Пспхоаого-
педагогпческпе аспекты
профессиональной
подготовки
УДК 159.9
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Н. В. Астафьев
В статье предложены виды комплексных межотраслевых занятий по служебно-боевой и специальной подготовке и вариант организации и содержания межвузовских учений -конкурса следственно-оперативных групп.
Ключевые слова: курсанты и слушатели вузов МВД России, практическая направленность обучения, комплексные межотраслевые занятия, межвузовские учения - конкурс следственно-оперативных групп.
Подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел является целью деятельности вузов МВД России. Действующие государственные образовательные стандарты по профильным для МВД России специальностям высшего профессионального образования «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция». «Судебная экспертиза» предусматривают освоение обучаемыми большого количества учебных дисциплин и специальных курсов (в частности, в примерном учебном плане по специальности «Правоохранительная деятельность» более 70 учебных дисциплин). Для обеспечения практической направленности обучения государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предусмотрено прохождение обучаемыми двух видов практики - учебной (ознакомительной практики по получению первичных профессиональных умений) и производственной (профессионально ориентированной, преддипломной практики по специализации (стажировки)). Несмотря на наличие в учебных планах специальностей высшего профессионального образования учебной и производственной практик, комплектующими органами отмечается низкий уровень практических навыков у выпускников некоторых вузов МВД России.
Следует отметить, что в ФГОС-ОЗ специальности «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, усилена практическая направленность обучения посредством привлечения к учебному процессу действующих руководителей и работников профильных организаций и предприятий1.
Так, в отношении научно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение бакалавров по предметам профессионального цикла, сказано «.. .к образовательному процессу привлекается не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 5 последних лет». Таким образом, доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) звание может быть уменьшена до 50% за счет преподавателей, имеющих стаж практической работы по данному направлению.
В проекте ФГ0С-03 по специальности «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист»), подготовленном в Московском университете МВД России, повышена также практическая направленность обучения2. Так, в п. 7.3 «Требования к кадровому обеспечению учебного процесса» указано, что «.к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Для образовательных учреждений, в которых обучение сочетается с военной службой и (или) службой в правоохранительных органах: к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, стаж служебной деятельности не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже “подполковник”, а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии; в числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии».
Министерство внутренних дел России предпринимает меры по повышению практической направленности обучения в ведомственных вузах. Решением коллегии от 24 ноября 2009 г. № 3 км/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутрен-
них дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию» приняты следующие решения:
- «.. .ввести в практику участие профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вузов в работе коллегий и оперативных совещаний подразделений органов внутренних дел, на которых обсуждаются актуальные проблемы совершенствования оперативно-служебной деятельности» (п. 2.4);
- «.создать на базе вузов МВД России учебно-методические центры, обеспечивающие взаимодействие профессорско-преподавательского состава и практических работников органов внутренних дел в разработке учебно-программной документации и методических материалов, проведении занятий с сотрудниками подразделений и органов внутренних дел по служебно-боевой подготовке, а также с курсантами и слушателями при проведении учебных занятий» (п. 4.2.1);
- «.стимулировать ведущих специалистов органов внутренних дел, привлекаемых к проведению учебных занятий в образовательных учреждениях МВД России» (п. 4.5);
- «.ввести в практику назначение на должности профессорско-преподавательского состава профильных кафедр сотрудников, имеющих, как правило, ученую степень, ученое звание и практический стаж работы в органах внутренних дел» (п. 5.1);
- «.сформировать резерв для назначения на должности профессорско-преподавательского состава кафедр из числа наиболее опытных практических работников по профилю их профессиональной деятельности» (п. 5.3)3.
Для повышения практической направленности обучения и удовлетворения потребностей практики органов внутренних дел в учебный план специальности высшего профессионального образования «Правоохранительная деятельность» различными распоряжениями ДКО МВД России введены спецкурсы по расследованию отдельных видов преступлений. Их содержание в определенной мере дублирует отдельные темы учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Отрицательным моментом введения спецкурсов является увеличение объема аудиторной учебной нагрузки обучаемых, что может привести к превышению допустимого недельного объема учебной нагрузки.
В некоторых вузах МВД России для того, чтобы избежать превышения предельного объема учебной нагрузки, спецкурсы вводятся за счет уменьшения объема часов факультативных учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка». Этот подход в организации учебного процесса, на наш взгляд, является недопустимым, так как способствует снижению уровня служебно-боевой подготовленности курсантов и слушателей вузов МВД России.
Повышение практической направленности обучения посредством включения в учебные планы спецкурсов является экстенсивным путем совершенствования учебного процесса. В настоящее время назрела необходимость поиска иных форм учебных занятий, которые повысили бы практическую направленность обучения, но
не увеличили общий объем нагрузки по учебным планам специальностей, реализуемым в вузах МВД России.
Изучение опыта организации высшего профессионального образования в военных вузах внутренних войск МВД России показало, что эффективной формой организации учебного процесса, обеспечивающей практическую направленность обучения, является проведение комплексных междисциплинарных занятий4. Например, в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России проводятся комплексные междисциплинарные занятия по учебным дисциплинам «Огневая подготовка» и «Тактика» по темам «Управление огнем мотострелкового отделения (взвода, роты, батальона) в обороне» и «Управление огнем мотострелкового отделения (взвода, роты, батальона) в наступлении» (соответственно на 1-4 курсах обучения). На 3 и 4 курсах обучения проводятся комплексные междисциплинарные занятия по учебным дисциплинам «Огневая подготовка» и «Служебно-боевое применение внутренних войск» по темам «Управление огнем войсковых нарядов и подразделений при выполнении служебно-боевых задач».
В соответствии с нормативным правовым актом Министерства образования и науки Российской Федерации5, Министерства внутренних дел Российской Федерации6, локальными нормативными правовыми актами вузов МВД России (например, приказом начальника Тюменского юридического института МВД России от 2 июля 2009 г. № 570 «Об утверждении Положения о нормировании труда профессорско-преподавательского состава Тюменского юридического института МВД России») проведение практических занятий отраслевых (кафедральных) по дисциплине допускается тремя преподавателями, проведение комплексных межотраслевых занятий -пятью преподавателями. Таким образом, имеются все основания для внедрения в учебный процесс комплексных межотраслевых (междисциплинарных) занятий, которые не приводят к увеличению объема аудиторной учебной нагрузки обучаемых и позволят привлечь к проведению занятий практических работников.
Для контроля качества профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России целесообразно использовать межвузовские оперативно-тактические учения - конкурс следственно-оперативных групп.
Организация и содержание комплексных межотраслевых занятий и учений в вузе МВД России
Основным временным трудовым коллективом гор-райлинорганов является следственно-оперативная группа (далее - СОГ). В этой связи приоритетным направлением профессионального обучения в вузах МВД России является подготовка следственно-оперативных групп. Подтверждением необходимости организации междисциплинарного обучения в вузах МВД России следственно-оперативных групп является решение Департамента кадрового обеспечения МВД России о ежегодном проведении межвузовского оперативно-тактического учения - конкурса СОГ курсантов образовательных учреждений МВД России7.
Порядок проведения комплексных межотраслевых занятий и учений в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России должен быть регламентирован локальным нормативным актом - Положением о порядке проведения комплексных межотраслевых занятий и учений в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В Положении должно быть указано, что комплексные межотраслевые занятия и учения являются высшей формой профессиональной подготовки, усиливающей практическую направленность обучения курсантов и слушателей федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России.
Положение о комплексных межотраслевых занятиях и учениях разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 и иными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, уставом вуза МВД России.
Все виды комплексных межотраслевых занятий и учений должны проводиться в соответствии с рабочими учебными планами специальностей высшего профессионального образования, реализуемыми вузом, графиками учебного процесса, рабочими программами комплексных межотраслевых занятий и учений.
Комплексные межотраслевые занятия и учения должны организовываться учебным отделом по согласованию и во взаимодействии с территориальными органами МВД, ГУВД, УВД - с начальниками штаба, следственного управления, криминальной милиции, милиции общественной безопасности, с командиром отряда милиции специального назначения криминальной милиции или отряда милиции особого назначения милиции общественной безопасности.
Комплексные межотраслевые занятия и учения должны быть двух видов: по служебно-боевой подготовке и по специальной подготовке (например, учения следственно-оперативных групп; учения по оперативно-розыскной деятельности; учения по административной деятельности; учения по кадрово-воспитательной работе).
Проведение комплексных межотраслевых занятий и учений по служебно-боевой подготовке должно возлагаться на кафедры, обеспечивающие преподавание учебных дисциплин «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», на факультеты и курсы, на отделение служебно-боевой подготовки.
Проведение комплексных межотраслевых занятий и учений по специальной подготовке возлагается на кафедры, обеспечивающие преподавание общепрофессиональных дисциплин, - «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Криминология» и дисциплин специализации - «Административная деятельность органов внутренних дел», «Основы оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел», «Предварительное следствие в органах внутренних дел».
Например, учения СОГ (следственно-оперативные) должны в первую очередь охватывать темы, которые являются актуальными для деятельности ОВД МВД России. К числу актуальных тем относятся спецкурсы по методике расследования отдельных видов преступлений: «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, поджогами и криминальными пожарами»; «Расследование преступлений в сфере экономики»; «Расследование преступлений против личности и собственности».
Цель комплексных межотраслевых занятий и учений - усиление практической направленности обучения, формирование у курсантов профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективных действий в различных условиях оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Задачи комплексных межотраслевых занятий и учений - сформировать у курсантов навыки: принятия решений о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях, стрельбы из табельного огнестрельного оружия после физической нагрузки различной направленности; умения: планировать и проводить специальные операции, проводить оперативно-розыскные мероприятия, организовывать и проводить следственные действия, применять криминалистическую и специальную технику, составлять документы по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, выполнять свои должностные обязанности и взаимодействовать с членами следственно-оперативной группы; вырабатывать психологическую устойчивость для осуществления различных оперативно-служебных задач, готовность стойко переносить неблагоприятные факторы служебной деятельности, умение проявлять в критических ситуациях самообладание, мужество и находчивость.
Порядок проведения комплексных межотраслевых занятий и учений
Комплексные межотраслевые занятия и учения по служебно-боевой подготовке для курсантов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования, целесообразно проводить в четыре этапа:
- первый курс - «Индивидуальная служебно-боевая подготовка сотрудника органов внутренних дел»;
- второй курс - «Служебно-боевая подготовка к действиям в составе служебных нарядов»;
- третий курс - «Служебно-боевая подготовка к действиям в составе групп функционального применения»;
- четвертый курс - «Служебно-боевая подготовка к действиям в кризисных ситуациях».
По специальной подготовке целесообразно проводить следующие комплексные межотраслевые занятия и учения:
- для курсантов третьего курса, обучающихся по профильным для МВД России специальностям высшего профессионального образования, проводить комплексные межотраслевые учения СОГ («Следственно-оперативные учения»);
По окончании третьего курса завершается изучение дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс» и на 2/3 изучена дисциплина «Криминалистика».
- для курсантов четвертого курса, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «Правоохранительная деятельность», проводить учения по дисциплинам специализаций: «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»; «административная деятельность органов внутренних дел»; «кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел»8.
Подготовка учебно-методических комплексов комплексных межотраслевых занятий и учений должна возлагаться на выпускающие кафедры, которые обеспечивают преподавание дисциплин специализаций: «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». «Административная деятельность органов внутренних дел», «Кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел». Учения должны иметь конкретные наименования, например «Учения по оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел».
Порядок анализа результатов комплексных межотраслевых занятий и учений
Результаты комплексных межотраслевых занятий и учений должны рассматриваться на совместных заседаниях кафедр, проводящих учения. По итогам обсуждения принимаются меры по устранению отмеченных недостатков и повышению качества проведения комплексных межотраслевых занятий и учений посредством корректировки рабочих учебных программ.
Учебный отдел анализирует результаты всех видов комплексных межотраслевых занятий и учений и готовит информацию для руководства академии.
Вопросы подготовки к проведению комплексных межотраслевых занятий и учений обсуждаются на методическом совете вуза. Итоги комплексных межотраслевых занятий и учений проводятся на учебно-методическом сборе профессорско-преподавательского состава. Отчет о проведении комплексных межотраслевых занятий и учений в учебном году представляется в ДКО МВД России в установленном порядке.
Организация и содержание межвузовских оперативно-тактических учений - конкурса СОГ
Конкурс (учения) СОГ проводится в течение двух дней. Первый день учений - выполнение первого комплекса заданий - раскрытие и расследование определен-
ного вида преступлений. Второй день учений - выполнение второго комплекса заданий - соревнования по служебно-боевой подготовке.
ЦОКР МВД России не менее чем за четыре месяца до проведения межвузовских оперативно-тактических учений рассылает в вузы информацию о дате, месте проведения учений и примерной фабуле учений. Например, на межвузовских учениях 2010 г. (Тюмень) проверялись навыки действий курсантов четвертого курса по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и огнестрельного оружия.
После этого вуз МВД России, проводящий учения, формирует судейские коллективы из числа сотрудников следственного управления, оперативно-розыскной части, экспертно-криминалистического центра территориального МВД, ГУВД, УВД.
За три месяца до начала учений вуз МВД России, проводящий межвузовское учение - конкурс СОГ, по согласованию с ДКО МВД России разрабатывает программу кратковременного (до 72 часов) повышения квалификации сотрудников следственных подразделений и подразделений уголовного розыска, которые будут привлечены к судейству конкурса СОГ по определенному составу преступления. Сотрудникам, прошедшим повышение квалификации, выдается соответствующий документ о краткосрочном повышении квалификации.
За один месяц до начала учений главный судья по первому комплексу заданий проводит инструкторско-методические занятия с судейским коллективом, на котором обсуждает и утверждает параметры и критерии оценивания действий СОГ для заданного состава преступлений. Главный судья по второму комплексу заданий проводит инспектирование мест проведения соревнований, проводит с судьями семинар по организации и судейству соревнований СОГ в преодолении служебно-прикладной полосы препятствий и выполнении специального упражнения в стрельбе из табельного оружия.
За одну неделю до начала учений выработанные судейскими коллективами параметры и критерии оценивания действий СОГ рассылаются в вузы МВД России. Для повышения объективности оценивания действий СОГ по окончании второго дня состязаний судейская коллегия в полном составе коллегиально обсуждает результаты действий СОГ вузов МВД России и производит оценивание их действий по ранее утвержденной шкале.
Обобщенные ошибки, допущенные СОГ при выполнении первого комплекса заданий - раскрытия и расследования преступлений в сфере НОН 9 При выполнении первого комплекса заданий СОГ были допущены следующие ошибки10:
1) в процессе подготовки команд не обеспечено должное взаимодействие профилирующих кафедр и кафедр, имеюшцх практическую направленность обучения (уголовного права, уголовного процесса, предварительного расследования, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности и др.), с подразделениями психологического обеспечения по выработке групповой сплоченности и психологической устойчивости курсантов к работе в
стрессовой ситуации, максимально приближенной к реальной деятельности ОВД;
2) в процессе подготовки команд не обеспечено взаимодействие профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений с практическими сотрудниками уголовного розыска, следствия, экспертных подразделений ОВД, другими правоохранительными органами для отработки алгоритма деятельности по выявлению и расследованию преступлений в сфере НОН;
3) в ряде учебных заведений кафедры не в полном объеме выполняют утвержденные примерные программы, не уделяют должного внимания изучению нормативных правовых актов, ведомственных приказов, регламентирующих работу с секретными документами, о чем свидетельствуют нарушения режима секретности;
4) профилирующими кафедрами и кафедрами, имеющими практическую направленность обучения (уголовного права, уголовного процесса, предварительного расследования, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности и др.), не обеспечен комплексный подход в обучении курсантов практическим умениям и навыкам выявления, документирования и принятия решений по преступлениям, использования и применения специальной, криминалистической и других видов техники и т. п., не обеспечено должное межкафедраль-ное взаимодействие.
Содержание межвузовских учений - конкурса СОГ по второму комплексу заданий - служебно-боевой подготовке
Второй комплекс заданий межвузовских учений включает в себя прохождение служебно-прикладной полосы препятствий в составе СОГ, после преодоления которой выполняется специальное упражнение стрельб из пистолета Макарова.
Содержание и порядок оценивания преодоления служебно-прикладной полосы препятствий
Прохождение служебно-прикладной полосы препятствий проводится в форме ускоренного передвижения личного состава СОГ вуза МВД России (10 человек, из которых две девушки) по пересеченной местности (дистанция 2000 м + 50 м), минированной растяжками (10 штук), с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Передвижение по полосе препятствий выполняется в форменном обмундировании, с табельным огнестрельным оружием в кобуре закрытого типа, закрепленным на пистолетном ремешке. Участки минирования обозначаются указателями, например «Мины - 500 метров». За каждую «снятую» растяжку команде назначается процедурный штраф в 30 с, который в равной мере делится на всех членов команды, вне зависимости от их количества (например, 30 с : 9 чел =
3 с; 30 с : 8 чел = 4 с).
При преодолении служебно-прикладной полосы препятствий участникам запрещено ускоренное передвижение в очках любого типа.
В качестве искусственных препятствий используются: пролом в стене; забор; завал (допускается использо-
вать несколько видов); лабиринт; мостки; покрышки; проползание внутри трубы (диаметром не менее 1 м и длиной не более 20 м); подъем и спуск по канату (не менее 15 м); разрушенная лестница (используется как горизонтальная, так и с перепадом высот).
Допускается помощь девушкам при преодолении забора и рукохода в виде подсаживания и страховки при соскоке с них.
Запрещены любые виды физической помощи участникам при преодолении подъемов и других препятствий.
При неправильном прохождении препятствия судья возвращает участника на препятствие в исходное положение, и он преодолевает препятствие повторно. При невозможности прохождения препятствия участник снимается с соревнований (со второго комплекса заданий).
Подведение итоговых результатов в преодолении служебно-прикладной полосы препятствий проводится в индивидуальном зачете (отдельно мужчины и женщины) и в командном зачете (сумма времени шести лучших результатов мужчин и одного лучшего результата женщин).
Содержание и порядок оценивания выполнения специального упражнения стрельб из пистолета Макарова
Перед стартом команды на служебно-прикладной полосе препятствий осуществляется проверка служебных удостоверений личного состава команд и проверка оружия на предмет его исправности - отсутствия конструктивных изменений в пистолете и натяжения спуска (не менее 2 кг). Проверка оружия осуществляется соответствующим судьей соревнований путем неполной разборки пистолета и осмотра его частей, а также измерением натяжения спускового крючка.
Вуз МВД России, проводяшцй учения, разрабатывает условия и порядок выполнения специального упражнения стрельб из пистолета Макарова. Разработанному упражнению стрельб целесообразно присваивать название, которое отражало бы содержание огневого контакта (например, «Отражение вооруженного нападения на сотрудника», «Защита граждан от вооруженного нападения» и т. п.).
Содержание специального упражнения стрельб из пистолета должно включать в себя все те навыки, которые сформированы у курсантов к четвертому курсу обучения: снаряжение магазина; стрельба со сменой положения и перемещениями в пределах огневого рубежа; смена магазина; использование укрытия (в качестве укрытия или упора); устранение задержек при стрельбе; разряжание пистолета (с учебными патронами, без утраты патронов - падения патронов).
В день официальной тренировки проводится показательный обстрел падающих металлических мишеней. До окончания состязания мишенное оборудование (регулировки наклона, угла разворота, положения) не изменяется. Эти меры позволят повысить объективность судейства соревнований и предупреждения протестов.
Повышает наглядность результата каждого выстрела использование падающих металлических мишеней, квадратных (размером не менее чем 20 х 20 см) и круглых
(диаметром не менее чем 20 см). Допустимо использовать и попперы. Падающие мишени лучше раскрашивать в разные цвета. Мишени располагаются по фронту и в глубину на расстоянии не ближе 7 м и не далее 15 м. В целях снижения вероятности рикошета пуль возможно крепление по периметру металлических целей антири-кошетной (резиновой) защиты.
Участник допускается к выполнению специального упражнения стрельб только при наличии защитных очков. При отсутствии защитных очков участник снимается со второго комплекса заданий. За каждую не пораженную цель он наказывается штрафом в виде дополнительного времени (10 с) к общему времени выполнения специального упражнения стрельб.
При судействе соревнований используются так называемые процедурные штрафы (10 с) за: неиспользование укрытия в качестве укрытия; падение на землю магазина; стрельбу за пределами огневого рубежа (в случае если судья вернул участника в пределы огневого рубежа до открытия огня); падение учебного патрона при разря-жании пистолета.
Участник снимается с соревнований (со второго комплекса заданий) при: нарушении мер безопасности; нарушении условий выполнения упражнения; стрельбе по непоражаемой цели; стрельбе за пределами огневого рубежа; падении пистолета на землю.
Подведение итоговых результатов в выполнении специального упражнения стрельб из пистолета Макарова проводится в индивидуальном зачете (отдельно среди курсантов мужского и женского пола) и в командном зачете. Командный результат по второму комплексу заданий определяется путем суммирования времени шести лучших результатов участников мужского пола и одного лучшего результата участника женского пола в преодоления служебно-прикладной полосы препятствий и выполнении специального упражнения стрельб из пистолета Макарова.
Если в команде дисквалифицированы более двух участников мужского пола или оба участника женского пола, команда снимается с соревнований ввиду неподготовленности.
Ошибки, допущенные членами СОГпри выполнении второго комплекса заданий - служебно-боевой подготовке11
При преодолении служебно-прикладной полосы
12
препятствий низкие результаты показали12:
- курсанты мужского пола следующих вузов: Санкт-Петербургский университет МВД России, Московский университет МВД России, Краснодарский университет МВД России, Ростовский ЮИ МВД России, Казанский ЮИ МВД России, Саратовский ЮИ МВД России, Академия экономической безопасности МВД России;
- курсанты женского пола следующих вузов: Санкт-Петербургский университет МВД России, Саратовский ЮИ МВД России, Московский университет МВД России, Уральский ЮИ МВД России, Волгоградская академия МВД России, Краснодарский университет МВД России, Ростовский ЮИ МВД России.
При выполнении специального упражнения стрельбы из пистолета Макарова выявлено:
- наличие неисправного оружия и кобур у курсантов следующих вузов: Ростовский ЮИ МВД России (неисправен предохранитель), Дальневосточный ЮИ МВД России (трещина на предохранителе, не зафиксирован штифт крепления ствола в рамке); Омская академия МВД России (внесение технических изменений в конструкцию пистолета); Академия экономической безопасности МВД России (несоответствие кобур установленному образцу).
- нарушение мер безопасности при обращении с табельным оружием у курсантов следующих вузов: Барнаульский ЮИ МВД России, Санкт-Петербургский университет МВД России. Академия экономической безопасности МВД России, Московский университет МВД России, Ростовский ЮИ МВД России, Нижегородская академия МВД России.
При выполнении специального упражнения стрельб были дисквалифицированы 26 курсантов, что составляет 12,4% от общего количества участников (Академия экономической безопасности МВД России - 5 человек. Уфимский ЮИ МВД России - 4, Воронежский институт МВД России - 2, Волгоградская академия МВД России -2, Ростовский ЮИ МВД России - 2, Восточно-Сибирский институт МВД России - 2, Орловский ЮИ МВД России - 1, Барнаульский ЮИ МВД России - 1, Дальневосточный ЮИ МВД России - 1, Саратовский ЮИ МВД России - 1, Сибирский ЮИ МВД России - 1, Московский университет МВД России - 1, Краснодарский университет МВД России - 1, Нижегородская академия МВД России - 1, Уральский ЮИ МВД России - 1).
Выводы и предложения
1. Более точным наименованием межвузовского оперативно-тактического учения, на наш взгляд, является следующее: «Межвузовское учение - конкурс следственно-оперативных групп».
2. Для повышения практической направленности обучения целесообразно использовать два вида комплексных межотраслевых занятий и учений: по специальностям и специализациям и по служебно-боевой подготовке.
Внедрение в учебный процесс вузов МВД России комплексных межотраслевых занятий и учений не приведет к увеличению объема учебной нагрузки, а, соответственно, не нарушит требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
3. Комплексные межотраслевые занятия и учения по служебно-боевой подготовке проводятся кафедрами, обеспечивающими преподавание учебных дисциплин «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» во взаимодействии с соответствующими подразделениями практических органов внутренних дел.
Комплексные межотраслевые занятия и учения по специальной подготовке СОГ проводятся кафедрами, обеспечивающими преподавание учебных дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Кримина-
листика», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел», «Предварительное следствие в органах внутренних дел» во взаимодействии с подразделениями практических органов внутренних дел.
Для специальности «Правоохранительная деятельность» должны быть предусмотрены учения по специализациям «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел», «административная деятельность органов внутренних дел», «кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел».
4. Нормативными правовыми документами для проведения комплексных межотраслевых занятий и учений являются:
- письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 14-55-784 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования»;
- рекомендации ДКО МВД России по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО и ДПО специалистов МВД России.
5. Для проведения учений в вузах МВД России должны разрабатываться: локальный нормативный акт - Положение о проведении комплексных занятий и учений, а также учебно-методическая документация - рабочие программы комплексных занятий и учений, сборники планов проведения занятий и учений.
6. Вузовские учения целесообразно проводить для курсантов и слушателей, обучающихся по всем специальностям высшего профессионального образования.
Вузовские учения по служебно-боевой подготовке целесообразно проводить в четыре этапа. Для курсантов первого курса (2 семестр) - «Индивидуальная служебно-боевая подготовка сотрудника органов внутренних дел», для курсантов второго курса (4 семестр) - «Служебно-боевая подготовка к действиям в составе служебных нарядов», для курсантов третьего курса (6 семестр) -«Служебно-боевая подготовка к действиям в составе групп функционального применения», для курсантов четвертого курса (8 семестр) - «Служебно-боевая подготовка к действиям в кризисных ситуациях».
Вузовские учения по дисциплинам специальной подготовки должны дифференцироваться по специальностям и по специализациям.
Для курсантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», целесообразно проводить учения по специальной подготовке в конце третьего курса (6 семестр) после завершения изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика». Эти учения могут иметь название «Следственно-оперативные учения».
Для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», на четвертом курсе (8 семестр) предусмотрена дисциплина «Учения» в
объеме 36 часов по специализациям «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел», «административная деятельность органов внутренних дел», «кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел».
7. Для обеспечения связи вузовского обучения с практической деятельностью органов внутренних дел к проведению комплексных межотраслевых занятий и учений следует привлекать сотрудников практических органов -оперативного работника, следователя, эксперта-крими-налиста - региона, на территории которого расположен вуз. Основанием для этого является Приказ МВД России от 4 декабря 2009 г.№ 921 «Об объявлении решения коллегии МВД России» - «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию».
8. Основаниями для проведения в вузе МВД России комплексных межотраслевых занятий с привлечением сотрудников подразделений органов внутренних дел являются:
- требования ФГОС-03 «Юриспруденция» и проект ФГОС-03 «Правоохранительная деятельность»;
- решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 3 км/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию»;
- приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в п. 2.7 которого указано на необходимость «...проводить ежеквартально совместные практические занятия в системе служебнобоевой подготовки с сотрудниками подразделений различных направлений оперативно-служебной деятельности с целью обучения их взаимодействию и слаживанию в период проведения специальных мероприятий, приобретения устойчивых навыков применения и использования оружия и специальных средств в экстремальных ситуациях, выработки и закрепления высокой психологической устойчивости и профессиональной бдительности».
9. Для контроля качества практической направленности обучения выпускников вузов МВД России для курсантов 4 курса целесообразно ежегодно проводить межвузовские учения - конкурс следственно-оперативных групп.
10. Для проведения межвузовских учений - конкурса следственно-оперативных групп необходимо разработать примерную программу учений.
11. Вуз, проводящий межвузовский конкурс следственно-оперативных групп, разрабатывает рабочую программу учений (конкурса) и программу повышения квалификации сотрудников, которые будут привлечены к судейству конкурса следственно-оперативных групп. До начала учений проводится кратковременное (72 часа) повышение квалификации сотрудников следственных подразделений и подразделений уголовного розыска по видам преступлений, определенным рабочей программой межвузовских учений.
12. Анализ результатов межвузовских учений 2006 г. (Московский университет МВД России), 2009 г. (Казанский юридический институт МВД России), 2010 г. (Тюменский юридический институт МВД России) показал, что следственно-оперативная группа проводящей организации (вуза) находится в благоприятных условиях, по сравнению с командами других вузов, в связи с тем, что команде вуза-организатора знакома служебно-прикладная полоса препятствий, условия выполнения специального упражнения стрельб, особенности практики работы ОРЧ и следственных органов региона.
С учетом этого обстоятельства начальник Тюменского юридического института МВД России доктор юридических наук, профессор А. И. Числов предложил следующее: команда вуза, проводящего межвузовское учение, должна принимать участие в учениях, должна быть оценена, в конкурсе СОГ вузов МВД России не участвует.
13. Перед началом межвузовских учений целесообразно проводить тестирование остаточных знаний курсантов по учебным дисциплинам «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». Результаты тестирования не следует учитывать при подведении итогов учений. Они используются для установления величины корреляционной связи между остаточными знаниями курсантов и результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России.
Сравнение результатов тестирования остаточных знаний с результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России должно быть использовано для корректировки программ тестирования.
1 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от4 мая 2010 г. № 464. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/date/2010/5/4/59138 (дата обращения: 20.11.2010). С. 20-21.
2 Проект ФГ0С-03 по специальности «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист») : письмо начальника Московского университета МВД России в Министерство образования и науки Российской Федерации от
6 ноября 2009 г. № 43/3/4844. URL: http://www.edu.ru/mon-site/ pro/fgos/vpo/pv031001s.pdf (дата обращения: 22.11.2010). С. 24-25.
3 Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию : решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 3 км/1 : приложение к приказу МВД России от 4 декабря 2009 г. № 921.
4 Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России. URL: http:// vivv.nsk.ru/dokumenty.html (дата обращения: 13.11.2010).
5 Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-иссле-
довательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования : письмо Министерства образования Российской Федерации 26 июня 2003 г. № 14-55-784. М., 2003.
6 Рекомендации ДКО МВД России по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО и ДПО специалистов МВД России.
7 О проведении учений : письмо ДКО МВД России от 3 апреля 2009 г. № 21/14/2922.
8 О направлении примерных учебных планов : письмо ДКО МВД России от 9 апреля 2007 г.
9 Выражаем благодарность заместителю начальника Тюменского ЮИ МВД России по учебной работе В. Г. Пушкаре-ву, заместителю начальника ГСУ при ГУВД по Тюменской области М. С. Байгазину, заместителю начальника следственной службы Управления ФСКН России по Тюменской области А. В. Ромашко за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по первому комплексу заданий.
10 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД Россииот7 июля 2010 г. № 21/14/6577.
11 Выражаем благодарность начальнику кафедры боевой и физической подготовки А. А. Гусеву, начальнику кафедры тактико-специальной подготовки М. М. Шахмаеву, доценту кафедры огневой подготовки С. Н. Архипову и личному составу перечисленных выше кафедр Тюменского ЮИ МВД России, заместителю начальника ОМОН ГУВД по Тюменской области Г. И. Ескину за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по второму комплексу заданий.
12 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД России от7 июля 2010 г. № 21/14/6577.
УДК 378.147:79
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
В. А. Фетисов
В статье представляется на рассмотрение блочно-модульная модель организации и планирования физической подготовки в образовательных учреждениях мВд России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма курсантов.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, блочно-модульная модель, профессиональная компетенция.
Требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел определяются сложностью и разнообразием задач, которые им приходится решать в повседневной практической деятельности. Работникам полиции в условиях современной криминогенной обстановки необходимы не только знания юридических норм и законов, но и готовность в любой момент применить физическую силу в соответствии с Федеральным законом «О полиции»1.
Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению противоправных действий зависит, прежде всего, от