Научная статья на тему 'Инновационные пути специальной боевой подготовки курсантов вузов МВД России'

Инновационные пути специальной боевой подготовки курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТРЕНИРОВКА / ПРАКТИКА / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ / PERSONAL SAFETY BASES / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / STRUCTURE / EDUCATIONAL PROCESS / BLOCK-MODULE SYSTEM / TRAINING / PRACTICE / MONITORING / BOUNDARY CHECK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Требенок А. А.

Акцентируется внимание на необходимости научного подхода к совершенствованию преподавания учебной дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в вузах МВД России. Опираясь на результаты проведенных исследований, автор предлагает новый подход к построению структуры учебного процесса по основам личной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Требенок А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION WAYS OF A SPECIAL COMBAT TRAININGOF THE CADETS OF THE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article accentuates the necessity of the scientific approach to the teaching perfection of the academic subject «Personal Safety Bases of the Officers of the Internal Affairs Body» at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Relying on the results of the conducted researches the author suggests a new approach to the structure organization of the educational process on the given discipline on the basis of block-module system directed at the gaining of special knowledge and practical abilities in the sphere of personal safety bases of cadets of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account their future office activity.

Текст научной работы на тему «Инновационные пути специальной боевой подготовки курсантов вузов МВД России»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А.А. ТРЕБЕНОК,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: Trebenok-aleks@mail.ru

Аннотация. Акцентируется внимание на необходимости научного подхода к совершенствованию преподавания учебной дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в вузах МВД России. Опираясь на результаты проведенных исследований, автор предлагает новый подход к построению структуры учебного процесса по основам личной безопасности.

Ключевые слова: основы личной безопасности, специальная физическая подготовка, структура, учебный процесс, блочно-модульная система, тренировка, практика, текущий контроль, рубежный контроль.

INNOVATION WAYS OF A SPECIAL COMBAT TRAININGOF THE CADETS OF THE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.A. TREBENOK,

post-graduate student of the full-time form of learning at Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article accentuates the necessity of the scientific approach to the teaching perfection of the academic subject «Personal Safety Bases of the Officers of the Internal Affairs Body» at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Relying on the results of the conducted researches the author suggests a new approach to the structure organization of the educational process on the given discipline on the basis of block-module system directed at the gaining of special knowledge and practical abilities in the sphere of personal safety bases of cadets of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account their future office activity.

Keywords: personal safety bases, special physical training, structure, educational process, block-module system, training, practice, monitoring, boundary check

Преступность на современном этапе является одним из дестабилизирующих факторов общественного развития, ее масштабы представляют реальную угрозу процессу становления российской государственности, успешному осуществлению социально-экономических реформ в нашей стране [3, 4, 6]. Отмечены случаи, когда преступные элементы пытаются внедриться в органы власти, руководство общественных организаций и правоохранительных органов.

Правоохранительные органы активно применяют меры противодействия преступным элементам, при этом получают ранения, а в ряде случаев погибают при выполнении служебного долга. Учитывая усиливающиеся негативные тенденции потерь и ранений личного состава разных служб ОВД и изощренность

действий преступников, перед образовательной системой МВД России возник вопрос о совершенствовании подготовки курсантов и слушателей.

Ведущие российские ученые [1, 2, 5] неоднократно акцентировали внимание на необходимости научного подхода к проблеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников милиции и курсантов вузов МВД России, в том числе по их обучению вопросам личной безопасности.

С целью повышения уровня формирования необходимых умений и навыков сотрудников ОВД в практику учебного процесса вузов МВД России в 2002/2003 уч.г. была впервые включена учебная дисциплина «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» («ОЛБ»). В настоящее время эта учебная дисцип-

лина преподается на двух факультетах — по подготовке специалистов криминальной милиции и милиции общественной безопасности. За годы преподавания учебной дисциплины накопилась теория и практика, в которых существует противоречие между объективной потребностью в целенаправленном совершенствовании подготовки курсантов в вопросах обеспечения личной безопасности и недостаточной разработанностью учебной дисциплины в научно-исследовательском плане. Как в теории, так и на практике многие вопросы, связанные с этой проблемой, не находят своего научного обоснования. Противоречия ставят задачи перед профессионально-прикладной педагогикой в проведении специальных исследований, направленных на разработку системы преподавания учебной дисциплины «ОЛБ» с учетом специфики будущей профессиональной деятельности выпускников.

С целью разработки экспериментальной методики обучения курсантов по вопросам личной безопасности, с 2008 г. в Московском университете МВД России проводятся специальные исследования, направленные на совершенствование этой дисциплины. На первом этапе исследования изучалась научная, специальная и учебно-методическая литература по проблеме. Особое внимание уделялось проблеме обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД и существующей практике преподавания учебной дисциплины «ОЛБ». На втором этапе исследования анализировалась служебная деятельность сотрудников разных служб и подразделений ОВД, изучались ее характер и специфика с целью выявления негативных воздействий на сотрудников и способов их предотвращения. Определялись профессионально важные качества, отражающие структуру подготовленности сотрудников милиции к обеспечению их личной безопасности при задержании правонарушителей. Для этого проводилось анкетирование и интервьюирование сотрудников и руководителей разных служб ОВД.

В создании научно обоснованной программы подготовки разрабатывались модельные характеристики, отражающие содержание, структуру и критерии оценки готовности курсантов к обеспечению ОЛБ с учетом специфики их будущей служебной деятельности. Осуществлялся анализ имеющихся рабочих программ по рассматриваемой учебной дисциплине с целью изучения эффективности применения существующих тем, разделов, объема учебного времени в рамках практиче-

ского курса. В результате полученных исследовательских материалов, касающихся задач и концепции обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД и курсантов вузов МВД России, была разработана учебная программа. Аналитическим путем определена и научно обоснована педагогическая система организации подготовки курсантов вузов МВД по ОЛБ. Разработана структура учебного процесса по дисциплине «ОЛБ» на основе блочно-модульной подготовки курсантов с учетом дальнейшего совершенствования средств и методов их обучения в условиях, близких к реальной практической деятельности сотрудников ОВД.

На третьем этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент, направленный на экспериментальное обоснование предложенной учебной программы по дисциплине «ОЛБ». С этой целью на базе Московского университета МВД России были созданы две экспериментальные группы по 32 человека. Занятия с курсантами проводились профессорско-преподавательским составом кафедр огневой и физической подготовки, кафедры деятельности ОВД в особых условиях с учетом всех дидактических принципов педагогики: сознательности, систематичности, последовательности, доступности и повторности и др. Кроме этого, испытуемые экспериментальных групп проходили обучение согласно учебной программе по «ОЛБ», утвержденной для курсантов Московского университета МВД России в 2009 г., которая в своей основе учитывала блочно-модульный принцип подготовки курсантов.

Общее количество учебных часов (120), планируемых на каждую учебную группу, распределялось одинаково: на теоретический раздел отводилось 6 ч, на практический — 78 ч и на комплексные учения — 36 ч.

Четвертый этап исследований предусматривал разработку практических рекомендаций, направленных на совершенствование организации и методического обеспечения преподавания учебной дисциплины «ОЛБ».

На разных этапах экспериментов применялись современные методы исследования: информационно-аналитические, психолого-педагогические, инструментальные, медико-биологические, математической статистики. В результате изучения и анализа научной и методической литературы, касающихся практики преподавания курса учебной дисциплины «ОЛБ» в вузах МВД России, установлено, что в настоящее время отсутствуют какие-либо научно-обоснованные подходы

к построению структуры учебного процесса по дисциплине. Опираясь на мнение профессорско-преподавательского состава вузов МВД России, а также анализ анкетных данных, можно прибегнуть к экспериментальной разработке структуры учебного процесса на основе блочно-модульной системы с целью оптимизации всего учебного процесса по изученному курсу.

Программа модульного построения учебного процесса по «ОЛБ» нацелена на приобретение курсантами выпускных курсов специальных знаний в области ОЛБ и на формирование необходимых умений и навыков с учетом их будущей служебной деятельности. За структурную единицу был взят один период продолжительностью шесть месяцев, который предусматривал три взаимосвязанных и взаимообусловленных блочно-мо-дульных этапа подготовки, продолжительность каждого этапа составляла до 2 месяцев (рис. 1).

Модульное построение учебного процесса дало возможность не только поэтапно отслеживать физическую и специальную подготовленность курсантов, но и определить уровень сформированности умений и навыков по вопросам их личной безопасности и своевременно вносить коррективы в учебный процесс, направленный на ликвидацию пробелов по учебной

дисциплине. Проведение теоретических занятий было направлено на приобретение необходимых знаний по ОЛБ сотрудников ОВД в повседневной служебной деятельности. Рассматривались теоретические аспекты, касающиеся проблемы личной безопасности сотрудников ОВД при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Изучался передовой отечественный и зарубежный опыт обучения сотрудников правоохранительных органов по обеспечению личной безопасности. Большое внимание уделялось правовым основам применения сотрудниками ОВД огнестрельного оружия, мерам безопасности при обращении с ним, причиная гибели и ранений сотрудников.

Особое внимание в работе уделялось содержанию и сущности личной безопасности сотрудников ОВД в условиях выполнения ими служебных задач, изучался профессиональный риск и профессиональная безопасность разных категорий сотрудников, рассматривались общие правила поведения сотрудников ОВД во время задержания правонарушителей, при проверке документов, досмотре автотранспорта, помещений индивидуально и в составе группы. Акцентировалось внимание обучающихся на теоретических знаниях, связанных с действиями сотрудников при обнаружении взрывчатых и сильнодей-

Тренировка

Тренировка

Практика

Формирование умений и навыков личной безопасности, психологической и тактико-технической готовности без применения табельного оружия в разных условиях служебной деятельности

Формирование умений и навыков личной безопасности, психологической и тактико-технической готовности без применения табельного оружия в разных условиях служебной деятельности

Совершенствование умений и навыков по основам личной безопасности в условиях, приближенных к служебно-боевой деятельности

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Текущий контроль

физической подготовленности

Текущий контроль специальной физической подготовленности

Текущий контроль огневой подготовленности

Текущий контроль уровня

боевой подготовленности

Рубежный контроль сформированности умений навыков личной безопасности

и тактико-технической подготовленности к условиям жилых помещений

Рубежный контроль сформированности навыков и умений по обеспечению личной безопасности с применением табельного оружия

Текущий контроль психологической и тактико-специальной подготовленности

Итоговый контроль -ЭКЗАМЕН

Рис. 1. Модель структуры построения учебного процесса по курсу учебной дисциплины «ОЛБ»

ствующих ядовитых веществ, а также в ситуациях групповых нарушений общественного порядка и приемах конвоирования задержанных нарушителей в ОВД. Теоретические знания, полученные курсантами экспериментальных групп, контролировались непосредственно при организации и проведении семинарских занятий.

Практические занятия на первом модульном этапе подготовки курсантов опытной группы с учетом его направленности предусматривали совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих быстрое преследование правонарушителя, превосходство в силовом противодействии в режиме рукопашной схватки. Особое внимание уделялось отработке тактики действий сотрудников и обеспечению их личной безопасности при осмотре помещений, досмотре автотранспорта, мест возможного укрытия преступников или подозреваемых в совершении преступления, проведении наружного осмотра, проверке документов. Отрабатывались умения и навыки личной безопасности при внезапном нападении одного или нескольких противников, при обезоруживании правонарушителя как индивидуально, так и в групповом взаимодействии. Акцен-тировалось внимание на отработку умений и навыков личной безопасности при пресечении попыток завладения огнестрельным оружием сотрудника правоохранительных органов.

На завершающем этапе обучения в учебный процесс включали отработку модельных ситуаций по задержанию правонарушителя в усложненных условиях, используя оборудованный «Лестничный полигон», позволяющий отрабатывать технико-тактические действия по задержанию правонарушителя при внезапном его нападении в условиях жилого помещения. «Лестничный полигон» представлял собой два лестничных марша с тремя междуэтажными площадками, специально оборудованными защитными средствами, для обеспечения безопасной отработки модельных ситуаций по задержанию условного правонарушителя на лестничной площадке и марше. Критерием оценки прохождения полосы препятствий «Лестничный полигон» являлись разработанные нормативные требования.

Второй блочно-модульный этап подготовки курсантов опытной группы предусматривал учебные занятия по шести темам; общее количество времени, отводимого на их изучение, равнялось 44 ч (табл. 1).

С учетом направленности учебного материала на этом этапе особое внимание уделялось психологической подготовке курсантов, совершенствованию навыков их личной безопасности, необходимых при действиях в экстремальных ситуациях. Обращалось внимание на осовершенствование физических качеств, обеспечивающих быстрое преследование пра-

№ Название Всего Форма проведения занятий

часов Лекции Семинары Практические занятия

9 Приемы, правила и порядок действий с огнестрельным оружием, обеспечивающие безопасность сотрудников ОВД 8 — — 8

10 Действия сотрудников ОВД, обеспечивающие их личную безопасность при огневом контакте 8 — — 8

11 Тактика ведения прицельной стрельбы в усложненных условиях 8 — — 8

12 Тактика применения и использования оружия, обеспечивающая личную безопасность сотрудников ОВД при задержании вооруженного преступника 8 — — 8

13 Стрельба в движении с целью упреждения личного поражения 6 — — 6

14 Действия по обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД при проведении специальных операций 6 — — 6

ВСЕГО часов по курсу дисциплины «ОЛБ» за этап 44 — — 44

Таблица. 1. Тематический план второго блочно-модульного этапа подготовки курсантов опытной группы

вонарушителя в разных ситуациях с последующим его задержанием, используя при этом специальные подручные средства и огнестрельное оружие.

Кроме этого, обучение курсантов опытной группы было сосредоточено на формировании необходимых знаний, умений и навыков по вопросам личной безопасности при применении табельного оружия в разных условиях и ситуациях, таких как извлечение оружия из кобуры, подготовка его к выстрелу, перемещение с оружием, смена изготовок для стрельбы в процессе передвижения, скоростная стрельба со сменой огневой позиции, скоростная стрельба после физической нагрузки и при сбивающих факторах со сменой магазина во время стрельбы. Отрабатывались действия сотрудников при внезапном нападении одного или нескольких противников с применением как физической силы, так и специальных средств и огнестрельного оружия, действия в экстремальных ситуациях с учетом обеспечения личной безопасности. Помимо этого, предусматривался текущий контроль огневой подготовленности курсантов опытной группы с включением стрелкового упражнения из пистолета Макарова № 2 КС-2000 «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели днем», а также текущий контроль сформирован-ности навыков личной безопасности применительно к условиям, моделирующим оперативно-служебную деятельность сотрудников ОВД с использованием огнестрельного оружия непосредственно при прохождении морально-психологической полосы препятствий.

На завершающем этапе обучения для контроля действий по обеспечению личной безопасности с оружием предусматривался рубежный тест, включающий в себя выполнение специального комплексного упражнения в стрельбе из ПМ дисциплины «ОЛБ», разработанного учеными кафедры огневой подготовки Московского университета МВД России А.И. Щипиным и И.Л. Гроссом.

Третий блочно-модульный этап предусматривал комплексное учение, моделирование типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативных, служебных, служебно-боевых задач. Все 36 уч.ч посвящались отработке модельных ситуаций, связанных с задержанием правонарушителей в разных условиях, моделирующих служебно-боевую деятельность сотрудников ОВД.

На завершающем этапе исследования с целью контроля степени сформированности навыков и умений

личной безопасности применялась комплексная полоса препятствий, моделирующая задержание правонарушителя в разных ситуациях с последующим использованием оружия и применением спецсредств и оценивалась тактика задержания правонарушителя в условиях жилого помещения. В конце этапа проводились комплексное оперативно-тактическое учение и итоговый экзамен.

В результате проведенного исследования была разработана научно обоснованная методика подготовки курсантов вузов МВД России по вопросам соблюдения личной безопасности, которая позволяет максимально использовать содержание материала по боевым учебным дисциплинам с целью формирования необходимых знаний, умений и навыков.

В результате проведенного исследования экспериментально доказана эффективность разработанной методики, о чем свидетельствуют следующие данные:

• статистическая достоверность комплексной оценки физической и специальной подготовленности курсантов опытной группы по сравнению с оценочными результатами контрольной группы;

• статистическое преимущество комплексной оценки огневой и тактико-специальной подготовленности курсантов опытной группы по сравнению с оценкой курсантов контрольной группы;

• положительная динамика роста психофизических качеств курсантов опытной группы;

• статистически достоверное преимущество теоретической подготовки по учебным дисциплинам боевой подготовки и специальным учебным дисциплинам.

Литература

1. Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по проблемам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов: учеб.-практ. пособие. М.: Академия управления МВД России, 1997.

2. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: учеб.-практ. пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1998.

3. Нургалиев Р.Г. От Петра до Петровки // РГ. 2009. № 185.

4. Нургалиев Р.Г. МВД России: вчера, сегодня, завтра. М., 2010.

5. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: автореф. ... д-ра пед. Наук. М., 1986.

6. Путин В.В. Избранные речи и выступления. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.