Научная статья на тему 'Роль и значение активного обучения в системе познавательной деятельности курсантов и слушателей'

Роль и значение активного обучения в системе познавательной деятельности курсантов и слушателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торопов В. А., Науменко С. В.

В настоящее время формирование готовности учащейся молодежи к защите государственных интересов Отечества, службе в Вооруженных силах России, в органах внутренних дел приобрело характер актуальной педагогической проблемы. Это послужило основанием к поиску более активных подходов в обучении.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Торопов В. А., Науменко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the investigators' views on active (untraditional) teaching as didactic system of activation of students' cognitive activity are considered by the example of theoretic material of fire training. In the end of the experimental research authors came to the conclusion, that active teaching should be considered the multilerelable didactic model of activation of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Роль и значение активного обучения в системе познавательной деятельности курсантов и слушателей»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

мышцы. Боли локализуются за грудиной или слева от нее, распространяются в левую руку, левую лопатку, шею, носят сжимающий, давящий или жгучий характер.

Выделяют несколько форм проявления стенокардии:

1) стенокардия напряжения, которую подразделяют на впервые возникшую, стабильную и прогрессирующую;

2) стенокардия покоя (спонтанная стенокардия);

3) особая форма стенокардии, часто обозначаемая как стенокардия Принцметала.

На основании частоты возникновения приступов и их зависимости от физической нагрузки стенокардию разделяют на несколько форм:

1) легкая форма (приступы возникают редко, при чрезмерных для данного больного физических или психоэмоциональных нагрузках);

2) среднетяжелая форма (развитие приступов связано с повседневными профессиональными или бытовыми нагрузками и редко наблюдается в покое);

3) тяжелая форма (с частыми ежедневными или неоднократными в течение дня приступами при малейшем физическом напряжении и в покое)5.

Инфаркт миокарда (лат. т1жС;ш от тГагаге «наполнять, набивать»; миокард) - острое заболевание, связанное с развитием одного или нескольких очагов ишемического некроза в сердечной мышце и обусловленное острой недостаточностью её кровоснабжения6.

Другим распространенным сердечно-сосудистым заболеванием является инсульт.

Инсульт (позднелатинское ^иИи - «приступ») - острое нарушение мозгового кровообращения. Нарушение кровообращения может быть в головном мозге (церебральный инсульт) или в спинном мозге (спинальный инсульт). Основными причинами инсульта являются гипертоническая болезнь, атеросклероз, реже другие заболевания.

Профилактика включает мероприятия связанные с предупреждением гипертонической болезни и атеросклероза. Это ведение здорового образа жизни, избавление от вредных привычек, разнообразные физические упражнения, прогулки на свежем воздухе и т.д.7

1 См.: Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. М., 1981. С. 215.

2 См. там же. Т. 5. М., 1977. С. 459.

3 См. там же.

4 См. там же. Т. 9. М., 1978. С. 462.

5 См. там же. Т. 24. М., 1986. С. 239.

6 См. там же. Т. 9. М., 1978. С. 310.

7 См. там же. С. 267.

В.А. Торопов*, С.В. Науменко**

Огневая подготовка как фактор повышения профессиональной подготовленности сотрудников ОВД

В статье на материалах экспериментальных исследований показано, что огневая подготовка является важным средством повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД.

In this article materials of experimental researches, corroborating that the fire training is effective mean for professional qualities of members of bodies of internal affairs, are stated.

Огневая подготовка как составная часть обучения и воспитания сотрудников ОВД, находит свое выражение в цели и задачах учебного процесса.

* Профессор кафедры ФК и ПЕ Санкт-Петербургского университета МВД Росси, доктор педагогических наук.

** Старший преподаватель кафедры ФК и ПЕ Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции.

Цель огневой подготовки заключается в обеспечении готовности сотрудников ОВД к овладению боевым оружием и эффективному его использованию при выполнении служебно-боевых задач.

Задачами огневой подготовки сотрудников милиции являются:

- ознакомление с видами боевого оружия, находящегося на вооружении органов внутренних дел;

- изучение основ стрельбы, материальной части стрелкового оружия и ручных осколочных гранат;

- формирование прочных навыков в обращении с оружием и его применении в различных ситуациях и условиях служебной деятельности;

- воспитание необходимых морально-психологических качеств и личной ответственности за выполнение служебного долга;

- укрепление законности и дисциплины.

В соответствии с законом «О милиции» (1991) профессиональная подготовка сотрудников ОВД должна обеспечивать готовность личного состава к юридической, силовой и вооруженной защите закона. Формирование готовности к применению прямых мер пресечения правонарушений осуществляется в процессе боевой подготовки. Из всех дисциплин, обеспечивающих боевую готовность сотрудников (огневая, физическая подготовка, применение специальных средств, средств связи, специальная тактика, правовые основы применения насильственных мер воздействия и др.), наиболее выражена необходимость комплексирования огневой и физической подготовки, которые объективно связаны целевыми установками, физическими механизмами и дидактическими принципами обучения. Вот почему понятие «профессиональная подготовленность сотрудника ОВД» мы рассматривали с позиции системного подхода.

Под системным подходом понимается направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем (Ю.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973, 1976; В.Г. Афанасьев, 1973, 1980; В.П. Кузьмин, 1976; и др.). Поэтому положения системного подхода позволили нам изучать процесс подготовки сотрудников ОВД к овладению боевым оружием как целостную систему. Ее следует рассматривать в постоянном изменении и развитии, а также в тесном взаимодействии с боевой подготовкой и с другими педагогическими, правовыми системами, выявляя и изучая противоречия как источник развития указанной системы, определяя ведущие тенденции огневой подготовки, отражающие психолого-педагогические закономерности формирования у сотрудников ОВД двигательной деятельности, обуславливающей эффективность индивидуальных действий сотрудника милиции как непосредственного исполнителя при решении служебно-боевых задач.

Следовательно, огневая подготовка сотрудников ОВД - это организованный процесс обучения, в ходе которого достигается привитие обучаемым необходимых теоретических знаний, формирования и закрепления практических навыков применения личного оружия для надежного поражения противника в процессе выполнения оперативно-служебных задач. Она включает изучение материальной части оружия, основ, правил и приемов стрельбы, способов определения целей и определения расстояния до них, управление огнем и отработку совместных действий при задержании преступника.

Поэтому для определения значения огневой подготовки в структуре профессиональной деятельности сотрудников ОВД и перспектив ее совершенствования с учетом теории и практики умелого применения отечественного боевого оружия было проведено исследование.

С целью выяснения значения огневой подготовки в структуре служебной деятельности сотрудников ОВД и степени ее влияния на совершенствование профессиональной подготовленности был проведён анализ зависимости огневой подготовленности сотрудников от уровня их теоретической подготовленности, развития у них физических качеств, прикладных навыков, от состояния свойств центральной нервной системы и антропометрических данных.

Связь между количественными показателями определялась по результатам корреляционного анализа, а между свойствами центральной нервной системы и уровнем развития физических качеств и прикладных навыков - по коэффициенту взаимной сопряженности Пирсона (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость огневой подготовленности сотрудников ОВД от уровня развития рассматриваемых признаков

№ п/п Признаки 1 2 3 4 5 6 7

1 Антропометрические данные * 25 26 26 08 24 22

2 Динамические ТНД * 35 20 31 31 51

3 Человеческие ТНД * 28 24 24 50

4 Физические качества * 51 42 42

5 Прикладные навыки * 70 56

6 Профессиональная подготовленность * 48

7 Огневая подготовка *

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Полученные результаты показали, что огневая подготовленность сотрудников ОВД находится в прямой зависимости от уровня развития у них физических качеств, прикладных навыков. Об этом свидетельствуют данные коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (согласно которому связь между огневой подготовленностью и уровнем развития физических качеств составила 0,42; между результатами выполнения упражнения № 2 из АК-74 и уровнем развития прикладных навыков - 0,56, между физическими качествами и степенью профессиональной подготовленности - 0,7). Об этом же свидетельствуют коэффициенты корреляции, которые имеют положительную связь со следующими показателями: физическая подготовленность и стрельба из ПМ (г=0,59); физическая подготовленность и стрельба из АК (г=0,44); прикладные навыки и стрельба из АК (г=0,42) (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты корреляции исследуемых признаков

№ п/п Признаки 1 2 3 4 5

1 Физическая подготовленность * 43 59 44 37

2 Прикладные навыки * 46 42 39

3 Упражнение № 2 ПМ * 51 42

4 Упражнение № 2 АК * 41

5 Профессиональная подготовленность *

Определена высокая связь по коэффициенту взаимной сопряженности Пирсона между свойствами центральной нервной системы и уровнем огневой подготовленности С = 0,56; уровнем профессиональной подготовленности С = 0,48. При исследовании зависимости уровня огневой подготовленности от показателей антропометрических данных у сотрудников было отмечено, что эти результаты носят недостоверный характер (Р > 0,05). Это говорит о том, что ростовые и весовые показатели на результаты стрельбы не оказывают никакого влияния, т.е. сотрудники с различным ростом и весом могут в одинаковой степени овладеть приемами стрельбы из боевого оружия.

Для изучения состояния разработанности и тенденции развития исследуемой проблемы был сделан анализ оперативных сводок, литературных источников, который позволил вскрыть ряд объективных причин роста преступности в стране. Это:

- высокий темп концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц ожесточил борьбу за сферы влияния среди новоявленных бизнесменов, преимущественно имеющих криминальный опыт или связи с преступным миром;

- незащищенность граждан в сфере экономических отношений способствует совершению экономических преступлений;

- криминальные сообщества активно используют для достижения своих целей коррумпированных должностных лиц в структурах государственной власти;

- афганский, чеченский «синдром» породил десятки, сотни тысяч нравственно травмированных молодых людей, владеющих профессией только убивать;

- снижение жизненного уровня российских граждан, нарастание кризисных явлений в семье создает благоприятную почву роста преступности среди несовершеннолетних;

- незаконный оборот наркотиков оказывает негативное влияние на общую криминогенную обстановку в России. Наркомания проникает во все возрастные, социальные, профессиональные, этнические слои и группы населения;

- угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов. Одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России;

- неудовлетворительное выполнение государством своих правоохранительных функций породило множество частных охранных предприятий, занятых обеспечением безопасности коммерческих и иных негосударственных структур. В результате появилось неоправданно большое количество вооруженных людей, находящихся вне зоны официального контроля и готовых к применению огнестрельного оружия с нарушением закона.

По данным погранвойск России, ежегодно в пунктах пропуска через границу выявляется и изымается до 2 тыс. единиц оружия, задерживается немало иностранцев, причастных к международным террористическим организациям.

Анализ исследований, проведенных зарубежными криминологами и социологами в течение последних трех десятилетий по проблеме взаимосвязи между количеством преступлений

насильственного характера, совершенных с применением огнестрельного оружия, и количеством имеющегося у населения огнестрельного оружия в той или иной стране, позволил сделать следующий вывод: как только огнестрельное оружие становится легкодоступным населению, вероятность гибели людей в результате насильственных преступлений увеличивается.

В выступлении министра внутренних дел РФ, в проведенном коллективом ВНИИ МВД анализе были отмечены эти же причины, а также указано, что кризисные явления в стране предопределяют наращивание в обществе криминогенного потенциала. Подтверждение тому - анализ оперативных сводок по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где указывается, что в 2005 г. было совершено 212 преступлений с применением огнестрельного оружия, в 2006 г. - 232, в 2007 г. - 525. Особую тревогу вызывает значительный рост «заказных» убийств. Эти данные очевидны и подтверждают состояние и тенденции развития исследуемой проблемы.

На сегодняшний день встал вопрос о целесообразности организации в процессе обучения сотрудников ОВД таких занятий по огневой подготовке, которые смогли бы наиболее близко подвести их к тем условиям профессиональной деятельности, в которых им придется применять личное оружие.

Изучение условий и психолого-педагогических особенностей процесса обучения стрельбе из табельного оружия к действиям в криминальных ситуациях позволил нам установить, что для формирования опыта работы в реальных условиях необходим организованный процесс обучения, направленный на совершенствование психических процессов и состояний личности сотрудников в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их профессиональной деятельности.

Результаты исследований объективно показали, что при выполнении упражнений экспериментального курса у обучаемых значительно возрастает профессиональный уровень развития таких важных умений и навыков, как: быстрота принятия решения в сложившейся ситуации, быстрота и правильность действий при применении оружия, устранение возникших в ходе стрельбы задержек, результативность стрельбы и т.д.

Анализ динамики развития у обучаемых навыков стрельбы свидетельствует о том, что результаты, выполнения упражнений, улучшились во всех экспериментальных и контрольной группах. При этом улучшение результатов в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, и носят достоверный характер (табл. 3).

Таблица 3

Изменение результатов по стрельбе у испытуемых в процессе проведения эксперимента

№ группы Этапы исследования, средняя оценка группы за стрельбу

1 этап 2 этап 3 этап между 1 и 3 этапами

первая экспериментальная 2,6 3,16 4,28 Р<0,001

вторая экспериментальная 2,57 3,46 4,35 Р<0,001

контрольная 2,36 2,8 3,48 Р<0,05

По данным В.П. Вдовиченко (1994), дисциплины, обеспечивающие боевую готовность сотрудников ОВД в плане их профессионализма, находят реализацию в виде упражнений, комплексов упражнений и включают огневую, физическую подготовку, применение специальных средств, основы первой медицинской помощи, применение средств связи, изучение уставов и строевую подготовку, специальную тактику индивидуального поведения и групповых действий, правовые основы применения насильственных мер воздействия, дидактических игр и умений, моделирующих целостное решение типовых задач служебно-боевой деятельности. Они входят в разделы, предусмотренные учебным планом и учебной программой практических дисциплин.

Состояние индивидуальной боевой готовности сотрудников ОВД обеспечивается развитием и способностью к комплексному проявлению следующих компонентов:

- технико-тактической подготовленности к преодолению препятствий, рукопашному бою, стрельбе из боевого оружия и совершению марш-бросков;

- силовой подготовленности, общей работоспособности;

- специальной работоспособности к поиску, преследованию, рукопашному бою, стрельбе из табельного оружия в экстремальных ситуациях.

Сочетание целенаправленного акцентированного совершенствования данных компонентов с комплексным моделированием типовых задач служебно-боевой деятельности и их решением при

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Рис. 1. Место огневой подготовки в индивидуальной боевой готовности сотрудников ОВД

Рис. 2. Структурно-функциональная схема огневой подготовки в служебно-профессиональной деятельности сотрудников ОВД

полной психофизической мобилизации является методической основой индивидуально-боевой подготовки сотрудников милиции.

На основании этих данных мы определили место огневой подготовки в индивидуальной боевой готовности сотрудников ОВД (рис. 1).

Последовательность формирования навыков индивидуальной боевой подготовки сотрудников ОВД включает ознакомление, разучивание, тренировку или совершенствование техники выполнения упражнений, которые входят в структуру их профессиональной подготовленности.

Из анализа литературных источников, результатов научных исследований, а также предложенной схемы (рис. 2) следует вывод: огневая подготовка является важным средством повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об оружии». - М.: Изд-во «Ось-89», 1997.

2. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. // Криминальный вестник СПб. - 1991. - № 18.

3. Блауберг И.В. Целостность и системности // Системные исследования. - М., 1977. - С. 5-28.

4. Вдовиченко В.П. Индивидуальная боевая подготовка сотрудников милиции: Учебное пособие.

- Н. Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1994. - 86 с.

5. Гимазетдинов Ф.М. Совершенствование процесса обучения стрельбе из табельного оружия в криминальных ситуациях курсантов специальных средних учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 25 с.

6. Курс стрельб из боевого стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (КС-98). - М., 1998. - 56 с.

7. Торопов В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общей ред. В.П. Сальникова. -М., 2004. - 400 с.

8. Торопов В.А. Реализация принципов обучения в процессе занятий по огневой подготовке // Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы: Материалы межведомственной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 7 апреля 2000 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПбУ МВД России, 2000.

9. Торопов В.А. Стрельба из пистолета в реальных условиях. - СПб.: ВШ МВД РФ, 1995. - 110 с.

10. Указание министра внутренних дел РФ № 1/1284 «О мерах по обеспечению сохранности вооружения, повышения уровня огневой и физической подготовки». - М., 1994.

11. Шелковникова Е. Хочешь выжить - вооружайся? Огнестрельное оружие, преступность и личная безопасность: есть ли взаимосвязь // Мир безопасности. - 1997. - № 2. - С. 67-69.

12. Шикин А. Боевая стрельба из пистолета: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2000. - 250 с.

13. Шикин А. Перенос направлений стрельбы // Мир безопасности. - 2000. - № 7. -С. 88-92.

В.А. Торопов*

Психологическая подготовка сотрудников ОВД

В статье рассмотрена проблема формирования психологической готовности сотрудников ОВД для успешного выполнения служебно-боевых задач в напряженной профессиональной деятельности средствами огневой и физической подготовки.

In article is considered the problem of formation of psychological readiness of employees of militia for successful performance of duties-fighting tasks in intense professional work by means weapon and physical preparation.

а) Психологическая подготовка сотрудников ОВД

средствами физической подготовки

В литературных источниках по физической культуре психологическая подготовка, как правило, рассматривается как отдельный раздел тренировочного процесса, но психологические и педагогические особенности в процессе занятий по физической подготовке необходимо рассматривать в комплексе.

В процессе учебно-тренировочных занятий часто приходится наблюдать, как обучаемые уверено занимаются на спортивных снарядах, тренажерах и как быстро пропадает эта уверенность, когда они находятся на контрольных занятиях или на соревнованиях: в них проявляются растерянность, скованность в действиях, неуверенность в себе. Обучаемые забывают не только то, чему их научили, но некоторые - даже свой домашний адрес. Это естественная реакция человека на действия, связанные с опасностью, риском. Зачеты, соревнования - не обыденное и не частое явление, они ассоциируются у обучаемых с чувствами боязни, страха, ответственности, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики человека. Признаками этого состояния являются:

- повышение частоты пульса и дыхания;

- потливость ладоней;

* Профессор кафедры ФК и ПЕ Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.