Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России на основе интегративного обучения при проведении оперативно-тактических учений'

Формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России на основе интегративного обучения при проведении оперативно-тактических учений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синников В. Б., Арсланов А. Ф.

В статье рассматриваются вопросы интеграции межпредметных знаний в решении комплексных задач при подготовке курсантов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России на основе интегративного обучения при проведении оперативно-тактических учений»

В.Б.Синников, А.Ф.Арсланов,

кандидат педагогических наyк, до^ш; кандидат педагогических наук, доцент

заместитель начальника по (КЮИ МВД Р0ссии)

профессиональной служебной и физической подготовке (КЮИ МВД России)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы интеграции межпредметных знаний в решении комплексных задач при подготовке курсантов к профессиональной деятельности.

В настоящее время органы внутренних дел, как и многие другие правовые институты российского общества, находятся в стадии реформирования. Несмотря на то, что с 2003 по 2011 год МВД России переживало период активного реформирования, нельзя не видеть, что современные условия требуют переоценки определенных позиций в деятельности министерства. И дело здесь не только в происходящем экономическом кризисе, хотя его роль в обострении криминальной обстановки значительна. Процесс организационно-управленческих и структурных изменений в МВД России переходит в новую фазу и требует более глубоких, качественных и системных преобразований. [1][

Образовательные учреждения системы МВД России всемерно учитывают требования быстро меняющейся социально-

образовательной ситуации. Вместе с тем анализ существующей практики обучения курсантов образовательных учреждений МВД свидетельствует о преимущественном направлении содержания профессиональной подготовки специалистов на формирование

знаний, умений и навыков. Вопросам личностно-профессионального развития курсантов, формирования у них

надпрофессиональных (ключевых) и профессиональных компетенций уделяется значительно меньше внимания. По этой причине появляются сотрудники органов внутренних дел с недостаточным уровнем профессиональной компетенции, не отвечающие требованиям общества,

государства.

В связи с этим вопросы взаимосвязи профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций курсантов

требуют более глубокого изучения. Необходим поиск путей повышения эффективности подготовки специалистов МВД, формирования у курсантов

профессиональной компетентности.

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования

подготовки курсантов, адекватных изменившемуся характеру и содержанию профессиональной деятельности

специалистов МВД, является

интегративность обучения.

Сегодня все настоятельнее ставится вопрос об интеграции общенаучных и профессионально-значимых знаний как средства формирования компетенций курсантов образовательных учреждений МВД России. Это обусловлено теми условиями, в которых выполняют свои задачи сотрудники правоохранительных органов. Поэтому необходимо готовить не просто образованных специалистов с хорошей теоретической базой, но и подготовленных профессионалов-

практиков, способных к целостному и системному анализу сложных проблем правоохранительной деятельности с ориентацией на социальные факторы развития общества. Новое видение процесса интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки

курсантов образовательных учреждений МВД позволит, на наш взгляд, повысить уровень профессиональной

компетентности будущих специалистов.

Сумма личностных, социальных и профессиональных компетенций,

формируемых различными видами учебного процесса в образовательных учреждениях МВД, обусловливает детерминанты социальной направленности личности, т.е. тот комплекс мотивов, который превращает абстрактную способность курсанта к деятельности в деятельность конкретную, осознанную и целенаправленную, реализуемую в условиях определенных общественных отношений.[2] Следовательно, основной проблемой учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России является формирование социальных и профессиональных качеств личности, адекватных конкретному уровню развития общества. Именно эту задачу призвано решить интегративное обучение. Для решения задач, стоящими перед органами внутренних дел, предполагается выпускать динамичную социокультурную личность с высокой духовно-нравственной культурой,

высокими профессиональными знаниями и умениями. То есть нам нужен специалист, обладающим таким статусом, который формировал бы в сознании отдельного

гражданина и в обществе в целом положительный имидж служителя закона и защитника правопорядка.

В настоящее время наряду с проблемой установления оптимального соотношения гуманитарных и профессиональных дисциплин, определяемых профилем вуза МВД, встает проблема овладения выпускником комплексом знаний, умений и навыков, получаемых в ходе изучения отдельных дисциплин, исходя из конечной цели подготовки специалиста для МВД. Переход от преимущественно

информативного типа обучения к иным, в том числе интегрированным, предполагает активное развитие познавательных, творческих способностей курсантов, их умение систематизировать, обобщать и применять комплекс знаний, необходимых в профессиональной деятельности.

Одним из направлений в решении данного вопроса является применение интегративного подхода к подготовке обучающихся. Анализ практической деятельности выпускников показывает, что в настоящее время нельзя соглашаться с традиционным параллелизмом множества учебных дисциплин, слабо сопряженных и ориентированных на главную цель профессиональной подготовки сотрудника МВД.

Предметная система обучения расчленяет единство и целостность представлений о многих явлениях и процессах. В результате знания и умения курсантами приобретаются дискретно, с разрывами во времени и пространстве. Необходимый синтез разнопредметных знаний курсант

осуществляет чаще всего самостоятельно, без активного участия преподавателя, на том уровне, на каком это ему самому удается сделать. Нужна оптимальная система в интеграции содержания образования и процесса обучения.

Тематический анализ содержания учебных программ на основе изучения связей структурно-логической схемы, планово-программной документации

позволяет выделить взаимосвязанные темы, которые в последующем подвергаются более детальному изучению. Анализируется характер и содержание

профессиональной деятельности

специалиста МВД с целью установления взаимосвязи между

общеобразовательными и

профессиональными дисциплинами,

формирующими специалиста по способам деятельности. Учебный материал выделенных тем, вступающих в интегрированные связи, пересматривается и уточняется с точки зрения единого применения терминов и понятий

различных учебных дисциплин,

применения межпредметных знаний при

решении комплексных задач

профессиональной деятельности, переносе знаний и умений, полученных в ходе изучения одной дисциплины, в другую.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной

подготовки выпускника по такой специальности, как юриспруденция,

предполагают, что выпускники должны уметь научно и творчески анализировать социальные явления, активно участвовать в реализации задач в условиях формирования правового государства, реформы экономической и политической систем, демократизации

общественной жизни и внедрения новых методов управления, сочетать высокую нравственность и эстетическую культуру, быть воспитанными на основе общечеловеческих духовных ценностей, патриотизма и гуманизма, честно и добросовестно выполнять служебный долг.

Перечисленные знания и умения, которыми должен обладать выпускник, формируются в процессе выполнения обучаемыми на занятиях разноуровневых заданий и решения комплексных

междисциплинарных задач. Целесообразно подготовку курсантов к профессиональной деятельности строить на системной ориентации в предметах обучения, обеспечивающей углубление общих теоретических знаний, процесс обучения осуществлять проблемно, с учетом реализации правил и принципов межпредметной интеграции.

Эффективность всякой образовательной модели определяется тем, в какой мере она пригодна для внедрения, насколько она практикоориентирована. Именно в этом

контексте и ставится вопрос о методах реализации тех или иных установок, содержательных идей, версий, замыслов. Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования

подготовки курсантов, адекватных изменившемуся характеру и содержанию профессиональной деятельности

специалистов МВД, является проведение оперативно-тактических учений (ОТУ), которые проводятся в рамках учебной дисциплины «Учение».

Рабочая учебная программа этого предмета подготовлена в соответствии с примерной программой для

образовательных учреждений России, разработанной Департаментом

государственной службы и кадров МВД России, и предназначена для слушателей очной формы обучения, обучающихся по специальности 030505.65 -

Правоохранительная деятельность

(оперативно-розыскная специализация).

Содержание программы учитывает последние изменения в федеральном законодательстве, в структуре

Министерства внутренних дел России и отражает современные достижения теории и практики деятельности органов

внутренних дел.

Дисциплина является межкафедральной. В проведении занятий задействованы

преподаватели кафедры оперативнорозыскной деятельности - 12 часов,

уголовного процесса - 6 часов,

криминалистики - 6 часов,

административного права,

административной деятельности и управления - 4 часа, физической

подготовки - 4 часа, огневой подготовки -

4 часа. Всего на изучение специальной дисциплины отводится 36 часов. Все занятия являются практическими.

Цель изучения дисциплины заключается в усвоении слушателями основных положений и норм уголовно-правового, уголовно-процессуального и

административного законодательства, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, а также:

- научить комплексно использовать на практике теоретические знания специальных дисциплин;

- воспитать чувство глубокого уважения к праву путем формирования установки на недопустимость любого нарушения закона;

- выработать умения и навыки организации раскрытия и расследования преступлений, подследственных органам внутренних дел;

- уметь выполнять профессиональные обязанности в сложной обстановке после физической нагрузки с применением боевого оружия.

На первом этапе ОТУ курсанты выступают в роли следственнооперативной группы и выполняют комплекс заданий, состоящий из осмотра места происшествия, первоначальных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, а также оказания первой медицинской помощи

пострадавшему на месте происшествия.

На втором этапе выполняется комплекс заданий, связанных с проведением оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, совершивших

преступление, их опознанием,

процессуальным задержанием, личным обыском и дактилоскопированием, работой с оперативно-справочными и криминалистическими учетами.

Действия обучаемых по выполнению типовых оперативно-служебных задач в составе следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия и на первоначальном этапе расследования уголовного дела позволяют определить уровень профессионального мастерства курсантов и слушателей выпускных курсов, выполняющих различные роли участников уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности, а также умений и навыков по использованию нормативных правовых актов и составлению необходимых уголовно-процессуальных и оперативнорозыскных документов.

На третьем этапе курсанты для определения индивидуальной

подготовленности поочередно выполняют комплекс заданий, включающих в себя

преодоление тактико-специальной полосы и скоростную стрельбу из ПМ. Прохождение тактико-специальной

полосы проводится в форме контрольного маршрута с выполнением набора специальных заданий (преодоления

различных препятствий). Тактикоспециальная полоса предполагает

преодоление этапов в экстремальной ситуации.

Скоростная стрельба из пистолета

Макарова выполняется по неподвижным целям после передвижения с переносом огня в глубину и по фронту. Статистика МВД говорит, что 60% случаев

применения оружия происходит на дистанции менее 10 метров. В настоящее время криминальная среда хорошо

вооружена и характер огневых контактов меняется. По статистике МВД Великобритании, 86% всех вооруженных (включая огнестрельное оружие) нападений происходит на дистанции менее

5 метров. Американцы проанализировали десятки тысяч случаев применения оружия ФБР, полицией и спецназом. Оказалось, что американским полицейским

приходится открывать огонь по

преступнику, когда тот находится на расстоянии от 3 до 5 метров в 80% случаев. На дистанции до 10 метров происходит 98% перестрелок полиции с преступниками. Однако обучение приемам стрельбы из пистолета испытывает сильное влияние армейской и спортивной подготовки прицельной стрельбы на большие дистанции. Спортивная стрельба

- это 25 метров и 50 метров (для пистолета), и в бою на таких дистанциях используют автоматическое или длинноствольное оружие. Пистолет же максимально эффективен на меньших дистанциях. Как раз на тех, на которых и происходит подавляющее большинство огневых контактов.

Команда Казанского юридического

института МВД России неоднократно становилась победителем и призером в оперативно-тактических учениях вузов МВД России, как в личном, так и командном зачете. За время подготовки команды института появились

определенные наработки, опыт, который, безусловно, будет полезен нашим коллегам.

Целесообразно проводить стрелковую часть ОТУ, используя элементы упражнений практической стрельбы. Ценность практической стрельбы заключается в том, что условия соревнований по этому виду спорта максимально возможно воссоздают условия реального применения огнестрельного оружия. Упражнения помогают развить такие навыки, как быстрота реакции, ловкость, физическая сила и выносливость, кроме того, у стрелка вырабатывается способность быстро прицеливаться и максимально точно поражать мишени, что порой является жизненно важным при применении на практике огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. На наш взгляд, подготовка личного состава как в органах внутренних дел, так и в образовательных учреждениях МВД должна включать в себя упражнения по практической стрельбе, для того чтобы сотрудники при выполнении своих служебных обязанностей на практике при возникновении ситуации, когда применение и использование огнестрельного оружия необходимо, могли действовать быстро, правильно и решительно.

Психологами института проводились психологические мероприятия с 42 курсантами, подготовленными для проведения оперативно-тактических

учений, по выявлению психологической готовности. Психодиагностические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обследования проводились по

определенным методикам, выявляющими психологическую готовность и степень психологического состояния к данным занятиям (методики: личностные

опросники, проективные методики, психогеометрия, многоцветовой тест, прибор «Активациометр»).

Индивидуально-психологические консультирования проводились для

получения дополнительной информации по определению психологической готовности курсантов к учениям. На момент обследования 65% из 42 курсантов показали высокую степень

психологической готовности. После проведенных учений психологами

проводились повторные психологические мероприятия на предмет

психологического состояния курсантов. Результаты получены с явными позитивными изменениями, степень

готовности к решению сложных интегративных задач повысилась до 74%. Курсанты показывали мотивацию успеха в дальнейшем проведении учений,

активацию психологической готовности, стремление к познавательным процессам обучения, стимуляцию желаний. Данные показатели психологических мероприятий свидетельствуют об эффективности проводимых практических занятий.

Как показывают исследования, большинство качеств, составляющих личностно-социально-профессиональный статус специалиста МВД, требуют знаний различных учебных дисциплин, которые невозможно сформировать в процессе обособленного изучения отдельных предметов. Следовательно, чем более системный характер приобретает подготовка специалиста, тем более широкими становятся границы поля его возможностей решения профессиональных задач.

По нашему мнению, оперативнотактические учения - это один из способов совершенствования форм и методов обучения, результатом которых так же станет поддержание высокой моральной, психологической и физической готовности курсантов и слушателей к решению оперативно-служебных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нургалиев Р. Г. МВД России: вчера, сегодня, завтра // Российская газета.2009.15 июня.

2. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: ИССО РАО, 1997.104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.