Научная статья на тему 'Формирование профессионально-прикладной физической компетенции сотрудников ОВД'

Формирование профессионально-прикладной физической компетенции сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / компетентностный подход / блочно-модульная модель / профессиональная компетенция / Modernization / competence approach / block-and-module model / Professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов Василий Алексеевич

В статье представляется на рассмотрение блочно-модульная модель организации и планирования физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фетисов Василий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents for consideration a block-and-module model of organization and planning of physical training in educational institutions of the Russian Ministry of Internal Law Enforcement, which has contributed to considerable improvement of the level of professionally applied physical fitness, health, physical development, and functional abilities of a cadet's body.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-прикладной физической компетенции сотрудников ОВД»

12. Анализ результатов межвузовских учений 2006 г. (Московский университет МВД России), 2009 г. (Казанский юридический институт МВД России), 2010 г. (Тюменский юридический институт МВД России) показал, что следственно-оперативная группа проводящей организации (вуза) находится в благоприятных условиях, по сравнению с командами других вузов, в связи с тем, что команде вуза-организатора знакома служебно-прикладная полоса препятствий, условия выполнения специального упражнения стрельб, особенности практики работы ОРЧ и следственных органов региона.

С учетом этого обстоятельства начальник Тюменского юридического института МВД России доктор юридических наук, профессор А. И. Числов предложил следующее: команда вуза, проводящего межвузовское учение, должна принимать участие в учениях, должна быть оценена, в конкурсе СОГ вузов МВД России не участвует.

13. Перед началом межвузовских учений целесообразно проводить тестирование остаточных знаний курсантов по учебным дисциплинам «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». Результаты тестирования не следует учитывать при подведении итогов учений. Они используются для установления величины корреляционной связи между остаточными знаниями курсантов и результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России.

Сравнение результатов тестирования остаточных знаний с результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России должно быть использовано для корректировки программ тестирования.

1 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от4 мая 2010 г. № 464. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/date/2010/5/4/59138 (дата обращения: 20.11.2010). С. 20-21.

2 Проект ФГ0С-03 по специальности «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист») : письмо начальника Московского университета МВД России в Министерство образования и науки Российской Федерации от

6 ноября 2009 г. № 43/3/4844. URL: http://www.edu.ru/mon-site/ pro/fgos/vpo/pv031001s.pdf (дата обращения: 22.11.2010). С. 24-25.

3 Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию : решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2009 г № 3 км/1 : приложение к приказу МВД России от 4 декабря 2009 г. № 921.

4 Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России. URL: http:// vivv.nsk.ru/dokumenty.html (дата обращения: 13.11.2010).

5 Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-иссле-

довательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования : письмо Министерства образования Российской Федерации 26 июня 2003 г. № 14-55-784. М., 2003.

6 Рекомендации ДКО МВД России по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО и ДПО специалистов МВД России.

7 О проведении учений : письмо ДКО МВД России от 3 апреля 2009 г. № 21/14/2922.

8 О направлении примерных учебных планов : письмо ДКО МВД России от 9 апреля 2007 г.

9 Выражаем благодарность заместителю начальника Тюменского ЮИ МВД России по учебной работе В. Г. Пушкаре-ву, заместителю начальника ГСУ при ГУВД по Тюменской области М. С. Байгазину, заместителю начальника следственной службы Управления ФСКН России по Тюменской области А. В. Ромашко за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по первому комплексу заданий.

10 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД Россииот7 июля 2010 г. № 21/14/6577.

11 Выражаем благодарность начальнику кафедры боевой и физической подготовки А. А. Гусеву, начальнику кафедры тактико-специальной подготовки М. М. Шахмаеву, доценту кафедры огневой подготовки С. Н. Архипову и личному составу перечисленных выше кафедр Тюменского ЮИ МВД России, заместителю начальника ОМОН ГУВД по Тюменской области Г. И. Ескину за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по второму комплексу заданий.

12 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД России от7 июля 2010 г. № 21/14/6577.

УДК 378.147:79

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД

В. А. Фетисов

В статье представляется на рассмотрение блочно-модульная модель организации и планирования физической подготовки в образовательных учреждениях мВд России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма курсантов.

Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, блочно-модульная модель, профессиональная компетенция.

Требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел определяются сложностью и разнообразием задач, которые им приходится решать в повседневной практической деятельности. Работникам полиции в условиях современной криминогенной обстановки необходимы не только знания юридических норм и законов, но и готовность в любой момент применить физическую силу в соответствии с Федеральным законом «О полиции»1.

Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению противоправных действий зависит, прежде всего, от

высоких морально-волевых качеств и физической подготовленности сотрудников. Однако уровень профессиональной подготовленности многих сотрудников МВД России остается невысоким, что мешает им эффективно выполнять оперативно-служебные задачи и нередко приводит к невыполнению поставленной задачи и реальной угрозе их жизни.

Оперативная обстановка в стране требует качественно нового подхода к физической подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Требования, предъявляемые Министерством внутренних дел к выполнению служебно-оперативных задач, показывают, что приоритетным направлением в системе профессионального образования является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел. Эти обстоятельства определяют необходимость совершенствования методики физической подготовки будущих сотрудников, профессионально подготовленных к защите себя и других лиц от агрессивных действий правонарушителей, их обезвреживанию и задержанию. В образовательных учреждениях МВД России особое значение приобретает качественная подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел к выполнению профессиональных задач, поиск новых путей формирования профессионально-прикладной физической компетенции в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России. Кроме того, это стало носить характер актуальной педагогической задачи.

Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки, включающие организацию, планирование, распределение программного материала, применение различных вариантов содержания учебной и вне-учебной деятельности, их форм, средств и методов были представлены в научных исследованиях В. С. Кшевина,

В. В. Мороза, В. П. Усенко, В. П. Бирюкова, В. А. Се-ребряникова (2003); В. Г. Колюхова, В. И. Лисицина,

В. Ф. Улабышева (2004); В. Г. Лупыря (2005) и др., в которых были предложены различные подходы, методики и практические рекомендации. Анализ научно-методической литературы показал, что на современном этапе обучения в образовательных учреждениях МВД России назрела объективная необходимость в разрешении вопросов, касающихся организации процесса физической подготовки будущих сотрудников.

По нашему мнению, совершенствование должно идти не по пути увеличения общей учебной нагрузки, а ее оптимизации через упорядочение структуры практических занятий. В этой связи компетентностный подход является одним из наиболее актуальных, перспективных направлений в организации образовательного процесса. Формирование профессионально-прикладной физической компетенции будет эффективным при условии применения современных педагогических технологий. Грамотное использование их сделает процесс обучения не только интересным, но и результативным.

Одним из направлений компетентностного подхода, который позволит эффективно организовывать образо-

вательный процесс, можно отнести блочно-модульное обучение, которое в системе профессионального образования представлено П. И. Третьяковым, И. Б. Сенновс-ким(2001); А. В. Дружкиным (2001); О. Г. Кукосяном, Г. Н. Князевой (2001) и др.

Блочно-модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному обучению, по мнению исследователей, интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Ее сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей педагога) достигает конкретных целей в процессе индивидуальной работы с модулем. Блочномодульное обучение представляет собой переход от ин-формационно-рецептуальных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Оно, как инновационная дидактическая система, обеспечивает гибкость обучения, его адаптацию к индивидуальным потребностям обучающихся, уровню его базовой подготовки.

Блочно-модульное обучение формирует навыки самообразования: каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с индивидуальной учебной программой, включающей целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Концепция блочно-модульного обучения предусматривает изменение образования по трем направлениям: чему учить (содержание), в какой последовательности (структура) и какими способами учить (технология).

Особенность планирования и организации блочномодульным методом заключается в формировании учебный планов и программ из конечного набора унифицированных элементов - модулей. Модель блочно-модульного обучения - целостная совокупность трех основных элементов: модульной структуры модели специалиста; специальной структуры организации и управления учебныш процессом; технологии блочно-модульного обучения.

Блочно-модульная структура учебного плана -структура, при которой отдельные блоки этого плана представляют собой М-элементы.

Образовательный модуль (ОМ) - М-элемент которого (к = 1, 2, 3...) уровня деления системы «модель специалиста», представляющей собой систему учебно-методической документации (программу обучения), определяющей цели обучения и спецификацию требований к объему, содержанию и уровню знаний, умений и на-выжов специалиста.

Учебный модуль - система учебно-методической документации для преподавателя, которая однозначно определяет цели обучения и полную спецификацию требований к объему, содержанию и уровню умений и навыков обучаемого (программа блочно-модульного обучения), содержит описание технологии блочно-модульного обучения, а также необходимого технического и учебно-методического обеспечения обучаемого.

Учебный модуль состоит из трех основных элементов (документов):

- модульная программа обучения;

- технология блочно-модульного обучения;

- комплект учебно-методического обеспечения.

Основными элементами технологии блочно-модульного обучения являются:

- предоставление учебного материала в модуле в виде структуры учебных элементов, каждый из которых, в свою очередь, представляет некоторую неделимую, логически завершенную часть учебного материала и реализует частные цели обучения и требования учебного модуля, элементом которого он является;

- четкая постановка целей, задач и программы обучения по учебному модулю в целом и по каждому учебному элементу в отдельности;

- входной контроль уровня умений и навыков обучаемого перед началом работы с учебным модулем (возврат к предыдущему учебному модулю в случае недостаточности умений и навыков);

- проверка достижений (текущий контроль) при работе с каждым учебным элементом;

- выходной контроль уровня умений и навыков при завершении работы с учебным модулем с целью проверки достижения целей обучения и определения рейтинговых характеристик обучаемого;

- специальная методика, обеспечивающая межмодульную интеграцию умений и навыков при работе со сложными учебными модулями (модулями иерархической структуры).

Успешное решение проблемы реализации компетент-ностного подхода в рассматриваемой сфере целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки, с внедрением новых, имеющих профессиональную направленность, методик и технологий обучения.

С целью разработки экспериментальной методики обучения нами были проанализированы литературные источники по проблемам формирования профессиональной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России. С учетом рассмотренных научно-практических предпосылок за основу инновационной методики была взята блочно-модульная методика организации учебного процесса по физической подготовке.

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2006 по сентябрь 2008 гг. на базе Читинской специальной средней школы милиции МВД России. На первом, предварительном этапе (сентябрь 2006 - сентябрь 2007 гг.) были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования. Разработанная методика формирования профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов была внедрена в Читинской специальной средней школе милиции МВД России и сопровождалась мониторингом физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма. На втором этапе (сентябрь 2007 - сентябрь 2008 гг.) проводились исследования по оценке эффективности блочно-модульной модели формирования профессиональной компетенции по физической подготовке, в которой приняли участия 38 курсантов 17-20 лет.

Для проведения эксперимента были организованы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу (ЭГ) составили курсанты

203 взвода (п = 16), которые занимались по разработанной нами блочно-модульной модели. В контрольную группу (КГ) вошли курсанты 204 взвода (п = 22), которые занимались по существующей программе МВД России (2006 г). На протяжении эксперимента обследование курсантов осуществлялось в 2 этапа: 1 этап - сентябрь 2006 г. - сентябрь 2007 г., 2 этап - сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г. Все режимные аспекты планирования физической подготовки в КГ и ЭГ связывались с программой обучения в образовательных учреждениях МВД России.

Разработанная и внедренная блочно-модульная модель организации и планирования учебного процесса по физической подготовке, направленная на формирование профессиональной компетенции, способствовала более эффективному воздействию на физическое развитие и физическую подготовленность курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 1,2).

Анализ данных, полученных в ходе научно-исследовательского эксперимента, выявил следующие практические результаты. На начало эксперимента показатели физического развития курсантов экспериментальной и контрольной групп существенно не отличались друг от друга. Рассматривая динамику изменения показателей физического развития в конце эксперимента, можно сказать о том, что более существенное воздействие процесс физической подготовки оказал на развитие силовых способностей правой, левой кисти, становой силы. При этом темпы прироста силовых способностей обусловлены целенаправленным воздействием средств и методов разработанной нами методики.

Так, в показателях кистевой динамометрии правой руки результат в экспериментальной группе в конце исследования составил 45,81 ± 0,62, в контрольной группе -44,10 ± 0,64 кг. Прирост показателей в экспериментальной группе составил 10,52%, в контрольной группе -5,59%. В показателях кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе результат составил 42,6 ± 0,60, в контрольной группе - 42,30 ± 0,62 кг. Прирост показателей в экспериментальной группе составил 7,05%, в контрольной группе - 5,09%. Результат становой силы в экспериментальной группе в конце исследования составил 90,78 ± 9,02, в контрольной группе - 87,16 ± 1,14 кг. Прирост показателей становой силы в экспериментальной группе составил 10,46%, в контрольной группе -5,82%. В показателях длины тела, массы тела и весоростовом индексе достоверных различий в конце педагогического эксперимента не выявлено, хотя наблюдается тенденция в положительной динамике.

На начало педагогического эксперимента статистически достоверных различий (р > 0,05) в показателях физической подготовленности у курсантов экспериментальной и контрольной групп выявлено не было. При проведении контрольных испытаний курсанты обеих групп показали средний уровень физической подготовленности в сравнении с нормативами в образовательных учреждениях МВД России2.

Таблица 1

Динамика изменения показателей физического развития курсантов контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента

Показатели Группа На начало эксперимента Наконец эксперимента Разница, един. Темпы прироста, % Достоверность различий

Длина тепа (см) КГ 175,2 ± 2,05 176,1 ± 1,50 0,9 0,51 1= 0,35; Р >0,05

ЭГ 174,4 ± 1,20 176,0 ± 1,02 1,6 0,91 1= 1,02; Р >0,05

Разница, един. 0,8 0,1

Разница, % 0,46 0,06

Достоверность различий г = 0,34; Р >0,05 г= 0,05; Р > 0,05

Масса тела (кг) КГ 73,5 ± 1,30 74,8 ± 1,28 1,3 1,75 1 = 0,710; Р > 0,05

ЭГ 74,1 ± 1,11 74,9 ± 0,86 0,8 1,07 1 = 0,570; Р > 0,05

Разница, един. 0,6 0,1

Разница, % 0,82 0,13

Достоверность различий г = 0,35; Р >0,05 г= 0,06; Р > 0,05

Динамометрия правой кисти (кг) КГ 41,7 ±0,76 44,10 ±0,64 2,40 5,59 1 = 2,420; Р<0,050

ЭГ 41,23 ±0,68 45,81 ±0,62 4,58 10,52 1 = 4,970; Р<0,001

Разница, един. 0,47 1,38

Разница, % 1,13 3,24

Достоверность различий г = 0,46; Р >0,05 г= 1,55; Р > 0,05

Динамометрия левой кисти (кг) КГ 40,20 ± 0,72 42,30 ± 0,62 2,10 5,09 1 = 2,210; Р <0,050

ЭГ 39,7 ± 0,76 42,6 ± 0,60 2,90 7,05 1= 3,020; Р <0,010

Разница, един. 0,5 0,30

Разница, % 1,24 0,71

Достоверность различий г = 0,48; Р >0,05 г= 0,35;Р > 0,05

Становая сила (кг) КГ 82,23 ± 1,67 87,16 ± 1,14 4,93 5,82 1 = 2,440; Р <0,050

ЭГ 81,76 ±1,32 90,78 ±1,27 9,02 10,46 1 = 4,88; Р <0,001

Разница, един. 0,47 3,62

Разница, % 0,57 1,95

Достоверность различий г = 0,22; Р >0,05 г = 2,12; Р < 0,05

Весоростовой индекс КГ 0,420 ± 0,024 0,425 ± 0,018 0,005 1,19 1= 0,170; Р >0,050

ЭГ 0,425 ± 0,030 0,426 ± 0,027 0,001 0,24 1= 0,025; Р >0,050

Разница, един. 0,005 0,001

Разница, % 1,19 0,24

Достоверность различий г = 0,13; Р >0,05 г= 0,03; Р > 0,05

Таблица 2

Динамика изменения показателей физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента

Показатели Группа На начало эксперимента На конец эксперимента Разница, един. Темпы прироста, % Достоверность различий

Бег 3000 м (сек) КГ 745,8 ± 12,74 703,05 ± 10,47 42,75 5,90 1 =2,60; Р < 0,05

ЭГ 749,5 ± 11,95 667,2 ± 11,23 82,3 11,6 1 = 5,02; Р < 0,001

Разница, един. 3,70 35,85

Разница, %о 0,50 5,16

Достоверность различий г = 0,21; Р > 0,05 г = 2,34; Р < 0,05

Бег 100 м (сек) КГ 13,64 ± 0,10 13,46 ± 0,08 0,18 1,33 1 = 1,40; Р >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 13,80 ± 0,13 13,44 ± 0,12 0,36 2,64 1 =2,04; Р > 0,01

Разница, един. 0,16 0,02

Разница, %о 1,17 0,15

Достоверность различий г = 1,00; Р > 0,05 г = 0,14; Р > 0,05

Подтягивание в висе (кол-во раз) КГ 13,3 ± 0,24 14,0 ±0,22 0,7 5,13 1 =2,19; Р < 0,05

ЭГ 13,1 ± 0,32 14,9 ± 0,28 1,8 12,85 1 = 4,28; Р < 0,001

Разница, един. 0,2 0,9

Разница, %о 1,50 6,43

Достоверность различий г = 0,51; Р > 0,05 г = 2,57; Р < 0,05

Челночный бег 10 х 10 м (сек) КГ 25,5 ± 0,20 25,1 ± 0,18 0,4 1,58 1 = 1,48; Р > 0,05

ЭГ 25,8 ± 0,34 24,53 ± 0,32 1,27 5,05 1 =2,76; Р < 0,05

Разница, един. 0,3 0,73

Разница, %о 1,18 2,91

Достоверность различий г =0,77; Р > 0,05 г = 2,02; Р > 0,05

Анализ результатов тестирования физической подготовленности в конце педагогического эксперимента позволил нам установить тенденцию к достоверному ее повышению у курсантов экспериментальной группы. Так, результат в беге на 3000 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился, составив 667,2 ± 11,23 сек; результат в подтягивании в конце исследования в этой группе составил 14,9 ± 0,28.

В показателях физической подготовленности, определяющих уровень скоростнык, координационных способностей, в конце педагогического эксперимента достоверности различий в экспериментальной группе нами не вышвлено, хотя наблюдается тенденция положительной динамики. Результат в беге 100 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился и составил 13,44 ± 0,12. Результат в челночном беге 10 х 10 км на протяжении эксперимента изменился и составил в экспериментальной группе 24,53 ± 0,32.

По результатам проведенного эксперимента, проходившего с сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г., можно констатировать, что предложенная нами блочно-модульная модель формирования профессиональной компетенции, направленной на повышение уровня физической подготовленности курсантов вуза МВД России, эффективнее в сравнении с существующей программой подготовки в образовательный учреждениях МВД России

Компетентностный подход к обучению курсантов и повышению уровня физической подготовки позволяет приблизить содержание и методику к условиям и характеру оперативно-служебной деятельности, обеспечит служебно-прикладную направленность обучения, наполнит учебные занятия элементами реальной правоохранительной деятельности, будет значительно способствовать формированию профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел.

1 Рос. газета. 2011. 8, 10 февр.

2 О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г № 412 : приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. Ш.Ь: http://www.lawmix.ru/pprf/37160 (дата обращения: 12.01.2011).

УДК 378.147:79

ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ СОТРУДНИКУ БАЗОВЫХ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Д. Е. Сафонов

В статье рассмотрены аспекты формирования комплекса базовых боевых приемов борьбы, содержащего основные приемы, в первую очередь необходимые сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, комплекс базовых боевых приемов борьбы, эффективность применения боевых приемов борьбы.

Боевые приемы борьбы - один из ведущих разделов учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России. Боевые приемы борьбы можно понимать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике единоборств, самозащиты, силового задержания противника, с учетом анатомии человека и биомеханики его движений.

С помощью боевых приемов борьбы сотрудники должны обеспечивать собственную безопасность и силовое пресечение различных противоправных проявлений1. Чем выше уровень обученности боевым приемам борьбы у сотрудников органов внутренних дел, тем эффективнее их действия при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач: действий в составе нарядов, при проведении специальных операций, в экстремальных ситуациях и т. п., а также в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости2.

Анализ данных о гибели и ранениях сотрудников органов внутренних дел позволил сделать вывод, что основной их причиной являются неумелые действия при задержании правонарушителя3. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения сотрудников недостаточно уделяется внимания способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях служебной деятельности, в том числе с применением боевых приемов борьбы4.

С целью выявления наиболее эффективных боевых приемов борьбы для решения с их помощью оперативно-служебных задач в свое время проводились различные исследования (Ю. И. Блажко, В. П. Гилев, А. А. Гусев, В. А. Дегтярев,В. В. Денискин,В. Г. Колюхов,В. Г. Лу-пырь, О. А. Невзоров, В. Н. Носуля, В. В. Орлов, Ю. А. Па-нарин, Е. В. Панов, Ю. Т. Чихачев). Однако при анализе данных исследований у нас не сложилось единого представления, какие же боевые приемы борьбы являются наиболее часто применяемыми и эффективными при осуществлении служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что следует из неоднозначности выводов, сделанных авторами в оценке эффективности и частоте применяемых приемов. Следует также отметить, что опрошенные в ходе исследования сотрудники органов внутренних дел фактически производили выбор применяемых ими боевых приемов борьбы только из числа тех, которые были представлены им для обучения в соответствии с учебными программами. При этом существовала возможность выбора боевых приемов борьбы и вне рамок учебной программы, а выборочное уточнение результатов опроса показало, что некоторые из опрашиваемых приемы и действия, применяемые ими, именовали неправильно. Из приведенных исследований также не было ясно, проводились ли задержания индивидуально или с напарником (в составе наряда). Общими для всех исследователей являются следующие выводы:

- на практике сотрудниками милиции применялся ограниченный арсенал боевых приемов борьбы, используемых каждым из них в случаях противоборства с правонарушителями;

- задержание правонарушителя нередко осуществлялось с переходом от борьбы стоя к борьбе лежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.