Научная статья на тему 'Содержание занятий по огневой подготовке при обучении курсантов вузов МВД России навыкам патрульно-постовой службы на основе блочно-модульного подхода'

Содержание занятий по огневой подготовке при обучении курсантов вузов МВД России навыкам патрульно-постовой службы на основе блочно-модульного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание занятий по огневой подготовке при обучении курсантов вузов МВД России навыкам патрульно-постовой службы на основе блочно-модульного подхода»

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

УДК 3 5 6

ЗТ -Я* \

Александр Владимирович АФАНАСЬЕВ,

преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

Ольга Анатольевна ЧУДИНОВА,

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ НАВЫКАМ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ НА ОСНОВЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

Современная деятельность органов внутренних дел требует от личного состава высокой профессиональной подготовки, составной частью которой является огневая подготовка, направленная на обучение сотрудников умелому и эффективному применению и использованию боевого ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач.

Центральное место в подготовке специалистов принадлежит ведомственной системе профессионального образования. Основным требованием при этом является обеспечение практической направленности такого образования в целях качественного получения и закрепления навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей сотрудниками ОВД. Однако проведенные в образовательных учреждениях проверки показали, что оптимальное сочетание теоретического и практического обучения в вузах обеспечивается не всегда.1

Использование на этапе специального профессионального обучения курсантов вузов МВД России блочно-модульного подхода к обучению на основе проблемно-ситуационной формы организации занятий является оправданным и позволяет максимально приблизить содержание обучения к условиям оперативно-служебной

деятельности сотрудников ОВД. Блочно-модульный подход является альтернативой традиционной системе обучения. Модульная технология известна с 1972 г. Наиболее полно ее основы разработаны П.Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения»2.

Примерная программа специального профессионального обучения курсантов первого курса образовательных учреждений МВД России3 предназначена для их подготовки к «выполнению оперативно-служебных задач в объеме должностных (служебных) обязанностей сотрудника патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности»4. В соответствии с содержанием указанной программы в результате освоения курса обучаемые должны иметь представление о теоретических основах стрельбы из боевого оружия, знать основания и порядок применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия, знать правила обеспечения личной безопасности и материальную часть табельного оружия, приемы и правила стрельбы из него, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, а также уметь пресекать противоправные действия, в том числе и с применением и использованием огнестрельного оружия.

-44-

№ 2 (4) • 2009

Алгоритмы высшей школы

Учебная дисциплина «Огневая подготовка» в примерной программе рассматривается как дисциплина, при обучении которой обучаемые приобретают дополнительные необходимые навыки. На ее освоение программой отводится 74 учебных часа (58 - практические занятия, 16 -самостоятельная работа), но в содержании программы отсутствуют модули, которые бы относились только к огневой подготовке, ввиду чего возникает проблема распределения этих часов и способов организации занятий. В связи с этим считаем целесообразным проведение комплексных междисциплинарных занятий в рамках прохождения модулей, предусматривающих отработку правомерных действий сотрудников милиции по предотвращению и пресечению правонарушений, в том числе с применением (использованием) табельного оружия. Такая возможность предусмотрена разработчиками примерной программы: в пояснении к расчету учебной нагрузки (п.4) сказано, что в случае необходимости для обеспечения комплексности в усвоении знаний курсантами рекомендуется проведение занятий несколькими преподавателями различной специализации. При этом дополнительная нагрузка составляет 68 часов на одну учебную группу.

На таких занятиях мы предлагаем рассматривать и практически отрабатывать вопросы, которые не могут быть изучены в рамках основной программы 1 курса обучения, но являются обязательными для успешного прохождения обучаемыми модуля итогового контроля. К числу таких вопросов могут быть отнесены:

- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время несения службы (способы подготовки табельного оружия к несению службы, заряжания и разряжания, способы определения и порядок устранения задержек при

стрельбе из пистолета; действия с оружием на месте происшествия после его применения или использования и т.д.);

- порядок получения (сдачи) оружия в дежурной части подразделения при заступлении на службу (по окончании службы);

- приемы и правила скоростной стрельбы из пистолета.

Реализовать изучение указанных тем полагаем возможным в рамках прохождения следующих модулей примерной программы.

1. Модуль 6 «Выявление и задержание нарядами милиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оказание содействия подразделениям криминальной милиции» - ситуации 6.2. «Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам"» и 6.4. «Действия сотрудников милиции в зависимости от места и времени задержания».

2. Модуль 7 «Действия нарядов милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на собственность» - ситуапця 7.3. «Действия нарядов милиции в случае получения сообщения о грабеже, разбое».

3. Модуль 9 «Действия нарядов милиции при возникновении чрезвычайных обстоятельств» - ситуация 9.3. «Тактика действий нарядов милиции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников».

1 Кикоть В.Я. Система образования МВД России: вчера, сегодня, завтра // Профессионал. 2008. N№1. С.2-6.

2 Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

3 О направлении примерной программы : письмо ДКО МВД России от 2 8 ноября 2 008 г.

4 Примерная программа специального профессионального обучения курсантов первого курса образовательных учреждений МВД России. М. : ДКО МВД России, 2 0 08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.