А, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы профессионального образования
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МВД РОССИИ
П.В. ФАДЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры предварительного расследования Московского
университета МВД России
Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализ учебно-планирующих документов и результатов обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России позволил выявить проблемы формирования их профессиональных компетенций. Автор определил пути совершенствования обучения профессиональным компетенциям на основе интеграции различных дисциплин.
Ключевые слова: практическая направленность обучения; профессиональные компетенции, интеграция различных дисциплин; формы и методы обучения; межотраслевые занятия и учения.
INTEGRATED APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE CADETS AND STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA
P.V. FADEEV,
PhD, professor, head of the Preliminary Investigation Department Moscow University
of the Ministry Interior of Russia
Annotation. Analysis of educational planning documents and educational outcomes of students and students of educationalinstitutions of the Russian Interior Ministry revealed the problems of formation of their professional competence. The author has identified ways to improve the training of professional competencethrough the integration of different disciplines.
Keywords: practical orientation of training, professional competence, integration of different disciplines and forms of teaching methods; interdisciplinary lessons and exercises.
Социально-правовые преобразования, происходящие в современной России, определенное продвижение российского общества по пути формирования новых принципов образовательной политики предполагают повышение качества образования и процессов воспитания высококвалифицированных и востребованных на современном рынке выпускников высших учебных заведений до уровня международных стандартов.
Еще в начале XIX в. швейцарский ученый И.Г. Песталоцци рассматривал образование как гармоничное и равновесное развитие в процессе обучения и воспитания человека. В дальнейшем такие российские ученые-педагоги, как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, С.Г. Мир-
ский, В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев (Тюмень) и другие, указывали на необходимость сочетания обучения с воспитанием и профессиональным обучением.
Вместе с тем анализ состояния российского юридического образования показывает, что современный уровень готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников как школ, так и вузов не устраивает ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг1. Следует отметить, что схожие претензии к
1 Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 1. С. 32.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы профессионального образования
качеству образования высказывает большая часть правового сообщества страны — судьи, прокуроры, адвокаты, ученые-правоведы2.
Не лучшим образом организована подготовка специалистов в учебных заведениях МВД России. Об этом «говорят» результаты ежегодных всероссийских межвузовских оперативно-тактических учений курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России3. Анализ деятельности участников учений выявил, что курсанты и слушатели большинства учебных заведений продолжают испытывать трудности:
♦ при комплексном использовании знаний криминалистики, уголовного и уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности;
♦ при соблюдении требований норм уголовно-процессуального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, применении различных тактических приемов при производстве следственных действий, составлении процессуальных документов;
♦ при применении технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления;
♦ при соблюдении режима секретности и требований норм оперативно-розыскного законодательства и ведомственных актов, применении различных тактических приемов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, составлении оперативно-розыскных документов.
Кроме того, курсанты и слушатели показывают низкую групповую слаженность, несогласованность действий, слабую психологическую устойчивость в ходе выполнения поставленных задач4.
Это говорит о том, что многие учебные заведения и профилирующие кафедры не выполняют в полном объеме требования примерных и рабочих программ, не используют различные виды и формы практического обучения, не взаимодействуют с практическими органами при проведении учебных занятий.
Выявленные недостатки в теоретической и практической подготовке курсантов (слушателей) стали возможными вследствие:
♦ различных подходов в планировании и организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
♦ отсутствия межкафедральных связей и практической направленности обучения при преподавании профильных дисциплин;
♦ неэффективного использования апробированных форм, средств, методов обучения и инновационных технологий;
♦ отсутствия взаимодействия образовательного учреждения со следственными, экспертными и оперативными подразделениями в проведении учебных занятий.
Практическая направленность обучения профессиональным компетенциям предполагает организацию учебного процесса на основе интеграции различных наук или дисциплин. Интеграция обучения технологически реализуется посредством междисциплинарных связей, позволяющих сформировать у обучаемых творческое мышление, понимание системных связей, воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение изучаемого явления.
По мнению автора статьи, интегративный подход позволяет влиять на организацию учебного процесса как в рамках одной кафедры, когда при изучении той или иной дисциплины используются знания иных взаимосвязанных дисциплин, так и нескольких кафедр, когда обучение проводится профессорско-преподавательским составом различных кафедр. Основные организационные формы (виды) такого обучения — практические занятия, следственные и иные учения, проводимые в специализированных классах и на полигонах, а также учебная и преддипломная практика (стажировка), проводимые в практических органах.
Следует заметить, что в вузах МВД России по сути интегративными являются такие дисциплины,
2 Законный брак. Государство намерено повысить качество юридического образования в стране // Российская газета. 2009. № 68. 17 апреля. С. 2.
3 Следует отметить, что деятельность участников этих учений, осуществлявших «раскрытие и расследование» тяжких и особо тяжких преступлений в составе следственно-оперативных групп, оценивают судейские бригады, сформированные из числа руководителей следственных, экспертно-крими-налистических и оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел. По степени сложности, требовательности к законности принятия решений, производству оперативно-розыскных и следственных действий, составления оперативно-розыскных и процессуальных документов, психологическому напряжению выполняемые служебные задания в определенной мере приближены к реальной профессиональной деятельности следователя, оперуполномоченного милиции, специалиста-криминалиста.
4 Письмо ДКО МВД России № 21/14/6577 от 7 июля 2010 г.
- -Я. -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы профессионального образования
как, например, «Административная деятельность ОВД», «Оперативно-розыскная деятельность ОВД», «Предварительное следствие в ОВД». Кроме того, интегративными являются все учебные дисциплины по расследованию отдельных видов преступлений. Большая часть практических занятий по этим дисциплинам может иметь форму комплексных отраслевых (дисциплинарных) занятий.
Комплексными их делает не только возможность применения знаний различных отраслей права (учебных дисциплин) в рамках одной дисциплины, но и использование различных методов обучения при проведении практических занятий как основной формы профессиональной подготовки специалистов.
Следует отметить, что в образовательных учреждениях МВД России в учебном процессе, наряду с классическими формами обучения, которые не утрачивают своей актуальности, стали активнее применять современные инновационные технологии, альтернативные формы обучения (дистанционное обучение, сетевое образование, организация различных форм самообучения, контрольно-обучающие программы, презентации, тестирование и др.).
Совершенствование практической направленности обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, по мнению автора, неразрывно связано как с содержанием ор-ганизационно-планирующих документов и учебно-методических материалов (типовые программы, учебные рабочие программы, планы семинарских и практических занятий, билеты для зачетов и экзаменов, тесты и др.), так и с использованием активных методов, средств и педагогических приемов обучения (групповые упражнения, ролевые игры, учения и т.п.).
Каждый из указанных методов специфичен и имеет свои особенности, связанные с:
♦ их местом в рамках учебного занятия и дисциплины в целом;
♦ организацией и проведением;
♦ временными параметрами;
♦ материально-техническим обеспечением;
♦ применяемыми педагогическими приемами;
♦ стоящими перед ними целями и задачами.
Как показывает опыт, эффективность практических занятий существенно повышается, если в
процессе их проведения одновременно применяются несколько различных методов. При этом последовательное повышение самостоятельности, активности и ответственности учащихся в обучении профессиональной деятельности является залогом эффективности педагогического процесса5.
При проведении практического занятия методы обучения целесообразно применять в определенной последовательности. В этом случае они образуют своеобразный алгоритм, определяемый как совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца.
Например, по учебной дисциплине «Предварительное следствие органов внутренних дел» в структуре комплексного (с точки зрения применения нескольких методов) практического занятия следует выделить три этапа:
1) подготовка к раскрытию и расследованию совершенного преступления;
2) ролевые игры с выходом на «место происшествия»;
3) составление процессуальных (оперативно-розыскных) документов на занятии и во внеучеб-ное время.
Следует отметить, что каждый из указанных этапов предусматривает не только различные методы обучения, но и свои конкретные цели и задачи.
Ролевые игры — основное центральное звено в практическом обучении будущей профессии. В процессе этого этапа курсанты и слушатели самостоятельно проводят оперативно-розыскные, процессуальные и следственные действия в максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности условиях. Методика проведения занятий в форме ролевых игр предполагает постепенное:
1) увеличение ролей и игровых коллективов;
2) варьирование мест проведения деловой игры (аудитория, полигон, участок местности);
3) усложнение ситуативных заданий.
Наиболее перспективной формой организации
учебно-воспитательного процесса в образователь-
5 Вместе с тем анализ практических занятий показывает, что активность преподавателей по использованию различных методов остается на низком уровне. К сожалению, даже наработанные методы подготовки участников к всероссийским межвузовским оперативно-тактическим учениям не становятся объектом их внимания.
- -Jt. -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы профессионального образования
ных учреждениях МВД России, как считает автор, особенно в последнее время становятся комплексные межотраслевые (междисциплинарные) занятия и учения, в процессе которых принимают участие не только профессорско-преподавательский состав различных кафедр, но и практические работники органов внутренних дел.
Все виды комплексных отраслевых, межотраслевых занятий, учений должны проводиться в соответствии с рабочими учебными планами специальностей высшего профессионального образования, реализуемыми вузом, графиками учебного процесса, рабочими программами комплексных занятий и учений.
Следует отметить, что примером интегрированной организации междисциплинарного обучения является модульное обучение — одна из современных прогрессивных педагогических технологий, получивших широкое распространение в гражданских и ведомственных образовательных учреждениях. Модульное обучение как образовательная технология обеспечивает эффективное достижение учебной цели за счет таких свойств, как системность (логика и целостность процесса), управляемость (целенаправленность, ориентация на получение заранее запланированных результатов), воспроизводимость (возможность повторения в однотипных условиях), оптимальность (оптимизация содержания обучения, соотношения теоретической и практической подготовки). Модульное обучение удовлетворяет всем перечисленным критериям технологичности, предполагает изменение целей, содержания обучения и
способов управления познавательной деятельностью обучаемых.
Вместе с тем внедрение в учебный процесс модульных программ требует взвешенного подхода. Как показывает практика, организация обучения по блочно-модульному типу может быть эффективна в том случае, когда учебные занятия предполагается проводить:
♦ профессорско-преподавательским составом, обладающим специальными и педагогическими умениями и навыками, объединенным стоящими целями и задачами в специальные циклы (центры, кафедры) по подготовке специалистов той или иной направленности;
♦ в специализированных классах и на полигонах, оборудованных необходимыми материально-техническими средствами и программным обеспечением;
♦ в составе групп, насчитывающих не более 10—12 человек.
Использование блочно-модульной технологии обучения в первую очередь целесообразно в центрах профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Предлагаемые идеи носят дискуссионный характер и могут выступить предметом дальнейшего научно-педагогического исследования. Вместе с тем использование комплексных отраслевых, межотраслевых занятий, учений в образовательных учреждениях МВД России позволит идти в ногу с современными тенденциями развития общества и педагогического процесса, интересами и предпочтениями обучаемых и педагога.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебное пособие / под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опалевой, А.Ю. Олимпиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 367 с.
Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.
История
погитичЙСКИК LI Мр^1гйиЬ:Х учеиий
л