Научная статья на тему 'О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России'

О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОЛИГОН / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PRACTICAL TRAINING / CRIMINALISTIC TRAINING COMPLEX / ABILITIES AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амельчаков И. Ф.

В статье рассматриваются основные формы повышения практической направленности обучения в образовательном учреждении МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амельчаков И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with main forms of increasing of practical intensity of training in an educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

о повышении практической направленности обучения в бел юи мвд россии

on the rising of practical intensity of training in the belgorod law institute of the ministry of internal affairs of russia

УДК 378:351.74(470.325)

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

I.F. AMELCHAKOV,

The Head of the Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia Police major general Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы повышения практической направленности обучения в образовательном учреждении МВД России.

Ключевые слова: практическое обучение, криминалистический полигон, умения и навыки.

Abstract: the article deals with main forms of increasing of practical intensity of training in an educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: practical training, criminalistic training complex, abilities and skills.

Ш.

Современные условия предъявляют повышенные требования к сотрудникам органов внутренних дел. Качество, эффективность и результативность выполнения возложенных на сотрудника полиции оперативно-служебных задач невозможны без теоретических знаний и практических навыков по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений различных категорий.

Одним из направлений совершенствования деятельности вузов системы МВД России является реализация практической составляющей обучения, которая достигается в Бел ЮИ МВД России путем функционирования на базе УМВД России по Белгород-

ской области филиалов профильных кафедр, введения в действие межкафедрального криминалистического полигонного комплекса, внедрения в учебный процесс автоматизированных информационных систем, ресурсов и баз данных, а также образовательных технологий, применяемых в учебном процессе Бел ЮИ МВД России.

Самостоятельной организационно-правовой формой взаимодействия Бел ЮИ МВД России, направленной на совершенствование практических навыков профессорско-преподавательского состава, являются созданные на базе действующих служб и подразделений УМВД России по Белгородской области филиалы кафедр. В состав фи-

лиалов кафедр включены наиболее опытные сотрудники структурных подразделений и территориальных органов внутренних дел. Возглавляют филиалы кафедр лица из числа руководящего состава УМВД России по Белгородской области, имеющие высокую квалификацию, большой опыт практической деятельности и педагогические навыки.

Так, филиал кафедры криминалистики возглавляет начальник экспертно-криминалистического центра УМВД России по Белгородской области полковник полиции И.Е. Прокопенко; филиал кафедры уголовного процесса - начальник отдела организации дознания УМВД России по Белгородской области полковник полиции А.А. Пронькина; филиал кафедры оперативно-разыскной деятельности возглавляет заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Белгородской области полковник полиции А.А. Иванов.

Филиалы осуществляют учебную, учебнометодическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу по направлениям деятельности кафедр; выявляют, анализируют и распространяют передовой положительный опыт работы органов внутренних дел; проводят воспитательную работу среди курсантов, слушателей и студентов; содействуют в осуществлении отбора и подготовки научно-педагогических кадров, а также в осуществлении повышения квалификации и переподготовки сотрудников. В рамках их деятельности вырабатываются предложения по организации учебного процесса, совершенствованию и развитию практической составляющей, определяются направления научно-исследовательской деятельности.

Для усиления практической направленности обучения к проведению учебных занятий в институте привлекаются сотрудники филиалов профильных кафедр, а также иных подразделений и служб УМВД России по Белгородской области; осуществляются выездные практические занятия в подразделениях территориальных ОВД; в итоговой государственной аттестации слушателей принимают участие руководители подразделений и служб УМВД России по Белгородской области; сотрудники подразделений и служб УМВД России по Белгородской области осуществляют рецензирование учебнометодических материалов, подготовленных профессорско-преподавательским составом Бел ЮИ МВД России.

Сотрудники, проходящие повышение квалификации на базе факультета повышения

квалификации института, участвуют в проведении учебных занятий с курсантами.

В перспективе развития деятельности филиалов кафедр в институте планируется:

1. Возобновить институт внеучебной практики курсантов (начиная со 2-го курса) в подразделениях ОВД на базе действующих филиалов согласно профилю подготовки. Реализация данного предложения позволит сформировать у курсантов представление о работе структурных подразделений ОВД и усваивать теоретический учебный материал через призму правоприменения.

2. Развивать систему ранней профессиональной ориентации молодежи на основе оптимизации деятельности полицейских колледжей, лицеев, специализированных классов (групп) общеобразовательных школ, позволяющую обеспечить сознательную готовность юношей и девушек связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью, формирование у молодого поколения позитивного образа сотрудника органов внутренних дел.

3. В целях совершенствования деятельности филиалов предполагается предусмотреть в рамках государственных аттестационных испытаний комплексный государственный экзамен по профилю подготовки, председателя и состав комиссии которого назначать из числа наиболее подготовленных сотрудников соответствующих структурных подразделений ОВД (в зависимости от профиля подготовки). По результатам такого экзамена не только выставлять дифференцированную оценку, но и давать рекомендации на предмет прохождения службы в конкретном подразделении(например,с формулировкой «рекомендуется (не рекомендуется) для дальнейшего прохождения службы в (указать вид подразделения) ОВД»). Такая форма контроля будет служить своеобразным независимым аудитом образовательной деятельности, формировать мотивацию обучаемого на более качественную подготовку, а комплектующему органу позволит на более ранних стадиях правильно осуществить расстановку кадров и при необходимости более акцентировано воздействовать на молодого специалиста (выпускника) с целью повышения его подготовленности.

4. В рамках действующих филиалов кафедр предлагается создать единое информационное пространство вузов МВД России и практических органов, объединяющее электронные ресурсы учебных, учебно-методических и научных материалов, в целях

обеспечения доступа профессорско-преподавательского состава и обучаемых к электронным базам через телекоммуникационную сеть Интернет (через сайты вузов) с присвоением индивидуальных логинов и паролей (по возможности только на правах чтения), с целью обмена положительным опытом преподавания учебных дисциплин, формирования научных школ, а также обеспечения возможности оперативного доступа к учебно-методическим и научным материалам в случае нахождения за пределами учебного заведения (в отпуске, на больничном и т.п.).

5. Официально закрепить ведомственным нормативным правовым актом (приказом МВД России) институт филиала кафедры вуза. Это позволит более тесно взаимодействовать с территориальными (линейными) ОВД, легитимно осуществлять обмен информацией, использовать при необходимости материально-техническую базу соответствующего структурного подразделения.

6. Разработать систему критериев оценки качества образования с приоритетным учетом мнения социальных заказчиков - территориальных органов внутренних дел.

Одним из резервов повышения практической направленности в образовательной деятельности является созданная в Белгородском юридическом институте МВД России современная полигонная база, располагающая соответствующим аудиторным фондом и видовыми полигонами, оборудованными современными техникокриминалистическими и мультимедийными средствами, копировально-множительной техникой, программными продуктами, макетами, позволяющими комплексно, в обстановке, максимально приближенной к реальной, отрабатывать задачи, возложенные на органы внутренних дел, которая является стартовой площадкой вхождения курсанта (слушателя) в профессиональную деятельность в ОВД [1].

Каковы возможности использования полигонной базы? Каких результатов она позволяет достичь?

Во-первых, межкафедральный криминалистический полигонный комплекс позволяет в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к подготовке сотрудника органов внутренних дел, проводить все виды занятий, закрепленных за кафедрами криминалистики, уголовного процесса, организации раскрытия и расследования преступлений, оперативно-разыск-

ной деятельности, административного права и административной деятельности ОВД.

Бесспорна объективная значимость обеспечения в процессе обучения неразрывной связи теории и практики, основанной на комплексной отработке вопросов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, моделированию обстановки, максимально приближенной к реальной, соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, а также решению ситуационных задач. В их числе: тренинги, кейсы, ситуационные задачи, творческие задания, деловые игры, научные дискуссии, тестирующие программы, мультимедийные лекции и классические практические занятия, брейн-ринги, олимпиады, занятия с использованием компьютерных обучающих программ и др. Также полигонная база используется при проведении комплексных оперативно-тактических и командно-штабных учений.

Во-вторых, использование полигона предусматривает более «зрелую» мотивацию на сам процесс практического обучения и принятия обучаемыми решения о профилизации своей предстоящей служебной деятельности. Иными словами, курсант (слушатель) на такой базе примет вполне осознанное решение, приобретя опыт и практические навыки с учетом своих личных устремлений и знаний.

В-третьих, полигон позволяет повысить в целом уровень профессиональной подготовленности обучаемых. Его возможности используются при переподготовке и повышении квалификации, а в перспективе и при первоначальной подготовке поступающих на службу сотрудников ОВД.

В-четвертых, площади полигона позволяют использовать его базу для организации и проведения заседаний территориальных органов исполнительной власти Белгородской области, подразделений УМВД России по Белгородской области, «круглых столов», конференций, семинаров, презентаций, курсов повышения квалификации.

В-пятых, полигон предоставляет возможность повысить качество учебно-методической работы в силу занятости в его функционировании большей части профессорско-преподавательского состава профильных кафедр, объединяемых одной общей задачей - обеспечением практической направленности обучения.

Следующим приоритетным направлением развития практической направленности обучения является использование информа-

ционных ресурсов, применяемых в практике органов внутренних дел

В этой связи для достижения оптимальных результатов при подготовке высококвалифицированных кадров в Белгородском юридическом институте МВД России совместно с ИЦ УМВД России по Белгородской области создан не имеющий аналогов в России и внедрен в учебный процесс программнотехнический комплекс «ИБД-Регион» [2].

Программно-технический комплекс «ИБД-Регион» активно используется во всех подразделениях органов внутренних дел при проведении профилактической работы по предупреждению и пресечению преступлений, при раскрытии и расследовании преступлений и т.д. Создание и использование ИБД в институте обусловлено приобретением обучаемыми устойчивых навыков работы, которые невозможно получить только при демонстрации информационной системы, без непосредственной работы с ней, таким образом, возникает необходимость создания именно учебного «ИБД-Регион». Возможности внедрения в учебный процесс ИБД, используемого в практической деятельности сотрудников ОВД, ограничены, поскольку в процессе обучения работе с ИБД происходит обмен данными между автоматизированным рабочим местом (АРМ) и интегрированным банком данных (ИБД), что может привести к искажению информации (при наличии доступа) или несанкционированному получению конфиденциальных сведений о физических лицах, что влечет за собой нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Использование же учебного комплекса позволяет избежать этого.

Учебный интегрированный банк данных является полным аналогом «ИБД-Регион», используемого в оперативно-служебной деятельности сотрудниками ОВД, и содержит как справочный режим, так и работу с первичными формами документов в полном объеме. Следовательно, учебный комплекс представляет собой единую базу данных из совокупности имеющихся оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учётов, формируемых в процессе обучения.

Информационное взаимодействие с ИБД осуществляется с автоматизированных рабочих мест, созданных на кафедре информационно-компьютерных технологий в деятельности ОВД Бел ЮИ МВД России, в почтовом режиме по существующим каналам ИМТС. Администрирование, контроль

функционирования ИБД осуществляется администраторами, назначенными распоряжением начальника ИЦ УМВД России по Белгородской области. Учебное АРМ почтового пользователя ИБД обеспечивает возможность доступа в банк данных непосредственно со своих рабочих мест, расположенных в учебных аудиториях. Время обработки запроса в зависимости от сложности составляет от одной до пяти минут, без учёта времени пересылки. Этот режим доступен пользователям, имеющим созданный для этих целей собственный почтовый ящик в ИБД. АРМ обеспечивает соединение и обмен данными с ИБД: формирование и отсылку по почтовой системе запросов, получение ответов на запросы по подсистемам ИБД в пакетном режиме, получение обновлённых версий форм документов и словарей.

В отличие от «ИБД-Регион», используемого сотрудниками ОВД, где список доступных видов учётов и запросов по ним определяется в зависимости от прав пользователя по доступу к банку, в учебной системе этот список ограничен только возможностями ИБД. Это дает возможность проходить обучение с данной системой в роли сотрудников различных служб, что способствует значительному росту знаний, умений и навыков, дает расширенное представление о формировании данных в ИБД.

В процессе обучения курсанты проходят все этапы работы с ИБД. Преподавателями института разработана специальная методика проведения практических занятий, где курсанты самостоятельно формируют фабулы преступлений, а затем, используя их, заполняют первичные документы на бумажных носителях. Информация с первичных документов вводится в ИБД, подвергается корректировке. Таким образом, за счет большого количества обучаемых база данных наполняется очень быстро. При наличии большой базы данных можно формировать различные условия поиска информации. Обучаемые на своем опыте наблюдают ошибочно и некорректно заполненные записи базы данных. Этот факт позволяет сделать акцент на типовых ошибках, возникающих в территориальных органах при заполнении как первичных документов, так и самой процедуры ввода информации в ИБД.

Учебный комплекс, созданный в институте, также дает возможность обучаемым использовать формы режима сложного поиска. Этот режим работы предназначен для выбора информации из ИБД по объектам ИБД, а не

по документам и позволяет задавать крите- нескольким объектам ИБД. Сложный поиск

рии запроса по объектам, не совмещенным позволяет выбрать информацию по такому

ни в одном документе (например, поиск по запросу и выдать ее в виде иерархического

объектам лицо, кличка, связь лица и адреса, набора данных.

связь лица и преступления не объединены Таким образом, проводимые в институте в рамках одного документа). Фактически мероприятия по повышению практической

данный вид поиска аналогичен справочному направленности обучения позволят поднять

режиму по способу выдачи информации, на новый качественный уровень умения и

но существенно отличается от него воз- навыки осуществления практической де-

можностью задания критериев поиска по ятельности.

Литература —

1. Амельчаков И.Ф., Чиненов Е.В. О возможностях использования межкафедрального криминалистического полигонного комплекса в деятельности Белгородского юридического института МВД России// Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 1. С. 2-5.

2. Прокопенко А.Н., Дрога А.А. Информационные ресурсы МВД России справочного характера // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 1. С. 54-56.

References

1. Amelchakov I.F, Chinenov E.V. About possibilities of use of interchair criminalistic training complex in activity of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia // Vestnik of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 1. P. 2-5.

2. Prokopenko A.N., Droga A.A. Informational reference resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 1. P. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.