучи образовательным учреждением, в то же время является военизированным подразделением, и перед ним соответственно, в отличие от «гражданских» вузов, стоят свои, специфические задачи по поддержанию боеготовности и совершенствованию служебно-боевой подготовки. В Концепции достаточно полно отражено и это направление деятельности университета:
— качественное и своевременное проведение мероприятий по повышению боевой и мобилизационной готовности личного состава университета;
— развитие и поддержка взаимодействия с органами управления и учреждениями, ведающими вопросами мобилизационной готовности и гражданской обороны;
— совершенствование организации и актуализация содержания служебно-боевой подготовки, учебно-методических сборов постоянного состава, практики проведения командно-штабных и тактико-специальных учений, в т.ч. во взаимодействии с правоохранительными структурами, тренировок и занятий;
— повышение качества обучения внештатных формирований гражданской обороны, их тренировок и учений; поэтапная реконструкция имеющихся и строительство новых объектов по линии данного направления деятельности университета;
— обеспечение личного состава университета вооружением, экипировкой, специальными и материально-техническими средствами до уровня, позволяющего ему успешно решать служебно-оперативные задачи, в т.ч. в условиях сложной и быстроменяющейся обстановки, при возникновении террористической и иных видов угроз.
Учебная, научная, хозяйственная, служебная деятельность университета невозможны без соответствующего материально-технического обеспечения. Особенно это касается образовательной сферы, материальной базе которой необходимо постоянно обновление, чтобы соответствовать современным требованиям. В сфере финансово-хозяйственной деятельности и развития материально-технической базы в Концепции заявлены следующие мероприятия:
— разработка и реализация программы развития материально-технической базы университета на 2010-2020 годы и её финансового обеспечения;
— строительство многофункционального спортивного комплекса с бассейном и стрелковым тиром на 4 директрисы;
— обследование, проектирование и возведение дополнительного этажа из облегченных строительных конструкций на здании корпуса № 2 (ул. Летчика Пилютова, д. 1);
— разработка и выполнение планов строительства, ремонта, реконструкции учебных корпусов, учебно-лабораторного комплекса, учебных полигонов и объектов социально-бытовой инфраструктуры университета и его учебного центра в целях улучшения условий труда, учебы, быта и отдыха постоянного и переменного состава;
— совершенствование механизма управления службами тыла и их взаимодействия в интересах повышения эффективности хозяйственной деятельности;
— внедрение системы регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности в интересах рационального использования денежных и материальных средств и оперативной корректировки текущих и перспективных планов;
— повышение качества материального обеспечения образовательной, научной, воспитательной и управленческой деятельности университета и формирование единого банка данных о движимом и недвижимом имуществе, финансовых и материально-технических ресурсах университета, внедрение системы внутреннего контроля за их использованием;
— активизация работы по привлечению средств спонсоров, научных и благотворительных фондов, предприятий, в т.ч. возглавляемых выпускниками университета, на его развитие и реализацию отдельных его программ;
— обеспечение открытости формирования и исполнения бюджета университета, активного участия ученого совета в разработке его проекта;
— разработка локальной нормативной базы по определению, порядку расходования и контроля за финансовыми средствами, выделяемыми на содержание и развитие объектов университета и реализацию его целевых программ;
— укрепление финансовой дисциплины и совершенствование финансового контроля, создание контрольно-ревизионной службы университета;
— совершенствование работы по организации закупок и повышению эффективности размещения заказов и поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд университета в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Реализация указанных в Концепции стратегических направлений деятельности университета позволит гарантировать ему устойчивое развитие на период до 2020 г., сохранить за собой статус одного из ведущих в системе МВД России учреждений в области образовательной, научной и инновационной деятельности и обеспечить на этой основе качественную подготовку кадров для правоохранительных органов страны.