А. А. Невмовенко
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА (НА ОПЫТЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ)
Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. С. Олейников
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России на этапе фундаментальной подготовки, предлагаются рекомендации для эффективной организации процесса начальной подготовки, приводятся результаты исследования профессиональной направленности курсантов.
The article deals with key peculiarities of professional orientation of the students of the Academies of RF Ministry of the Internal Affairs at the fundamentals training stage. Recommendations for efficient fundamental training and results of students’ professional orientation study are provided.
Под профессиональной направленностью понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений, качеств и профессиональной культуры личности, которые обеспечивают возможность принятия эффективных решений в определенной профессиональной области. Профессиональная направленность - это система отношений и мотивов личности, проявляющаяся в устойчивой и сильной ориентации на избранную профессию, от которой зависит успешность процесса профессио-
нального становления и успешность будущей профессиональной деятельности1.
Профессиональная направленность личности курсантов, будущих сотрудников ОВД, выражает их отношение к целям педагогической системы на эмоциональном, познавательном и поведенческом уровнях и представляет собой систему отношений и мотивов по успешному овладению профессией, совершенствованию и самореализации в ней.
Важным фактором, влияющим на успешность формирования профессиональ-
ной направленности личности курсантов, особенно в начальный период обучения в вузе МВД России, является их психологическая готовность к овладению профессией сотрудника ОВД и способность адаптации к условиям жизни и быта.
С целью определения динамики формирования профессиональной направленности курсантов в процессе начальной подготовки было проведено исследование, в котором участвовало 187 курсантов Белгородского юридического института МВД России. Ведущее место в исследовании занимал опрос как способ сбора информации. Он основывался на опосредованном (анкета) и непосредственном (интервью) психолого-педаго-гическом взаимодействии.
Анкетирование показало, что на 1-м курсе условия будущей профессиональной деятельности не представляют 2,5% курсантов. 94% курсантов к концу 2-го курса имеют положительную профессиональную направленность и интерес к профессии, однако 6% курсантов сомневаются в своем желании быть сотрудниками ОВД.
Система, адекватно отражающая развитие и становление личности курсанта в условиях обучения в вузе МВД России, представляет собой поэтапную подготовку в следующей последовательности: фундаментальная подготовка, базовая подготовка, подготовка по предназначению. Каждая ступень подготовки является завершенной и предполагает диагностирование уровня профессиональной и личностной готовности курсанта к его будущей деятельности2.
На этапе фундаментальной (начальной) подготовки (1-2-й курсы) курсанты под руководством командиров и профессорско-преподавательского состава, а также самостоятельно на научной основе осваивают функциональные обязанности по должностному предназначению, здесь закладываются основы, создаются и развиваются условия формирования
профессиональной направленности курсантов на правоохранительную деятельность. На этом этапе большое значение имеют организация учебно-воспитательного процесса в вузе МВД России, эффективная индивидуальная работа командного и профессорско-преподавательского состава, а также психологическое обеспечение образовательного процесса. Приоритетным направлением формирования профессиональной направленности курсантов на начальном этапе считается получение знаний, развитие практических умений и навыков в процессе учебной деятельности. Взаимообусловленность и явно выраженная профессиональная направленность межпредметных связей учебных дисциплин на 1-2-м курсах является необходимым условием для формирования профессиональной мотивации курсантов.
Результаты анкетирования показали, что в процессе фундаментальной (начальной) подготовки:
• 93% курсантов приобрели необходимые для служебной деятельности на первоначальном этапе знания, навыки и умения;
• 58% курсантов имеютявно выраженную направленность на развитие практических умений, при этом особый интерес для них представляют: огневая подготовка (34%), физическая подготовка (32%), основы служебной подготовки (13%);
• 67% курсантов занимались сбором информации по своей будущей специализации;
• 23% курсантов дополнительно занимались самостоятельной подготовкой, совершенствуя свои знания.
На этапе базовой подготовки (3-й курс) курсанты учатся качественно вы -полнять функциональные обязанности по должностному предназначению в соответствии с квалификационными характеристиками, вне зависимости от предстоящего места службы. Этот этап имеет выраженную практическую на-
правленность. Подготовка по предназначению предусматривает работу курсантов на 4-5-м курсах.
Курсанты 1-го курса физически достаточно развиты и могут успешно переносить нагрузки первого года службы, однако в социальном и морально-психологическом отношении процесс формирования личности у них не завершен, они имеют низкие показатели по всем параметрам индивидуального профессионального развития. По этой причине с 1-го курса необходимо использовать дидактическую методику программированного обучения и воспитательную технологию суггестии, т. е. внушения посредством частичного неосознаваемого, направленного сигнала.3
Из основных показателей работы с кадрами в Белгородском юридическом институте МВД России (рис. 1) видно, что большая часть курсантов отчисляется по собственному желанию, как правило, на 1-м курсе и в начале 2-го курса4.
Причиной этого, на наш взгляд, являются слабые воспитательная работа и психологическое обеспечение процесса формирования и развития профессиональной направленности и мотивации курсантов в начальный период обучения.
У курсантов 2-го курса период адаптации закончился, приобретены навыки выполнения профессиональных обязанностей, выработаны привычки уставного поведения, расширился их кругозор, взгляды и интересы стали предметными, конкретными, осознанными, окрепло их мировоззрение.
Процесс профессионального становления тесно связан с профессиональным воспитанием курсантов. В определенных социальных условиях воспитание, особенно нравственно-правовое, способствует повышению эффективности подготовки будущего специалиста, выступает процессом саморазвития, самосовершенствования человека5.
кол-во
курсантов
1 - за академическую неуспеваемость;
2 - по собственному желанию; 3 - по болезни; 4 - по отрицательным основаниям.
Рис. 1. Сведения об отчисленных курсантах из Белгородского ЮИ МВД России
По своей структуре профессиональное воспитание как педагогический процесс представляет два взаимосвязанных направления: профессионально-личностное и профессионально-субъектное. Первое предполагает развитие профессиональных ценностей через освоение профессионально-социальных ролей и идентификацию себя с представителями профессиональной общности. Второе означает развитие самооценок и самоотношений на основе включения в практическую деятельность и через осознание собственной пригодности, успешности, перспектив профессионального развития6.
На основании изложенного представляются возможными следующие рекомендации.
В системе подготовки будущего специалиста - сотрудника ОВД - на этапе фундаментальной подготовки в вузе МВД России следует предусмотреть усиление педагогической направленности содержания, функций, форм и методов обучения, воспитания и развития курсантов 1-2-го курсов, ввести комплекс социологических, психологических и педагогических проблем, обеспечивающих интерес личности курсанта к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию .
Для повышения эффективности процесса формирования профессиональноличностного саморазвития курсантов в условиях вуза, на наш взгляд, необходимо проводить следующие педагогические мероприятия:
• особое внимание уделять повышению качества преподавания профилирующих дисциплин путем более широкого использования проблемных методов и компьютерных технологий обучения, усиления информационного и психологопедагогического обеспечения всех участников образовательного процесса;
• проводить комплексно-целевые занятия, активно использовать возможности индивидуально-дифференцированного обучения с моделированием проблемных ситуаций, требующих нестандартных действий;
• стимулировать активность курсантов в учебной и служебной деятельности по формированию профессионально важных качеств и профессионального саморазвития;
• развивать у курсантов устойчивую профессиональную направленность и интерес к профессиональной деятельности путем самообразования и самовоспитания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Педагогика. (Курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.; Фонд «Университет», 2003. С. 47.
2 Кикоть В. Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузаМВД России: Диссертация ... канд. пед. наук. СПб., 1998. С. 85.
3 Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. идоп. М.: Политиздат, 1990. С. 311.
4 Основные показатели работы с кадрами в Белгородском юридическом институте МВД России в 2006 году. Белгород: БелЮИ МВД России, 2007. С. 8.
5 Олейников В. С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Диссертация ... доктора пед. наук. СПб., 1993. С. 53.
6 Бородавко Л. Т. Формирование сознательной дисциплины как основа профессионального воспитания военнослужащих внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбУ МВД России, 2001. С. 18-19.