Научная статья на тему 'О некоторых формах организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России'

О некоторых формах организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / БАЗОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ АУДИТОРИЯ / ФИЛИАЛ КАФЕДРЫ / ЗОНА ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / PRACTICAL-ORIENTED APPROACH / MAIN POLICE SUBDIVISION / INTERACTIVE AUDIENCE / AFFILIATE OF DEPARTMENT / AREA OF PUBLIC ORDER PROTECTION / INVESTIGATIVE-ОPERATIVE GROUP / LEGAL CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заброда Дмитрий Григорьевич, Заброда Светлана Николаевна

В статье выделены и охарактеризованы отдельные формы практико-ориентированного профессионального обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, которые могут быть использованы для повышения качества их подготовки в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заброда Дмитрий Григорьевич, Заброда Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some forms of organization of practice-oriented training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA system of Russia

Article isolated and characterized a number of forms of practice-oriented vocational training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia that could be used to improve the quality of their training in modern conditions.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России»

Заброда Дмитрий Григорьевич

кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])

Заброда Светлана Николаевна

Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])

О некоторых формах организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России

В статье выделены и охарактеризованы отдельные формы практико-ориентированного профессионального обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, которые могут быть использованы для повышения качества их подготовки в современных условиях.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, базовое подразделение полиции, интерактивная аудитория, филиал кафедры, зона охраны общественного порядка, следственно-оперативная группа, юридическая клиника.

D.G. Zabroda, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]; S.N. Zabroda, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Some forms of organization of practice-oriented training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA system of Russia

Article isolated and characterized a number of forms of practice-oriented vocational training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia that could be used to improve the quality of their training in modern conditions.

toy words: practical-oriented approach, main police subdivision, interactive audience, affiliate of department, area of public order protection, investigative-оperative group, legal clinic.

В ежегодном послании Федеральному Собранию на 2016 г. Президент России В. Путин указал, что Россия «... может и обязана занять место в числе лидеров в глобальном разделении труда на десятилетия вперед. Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть» [1].

Данный тезис отражает основополагающий принцип государственной политики в области образования, а его реализация относится к одному из приоритетных направлений деятельности всех без исключения образовательных организаций нашей страны.

Образовательные организации системы МВД России, выполняя задачу по подготовке

высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел, применяют весь арсенал дидактических форм и методов для повышения уровня освоения профессиональных компетенций обучающихся.

Одним из эффективных способов повышения качества подготовки сотрудников полиции, способствующих формированию у них значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей, является внедрение практико-ориентирован-ных технологий.

Следует согласиться с позицией А.М. Ми-тяевой, которая считает, что практико-ориен-тированный подход в целом означает, что в учебном процессе решается основная задача подготовки будущих специалистов - создание

238

условий для развития профессиональной компетентности личности [2].

При этом под практико-ориентированной технологией обучения в учебных заведениях системы МВД России Е.И. Мещерякова понимает целенаправленные педагогические процедуры, операции и приемы, в совокупности составляющие целостную дидактическую систему, реализация которой обеспечивает формирование профессионально значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень готовности обучаемых к осуществлению практической правоприменительной деятельности [3].

Целью данной публикации является характеристика некоторых форм организации прак-тико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

Для достижения этой цели в публикации предлагается разрешить следующие задачи: выделить новые формы практико-ориентиро-ванного профессионального обучения курсантов и слушателей, которые могут быть использованы для повышения качества их подготовки; охарактеризовать эти формы, выделить особенности их внедрения.

Среди многообразия форм практико-ори-ентированного профессионального обучения следует выделять их комплексные разновидности, объединяющие различные методики. Анализ научных публикаций, раскрывающих специфику использования подобных форм в образовательных организациях МВД России, позволяет к ним относить: имитационные занятия (деловые и ролевые игры), основанные на материалах практики; тренинги; учебно-тактические учения; занятия с использованием специализированных полигонов, аудиторий; занятия с привлечением сотрудников полиции, ассистентов или тренеров из их числа.

Синтезируя опыт решения проблем оптимизации качества подготовки сотрудников полиции, полученный в процессе собственной педагогической деятельности, ознакомления с системами подготовки сотрудников полиции в Австрии, Беларуси, Германии, Польше, США, Франции, считаем целесообразным рассмотреть некоторые комплексные формы организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей и высказать предположения по их внедрению в деятельность образовательных организаций МВД России.

В частности, в этой публикации предлага-

ется осветить такие формы, как базовое подразделение полиции, интерактивная аудитория для имитационных игр, филиал кафедры на общественных началах в территориальных ОВД, курсантская зона охраны общественного порядка, привлечение курсантов и слушателей к работе следственно-оперативных групп, юридическая клиника.

1. Базовое подразделение полиции (на примере базового участкового пункта полиции (далее - БУПП). БУПП может признаваться один из пунктов в горрайоргане внутренних дел, который имеет условия, характерные для аналогичных органов и подразделений, стабильно высокий уровень показателей оперативно-служебной деятельности (не менее 2 лет подряд), опытных участковых уполномоченных полиции (работающих более 3 лет в должности), оборудованный в соответствии с требованиями МВД России. Он оглашается совместными приказами руководителей органов МВД субъектов Российской Федерации и высших образовательных организаций МВД России, дислоцированных в месте размещения соответствующих МВД, ГУ(У)МВД России, а если такие организации отсутствуют - приказами руководителей соответствующих территориальных органов.

Целью БУПП является создание условий для приобретения курсантами и слушателями знаний, умений и навыков, связанных с выполнением служебных обязанностей участковых уполномоченных полиции и сотрудников иных подразделений полиции общественной безопасности, внедрения передового опыта работы, апробации инновационных технологий в учебном процессе и деятельности полиции, внедрения результатов научных исследований, а также проведения на их базе всех видов занятий и практик.

К основным задачам БУПП относят: ознакомление обучающихся с наиболее совершенными формами и методами работы полиции общественной безопасности; формирование инновационных форм труда участковых уполномоченных полиции с целью повышения его эффективности и качества; содействие полиции в выполнении возложенных на нее задач; апробация, с учетом местных условий, разработанных образовательными и научными организациями МВД России передовых форм и методов организационно-управленческой деятельности, форм и методов охраны общественного порядка и безопасности, внедрение автоматизированных информационных систем (в том числе и рабочих мест), инновационных

239

технологий обучения; формирование действенной системы профилактики правонарушений, усовершенствование индивидуально-воспитательной работы среди курсантов и слушателей, непосредственное их ознакомление с условиями прохождения службы, создание условий для дальнейшей адаптации выпускников по соответствующему профилю; развитие системы организации работы наставников с молодыми специалистами; использование возможностей региональных органов власти по улучшению материально-технической базы БУУП; усиление связи ОВД с населением, улучшение имиджа и авторитета полиции, распространение правовых знаний, предоставление гражданам бесплатной юридической помощи; изучение резерва кадров для замещения должностей профессорско-преподавательского состава.

2. Интерактивная аудитория для имитационных игр - это имитация служебного помещения, жилого или иного помещения, оборудованного аудио-, видеотехникой, обеспечивающей фиксацию, непосредственное отображение и возможность хранения отснятых ролевых, деловых игр и других имитационных событий, моделирующих ту или иную ситуацию в служебной деятельности сотрудников полиции.

Например, нами организовывалась деятельность интерактивной классной комнаты (далее -ИКК), в которой имитировались действия сотрудников органов внутренних дел по реагированию на факты домашнего насилия.

Она была создана с целью обеспечения условий для формирования у курсантов, слушателей системы последипломного образования и действующих участковых уполномоченных полиции алгоритмов правильных действий во время реагирования на факты насилия в семье путем их отработки во время тренингов и ролевых игр.

Основными задачами ИКК являются: проведение учебных занятий со всеми категориями обучающихся, а также практическими сотрудниками ОВД; повышение квалификации и специализация сотрудников службы участковых уполномоченных полиции; обеспечение привлечения к учебному процессу инструкторов (тренеров) из числа сотрудников ОВД, усиление сотрудничества учебного заведения и территориальных органов внутренних дел; повышение эффективности осуществления профилизации вуза; внедрение технических средств обучения и инновационных образовательных технологий, их апробация и рас-

пространение позитивного опыта; обобщение передовых форм и методов противодействия насилию в семье.

В процессе занятия осуществляется входной и выходной контроль знаний по вопросам предупреждения насилия в семье, преимущественно в форме тестирования.

Занятия проводятся по сценариям, разработанным преподавателями вуза при участии сотрудников службы участковых уполномоченных по согласованию с профильным департаментом МВД. Для формирования умений и необходимых навыков у обучающихся используются образцы и макеты процессуальных и служебных документов, составляемых в процессе предупреждения, выявления и фиксации фактов насилия в семье. Эти материалы согласовываются с подразделениями центрального аппарата МВД.

Ход ролевых игр фиксируется с помощью специального оборудования, отснятые видеофильмы копируются на магнитный носитель для дальнейшего изучения и оценивания. Результаты занятий обобщаются и учитываются при оценивании знаний курсантов и слушателей, подготовки сотрудников ОВД.

3. Филиал кафедры на общественных началах в территориальных ОВД (далее - ФК) -внештатное учебно-научно-практическое подразделение образовательной организации на базе регионального ОВД.

ФК создается с целью укрепления связей учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов с практикой, внедрения результатов научных исследований в практику, изучения передового опыта работы, повышения квалификации, организации стажировки преподавателей, привлечения практических сотрудников к участию в государственных экзаменах, проведению бинарных занятий, в том числе и на базе территориальных органов внутренних дел. Филиал создается, как правило, при кафедрах, научная и учебная деятельность которых непосредственно связана с практической деятельностью ОВД и соответствующих их профилю подразделений полиции.

Основными задачами ФК являются: обоснование и разработка теоретических и практических проблем совершенствования подготовки квалифицированного персонала для органов внутренних дел, стажировки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; обеспечение практической направленности учебного процесса, обобщение и использование передового опыта практиче-

240

ской деятельности органов внутренних дел в учебном процессе; организация и проведение обучения курсантов и слушателей с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, которые сочетают профессиональную компетентность, высокую общую культуру, имеют активную жизненную позицию, умеют работать в современных условиях; привлечение научно-педагогического состава кафедр и практических работников к решению наиболее актуальных проблем деятельности ОВД, разработке конкретных рекомендаций и эффективной реализации их на практике; обсуждение и апробация результатов научных исследований, внедрение научных разработок в практику; привлечение практических работников ОВД к проведению занятий, принятию зачетов, экзаменов, участию в работе государственных экзаменационных комиссий; обобщение передового опыта деятельности органов внутренних дел и разработка рекомендаций по его практическому внедрению; доведение до научно-педагогического состава информации о содержании актуальных проблем правоохранительной деятельности и наиболее эффективных путях их решения.

4. Организация курсантской зоны охраны общественного порядка предусматривает выделение для учебного заведения одного или нескольких патрульных маршрутов и совместное (с привлечением преподавательского состава, сотрудников патрульно-постовой службы полиции и др.) несение патрульной службы. Такие маршруты согласовываются с соответствующими подразделениями полиции общественной безопасности и включаются в общегородские схемы патрульных участков, зон.

В ходе патрулирования курсанты и слушатели выполняют все функции нарядов полиции, обучаются навыкам общения с гражданами различных категорий, укрепляют взаимодействие с практическими подразделениями, составляют необходимые процессуальные и служебные документы.

Такая разновидность практической деятельности осуществляется в рамках внеучебной практики. К несению службы привлекаются курсанты и слушатели старших курсов, преподаватели, имеющие опыт работы в органах внутренних дел. Контроль за несением службы осуществляется уполномоченными лицами территориальных ОВД и образовательной организации. Для учета результатов службы курсантов и педагогов заводятся учетные карточки.

В дальнейшем, кроме патрулирования, курсанты и слушатели привлекаются к выполнению иных задач, возлагаемых на подразделения полиции общественной безопасности (проведение различных профилактических и просветительско-пропагандистских мероприятий, паспортизация участков УУП, проверка образа жизни лиц, состоящих на профилактических учетах ОВД, и др.).

5. Привлечение курсантов и слушателей к работе следственно-оперативных групп (СОГ) осуществляется на основе совместных приказов образовательных организаций и территориальных органов внутренних дел в рамках практики во внеучебное время. К дежурствам привлекаются курсанты и слушатели 3-4 курсов, обучающиеся по узким специализациям «Оперативно-розыскная деятельность» и «Предварительное следствие».

Целью данного вида практического обучения является формирование у курсантов навыков работы в составе следственно-оперативной группы, получения и использования первичной информации о правонарушениях и иных событиях, поведения на месте происшествия, обучение особенностям использования криминалистической и другой техники, общения между представителями различных подразделений полиции, с гражданами различных категорий.

В ходе такого вида практики обучающиеся под руководством сотрудников полиции: принимают участие в выездах на места происшествия в различное время суток, знакомятся с действиями оперативного дежурного, старшего следственно-оперативной группы и других членов СОГ, особенностями работы экспертов-криминалистов, изучают процедуру осмотра места происшествия, порядок выявления, фиксации и изъятия вещественных доказательств, использования средств видеофиксации, осуществления неотложных оперативно-розыскных и следственных действий, специфику взаимодействия с дежурной частью, нарядами полиции; знакомятся с особенностями отбора объяснений, их оформлением, порядком привлечения к проведению следственных мероприятий понятых, специалистов; методикой использования служебных собак.

Контроль за выполнением заданий практики осуществляется представителями образовательной организации и соответствующего территориального ОВД.

6. Юридическая клиника является частью негосударственной системы бесплатной юридической помощи, организуется и проводится в

241

целях создания условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности; пропаганды правовых знаний и правового просвещения населения России; формирования у обучающихся навыков оказания квалифицированной юридической помощи и развития практического мастерства юриста; нравственного формирования будущего юриста как социально активной личности [4].

Целями юридической клиники являются: повышение уровня практических знаний, умений и навыков студентов юридических специальностей; обеспечение доступа представителей социально уязвимых групп общества к правовой помощи; формирование правовой культуры граждан; подготовка и обучение курсантов и слушателей в духе соблюдения и уважения к принципам верховенства права, справедливости и человеческого достоинства; расширение сотрудничества высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-юристов, с судебными, правоохранительными органами, органами юстиции, государственной власти и местного самоуправления, с другими учреждениями и организациями; внедрение в учебный процесс элементов практической подготовки студентов-юристов в сфере юридических услуг.

Среди основных задач юридической клиники можно выделить: предоставление обучающимся и педагогическим работникам клиники возможности приобретения навыков практической деятельности по специальности; создание дополнительных мест для приобретения практических навыков; предоставление гражданам бесплатных юридических консультаций; проведение мероприятий по правовому образованию населения; обеспечение возможности общения обучающихся со специалистами -практиками судебных и правоохранительных органов, других государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам их деятельности; создание эффективного механизма обмена информацией между населением, средствами массовой информации и юридической клиникой, что позволит оперативно реагировать на потребности граждан.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в юридической клинике на безвозмездной основе в виде: правового консультирования в устной и письменной формах; составления проектов заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Оказание бесплатной юридической помощи на безвозмездной основе осуществляется обучающимися под контролем педагогов, имеющих высшее юридическое образование.

Оказание бесплатной юридической помощи юридической клиникой должно быть направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей образовательного процесса, а также использование трудовых, материальных и иных ресурсов с соблюдением требований образовательной программы.

Юридическая клиника является внештатным подразделением образовательной организации. В ее состав входят курсанты 2, 3 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки (специальностям) «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», и педагогические работники кафедр, на которых преподаются конституционное право, гражданско-правовые, административно-правовые дисциплины, уголовный процесс и уголовное право. Персональный состав юридической клиники определяется приказом руководителя образовательной организации на соответствующий учебный год.

Апробация каждой из указанных форм предусматривала: принятие соответствующих управленческих решений, согласование и издание локальных и совместных нормативных правовых актов, подготовку необходимых учебно-методических материалов, широкую разъяснительную работу среди обучающихся и практических сотрудников полиции, контрольные и оценочные мероприятия.

Рассмотренные нами способы использования практико-ориентированного подхода продолжают развиваться. Они позволяют не только повысить эффективность образовательной деятельности, но и существенно сблизить учебный процесс с проблемами практики органов внутренних дел, сократить срок адаптации выпускников к условиям будущей профессиональной деятельности с учетом специализации обучающихся.

242

1. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://importozamechenie.ru/ poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/

2. Митяева А.М. Компетентостная модель многоуровневого высшего образования. Волгоград, 2007.

3. Мещерякова Е.И., Панферкина И. С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(53). С. 21-24.

4. Положение о внештатной юридической клинике федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации». Волгоград, 2015.

1. Message of the President to the Federal Assembly. URL: http://importozamechenie.ru/ poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/

2. Mityaeva A.M. Competence model of multilevel high education. Volgograd, 2007.

3. Mescheryakova E.I., Panferkina I.S. Management of practical-oriented education of the cadets as provision of growth of effectiveness of professional-personal formation // Psychopedagogy in law-enforcement organs. 2013. № 2(53). P. 21-24.

4. Provision on non-staff legal clinic of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». Volgograd, 2015.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Материалы

IV ctcpocíriíichOH híу tnö-праиткческси коибэерешми курсантов, cnj 1Н ■ ■ и студентов (14«пр£пи iOIStf

В rpci пма*

Том I

Краснодар

201 S

Актуальные вопросы науки и практики : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей и студентов, 14 апр. 2016 г: в 3 т. / редкол. : А. Н. Илья-шенко, С. А. Федоренко, Н. В. Агаронова, И. А. Антонов, К. В. Вишневецкий, А. В. Герасимов, Е. В. Грибанов, Д. В. Карабаш, С. Ф. Самойлов, А. Б. Сизоненко, И. Н. Старостенко, Е. А. Щуров, А. Б. Цукахин. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016.

В сборнике опубликованы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов «Актуальные вопросы науки и практики», состоявшейся в Краснодарском университете МВД России 14 апреля 2016 г

Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.