ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗОВ МВД РОССИИ
В.Г. ЛУПЫРЬ, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России
Аннотация. автором с методико-педагогических позиций рассматривается вопрос различиях в обучении курсантов (сотрудников) практической стрельбе из пистолета по грудным мишеням на учебной дисциплине «огневая подготовка» - от практического обучения применению огнестрельного оружия, где объектом является человек и команда на открытие (ведение) огня не подается, так как сотрудник милиции принимает самостоятельное решение на применение огнестрельного оружия.
Ключевые слова: практическая стрельба из пистолета, практическое применение оружия, обучение стрельбе, обучение применению оружия, неправомерное применение огнестрельного оружия.
MODERNIZATION OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF SPECIAL TRAINING COURSES OF UNIVERSITIES OF THE MIA OF RUSSIA
V.G. LUPYR, candidate of pedagogical sciences, docent of the Moscow University of the MIA of Russia
Annotation. The author using the methodology and teaching positions considers the differences between teaching the students (employees) of practical pistol shooting at targets on the breast during educational discipline "fire training" and the practical use of firearms, where the object is a person and the order to open fire is not filed because a police officer makes decisions on the use of firearms himself.
Key words: practical pistol shooting, practical use of weapons, training, firing, training, use of weapons, unlawful use of firearms.
Значительный объем функций во внешней служеб-но-профессиональной деятельности служб и подразделений ОВД обеспечивается средствами административно-правового регулирования. Отличительным признаком качества решения оперативно-служебных задач, возложенных на сотрудников ОВД, является соблюдение законности. По мнению Г.А. Яст-ремского, «...из каждых ста шагов сотрудника ОВД в служебно-прикладной сфере 75—80 шагов — это административно-правовые шаги, действия, урегулированные административно-правовыми нормами» [1], в том числе действия, связанные с применением и использованием огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств.
Ранение или смерть любого гражданина нашего общества в результате применения огнестрельного оружия сотрудником милиции вызывает большой общественный резонанс. А если оружие применялось без правовых оснований, то последствия данных действий сотрудников милиции со стороны родных раненого или погибшего гражданина, друзей, товарищей
по работе, да и общественности субъекта Федерации, где это произошло, могут привести к чрезвычайным ситуациям. Ярчайший тому пример — массовые беспорядки в Греции, произошедшие в начале декабря 2008 г. Причина — смерть молодого человека в результате применения полицейским огнестрельного оружия. Группа молодых людей забросала камнями машину полицейских. Один из полицейских открыл огонь по этой группе. В результате молодой человек был ранен в грудь и по дороге в больницу скончался (евроновости 6 — 12.12.2008).
Аналогичные примеры, в частности превышение пределов сотрудниками милиции применения физической силы во время охраны общественного порядка, можно привести и из нашей, российской действительности. Эти обстоятельства подтверждают актуальность выбранного нами исследовательского направления.
В связи с вышесказанным мы предлагаем рассмотреть обозначенную нами проблематику с теоретико-методологических позиций.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
В частности, существуют ли отличия в обучении курсантов (сотрудников) практической стрельбе из пистолета по грудным мишеням на учебной дисциплине «огневая подготовка» от практического обучения применению огнестрельного оружия, где объектом является человек и команда на открытие (ведение) огня не подается, так как сотрудник милиции принимает самостоятельное решение на применение огнестрельного оружия.
Кроме того, весьма существенным является тот факт, что сотрудник милиции обязан стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным [2].
В современном образовательном процессе специальных учебных дисциплин вузов МВД России, в частности огневой подготовки, данные требования Закона «О милиции» не отражаются, так как применяемые в учебном процессе мишени имитируют голову и грудь человека. Соответственно формируется навык прицеливания в центр цели, т.е. поражаются жизненно важные для здоровья человека органы. Мишени, характеризующие причиняемый минимальный вред здоровью, отсутствуют [3].
Так в чем же заключаются отличия в обучении сотрудников милиции практической стрельбе из пистолета от обучения практическому применению огнестрельного оружия? В методике, в организации, в профессионализме преподавателя? А может, это надуманная проблема? На представленных рисунках мы попытались более наглядно показать отличия в обучении курсантов и слушателей производству меткого выстрела от практического обучения применению (использованию) огнестрельного оружия.
Как видно из представленных рисунков (1, 2), формируемые у курсантов в процессе практических занятий навыки производства меткого выстрела, по очередности алгоритма действий в процессе применения огнестрельного оружия, находятся на третьем месте.
Анализ учебно-научной литературы в данном исследовательском направлении показывает, что ведущими специалистами нашего министерства ведется поиск и решение проблем, связанных с причинами неправомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД в процессе оперативно-служебной деятельности. Но, данная исследовательская деятельность направлена на совершенствование законодательной базы. Практических рекомендаций по модернизации существующей методики обучения применению (использованию) огнестрельного оружия мы не находим.
Термин «применение, использование огнестрельного оружия» является юридической характеристикой и относится к административной деятельности органов внутренних дел. Следовательно, практичес-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
кое обучение применению (использованию) огнестрельного оружия должно осуществляться на основе междисциплинарной интеграции специальных учебных дисциплин, огневой, тактической подготовки и административной деятельности органов внутренних дел. По нашему мнению, именно таковы закономерности и принципы практического формирования знаний, умений и навыков у курсантов применения (использования) огнестрельного оружия. Только при таком подходе можно рассматривать практическое обучение в исследуемом нами аспекте с позиций целостного педагогического процесса и говорить об основах методологии и теории междисциплинарных связей в учебном процессе дисциплин боевой подготовки вузов МВД России.
Рис.1. Алгоритм действий сотрудника в процессе производства выстрела из пистолета Макарова
В связи с вышесказанным готовность будущих сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебной деятельности в современных условиях должна быть обеспечена педагогической системой, предусматривающей новые формы и методы формирования навыков практического применения (использования) огнестрельного оружия у курсантов и практических сотрудников МВД России [4].
Рис. 2. Алгоритм действий сотрудника милиции в процессе применения (использования) огнестрельного оружия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таким образом, обучение курсантов и слушателей профессии сотрудника органов внутренних дел означает не только формирование профессионально-прикладных качеств, но и развитие педагогической системы профессиональной подготовки в рассматриваемом нами аспекте на основе междисциплинарной интеграции. Это, в свою очередь, заставляет задуматься о методах и стратегиях обучения не только огневой, тактической подготовки и административной деятельности ОВД, но и в целом учебных дисциплин блока боевой подготовки. В современном образовательном процессе должны появиться новые педагогические технологии обучения, позволяющие приобрести курсантам и слушателям навыки действий и поведения, необходимые в профессиональной деятельности при решении оперативно-служебных задач.
Понятия «интеграция», «педагогическая система» являются ключевыми понятиями в нашем исследовании и самыми распространенными понятиями в современной науке. У наук, имеющих различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, — кибернетическая, математическая педагогика и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке — на острие интеграционных преобразований [5].
Под интегративными знаниями нами понимается новое качество знаний, к понятийным признакам которого относятся междисциплинарность, обобщенность, системность и общенаучность. Интегративные умения мы рассматриваем как синтез теоретических знаний и практических действий.
Использование в учебном процессе интегративного подхода позволит:
— формировать знания, умения и навыки в логической последовательности;
— избежать дублирования изучаемого материала, установить преемственность в развитии знаний, умений и навыков;
— осуществлять «переплетение» и взаимопроникновение знаний и умений учебных дисциплин боевой подготовки курсантов вузов МВД.
Следовательно, ключевыми моментами в междисциплинарной педагогической системе огневой подготовки курсантов являются: разрозненные в современной педагогической практике вузов МВД элементы учебных дисциплин специальной подготовки; объективные предпосылки для их объединения и процесс объединения этих элементов; целое как результат интеграции. Таким образом, педагогическая интеграция — это разновидность научной интеграции, осуществляемая в рамках педагогических теорий и практики [6].
Научно-методическая деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр специальных дисциплин образовательных учреждений МВД России сегодня — это уровень профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел завтра. Позднее качество соответствующей подготовленности выразится в количественных показателях статистики не только неправомерного применения огнестрельного оружия, но и гибели сотрудников милиции. Тем важнее методическая роль профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России в формировании современной педагогической системы междисциплинарной интеграции специальных учебных дисциплин.
Таким образом, подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что основной задачей использования в учебном процессе междисциплинарной педагогической системы специальных учебных дисциплин является обеспечение подготовки высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел на основе использования знаний и достижений различных отраслей наук, отечественного и зарубежного опыта правоохранительной деятельности, передовых методов обучения.
Резюме
1. Междисциплинарное преподавание, а значит, и формирование качественно новых, соответствующих современным требованиям интегральных профессионально-прикладных качеств у курсантов, сегодня реализовывается не эффективно [7].
2. Причина неэффективности вызвана объективными обстоятельствами, а именно: кафедры блока боевой подготовки реализуют в учебном процессе свои дисциплины по Рабочим программам, основу которых составляют Примерные программы для образовательных учреждений МВД России.
3. При разработке Примерных программ учебных дисциплин боевой подготовки на заседаниях учебно-методических секций тактико-специальной, огневой и физической подготовки ЦОКР МВД России междисциплинарные связи не учитываются.
4. Имеющийся опыт в организации и планировании междисциплинарных связей показывает, что вызывают затруднения следующие мероприятия: планирование и учет учебной нагрузки; определение количества участвующих преподавателей; совместное, межкафедральное тематическое планирование; организация, т.е. по какой кафедре, учебной дисциплине проводить данные практические занятия, и др.
5. Необходимо определиться, соответствуют или нет разработанные и реализуемые сегодня цели и задачи каждой учебной дисциплины боевой подготовки квалификационным характеристикам выпускника нашего вуза? К примеру, на огневой подготовке мы формируем у курсантов навыки правильного обращения с оружием и производства меткого выстрела (медленная и скоростная стрельба). Кроме этого, мы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
констатируем, что необходимо формировать практические навыки применения и использования огнестрельного оружия. Но при таком подходе мы выходим за рамки существующего учебного процесса по огневой подготовке. Аналогичные вопросы можно сформулировать и относительно других учебных дисциплин боевой подготовки.
6. При реализации междисциплинарной интеграции прослеживается взаимосвязь двух отраслей: 1) Юридическая отрасль — объем функций служебно-боевой деятельности сотрудников милиции обеспечивается средствами административно-пр авового регулирования, в том числе действия, связанные с применением физической силы и огнестрельного оружия (исключение поражения третьих лиц, причинение минимального вреда жизни и здоровью и т.д.). 2) Педагогическая отрасль — формирование знаний, умений, навыков применения физической силы — боевых приемов борьбы; огнестрельного оружия — производство меткого выстрела; грамотных индивидуальных тактических действий.
7. Содержание п. 6 позволяет логически констатировать о необходимости интеграции профессионально-прикладной подготовки курсантов в профиль вуза. То есть качество решения оперативно-служебных задач будет зависеть не от количества применяемых боевых приемов борьбы и меткой стрельбы, что является важным условием состояния боевой готовности сотрудников, а от соблюдения законности при выполнении возложенных на милицию задач.
8. Следовательно (пп. 6 и 7), формирование инте-гративных профессионально-прикладных качеств у курсантов возможно реализовать посредством внедрения в педагогическую практику вуза новой учебной дисциплины.
9. Это, в свою очередь, позволяет говорить о создании кафедры межотраслевого обучения, которая и будет реализовывать в учебном процессе «достоверно милицейскую» учебную дисциплину.
10. Функционирование данной кафедры должно
осуществляться непосредственно в рамках деятельности учебно-научного комплекса образовательного учреждения.
11. Основной задачей деятельности учебно-научного комплекса вуза является координация учебно-методической деятельности кафедр специальных учебных дисциплин, обеспечение учебного процесса на основе межотраслевого взаимодействия.
12. Необходимо отказаться в педагогической практике от несвойственной профилю вуза МВД России тематики «специальной подготовки» и, как следствие, подготовки к участию курсантов и слушателей в «специальных операциях».
Литература
1. Ястремский Г.А. Об интеграции образовательных начал в тактико-специальной подготовке сотрудников ОВД // Состояние, проблемы и перспективы тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД: Мат. межвузовской науч.-практ. конф. Нижегородская академия МВД России, 2002. С. 140-144.
2. Закон Российской Федерации «О милиции» (по состоянию на 20 сентября 2007 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. С. 24.
3. Наставление по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России от 11 октября 2000 г. № 955 с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом МВД РФ от 20.05.03 г. № 340.
4. Макуев Р.Х. Верховенство права и правоохранительная деятельность милиции. Орел: Орловская межрегиональная академия государственной службы при Президенте РФ. 1996. С. 13-14.
5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2007. С. 66.
6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
7. Рабочие программы по учебным дисциплинам боевой подготовки.
Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Г.А. Аванесов и др.]; под ред. Г.А. Аванесова. — 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 575 с.
Даны основы криминологического учения о преступности, вскрываются причины преступности, рассматриваются механизмы воздействия на преступность, и в частности насильственную, корыстную, организованную, политическую, профессиональную и т.д. Особое внимание уделено зарубежным криминологическим теориям и практике воздействия на преступность.
В новом издании учебник подготовлен таким образом, чтобы его могли использовать образовательные учреждения, которые применяют в учебном процессе дистанционные образовательные технологии.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов юридических специальностей, а также судей, практических работников правоохранительных органов и адвокатов.
КРИМИНОЛОГИЯ
Ш
Ш W
я
1
^учебникЧИ
5.
издание^^И
Под редакцией
Г.А. Аванесова