Научная статья на тему 'Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практических психологов для правоохранительных органов'

Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практических психологов для правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Степанова Юлия Борисовна

В статье рассмотрены особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи, с целью совершенствования их профессиональной подготовки в вузе МВД.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement agencies are examined. Problem that are encountered by the beginning psychologists for the purpose of the improvement of their professional preparation in the university of the Ministry of Internal Affairs are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практических психологов для правоохранительных органов»

насилие, тем ниже способность поиска альтернатив и нервно-психическая устойчивость.

Очевидно, что для прекращения роста экстремистских настроений и проявления насилия в обществе необходимо устранить или свести к минимуму общественные и индивидуальные условия их зарождения и развития.

В вопросах профилактики экстремистского поведения подростков традиционно выделяют два основных направления:

- работа с социальной средой (выделение факторов риска и их нейтрализация);

- работа с личностью (коррекция отклоняющегося поведения, развитие толерантности к неблагоприятным социально-психологическим факторам).

При построении профилактической работы сотрудники правоохранительных органов могут воздействовать на факторы социально-психологического риска, приводящие к экстремистскому поведению. А это, в свою очередь, может повлиять на личностные особенности подростка.

В сложившихся условиях индивидуальная работа в данном направлении с каждым нуждающимся подростком чрезвычайно затруднительна, более целесообразно диагностировать неблагополучие не только отдельной личности, но и малой группы или коллектива в целом и работать с ними.

Таким образом, профилактика насильственного поведения из локально-индивидуальной работы с отдельными, как правило, уже совершившими правонарушение подростками превращается в системную превентивную работу с группами подростков на уровне социума.

1 См.: Профилактика насильственного поведения в подростковой среде // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Сборник материалов российско-фламандской научно-практической конференции. СПб., 2001.

2 См.: Исследование факторов риска, определяющих готовность подростков осуществлять насильственное поведение // Проблема-2000. Психолого-политическая культура Санкт-Петербургской молодежи: Сборник научных трудов молодых ученых кафедры политической психологии СПбГУ / Под ред. Т.В. Анисимовой. СПб., 2000. С. 46-55.

3 См.: Диагностика и коррекция сферы ценностей у детей, живущих на улице // Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тезисы конференции / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2000. С. 205-207.

4 См. там же.

Н.Ф. Гейжан*, Ю.Б. Степанова*

Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практических психологов для правоохранительных органов

В статье рассмотрены особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи, с целью совершенствования их профессиональной подготовки в вузе МВД.

In this article the special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement agencies are examined. Problem that are encountered by the beginning psychologists for the purpose of the improvement of their professional preparation in the university of the Ministry of Internal Affairs are revealed.

Ключевые слова: проблемы, психолог, профессиональная деятельность, трудности, адаптация, совершенствование.

Современные изменения общественно-экономических отношений в Российской Федерации, строительство правового государства, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения органов внутренних дел. Комплексный подход к формированию кадрового

be

гъ

съ

3

X

*

о?

е

^5

<\>

съ

о

X

S

сь

С

съ

с

съ

съ

S

* Доктор педагогических наук.

** Адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.

состава силовых министерств и ведомств Российской Федерации основывается на отборе граждан, пригодных по своим индивидуально-психологическим, нравственным и физическим качествам к несению военизированных видов службы, к деятельности, сопряженной с риском для жизни.

Признание сложности ситуации обусловило расширение деятельности психологических служб в органах внутренних дел. С 1993 г. во многих подразделениях введены штатные должности психологов, которые первоначально комплектуются выпускниками факультетов психологии ^ гражданских вузов. Однако ярко выраженная специфика деятельности сотрудников ОВД, работа в кадровых структурах соответствующих управлений определили необходимость целенаправленной профессиональной подготовки практических психологов в образовательных учреждениях МВД России. Такая подготовка была организована с 1999 г., и в 2003 г. состоялся первый выпуск специалистов данного профиля.

^ Анализ деятельности выпускников психологического факультета Санкт-Петербургского

^ университета МВД России позволил выявить целый ряд вопросов, к решению которых начинающие ^ психологи оказываются недостаточно готовыми. Это положение обусловлено, в частности, тем, что 3 программа обучения соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования по специальности 020400 - «Психология» (специализация - психолог, преподаватель ^ психологии). Несмотря на усиление практико-ориентированных дисциплин в составе программ ~ профессиональной подготовки психологов для правоохранительных органов, к выполнению значительного круга задач выпускники оказываются неподготовленными, многие знания и умения им приходится осваивать непосредственно в ходе выполнения служебных обязанностей. Это затрудняет их адаптацию, приводит к текучести кадров и неудовлетворенности собственной работой, снижает качество профессиональной деятельности.

В нашем исследовании была поставлена задача изучить типичные проблемные ситуации и затруднения, с которыми сталкиваются практические психологи в подразделениях органов внутренних дел, и на этой основе построить рекомендации для совершенствования содержания и методов их ^ профессиональной подготовки.

Целью диагностического этапа исследования было выявление субъективных и объективных ^ причин, снижающих качество профессиональной деятельности начинающих психологов, а также 5 построение с учетом полученных данных программы совершенствования их профессиональной подготовки на разных этапах вхождения в профессию. Исследование сотрудников психологической службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области было организовано в три этапа. На первом

а»

Н

N этапе проводился анализ кадрового состава психологов. Были получены характеристики по званию, ^ должности, полу, стажу работы, уровню общего и специального образования.

^ На втором этапе проводился анкетный опрос и индивидуальные собеседования с психологами

ГУВД. Задачей этого этапа было выявление мнений психологов о возможностях совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в этой сфере.

^ На третьем этапе исследования на основе обобщения опыта работы психологов и

аналитических материалов ГУВД выявлялись типичные ошибки и затруднения психологов на разных ^ этапах их профессионального становления. Задачей этого этапа было определение содержательных корректив в программе подготовки и переподготовки психологов.

Анализ кадрового состава психологической службы ГУВД (обследовано 79 человек, работающих в различных подразделениях 17 районов Санкт-Петербурга) показал, что 23% всех обследованных психологов имеют в качестве базового высшее психологическое образование, ^ полученное в Санкт-Петербургском университете МВД России. 50% сотрудников имеют высшее психологическое образование, полученное в различных университетах и институтах. Еще 16% ^ сотрудников имеют высшее педагогическое образование, полученное в гражданских вузах. 8% ^ обследованных психологов имеют высшее гуманитарное или техническое образование. Сотрудники, работающие в должности психолога, закончили в свое время самые разнообразные вузы: РГПУ им. ^ Герцена (дефектологический, химический факультет), Электротехнический институт связи, СЗКЦ Правительства РФ (социальная работа), Санкт-Петербургская академия им. Мечникова, ЛИАП, СПГУ (геоэкология) и ряд других высших учебных заведений.

Таким образом, анализ кадрового потенциала психологической службы позволяет заключить, что специальную психологическую подготовку, дающую возможность специалистам решать специфические задачи психологического отбора и оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов, имеют менее четверти психологов. Вместе с тем более половины из

а*

а»

5

них имеют высшую психологическую подготовку, а спецификой решаемых в ОВД задач им приходится овладевать в процессе профессиональной деятельности.

Существенно, что 84% всех психологов ГУВД составляют женщины. Соответственно, обсуждая программу совершенствования профессиональной подготовки психологов для подразделений ОВД, следует учитывать особенности их мотивации и профессиональной направленности.

Для выявления особенностей адаптации психологов к практической деятельности в ГУВД был проведен анкетный опрос. Анкета включала в себя 11 вопросов, которые содержали варианты ответов, а также возможность, в случае необходимости, высказать собственное мнение или суждение по вопросу. Анализ и обобщение суждений показали, что потребность в совершенствовании уровня профессионализма психологов можно определить как очень высокую.

Более половины ответивших отметили, что на должность психолога они попали по рекомендации знакомых или родственников, а также случайно. 40% отвечавших выбрали формулировку «целенаправленно, по собственному желанию». В единичных случаях отмечены ответы «по распределению». Сочетание непрофильного образования со случайным или вынужденным выбором работы, безусловно, снижает процесс адаптации к условиям деятельности психолога, отрицательно влияет на качество выполняемых функциональных обязанностей, приводит к текучести кадров в первые годы работы.

Половина опрошенных психологов оценили свою профессиональную подготовленность в начале работы как низкую или ниже среднего. 45% ответивших считают, что их подготовленность была средней, в т.ч. и те, кто пришел из непрофильных вузов или техникумов. 5% оценили свою подготовленность как высокую или выше среднего (это выпускники Санкт-Петербургского университета МВД России).

Следует отметить, что проводившийся параллельно опрос экспертов (начальники подразделений, в которых работают психологи, оценивали их подготовленность в процессе индивидуальных диагностических бесед с авторами исследования) показал, что подготовленность подавляющего большинства специалистов-психологов (62%) руководством оценивается как средняя или ниже среднего, и 38% получили оценку выше среднего и высокую (последних - 8%). Закономерно, что более высокими оценками эксперты отмечают подготовленность психологов, имеющих опыт работы более двух лет. Возможность самостоятельно работать у начинающих специалистов оценивается, как правило, ниже среднего. В качестве особо значимых недостатков в профессиональной подготовке эксперты отмечают умение налаживать контакт с людьми. В ряде случаев отмечались высокие запросы начинающих специалистов при недостаточной исполнительности. При этом под исполнительностью понималась готовность выполнять любые поручения, которые руководство считает важным возложить на выпускника вуза, в т.ч. выполнение несвойственных им функций (подготовка документов и отчетов по отделу кадров, участие в инспекторских выездах и др.).

Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, что начинающие специалисты действительно испытывают трудности при вхождении в практическую профессиональную деятельность, во-вторых, недоверие к опытности начинающего психолога вынуждает руководство подразделения поручать им разного рода несвойственные психологической службе функции, что порождает определенные напряжения во взаимоотношениях специалиста и руководителя подразделения.

В равной степени, как отмечали опрошенные, в начале работы им не хватало как знаний и умений, так и профессиональных качеств, психологической подготовки. Недостаток психологических знаний и умений, практических навыков, практического опыта отмечают почти 70% отвечавших.

Отмечался недостаток сдержанности, настойчивости, целеустремленности. В психологической подготовке отмечалась недостаточная уверенность в себе, неготовность к общению с личным составом. К профессиональным качествам относилась внимательность, усидчивость, планирование работы. Следует отметить, что вопрос о личных, профессиональных качествах и психологической подготовленности вызывал у отвечавших определенное затруднение. Это свидетельствует о недостаточной рефлексивности и недостаточном уровне развития профессионального самосознания у работающих психологов.

Вместе с тем более половины опрошенных нами психологов удовлетворены своей работой и не хотели бы поменять ее, если бы им представилась такая возможность. Это связано с удовлетворенностью процессом и результатами своей работы, осознанием собственной пригодности и удовлетворением от выполнения долга и социально важной деятельности. В связи с этим в анкету для психологов ОВД был включен вопрос «Что в Вашей работе приносит Вам наибольшее

удовлетворение?» Вопрос не предполагал вариантов ответа, отвечающие писали свои формулировки самостоятельно.

Наиболее часто (около половины ответивших) участвовавшие в опросе психологи называли в качестве положительного мотива своей работы - достижение положительного результата работы. Здесь приводились разные формулировки: конечный результат, хорошо выполненная работа, проделанная работа, уважительное отношение со стороны сотрудников. Как причина ^ удовлетворенности работой назывались также положительная оценки работы руководством, ^ понимание руководства, понимание сослуживцев, зарплата (27%). Единичные ответы касались самого процесса деятельности. Отмечалась разнообразная, нескучная работа, общение с людьми, реальная помощь людям, возможность помочь людям (около 8%).

Кроме того, в отдельных ответах отмечалось, что удовлетворение в работе приносит коллектив ^ сотрудников, возможность повысить свою квалификацию, приобрести профессиональные навыки.

Встречались ответы «ничего» и «затрудняюсь ответить», либо вопрос оставлялся без ответа - 15% ^ заполнявших анкету (поскольку в ответах сотрудники называли 1-2 обстоятельства, вызывающее ^ удовлетворение в работе, то общее число превышает 100%).

5^ Анализ этих данных показывает, что большая часть опрошенных психологов обращает

Ф внимание на результат работы, ценит ее содержание, процесс, социальные мотивы. Особое значение дц имеет постоянное положительное подкрепление, позитивная оценка и выражение понимания со стороны руководства. Кроме того, важнейшее значение в этих условиях имеет благоприятный психологический климат в служебном коллективе, стимулирующий положительные эмоции в деятельности сотрудников.

Центральной задачей в процессе диагностического этапа являлось выявление проблем и затруднений, которые испытывают специалисты на начальном этапе своей работы и с приобретением определенного опыта. Ориентация на выявление и решение проблем в процессе профессиональной подготовки нашла свое отражение во многих психолого-педагогических исследованиях при подготовке сотрудников ОВД. Разные аспекты этого вопроса рассмотрены в работах Н.Ф. Гейжан (1995), Я.Н. 3 Мусина (1997); И.Г. Елесиной (2001), И.И. Ивановой (2001); А.Д. Косолапова (2002), В.Ю. Колпакова

(2002) и других авторов. Сущность проблемно-ориентированной подготовки будущих специалистов ^ при таком подходе заключается в том, что на определенном этапе подготовки акцент переносится с

^ отдельных теоретических знаний и умений применять их на практике на формирование умений

5 ориентироваться в тех затруднениях и проблемах, с которыми столкнутся выпускники вуза на

^ практике. Например, в диссертации Я.Н. Мусина были систематизированы проблемы

^ военнослужащих, проходящих срочную службу во внутренних войсках, и в соответствии с ними

^ определялись задачи подготовки курсантов вузов ВВ МВД России как воспитателей1. В диссертации

^ И.Г. Елесиной точно так же были систематизированы проблемы и затруднения, с которыми

N сталкиваются в практической деятельности дознаватели в органах внутренних дел, и на этой основе

рассмотрены пути совершенствования их профессиональной подготовки в вузе МВД России2. ^ Реализация такого подхода показывает достаточно высокую эффективность и усиливает

практическую направленность обучения специалистов в высшей школе.

Опираясь на данную методологию, мы также поставили задачу выделить типичные затруднения молодых психологов с тем, чтобы внести на этапе формирующей работы подобную информацию в учебный процесс на факультете психологии. Такого рода информация выявлялась по трем основным направлениям.

^ Первое направление - это обобщение ответов на один из вопросов анкеты, о которой речь

% шла выше. Второе направление - это целенаправленные беседы с начинающими психологами, стаж

работы которых составляет 1-2 года. Третье направление - это ведение дневника самонаблюдений. С начала исследовательской работы такой дневник заполнялся на протяжении двух лет. В нем фиксировались виды работ, которые выполнялись автором в качестве психолога УВД Выборгского

а.

^ района (факультет психологии Санкт-Петербургского университета МВД России закончен в 2003 г.), и отмечались затруднения разного типа и вида. Сопоставление информации, полученной по этим ^ трем диагностическим направлениям, ее анализ и обобщение позволили выделить типичные для ^ начинающих сотрудников затруднения и проблемы, подготовку к которым целесообразно усилить в период обучения в вузе и в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Рассмотрим эти затруднения более подробно.

В анкету, которую заполняли психологи из всех районных управлений, был включен вопрос: «С какими трудностями Вы чаще всего сталкивались в начале деятельности в должности психолога?» и «Что является наиболее трудным в Вашей работе в настоящее время?».

Обобщение ответов показало, что у начинающих психологов преобладает недостаток знаний и опыта, который приводит к напряжениям и ошибкам; у опытных психологов - большая загруженность при явно недостаточной оплате труда. Индивидуальные беседы показывают, что начинающие психологи чаще испытывают напряжение, растерянность, неуверенность в перспективности и правильности своего выбора. Более опытные сотрудники чаще испытывают раздражение, снижается мотивация труда, нарастает усталость.

Несколько чаще женщины называют затруднения, связанные с взаимодействием с людьми, ответственность, необходимость принимать решения. Среди более опытных психологов женщины значительно чаще говорят о загруженности в работе, мужчины - о низкой оплате труда. Индивидуальные беседы с начинающими психологами (стаж работы до двух лет), а также ведение дневника самонаблюдений, показали, что наиболее часто молодые специалисты отмечают недостаточность профессиональных умений в прикладных областях. Именно они определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания в процессе выполнения своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Наиболее часто в индивидуальных беседах выявлялись следующие трудности:

- не хватает умения диагностировать профессиональную работоспособность сотрудников, выявить психологические факторы, влияющие на результативность и надежность деятельности;

- не хватает умения провести мероприятия по профилактике психологического перенапряжения, переутомления и других неблагоприятных психических состояний, при наличии соответствующей подготовки, сертификатов и категорий проводить коррекционную работу с сотрудниками, имеющими признаки психологической дезадаптации;

- не хватает умения осуществить психологическое консультирование сотрудников и членов их семей, оказать помощь в разрешении личных и семейных психологических проблем, в кризисных и конфликтных ситуациях;

- не хватает умения провести в подразделениях социально-психологические тренинги.

Помимо этого, «дневник наблюдений» показывает, что наиболее часто в практической работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вызывали затруднения ситуации, в которых молодому специалисту приходится работать (диагностировать или консультировать, проводить коррекционную беседу) с сотрудниками, которые значительно старше по возрасту, опыту и званию. Наладить психологический контакт в этих случаях, вызвать доверие у сотрудника бывает очень сложно - особенно когда на консультацию к специалисту сотрудник приходит по направлению начальника своего подразделения, т.е. не вполне добровольно. В таких ситуациях молодой специалист оказывается недостаточно защищенным против скептического отношения, недоверия к опыту и знаниям психолога.

Другим затруднением субъективного характера являются взаимоотношения с руководством подразделения, в котором работает психолог. В соответствии с последними приказами МВД, психологическая служба должна быть выведена из подчинения отдела кадров, в составе которого она находилась в период своего становления и образования. Применительно к Главному управлению внутренних дел города и области такая реорганизация проведена, психологическая служба выделена в самостоятельный отдел. Но в районных управлениях такая реорганизация еще предстоит. Вхождение в состав отдела кадров приводит к тому, что нередко молодой специалист выполняет не столько возложенные на него обязанности, сколько поручения вышестоящего начальства или обязанности инспектора. Несмотря на то, что использование специалистов-психологов по непрямому назначению запрещено специальным приказом, на эту трудность указывают многие начинающие психологи.

Следует отметить, что такое положение дел часто бывает оправданно, поскольку заниматься обследованием, консультированием, помощью в разрешении конфликтов в подразделении или коррекции взаимоотношений между сотрудниками и руководством подразделения молодой специалист с первых месяцев работы в подразделении часто не может, не умеет. Это требует определенного времени для адаптации, накопления опыта взаимодействия с людьми, вхождения в специфику служебной деятельности сотрудников определенной специализации. Однако, как показывает анализ (и самоанализ), к такой «черновой» работе выпускники вуза часто бывают не готовы, что приводит к неудовлетворенности своей работой, играет немалую роль в текучести кадров.

В связи с этим важной задачей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов является психологическая подготовка к адаптации в новом коллективе и в новых условиях. Важно учить пережидать сложившуюся ситуацию без конфликтов, стараться налаживать контакты с

сотрудниками, заинтересованными в психологической службе, например, может быть, с заместителем начальника отдела кадров.

Изучение условий деятельности психологов в разных районах показывает, что около трети из них не имеют не только кабинета психологической регуляции, оборудования, но и рабочего кабинета, а их рабочее место - в кабинете отдела кадров совместно с несколькими инспекторами. Проблема существует объективно. Для эффективной работы психолог должен проводить индивидуальные ^ консультации, изучать психологическое состояние сотрудников, лиц, вновь принимаемых на службу. Кабинет психологической регуляции предусматривает проведение психологической релаксации, снятия нервно-психологического напряжения, эмоциональной разгрузки, индивидуального и группового консультирования, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

^ Такие кабинеты имеются далеко не во всех районах, и начинающие специалисты вместо

^ того, чтобы постепенно добиваться необходимых для работы средств, начинают конфликтовать с руководством или считают себя недостаточно «оцененными», «признаваемыми».

^ В то же время в процессе индивидуальных бесед (и собственного опыта) отмечено, что о

3 многих приборах, которые используются в настоящее время в психологической коррекционной работе, 5^ начинающие психологи знают только по литературе и не умеют использовать их на практике. Речь ^ идет о таких приборах, как «Мираж», люстра Чижевского, проекционное цветодинамическое (•ц устройство «Цветодин» для регуляции психических состояний, «Активациометр» для диагностики психоэмоциональных состояний и работоспособности и других.

Таким образом, проведенный анализ затруднений психологов в начальный период их работы позволяет сделать вывод о том, что к трудностям в служебной деятельности курсантов необходимо готовить в период обучения в университете. Они должны уметь адаптироваться в условиях среды, сложившейся ситуации (отсутствие рабочего места, кабинета психологической регуляции, непонимание со стороны руководства, коллег), не приходить в отчаяние, не идти на крайние меры (увольнение или смена профессии).

На основании теоретического анализа и выявления противоречий и затруднений практических 3 психологов была разработана Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ^ содержания и методов подготовки психологов в вузе МВД России. Данная программа ^ предусматривала организацию обучения в экспериментальных группах на основе проблемного подхода ^ и строилась с учетом:

5 - проблем (и способов их преодоления) сотрудников подразделения, с которыми приходится

^ работать практическому психологу;

^ - проблем самого психолога, которые возникают в процессе профессиональной адаптации и

^ становления профессионального мастерства;

^ - проблемы взаимодействия психолога с руководством подразделения и коллегами.

§ Сопоставление полученных данных с содержанием психологической подготовки будущих

^ психологов позволило выявить противоречия между теоретическими знаниями и практическими ^ умениями, существующие в данном процессе. На этой основе были определены принципы и направления его совершенствования с точки зрения приближения содержания обучения к нуждам практики психологической помощи в подразделениях ОВД. Были выделены, в частности следующие принципы:

- проблемно-ориентированный подход в обучении, предполагающий подготовку специалистов к решению типовых проблемных ситуаций, возникающих в служебной деятельности сотрудников

5 ОВД;

% - рефлективность в процессе обучения и деятельности сотрудников службы психологического

обеспечения образовательного процесса в вузе;

- использование методов позитивной и альтернативной психологии в процессе профессиональной подготовки;

^ - воспитание гуманистической направленности и этической устойчивости будущих

специалистов-психологов.

^ Основой совершенствования содержания подготовки психологов в процессе опытно-

^ экспериментальной работы был выбран проблемный подход. Основное внимание уделялось трем категориям проблем (и способам их преодоления):

- проблемы сотрудников подразделения, с которыми приходится работать психологу;

- проблемы самого психолога, которые возникают в процессе профессиональной адаптации и становления профессионального мастерства;

- проблемы взаимодействия психолога с руководством подразделения и коллегами.

На основании анализа и выявления противоречий и затруднений практических психологов бала разработана Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания и методов подготовки психологов в вузе МВД России. Данная программа предусматривала организацию обучения в экспериментальных группах на основе проблемного подхода и реализовывалась по следующим направлениям:

- работа с проблемами сотрудников и способы их выявления;

- классификация субъективных и объективных проблем сотрудников ОВД, с которыми работает психолог, и целенаправленная организация подготовки к их диагностике и коррекции;

- классификация субъективных и объективных проблем сотрудников службы психологического обеспечения и целенаправленная подготовка к их преодолению;

- внедрение нового содержания и технологий обучения.

При этом в вузе МВД, где предусмотрена строгая регламентация образовательного процесса, речь шла о внедрении отдельных элементов с постепенным расширением требований к профессиональной подготовке психологов для правоохранительных органов.

Апробация указанной Программы проводилась в процессе педагогической практики одного из авторов (Ю.Б. Степановой) в Санкт-Петербургском университете МВД России на факультете подготовки руководителей горрайорганов (совместно с доцентом В.В. Гоголевой).

Были реализованы следующие формы работы.

1. Доклад материалов, полученных на диагностическом этапе исследования на заседании сотрудников кафедры общей психологии, и обсуждение возможностей внедрения такого рода информации в содержание учебного материала.

2. Выступление с сообщением на заседании кафедры по новым методам и содержанию деятельности практических психологов.

3. Расширение на этой основе содержания подготовки по отдельным темам практикоориентированных курсов психологии.

4. Расширение содержания и методов психологической подготовки будущих психологов в процессе прохождения адъюнктской педагогической практики при освоении курса «Педагогика».

5. Целенаправленная психолого-педагогическая подготовка курсантов экспериментальных групп к прохождению практики в подразделениях ОВД.

6. Анализ проблем и затруднений курсантов по окончании практики в подразделениях ОВД.

7. Организация встреч практических психологов, работающих в должности психолога в правоохранительных органах, с курсантами экспериментальных групп.

Данная программа была реализована на 2-м и 4-м курсах психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России в 2005-2006 гг. В результате внедрения разработанной программы в практику по всем показателям в экспериментальных группах были получены значимые изменения по критериям информированности о проблемах практических психологов в ГУВД и способам их преодоления, мотивации обучения и профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД. - М.: ГуК МВД России, 2003. - 187 с.

2. Гейжан Н.Ф. Психологические проблемы учебно-воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования: Учебное пособие. - СПб.: НМЦ, 1995. - 41 с.

3. Елесина И.Г. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной подготовленности дознавателей ОВД: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 184 с.

4. Иванова И.И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России: Дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2001.

5. Колпаков В.Ю. Военно-педагогическая подготовка курсантов вузов ВВ МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.

6. Мусин Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов вузов ВВ МВД России как воспитателей: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997.

7. Об утверждении положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом ОВД: Приказ МВД России № 770 от 26 сентября 2006 г.

1 См.: Мусин Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов вузов ВВ МВД России как воспитателей: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.

2 См.: Елесина И.Г. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной подготовленности дознавателей ОВД: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.