Научная статья на тему 'Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся'

Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / PEDAGOGIC PRACTICES: PROBLEM-BASED TRAINING / INTEGRATED TRAINING / CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION / WEAPONS TRAINING / BATTLE TRAINING / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич

Рассматриваются вопросы актуальности использования педагогических технологий в боевой подготовке курсантов МВД, кратко представлена авторская методика практического обучения применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД на основе педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic Practices During Battle Training of Cadets

The issues of immediacy of pedagogic practices use during battle trainings of cadets of Ministry of Internal Affairs are viewed; author's technique of practical training on handling and use of wire weapon by employees of Department of Internal Affairs based on pedagogic practices is briefly introduced.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В. Г. Лупыръ

Рассматриваются вопросы актуальности использования педагогических технологий в боевой подготовке курсантов МВД, кратко представлена авторская методика практического обучения применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД на основе педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогические технологии: проблемное обучение, комплексное обучение, междисциплинарная интеграция; огневая подготовка; боевая подготовка; курсанты.

Общество начало отходить от принципа единообразия в организации образования. Практика показала (4), что единообразие профессиональной школы, к которому общество стремилось в течение десятилетий, не отвечает главной цели - всестороннему развитию личности. Действительно, устарела ли педагогическая наука, которая недавно расценивалась как передовая, ведущая, самая прогрессивная в мире? Какая из дидактических концепций, применительно к боевой подготовке курсантов, может быстрее других помочь учебной практике в вузе МВД, устранить дефицит профессионального созревания курсантов и слушателей?

В теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Анализ приведенных (1, 17) формулировок показывает, что содержание этого понятия, отражающего существенные

признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического процесса и составляющие его элементы. Это, в свою очередь, обусловливает те методологические ориентиры, с позиции которых нами применялись различные педагогические технологии в процессе боевой подготовки курсантов, как явления педагогической реальности.

Педагогическая технология, по Г. К. Селевко, это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (5, 4).

Л. В. Загрекова и В. В. Николина предлагают следующее определение: «педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (1, 17).

В процессе апробации авторской методики по практическому обучению сотрудников ОВД использованию огнестрельного оружия нами применялись следующие педагогические технологии: проблемное обучение; комплексные занятия по огневой подготовке как одной из учебных дисциплин блока боевой подготовки; преподавание специально-прикладных дисциплин на основе междисциплинарной интеграции.

Проблемное обучение. На основе отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (М. И. Махмутов и др.) и психоло-

гии творчества (А. В. Брушлинский и др.) разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний» (3).

Используя метод постановки проблемной задачи, респондентам предлагается смоделировать при помощи набора настольных фигур (количество не ограничено) различные ситуации, связанные с применением огнестрельного оружия (рис. 1).

При разработке модели как комплекса задач, заданий и упражнений необходимо обеспечить выполнение ряда следующих требований:

1. Полнота разработанной модели (полнота охвата содержания профессиональной деятельности).

2. Связь с теоретическим учебным материалом (место каждой задачи определяется с учетом изучения теории).

3. Обобщенность задач (они должны отражать существенные стороны профессиональной деятельности, т. е. курсант должен научиться выделять главные показатели для принятия решения).

4. Типизация задач и учет возможности переноса умений из одной сферы деятельности в другую.

На первом этапе курсантам предлагалось, выбрав фигуры из предоставленного комплекта фигур (рис. 1), смоделировать ситуацию по применению огнестрельного оружия в соответствии с пп. 1, 4 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 «О милиции».

Обучаемый должен расставить фигуры таким образом, чтобы смоделированная им ситуация отражала решение поставленной перед ним задачи (рис. 2 а, б). Кроме того, респондент должен пояснить в каждом случае основания для применения или использования огнестрельного оружия. Решая первую задачу, он должен указать, что в данном случае в качестве объектов противоправного посягательства выступают жизнь или здоровье граждан. Принимая решение о применении огнестрельного оружия, сотрудник милиции должен оценить опасность нападения.

Рассматриваемая ситуация достаточно проблемная, большинство курсантов и практических работников не справились с ее решением. При решении

задачи (рис. 2 б) респонденты отвечали, что сотрудник милиции в данной ситуации имеет право применять огнестрельное оружие. Здесь мы не будем подробно излагать решение предложенной задачи с юридической точки зрения. Обучаемый должен пояснить, что сотрудник милиции имеет право на применение огнестрельного оружия только в том случае, если непосредственно сам видел, что задерживаемый совершил тяжкое преступление (п. 4. ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О милиции»). Если сотрудник милиции не был очевидцем преступления, оружие применять нельзя, необходимо принять меры к задержанию.

После того как обучаемый справлялся с заданием, преподаватель при помощи дополнительных фигур усложнял ситуацию (появление на линии ведения огня посторонних лиц; возникновение угрозы жизни не только гражданам, но и сотруднику милиции; появление проблемы очередности поражения целей и т. д.).

На данном этапе обучения ориентировочная деятельность представляет собой реальный процесс служебной деятельности. Ориентировочная деятельность материализуется в форму самостоятельной внешней деятельности, предшествующей практическому решению предложенных проблемных задач (применение оружия -стрельба из пистолета).

Применение в обучении специально разработанного комплекса задач, заданий и упражнений в соответствии с содержанием и характером предстоящей профессиональной деятельности может сыграть существенную роль не только в совершенствовании профессиональной подготовки, но и в повышении общего уровня образованности выпускников вузов за счет общего интеллектуального развития и прежде всего проблемного мышления.

Если через цели обеспечено воздействие на потребности, то обучение будет активным. Если через методы обеспечено развитие способностей, то обучение будет развивающим. Если запрошенная, востребованная доза новой информации способствует разрешению проблемы, снятию внутреннего напряжения, то обучение будет проблемным. Обеспечение свойств обучения (активное, проблемное, развивающее) через междисцип-

линарную интеграцию и составляет основу профессионализма преподавателя.

Почему мы обратились именно к проблемному обучению? По мнению И. Е. Фарбера, специалист богат не только и не столько количеством знаний, сколько умением применять эти знания на практике и постоянно самостоятельно учиться. Нет сомнения в том, что проблемное обучение лучше, чем какое-либо другое, стимулирует умственное развитие обучающегося. Ведь оно делает прежде всего ставку на способы решения учебно-научной задачи, на доводы, доказательства решения задачи, учит мыслить (6, 145-146).

Кроме того, нами ставились следующие задачи: 1) обучающимся необходимо было приобрести навыки в принятии решений без практической стрельбы в лабораторных условиях; 2) уметь определять стратегии действий (очередность поражения целей, уход с линии огня и т. д.).

Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, связан с тем, что темы «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (кафедра административного права и административной деятельности ОВД) и «Учебные стрельбы из пистолета» (кафедра огневой подготовки) необходимо объединить в единые практические занятия, используя вторую составляющую - комплексный подход. Нами предлагается следующая тематика указанных комплексно-практических занятий: «Практическое обучение применению и использованию огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел»; «Способы тактического взаимодействия в парах»; «Решение тактических задач при применении огнестрельного оружия, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 15 Закона РФ “О милиции”»; «Тактика применения и использования огнестрельного оружия». При этом мы исходим из того, что следует отказаться от практики разобщенного обучения применению и использованию огнестрельного оружия в теоретическом и практическом аспектах.

Немаловажными являются и вопросы о том, возможно ли сотруднику милиции уяснить, понять содержание правовых норм применения и использования огнестрельного оружия без практического апробирования данного материала; где границы знаний и умений применять эти знания на практике; может ли существующий объяснительно-иллюстративный метод обучения применению огнестрельного оружия, используемый только при изучении дисциплины «Административная деятельность», обеспечить этот процесс.

По нашему мнению, относительно рассматриваемой проблемы в педагогической практике сложилась такая ситуация, которая обнажила болевые точки педагогической науки. Назовем несколько основных: отсутствие методологических исследований, разрозненность теоретических концепций обучения, отсутствие теоретического осмысления и осознания педагогической сущ-

ности в содержании практического обучения применению и использованию огнестрельного оружия сотрудниками милиции.

Как указывают специалисты (2, 11), сегодня все более актуальной становится подготовка общего научного комментария к нормам, устанавливающим правила применения и использования сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Здесь возникает вопрос: «Почему подготовка, а соответственно, и разработка данных правовых норм осуществляется только на теоретическом уровне?» Ведь сотруднику милиции данную теорию необходимо применять на практике.

Но где учат, формируют навыки у сотрудников милиции к практическому применению теоретически разработанных правовых норм? Почему разработанные правовые нормы не проверяются на эффективность, возможность молниеносного их применения (Ю. П. Соловей) экспериментально? Вот здесь и должна появиться третья составляющая - междисциплинарная интеграция.

Поставленная нами цель - меткий выстрел и его правомерность (применение огнестрельного оружия) заставляет задуматься, где и когда формируемые у курсантов данные навыки и знания будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, на практических (комплексных) занятиях по огневой подготовке ставится следующая цель: сформировать у будущих сотрудников ОВД такой стереотип мышления, который позволит полученные ранее знания по административной деятельности ОВД и навыки владения огнестрельным оружием объединить в целостную модель процесса решения предложенной проблемной задачи.

При этом умение курсанта (слушателя) построить соответствующий дисциплинарный «портрет» решения проблемной задачи рассматривается как критерий его умений осуществлять междисциплинарную интеграцию данных дисциплин, востребовать и использовать свои знания, умения и навыки на комплексных занятиях.

Необходимо отметить, что предложенные технологии в учебном процессе дисциплин боевой подготовки отражают как теоретические, так и практические аспекты обучения, последовательность и взаимосвязанность этапов в усвоении изучаемого материала, что в целом и характеризует, по нашему мнению, новаторскую педагогическую систему в боевой подготовке курсантов МВД.

Данный подход позволяет создать организационнотехнологическую модель по методике формирования у курсантов (слушателей) практических навыков применения и использования огнестрельного оружия (рис. 3) и говорить о разработке новой педагогической системы в боевой подготовке курсантов МВД, а также направления в научно-исследовательской деятельности педагогических и юридических дисциплин в части обозначенной проблематики.

Знать

Уметь

Владеть

навыками

О о о

Применение и использование огнестрельного оружия (теоретический аспект)

Применение и использование огнестрельного оружия (практический аспект)

О

Владеть навыками меткой (прицельной) стрельбы

Рис. 3. Организационная модель формирования практических навыков применения огнестрельного оружия

ЛИТЕРАТУРА

1. Загрекова Л. В., НиколинаВ. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 2004.

2. Каплунов А. И., Милюков С. Ф., Уткин Н. И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: учебное пособие / под ред. В. П. Сальникова. - 2-е изд., перераб. - М., 2004.

3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., 2002.

4. Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: сб. науч. тр. / отв. ред. М. И. Махмутов. - М., 1989.

5. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М., 2005.

6. Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. - Саратов, 1984.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ УБИЙСТВ ПО НАЙМУ

О. И. Бродченко, О. А. Логунова

В статье рассматриваются возможности применения метода психологического портретирования в оперативно-розыскной деятельности при раскрытии убийств по найму. Изложен предполагаемый алгоритм использования данного метода на практике. Обоснована необходимость изучения материалов раскрытых уголовных дел в целях выявления устойчивых связей между особенностями личности преступников и криминалистической характеристикой преступлений, ими со-

вершаемых, и создания типовых психолого-криминалистичес-ких портретов преступников, представляющих собой совокупность особенностей личности и поведения преступника, проявляющихся в его криминальной деятельности. Представлены описания личностных особенностей различных категорий преступников, причастных к совершению убийств по найму в сферах семейно-бытовой, предпринимательской (финансовой деятельности), криминального бизнеса.

Ключевые слова: психологический портрет, убийство по найму, неустановленный преступник, оперативно-розыскная деятельность.

В общей структуре тяжких преступлений против жизни и здоровья убийства, совершенные по найму, составляют не более 2,5%, но зачастую они носят дерзкий по форме и дестабилизирующий по последствиям характер, вызывают острую негативную реакцию общественности.

В качестве одного из направлений повышения эффективности борьбы с убийствами по найму специалисты называют разработку типовых комплексов оперативно-розыскных действий по их раскрытию с учетом психолого-криминалистических портретов лиц, участвовавших в их совершении.

Метод психолого-криминалистического портретирования предполагаемого преступника разрабатывался и впервые был применен для решения задач по установлению лиц, причастных к совершению серийных сексуальных преступлений. Реализация метода включала несколько последовательных этапов.

На первом этапе на основе анализа информации о личности преступника и криминальном событии, полученной из различных источников, создавалась криминалистическая информационная модель преступления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.